О значении истории, сохранении памяти о павших солдатах говорили многие. Особенно яркое высказывание приписывают великому Михаилу Васильевичу Ломоносову: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего».
Исходя из этого, при осмотре иностранных военных кладбищ в Севастополе можно сделать вывод, что страны Старой Европы, чьи слава и величие когда-то гремели на весь мир, переживают закат. Проще говоря, «сдуваются» или растворятся в «кишечнике» глобального тренда глобализации, толерантности, коленопреклонении и затирании страниц своей истории.
Англичане, французы, итальянцы пусть и не очень быстро, но уверенно уходят в небытие.
В середине XIX века галльский петух и британский лев в компании итальянцев и турок высадились в Крыму, чтобы усмирить русского медведя. В результате кампании Севастополь был разрушен, а в окрестностях города появились сотни иностранных захоронений.
Уже после войны в Российскую империю стали приезжать иностранные комиссии, которые занимались вопросом перезахоронения останков свои солдат в одном месте. Так, на горе Гасфорта появилось итальянское кладбище, у подножия Сапун-горы — британское, а в районе посёлка Кальфа — французское.
За порядком на кладбищах следили специальные смотрители, которые получали зарплату от стран — участников Крымской войны.
После произошла революция, Великая Отечественная война и советское «благоустройство» территорий кладбищ. На месте английского кладбища появились воронки от немецких бомбардировок, а затем дачные домики, на горе Гасфорта — пустырь (что некоторые эксперты связывают с гибелью линкора «Новороссийск»), французское кладбище было окончательно разрушено бульдозерами в 1982 году.
После развала Советского Союза к теме иностранных воинских захоронений вновь появился интерес. В начале 90-х годов вблизи британского кладбища построили мемориальный комплекс, у подножия горы Гасфорта поставили памятник итальянским солдатам, на бывшем французском кладбище — обелиск и памятные камни с упоминанием сражавшихся в Севастополе подразделений. В районе Дергачей построили монумент турецким воинам.
Все эти памятники были сделаны весьма кустарно — дёшево и безвкусно. Основа всех монументов — бетонные блоки, облицованные тонкими плитками породистых и не очень камней или же просто покрытые штукатуркой.
Фактически сразу после открытия они стали разрушаться, проваливаться под землю и рассыпаться. В плачевном состоянии они остаются и сейчас.
«Конечно, качество этих памятников вызывает вопросы. Было бы неплохо заменить их более стильными сооружениями - и с точки зрения материалов, и с точки зрения эстетики. Но это политический вопрос, который надо решать с руководством причастных стран», — сказал ForPost специалист по Крымской войне Сергей Ченнык.
В 2019 году в газете The Times вышла статья корреспондента Ханны Лусинды Смит «Время оказалось жестоким по отношению к британским мертвецам Крымской войны, их могилы осквернены, перекопаны, а теперь и позабыты». В публикации рассказывалось о неудовлетворительном состоянии британских памятников и захоронений времён Крымской войны в Севастополе. При этом претензии относительно состояния монументов в публикации предъявляются России.
Уважаемой Ханне Лусинде Смит хочется ответить: Россия не должна заботиться о захоронениях и памятниках захватчикам на своей земле. Вас сюда никто не звал, и занимались вы здесь не высаживанием виноградников.
Более того, Крым не закрыт ни для британцев, ни для французов, ни для итальянцев. Приезжайте, займитесь, наконец, останками и памятью своих солдат, если они вам, конечно, нужны.
Другой пример
Масштабы зла сравнивать не стоит. Но ужас, боль и потери, которые принёс на нашу землю немецкий солдат во время Великой Отечественной войны, пожалуй, затмевают все предыдущие войны, вместе взятые. До этого так системно, целенаправленно и быстро истребить нас не пытался никто.
Тем не менее в районе села Гончарного, в невероятно красивом месте, которое смело можно сравнить со швейцарскими Альпами (что нередко делают приезжающие сюда потомки германских солдат), расположилось немецкое военное кладбище.
Зелёное поле с католическими крестами разных размеров и именными плитами, с определённых ракурсов напоминающими строи уходящих в вечность солдат. Аккуратно ухоженная плитка, ровный заборчик, небольшой, в немецком стиле домик с архивом и информационной комнатой.
Вокруг практически стерильная чистота и такая же по духу атмосфера.
«Это сборное кладбище — сюда свозили (и продолжают это делать) останки немецких солдат со всего Крыма. После войны на всём полуострове было порядка 360 немецких захоронений», — сказала ForPost смотритель немецкого мемориального кладбища Ольга Гайдукова из Балаклавы, благодаря кому комплекс поддерживается в отличном состоянии.
Немецкому кладбищу в Гончарном уже 25 лет. Здесь покоятся останки 25 тысяч немецких захватчиков.
«Это кладбище не карателям-убийцам, — подчёркивает смотритель, — это кладбище человеческому безумию. Здесь в основном лежат пацаны 20–25 лет. Они своё получили — сложили свои головы за маразм своего тирана Гитлера. Подобные кладбища — напоминание всем людям, что подобного больше никогда и нигде произойти не должно».
Удивительная черта русского характера — умение прощать.
Всего кладбище рассчитано на 40 тысяч захоронений, и каждый год его пополняют кости бывших горных егерей, артиллеристов, танкистов и многих других представителей германской военной машины.
Их привозят на кладбище как поисковики, так и рядовые граждане, которые обычно находят останки во время строительства домов.
«Последнее захоронение было на кладбище в декабре 2020 года. В землю уложили примерно 120 гробов», — вспоминает Гайдукова.
Кладбище — не братская могила. Каждый гроб индивидуальный. Всё дело в особенностях немецкого характера — с любовью к порядку и упорядоченности во всём, включая смерть.
«Все немцы были с именными жетонами. Когда солдат погибал, нижнюю часть жетона отрывали и отправляли родственникам, а с верхней частью хоронили. Если по какой-то причине жетон терялся, с бойцом закапывали запечатанную бутылку с бумагой, где были указаны все данные», — поясняет смотритель.
По этой причине безымянные немецкие солдаты — явление отнюдь не массовое.
В архиве комплекса все останки занесены в именные каталоги, и когда сюда приезжают родственники, смотритель находит точное место захоронения и ставит туда небольшой металлический каркас.
«Кладбище разбито на секторы, мы рулеткой можем измерить и показать место любого гроба. На это место мы кладём этот металлический каркас. Немцы вокруг это места обычно ставят цветы или иконки», — говорит Гайдукова.
Разделений на младшие и старшие чины на кладбище нет. Смерть всех сравняла.
До пандемии на немецкое кладбище ежегодно приезжало довольно много родственников солдат, которые навсегда остались лежать в севастопольской земле. Пик пришёлся на 2016 год — сюда приехало порядка 1,5 тыс. немцев.
«Чаще всего немцы оставляют в дар иконки, берёзовые кресты, личные фотографии солдат. Один из посетителей привёз копии деревянных щитков дивизий, которые здесь воевали. А однажды нам передали переплавленный из железного креста (одна из самых почитаемых военных наград Германии. — ForPost) образок», — рассказала смотритель.
Помимо подарков в информационной комнате хранятся и вещи немецких солдат, которые находят вместе с ними — каски, ботинки, пули, расчёски, кольца и так далее.
Санкции памяти не помеха
Существует немецкое кладбище за счёт средств Народного союза Германии по уходу за военными могилами (Volksbund Deutsche Kriegsgräberfürsorge).
Несмотря на политические разногласия между ФРГ и Россией, финансирование немецкого кладбище не останавливалось ни на день. Не стесняются в Севастополь после 2014 года приезжать и немецкие делегации.
Подобных кладбищ в России порядка 20. И ни одно из них не обделено вниманием немцев.
Смотритель не скрывает, что многие немцы в Севастополе чувствуют себя неловко из-за событий, которые произошли здесь в период 1941–1944 гг. Но оставлять своих солдат без внимания они не собираются. Надо помнить свою историю, какая бы ужасная она ни была. В противном случае всё может повториться…
Р. S.
Недавно британский генерал заявил о переброске войск в Германию «для быстрого реагирования в случае необходимости». Речь, конечно, о возможной агрессии России. Домашнее задание не выполнено.
Глеб Вадатурский
Обсуждение (42)
Всё под бульдозер...
Русские с мёртвыми не воюют. Но и заботиться о могилах врагов - это уже перебор. Пусть страны, оставившие под нашими стенами своих солдат, заботятся об их прахе. Нас стыдить нечего...
Приехали пограбить, огребли, сдохли без чести и славы, памяти не достойны. Откуда вообще возникла эта идея делать на нашей земле кладбища захватчикам? Собственно, вопрос риторический. Некоторые чиновники еще в 90-х получили пожертвования. Но откуда берутся нынешние идиоты поддерживать идиотскую идею? Мнение всяких смотрителей кладбищ за немецкую зарплату рассматривать не будем, хотя они уже подпадают под закон о иноагентах. Под бульдозер.
Это умер чей- то сын. Он достоин памяти своей родни и близких. Каким- бы дураком или подонком он не был. Мы действительно с мёртвыми не воюем. А его внук, сын должен знать, что он не пропал где- то а по христиански захоронен. И к нему можно приехать. Это память о родном человеке. Милосердие. А мы не звери.
Где-то читал. На ДВ тоже собралась такая японская комиссия, наши подсуетились, организовали кладбище, дорожки с песочком. Вот только под этими бетонными блоками ни одного джапа не было. Но нужные люди пожертвования получили. Так что нефиг умиляться таким романтическим комиссиям, сейчас всё за деньги. И зачем кто-то оплачивает эту движуху? А это те же, кто переписывает историю для нашей молодежи. Возвышая "подвиги" этих грабителей, мы унижаем наших защитников. И забываем "сколь раз увидел, столь раз убей" (с), когда мы всей славянской расой были в шаге от уничтожения.
Константин Симонов
Если дорог тебе твой дом…
Если дорог тебе твой дом,
Где ты русским выкормлен был,
Под бревенчатым потолком,
Где ты, в люльке качаясь, плыл;
Если дороги в доме том
Тебе стены, печь и углы,
Дедом, прадедом и отцом
В нем исхоженные полы;
Если мил тебе бедный сад
С майским цветом, с жужжаньем пчел
И под липой сто лет назад
В землю вкопанный дедом стол;
Если ты не хочешь, чтоб пол
В твоем доме фашист топтал,
Чтоб он сел за дедовский стол
И деревья в саду сломал…
Если мать тебе дорога —
Тебя выкормившая грудь,
Где давно уже нет молока,
Только можно щекой прильнуть;
Если вынести нету сил,
Чтоб фашист, к ней постоем став,
По щекам морщинистым бил,
Косы на руку намотав;
Чтобы те же руки ее,
Что несли тебя в колыбель,
Мыли гаду его белье
И стелили ему постель…
Если ты отца не забыл,
Что качал тебя на руках,
Что хорошим солдатом был
И пропал в карпатских снегах,
Что погиб за Волгу, за Дон,
За отчизны твоей судьбу;
Если ты не хочешь, чтоб он
Перевертывался в гробу,
Чтоб солдатский портрет в крестах
Взял фашист и на пол сорвал
И у матери на глазах
На лицо ему наступал…
Если ты не хочешь отдать
Ту, с которой вдвоем ходил,
Ту, что долго поцеловать
Ты не смел, — так ее любил, —
Чтоб фашисты ее живьем
Взяли силой, зажав в углу,
И распяли ее втроем,
Обнаженную, на полу;
Чтоб досталось трем этим псам
В стонах, в ненависти, в крови
Все, что свято берег ты сам
Всею силой мужской любви…
Если ты фашисту с ружьем
Не желаешь навек отдать
Дом, где жил ты, жену и мать,
Все, что родиной мы зовем, —
Знай: никто ее не спасет,
Если ты ее не спасешь;
Знай: никто его не убьет,
Если ты его не убьешь.
И пока его не убил,
Ты молчи о своей любви,
Край, где рос ты, и дом, где жил,
Своей родиной не зови.
Пусть фашиста убил твой брат,
Пусть фашиста убил сосед, —
Это брат и сосед твой мстят,
А тебе оправданья нет.
За чужой спиной не сидят,
Из чужой винтовки не мстят.
Раз фашиста убил твой брат, —
Это он, а не ты солдат.
Так убей фашиста, чтоб он,
А не ты на земле лежал,
Не в твоем дому чтобы стон,
А в его по мертвым стоял.
Так хотел он, его вина, —
Пусть горит его дом, а не твой,
И пускай не твоя жена,
А его пусть будет вдовой.
Пусть исплачется не твоя,
А его родившая мать,
Не твоя, а его семья
Понапрасну пусть будет ждать.
Так убей же хоть одного!
Так убей же его скорей!
Сколько раз увидишь его,
Столько раз его и убей!
to Тамарикс:
Вот пусть родня и близкие его память и хранят. Но не мы и не у нас, где он оставил мерзейшую память!
Если у немцев такой порядок во всём, и даже имена солдат известны - не пора ли им приехать и забрать их к себе на родину? А заодно - пусть и остальные забирают. Они - захватчики, и этим всё сказано. Наши солдаты пришли в Европу, как освободители, но "благодарная" Европа уже заканчивает расправляться с памятниками нашим солдатам, установленными там. Они не желают хранить память о своих спасителях. Так на кой чёрт нам хранить память о тех, кто приходил нас уничтожить?...
to DaddyCool: Вы в этом мире просто гость, так что подостыньте.
to Serggio: У русских свой путь, не надо призывать к уподоблению. Соседняя страна уже это попробовала.
На Острякова стоит памятник Авиаторам-черноморцам не вернушимся с задания и не имеющие захоронения. Там имена 1324 летчиков,родные приезжают и здесь их вспоминают. Но памятник требует ремонта,иначе потеряем имена Героев. НАШИХ ГЕРОЕВ НАДО ПОМНИТЬ С БЛАГОДАРНОСТЬЮ!
Мне показалось или действительно автор стыдит какую-то обезличенную Европу за неуважение к памяти своих воинов?
Праведную или нет вели они войну каждый из нас осознаёт. Важно другое: как мы храним память тех, кто отстаивал нашу землю от захватчиков. И насколько достойно они смогли дожить свой век среди нас, благодарных потомков
to DaddyCool: Судя по вашим высказываниям, все захоронения советских воинов по всей Европе тоже можно пустить под бульдозер? За нашими кладбищами тоже не кто не должен ухаживать за границей? Наши власти должны на это не обращать внимания? Ведь многие жители тех стран верят, что наш солдат туда тоже пришёл пограбить. Не сумеем всех переубедить, что мы шли исключительно освобождать, но случайно во многих странах Европы задержались на десятки лет. Или вы думаете, что все те немцы которые лежат в Гончарном с радостью шли на войну? Выбора не было ни у нашего солдата, ни у немецкого...
1,5 тыс. немцев в 2016-м не может быть. Скорее 2006-й.
Считаю, что это не правильно! Все останки немецких солдат должны быть отправлены на их родну, на средсва Германии. В нашей земле не должны покоиться те, кто убивал наших войнов и истязал гражданское население. Учитывая то, что наша молодёжь не сильно утруждает себя изучением истории, всё как-то больше по тик-токам, то придёт время, будут думать, что пришли на нашу землю 20-и летние немецкие юнцы и нечайно, безвинно (вина на тех, кто их сюда послал) погибли. То, что русский народ всепрощающий, неудачный пример в данной ситуации. Заявления смотрительницы кладбища тоже объяснимы, а именно зарплатой, установленной немецкими фондами.
to Andgi: Вам бы Бродского почитать и ошибки не писать. Они собственной жизнью заплатили за свой выбор. Вам этого не понять. Не унижайте себя, не воюйте с теми, кто Вам не может ответить.
Окститесь,лучше этого не делать,
Прага,
to Andgi: Если мы отправим все останки на историческую родину, то за чей счёт мы это будем делать и где эти самые деньги возьмём?
А останки наших воинов? Что с ними делать?
Вы представляете как это всё сделать реально?
Таллин
Панкофф,Германия
Щецин
to Худи:
А разве я призываю воевать с памятниками, и, тем более - с могилами? Нет. Кроме того, я категорически против любого их осквернения - это не в наших традициях и не в наших генах. Но почитать их я тоже не собираюсь. Хотят - пусть сами ухаживают за ними, им этого никто не запрещает. Не хотят - пусть забирают к себе. Не хотят ни того, ни другого - пусть эти камни зарастают травой, а время сотрёт их в пыль. Но лично я им ничего не должен. Как и все мои сограждане. В этом, как я понимаю, и есть главный посыл этой статьи, и тут я с ним полностью согласен.
СОГЛАСЕН!!! ГОЛОВОРЕЗАМ и ЗАХВАТЧИКАМ здесь не место! Забирайле и хороните у себя! Утверждаю как военнослужащий!
Мы хотим ответить их потомкам, которые забыли своих предков и их преднаэначение! Если б не было с их стороны жажды реванша, никто не поднимал вопрос!
to Шато:
Фото красивые. Но аналогии здесь нет. Они пришли к нам как захватчики, жечь и убивать. Наша армия пришла к ним, как освободители, спасители. Поэтому могилы наших солдат ТАМ имеют совершенно иной смысл...
Хотелось бы, чтоб себя озвучили те, кто с этим не согласен! Или опять минусить будете?
to Serggio: Причем тут аналогия?Любые действия всегда порождают противодействия.У нас в половине Европы зарыты в братских могилах и Неизвестного Солдата.Или вы думаете,что наши действия там не ответят аналогичными и будут вспоминать кто,куда,и как пришел?Украины мало?
to Serggio:
Подавление восcтаний в Венгрии и Чехословакии советскими воисками, совсем не похоже не на освобождение и тем более на спасение. Я понимаю, что это разные вещи - освобождение Европы от нацизма и события шестидесятых. Но это события одной цепи. После этих действий советские солдаты в этих странах тоже перестали восприниматься исключительно освободителями. Тем не менее в Чехии наши захоронения самые ухоженные. И именно в Чехии не разу не поднимался вопрос о сносе наших памятников.
to: Худи
Скорей, Вы унижаете память о наших предках, погибших в войне.
to Шато:
Ну, с нашей стороны никаких действий пока что нет. Так что не будем бежать впереди паровоза. Но я ещё раз повторюсь - могила могиле рознь. Я не собираюсь становиться на позицию "Коли с Уренгоя", и называть тех же фашистов "тоже солдатами". Расстреливавший и сжигавший мирное население - для меня не солдат.
А кроме того - наши гибли ТАМ - ради НИХ. Спасая их. Вот поэтому они должны чтить и помнить. А для чего ИХ солдаты гибли ЗДЕСЬ?
to Filatoff:
Видимо, потому, что чехи всё же помнят главное.
to trubach:
Вы судите со своей колокольни. Точнее с караульного поста. Суждение это безусловно субъективно. Выбирая стезю военную вы и становитесь тем самым безропотным исполнителем приказа обороняться или наступать ценой своего здоровья, конечностей или жизни, которому в утешение даются звания (иногда героя, иногда посмертно), значки, медали и благородная подоплёка (идеология). Да, чуть не забыл! Денежное довольствие.
to Инженер:
Да какой Вы инженер. Торгашеская Ваша колокольня. Мы (имею смелость говорить от лица всех подводников) спокойно и сознательно ходили под воду, некоторые на смерть. И не торгашам нас судить.
to DaddyCool:
Вознегодовал!)))
Судить я не вправе, это да. Но мнение имею твёрдое. А судом вам и подтверждением есть тема которую мы обсуждаем. Вы смеете (от имени всех подводников, да и вообще военных) за свой героизм претендовать на долгую память и почёт, подкреплённый памятниками, обелисками, мемориальными досками и неподнятыми подводными лодками. Но время и история очень капризны, на примере иностранных военных кладбищ. Забвение...
to Тина Севастополь: А Вы на всё через призму денег смотрите, ничего человеческого Вам не чуждо?
Богатая Европа опять "на шару" хочет? Не выйдет. Но кое кому уже проплатили.
to Худи:
Я человек со своим мнением и понимаю, что любое действие стОит каких то расходов. Даже просто паспорт поменять. А уж перезахоронение сколько стОит, цифру не назову т.к. не знаю.
Масштаб этих расходов на мой взгляд фантастичкский.
На Украине любят сейчас всё советское переименовывать. А памятники уже снесли. Стали они лучше жить от этого?
Несколько лет назад я была на немецком кладбище в районе Гончарного. Оно содержится в образцовом порядке.
Нам бы так содержать могилы своих родных в городе... А то ведь жалкое зрелище.
to Тина Севастополь: А я считаю, что это вообще не тема для обсуждения. Они упокоились и упокой их нарушать не надо, ни за деньги, ни за хотелки некоторых. Ухаживать надо, это святое.
to Crimean nazi:
Спасибо. Сразу не погуглила.
Вики выдала три(3) значения этой фразы.
Чтить память оккупантов? Безумие какое-то.
Смелость говорить от лица какой-либо общности, а тем более причислять себя к тому немногочисленному пантеону героев только на основании ношения одинаковой формы, пережитых 3-5 инцидентах за всю военную карьеру, на протяжении которой втайне лелеялась мысль о "мирном небе", чтобы воевать пришлось только с мальчишками-призывниками на плацу, с целью превратить свободных и неразумных в беспрекословно подчиняющихся бездумных.
Всё зависит от того, кем мы хотим быть. Хотим быть шакалами Шарки, прыгающими на чужих могилах? - давайте уничтожать!
Хотим быть великой нацией? - Давайте всё сохранять! Памятники, царю, Ленину, Маннергейму. Могилы побеждённых врагов, павших соотечественников. Чтобы помнили, к чему все приводит.
(с) Это нужно не мёртвым, это надо живым!
to Boris Shirokolov: Спасибо, Вы ответили всем и сразу. А там, гуляй поле, кто как воспитан. Спасибо.
Что мы предъявим своим детям, внукам? Только русские и советские могилы? А они спросят, а где могилы противника? Что только наших убивали? И тут мы им покажем немецкое кладбище на 250 тысяч захватчиков, английское, турецкое и т.д. Они пришли сюда за смертью. И это должно быть видно.