О значении истории, сохранении памяти о павших солдатах говорили многие. Особенно яркое высказывание приписывают великому Михаилу Васильевичу Ломоносову: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего».
Исходя из этого, при осмотре иностранных военных кладбищ в Севастополе можно сделать вывод, что страны Старой Европы, чьи слава и величие когда-то гремели на весь мир, переживают закат. Проще говоря, «сдуваются» или растворятся в «кишечнике» глобального тренда глобализации, толерантности, коленопреклонении и затирании страниц своей истории.
Англичане, французы, итальянцы пусть и не очень быстро, но уверенно уходят в небытие.
В середине XIX века галльский петух и британский лев в компании итальянцев и турок высадились в Крыму, чтобы усмирить русского медведя. В результате кампании Севастополь был разрушен, а в окрестностях города появились сотни иностранных захоронений.
Уже после войны в Российскую империю стали приезжать иностранные комиссии, которые занимались вопросом перезахоронения останков свои солдат в одном месте. Так, на горе Гасфорта появилось итальянское кладбище, у подножия Сапун-горы — британское, а в районе посёлка Кальфа — французское.
За порядком на кладбищах следили специальные смотрители, которые получали зарплату от стран — участников Крымской войны.
После произошла революция, Великая Отечественная война и советское «благоустройство» территорий кладбищ. На месте английского кладбища появились воронки от немецких бомбардировок, а затем дачные домики, на горе Гасфорта — пустырь (что некоторые эксперты связывают с гибелью линкора «Новороссийск»), французское кладбище было окончательно разрушено бульдозерами в 1982 году.
После развала Советского Союза к теме иностранных воинских захоронений вновь появился интерес. В начале 90-х годов вблизи британского кладбища построили мемориальный комплекс, у подножия горы Гасфорта поставили памятник итальянским солдатам, на бывшем французском кладбище — обелиск и памятные камни с упоминанием сражавшихся в Севастополе подразделений. В районе Дергачей построили монумент турецким воинам.
Все эти памятники были сделаны весьма кустарно — дёшево и безвкусно. Основа всех монументов — бетонные блоки, облицованные тонкими плитками породистых и не очень камней или же просто покрытые штукатуркой.
Фактически сразу после открытия они стали разрушаться, проваливаться под землю и рассыпаться. В плачевном состоянии они остаются и сейчас.
«Конечно, качество этих памятников вызывает вопросы. Было бы неплохо заменить их более стильными сооружениями - и с точки зрения материалов, и с точки зрения эстетики. Но это политический вопрос, который надо решать с руководством причастных стран», — сказал ForPost специалист по Крымской войне Сергей Ченнык.
В 2019 году в газете The Times вышла статья корреспондента Ханны Лусинды Смит «Время оказалось жестоким по отношению к британским мертвецам Крымской войны, их могилы осквернены, перекопаны, а теперь и позабыты». В публикации рассказывалось о неудовлетворительном состоянии британских памятников и захоронений времён Крымской войны в Севастополе. При этом претензии относительно состояния монументов в публикации предъявляются России.
Уважаемой Ханне Лусинде Смит хочется ответить: Россия не должна заботиться о захоронениях и памятниках захватчикам на своей земле. Вас сюда никто не звал, и занимались вы здесь не высаживанием виноградников.
Более того, Крым не закрыт ни для британцев, ни для французов, ни для итальянцев. Приезжайте, займитесь, наконец, останками и памятью своих солдат, если они вам, конечно, нужны.
Другой пример
Масштабы зла сравнивать не стоит. Но ужас, боль и потери, которые принёс на нашу землю немецкий солдат во время Великой Отечественной войны, пожалуй, затмевают все предыдущие войны, вместе взятые. До этого так системно, целенаправленно и быстро истребить нас не пытался никто.
Тем не менее в районе села Гончарного, в невероятно красивом месте, которое смело можно сравнить со швейцарскими Альпами (что нередко делают приезжающие сюда потомки германских солдат), расположилось немецкое военное кладбище.
Зелёное поле с католическими крестами разных размеров и именными плитами, с определённых ракурсов напоминающими строи уходящих в вечность солдат. Аккуратно ухоженная плитка, ровный заборчик, небольшой, в немецком стиле домик с архивом и информационной комнатой.
Вокруг практически стерильная чистота и такая же по духу атмосфера.
«Это сборное кладбище — сюда свозили (и продолжают это делать) останки немецких солдат со всего Крыма. После войны на всём полуострове было порядка 360 немецких захоронений», — сказала ForPost смотритель немецкого мемориального кладбища Ольга Гайдукова из Балаклавы, благодаря кому комплекс поддерживается в отличном состоянии.
Немецкому кладбищу в Гончарном уже 25 лет. Здесь покоятся останки 25 тысяч немецких захватчиков.
«Это кладбище не карателям-убийцам, — подчёркивает смотритель, — это кладбище человеческому безумию. Здесь в основном лежат пацаны 20–25 лет. Они своё получили — сложили свои головы за маразм своего тирана Гитлера. Подобные кладбища — напоминание всем людям, что подобного больше никогда и нигде произойти не должно».
Удивительная черта русского характера — умение прощать.
Всего кладбище рассчитано на 40 тысяч захоронений, и каждый год его пополняют кости бывших горных егерей, артиллеристов, танкистов и многих других представителей германской военной машины.
Их привозят на кладбище как поисковики, так и рядовые граждане, которые обычно находят останки во время строительства домов.
«Последнее захоронение было на кладбище в декабре 2020 года. В землю уложили примерно 120 гробов», — вспоминает Гайдукова.
Кладбище — не братская могила. Каждый гроб индивидуальный. Всё дело в особенностях немецкого характера — с любовью к порядку и упорядоченности во всём, включая смерть.
«Все немцы были с именными жетонами. Когда солдат погибал, нижнюю часть жетона отрывали и отправляли родственникам, а с верхней частью хоронили. Если по какой-то причине жетон терялся, с бойцом закапывали запечатанную бутылку с бумагой, где были указаны все данные», — поясняет смотритель.
По этой причине безымянные немецкие солдаты — явление отнюдь не массовое.
В архиве комплекса все останки занесены в именные каталоги, и когда сюда приезжают родственники, смотритель находит точное место захоронения и ставит туда небольшой металлический каркас.
«Кладбище разбито на секторы, мы рулеткой можем измерить и показать место любого гроба. На это место мы кладём этот металлический каркас. Немцы вокруг это места обычно ставят цветы или иконки», — говорит Гайдукова.
Разделений на младшие и старшие чины на кладбище нет. Смерть всех сравняла.
До пандемии на немецкое кладбище ежегодно приезжало довольно много родственников солдат, которые навсегда остались лежать в севастопольской земле. Пик пришёлся на 2016 год — сюда приехало порядка 1,5 тыс. немцев.
«Чаще всего немцы оставляют в дар иконки, берёзовые кресты, личные фотографии солдат. Один из посетителей привёз копии деревянных щитков дивизий, которые здесь воевали. А однажды нам передали переплавленный из железного креста (одна из самых почитаемых военных наград Германии. — ForPost) образок», — рассказала смотритель.
Помимо подарков в информационной комнате хранятся и вещи немецких солдат, которые находят вместе с ними — каски, ботинки, пули, расчёски, кольца и так далее.
Санкции памяти не помеха
Существует немецкое кладбище за счёт средств Народного союза Германии по уходу за военными могилами (Volksbund Deutsche Kriegsgräberfürsorge).
Несмотря на политические разногласия между ФРГ и Россией, финансирование немецкого кладбище не останавливалось ни на день. Не стесняются в Севастополь после 2014 года приезжать и немецкие делегации.
Подобных кладбищ в России порядка 20. И ни одно из них не обделено вниманием немцев.
Смотритель не скрывает, что многие немцы в Севастополе чувствуют себя неловко из-за событий, которые произошли здесь в период 1941–1944 гг. Но оставлять своих солдат без внимания они не собираются. Надо помнить свою историю, какая бы ужасная она ни была. В противном случае всё может повториться…
Р. S.
Недавно британский генерал заявил о переброске войск в Германию «для быстрого реагирования в случае необходимости». Речь, конечно, о возможной агрессии России. Домашнее задание не выполнено.
Глеб Вадатурский
Обсуждение (45)
Всё под бульдозер...
Русские с мёртвыми не воюют. Но и заботиться о могилах врагов - это уже перебор. Пусть страны, оставившие под нашими стенами своих солдат, заботятся об их прахе. Нас стыдить нечего...
Приехали пограбить, огребли, сдохли без чести и славы, памяти не достойны. Откуда вообще возникла эта идея делать на нашей земле кладбища захватчикам? Собственно, вопрос риторический. Некоторые чиновники еще в 90-х получили пожертвования. Но откуда берутся нынешние идиоты поддерживать идиотскую идею? Мнение всяких смотрителей кладбищ за немецкую зарплату рассматривать не будем, хотя они уже подпадают под закон о иноагентах. Под бульдозер.
Это умер чей- то сын. Он достоин памяти своей родни и близких. Каким- бы дураком или подонком он не был. Мы действительно с мёртвыми не воюем. А его внук, сын должен знать, что он не пропал где- то а по христиански захоронен. И к нему можно приехать. Это память о родном человеке. Милосердие. А мы не звери.
Где-то читал. На ДВ тоже собралась такая японская комиссия, наши подсуетились, организовали кладбище, дорожки с песочком. Вот только под этими бетонными блоками ни одного джапа не было. Но нужные люди пожертвования получили. Так что нефиг умиляться таким романтическим комиссиям, сейчас всё за деньги. И зачем кто-то оплачивает эту движуху? А это те же, кто переписывает историю для нашей молодежи. Возвышая "подвиги" этих грабителей, мы унижаем наших защитников. И забываем "сколь раз увидел, столь раз убей" (с), когда мы всей славянской расой были в шаге от уничтожения.
Константин Симонов
Если дорог тебе твой дом…
Если дорог тебе твой дом,
Где ты русским выкормлен был,
Под бревенчатым потолком,
Где ты, в люльке качаясь, плыл;
Если дороги в доме том
Тебе стены, печь и углы,
Дедом, прадедом и отцом
В нем исхоженные полы;
Если мил тебе бедный сад
С майским цветом, с жужжаньем пчел
И под липой сто лет назад
В землю вкопанный дедом стол;
Если ты не хочешь, чтоб пол
В твоем доме фашист топтал,
Чтоб он сел за дедовский стол
И деревья в саду сломал…
Если мать тебе дорога —
Тебя выкормившая грудь,
Где давно уже нет молока,
Только можно щекой прильнуть;
Если вынести нету сил,
Чтоб фашист, к ней постоем став,
По щекам морщинистым бил,
Косы на руку намотав;
Чтобы те же руки ее,
Что несли тебя в колыбель,
Мыли гаду его белье
И стелили ему постель…
Если ты отца не забыл,
Что качал тебя на руках,
Что хорошим солдатом был
И пропал в карпатских снегах,
Что погиб за Волгу, за Дон,
За отчизны твоей судьбу;
Если ты не хочешь, чтоб он
Перевертывался в гробу,
Чтоб солдатский портрет в крестах
Взял фашист и на пол сорвал
И у матери на глазах
На лицо ему наступал…
Если ты не хочешь отдать
Ту, с которой вдвоем ходил,
Ту, что долго поцеловать
Ты не смел, — так ее любил, —
Чтоб фашисты ее живьем
Взяли силой, зажав в углу,
И распяли ее втроем,
Обнаженную, на полу;
Чтоб досталось трем этим псам
В стонах, в ненависти, в крови
Все, что свято берег ты сам
Всею силой мужской любви…
Если ты фашисту с ружьем
Не желаешь навек отдать
Дом, где жил ты, жену и мать,
Все, что родиной мы зовем, —
Знай: никто ее не спасет,
Если ты ее не спасешь;
Знай: никто его не убьет,
Если ты его не убьешь.
И пока его не убил,
Ты молчи о своей любви,
Край, где рос ты, и дом, где жил,
Своей родиной не зови.
Пусть фашиста убил твой брат,
Пусть фашиста убил сосед, —
Это брат и сосед твой мстят,
А тебе оправданья нет.
За чужой спиной не сидят,
Из чужой винтовки не мстят.
Раз фашиста убил твой брат, —
Это он, а не ты солдат.
Так убей фашиста, чтоб он,
А не ты на земле лежал,
Не в твоем дому чтобы стон,
А в его по мертвым стоял.
Так хотел он, его вина, —
Пусть горит его дом, а не твой,
И пускай не твоя жена,
А его пусть будет вдовой.
Пусть исплачется не твоя,
А его родившая мать,
Не твоя, а его семья
Понапрасну пусть будет ждать.
Так убей же хоть одного!
Так убей же его скорей!
Сколько раз увидишь его,
Столько раз его и убей!
А из совсем недавнего: мы все помним, как хотели снести памятник Екатерине Великой. Мы помним, как народ сносил лживую мемориальную доску ВМСУ на Графской. И всем городом всего 8 лет назад встали против укрофашистов. Напомню, на 9Мая у ВСЕХ памятников наших солдат, а их, памятников, сотни, в 2014 и 2015 попарно круглосуточно дежурили наши ополченцы. Чтобы не опоганили укронацисты. Я стоял в Балаклаве и у стеллы азербайджанцев на Сапуне. Я не люблю и не обязан любить азербайджанцев, но там с честью погибли их воины. Достойные люди, мы помним и будем беречь эту память. А теперь подумайте, как отнесутся жители ЛДНР к идее устроить помпезное кладбище хероям ВСУ в Дебальцевском котле? Да каждый подойдёт, чтобы плюнуть. Ну так почему такие кладбища у нас вообще есть, а губернатор еще и на колени встает, подстилка безмозглая?
Вот пусть родня и близкие его память и хранят. Но не мы и не у нас, где он оставил мерзейшую память!
Если у немцев такой порядок во всём, и даже имена солдат известны - не пора ли им приехать и забрать их к себе на родину? А заодно - пусть и остальные забирают. Они - захватчики, и этим всё сказано. Наши солдаты пришли в Европу, как освободители, но "благодарная" Европа уже заканчивает расправляться с памятниками нашим солдатам, установленными там. Они не желают хранить память о своих спасителях. Так на кой чёрт нам хранить память о тех, кто приходил нас уничтожить?...
На Острякова стоит памятник Авиаторам-черноморцам не вернушимся с задания и не имеющие захоронения. Там имена 1324 летчиков,родные приезжают и здесь их вспоминают. Но памятник требует ремонта,иначе потеряем имена Героев. НАШИХ ГЕРОЕВ НАДО ПОМНИТЬ С БЛАГОДАРНОСТЬЮ!
Мы не должны уподобляться никаким другим нациям. Поступать надо по совести. А мне совесть подсказывает, что могилы лучше не ворошить.
"Мёртвые сраму не имут" - не помню где и когда слышала, но совершенно с этим согласна.
Мне показалось или действительно автор стыдит какую-то обезличенную Европу за неуважение к памяти своих воинов?
Праведную или нет вели они войну каждый из нас осознаёт. Важно другое: как мы храним память тех, кто отстаивал нашу землю от захватчиков. И насколько достойно они смогли дожить свой век среди нас, благодарных потомков
1,5 тыс. немцев в 2016-м не может быть. Скорее 2006-й.
Считаю, что это не правильно! Все останки немецких солдат должны быть отправлены на их родну, на средсва Германии. В нашей земле не должны покоиться те, кто убивал наших войнов и истязал гражданское население. Учитывая то, что наша молодёжь не сильно утруждает себя изучением истории, всё как-то больше по тик-токам, то придёт время, будут думать, что пришли на нашу землю 20-и летние немецкие юнцы и нечайно, безвинно (вина на тех, кто их сюда послал) погибли. То, что русский народ всепрощающий, неудачный пример в данной ситуации. Заявления смотрительницы кладбища тоже объяснимы, а именно зарплатой, установленной немецкими фондами.
Окститесь,лучше этого не делать,
Прага,
А останки наших воинов? Что с ними делать?
Вы представляете как это всё сделать реально?
Таллин
А разве я призываю воевать с памятниками, и, тем более - с могилами? Нет. Кроме того, я категорически против любого их осквернения - это не в наших традициях и не в наших генах. Но почитать их я тоже не собираюсь. Хотят - пусть сами ухаживают за ними, им этого никто не запрещает. Не хотят - пусть забирают к себе. Не хотят ни того, ни другого - пусть эти камни зарастают травой, а время сотрёт их в пыль. Но лично я им ничего не должен. Как и все мои сограждане. В этом, как я понимаю, и есть главный посыл этой статьи, и тут я с ним полностью согласен.
СОГЛАСЕН!!! ГОЛОВОРЕЗАМ и ЗАХВАТЧИКАМ здесь не место! Забирайле и хороните у себя! Утверждаю как военнослужащий!
Мы хотим ответить их потомкам, которые забыли своих предков и их преднаэначение! Если б не было с их стороны жажды реванша, никто не поднимал вопрос!
Хотелось бы, чтоб себя озвучили те, кто с этим не согласен! Или опять минусить будете?
Подавление восcтаний в Венгрии и Чехословакии советскими воисками, совсем не похоже не на освобождение и тем более на спасение. Я понимаю, что это разные вещи - освобождение Европы от нацизма и события шестидесятых. Но это события одной цепи. После этих действий советские солдаты в этих странах тоже перестали восприниматься исключительно освободителями. Тем не менее в Чехии наши захоронения самые ухоженные. И именно в Чехии не разу не поднимался вопрос о сносе наших памятников.
to: Худи
Скорей, Вы унижаете память о наших предках, погибших в войне.
Ну, с нашей стороны никаких действий пока что нет. Так что не будем бежать впереди паровоза. Но я ещё раз повторюсь - могила могиле рознь. Я не собираюсь становиться на позицию "Коли с Уренгоя", и называть тех же фашистов "тоже солдатами". Расстреливавший и сжигавший мирное население - для меня не солдат.
А кроме того - наши гибли ТАМ - ради НИХ. Спасая их. Вот поэтому они должны чтить и помнить. А для чего ИХ солдаты гибли ЗДЕСЬ?
Видимо, потому, что чехи всё же помнят главное.
Вы судите со своей колокольни. Точнее с караульного поста. Суждение это безусловно субъективно. Выбирая стезю военную вы и становитесь тем самым безропотным исполнителем приказа обороняться или наступать ценой своего здоровья, конечностей или жизни, которому в утешение даются звания (иногда героя, иногда посмертно), значки, медали и благородная подоплёка (идеология). Да, чуть не забыл! Денежное довольствие.
Да какой Вы инженер. Торгашеская Ваша колокольня. Мы (имею смелость говорить от лица всех подводников) спокойно и сознательно ходили под воду, некоторые на смерть. И не торгашам нас судить.
Вознегодовал!)))
Судить я не вправе, это да. Но мнение имею твёрдое. А судом вам и подтверждением есть тема которую мы обсуждаем. Вы смеете (от имени всех подводников, да и вообще военных) за свой героизм претендовать на долгую память и почёт, подкреплённый памятниками, обелисками, мемориальными досками и неподнятыми подводными лодками. Но время и история очень капризны, на примере иностранных военных кладбищ. Забвение...
Князь Святослав. Но смысл фразы вообще не тот, что не надо мстить мертвецам. А в том, что лучше погибнуть в бою и проиграть, чем жить в позоре сдавшимися.
Богатая Европа опять "на шару" хочет? Не выйдет. Но кое кому уже проплатили.
Я человек со своим мнением и понимаю, что любое действие стОит каких то расходов. Даже просто паспорт поменять. А уж перезахоронение сколько стОит, цифру не назову т.к. не знаю.
Масштаб этих расходов на мой взгляд фантастичкский.
На Украине любят сейчас всё советское переименовывать. А памятники уже снесли. Стали они лучше жить от этого?
Несколько лет назад я была на немецком кладбище в районе Гончарного. Оно содержится в образцовом порядке.
Нам бы так содержать могилы своих родных в городе... А то ведь жалкое зрелище.
Спасибо. Сразу не погуглила.
Вики выдала три(3) значения этой фразы.
Чтить память оккупантов? Безумие какое-то.
Смелость говорить от лица какой-либо общности, а тем более причислять себя к тому немногочисленному пантеону героев только на основании ношения одинаковой формы, пережитых 3-5 инцидентах за всю военную карьеру, на протяжении которой втайне лелеялась мысль о "мирном небе", чтобы воевать пришлось только с мальчишками-призывниками на плацу, с целью превратить свободных и неразумных в беспрекословно подчиняющихся бездумных.
Всё зависит от того, кем мы хотим быть. Хотим быть шакалами Шарки, прыгающими на чужих могилах? - давайте уничтожать!
Хотим быть великой нацией? - Давайте всё сохранять! Памятники, царю, Ленину, Маннергейму. Могилы побеждённых врагов, павших соотечественников. Чтобы помнили, к чему все приводит.
(с) Это нужно не мёртвым, это надо живым!
Что мы предъявим своим детям, внукам? Только русские и советские могилы? А они спросят, а где могилы противника? Что только наших убивали? И тут мы им покажем немецкое кладбище на 250 тысяч захватчиков, английское, турецкое и т.д. Они пришли сюда за смертью. И это должно быть видно.