Продолжая вводить санкции в отношении России и эмбарго на российские энергоресурсы, Европа разрушит свою экономику, заявил премьер-министр Венгрии Виктор Орбан в эфире радио Kossuth. Он призвал лидеров европейских стран «менять стратегию».
В своём мнении он не одинок: перспектива введения эмбарго на закупки российского газа вызывает бурные споры внутри Евросоюза. Тем не менее, он по-прежнему остаётся политическим изгоем и возмутителем спокойствия. Его мнение и его позиция настолько неудобны, что Венгрии грозят едва ли не перспективой Майдана.
Но при этом сам политический режим Виктора Орбана остаётся крайне устойчивым. Его модель управления продемонстрировала свою живучесть, и многие считают, что она в перспективе имеет потенциал экстраполяции в других странах. Сейчас Виктор Орбан управляет своей страной дольше всех нынешних лидеров европейских государств и вскоре превзойдёт рекорд Ангелы Меркель. В чём же корни его успеха?
Изначально успехи Орбана ещё в 2010 году были связаны с последствиями финансового кризиса 2008 года. Тогда резкий спад ВВП дал возможность иностранному капиталу установить контроль над финансовой системой Венгрии, что привело к существенному росту закредитованности её населения. И партия Орбана «Фидес» выиграла выборы 2010 года, начав атаку на международные финансовые системы.
Что характерно: она не забыла о своих обязательствах после выборов, и та атака увенчалась успехом. «Фидес» и Орбану удалось остановить рост долгов населения и найти общий язык с международными производителями благодаря невысоким корпоративным налогам и ослабевающей системе защиты труда. Последнее решение было спорным, но в целом оно сработало.
За то решение Орбана особенно не любят левые, но суть его политики, тем не менее, заключается в одновременном использовании инструментов как левых, так и правых. В их синтезе с целью построения национально-ориентированной экономики. В Европе этот подход неодобрительно назвали «ордонационализмом».
В первую очередь он предполагает очень могущественное правительство, которое, обеспечивая порядок и предсказуемость, не допускает дерегулирования экономики страны. Одновременно роль государства в экономике даже сокращается, при том, что ощущение твёрдой руки в управлении сохраняется, что привлекает консервативно ориентированного избирателя.
По факту правительство Орбана поддерживает малый бизнес (то есть средний класс Венгрии) за счёт крупного бизнеса и международных финансовых структур. Это если рассматривать в экономическом смысле. А в политическом — оно активно использует мадьярский национализм (со всеми соответствующими оргвыводами в отношении цыган, евреев и прочих нацменьшинств) и консервативную тему противостояния ЛГБТ-агрессии и миграционной агрессии современного ЕС.
Секрет Орбана в том, что его политика привлекательна наличием материальных и социокультурных выгод для большинства населения Венгрии. Продление этой политики позволяет национально ориентированному среднему классу последовательно улучшать уровень своего благосостояния. Поэтому он и побеждает раз за разом.
И уже очень многие европейские эксперты говорят, что условия, которые делают орбанизм привлекательным, характерны не только для Венгрии, но и могут быть воспроизведены во многих странах. И несмотря на недавнее поражение партии со схожей политической платформой в Словении, очевидно, что силы, подобные «Фидес», всё равно придут.
Что совершенно точно будет ещё одним тяжелейшим ударом по ныне сложившейся системе мирового порядка и созданным им институциям. Орбана потому так и ненавидят, что сам факт его успеха уже делает вероятными попытки повторения его принципов управления в других странах Запада.
А ведь это будет конец современного леволиберального глобализма.
Читайте по теме: Орбан и закат Европы: в чём особенность венгерского премьера
Павел Кухмиров
Обсуждение (1)
Приятно видеть уже просто нормального мужчину. До чего мы дожили...