Подходит к концу 2025 год. Чем он запомнится нам, какие глобальные перемены произошли в мире?
А они произошли. В первую очередь, конечно, они связаны с радикальной сменой внешнеполитического вектора США — страны с первой экономикой мира.
2025 год начался с инаугурации Трампа, она прошла 20 января. Кажется, это было в прошлой жизни, а по факту — меньше, чем год назад. За этот год внешнеполитическая картина изменилась почти до неузнаваемости.
Как бы ни смеялись над Трампом, так и не получившим Нобелевскую премию мира, некоторые глобальные конфликты ему удалось разрешить. Напомню только про 12-дневную войну и о том, как полыхал Ближний Восток. Израиль вёл военные действия в Сирии, Ливане, Йемене, Ираке и Палестине. Сегодня если конфликт и не разрешён до конца (вряд ли это вообще возможно), то достаточно прочное перемирие явно достигнуто. А ведь конфликт Ирана и Израиля выглядел критическим, и угроза третьей мировой совсем не казалась фантастической.
Европа в 2025 году продолжала свою политику, которую иначе как либеральной диктатурой и не назвать. С трибун неслись лозунги о свободах и правах, а в это же самое время на Украину поставлялось оружие в промышленных количествах. Каким образом слова о гуманизме и свободах сочетаются с поддержкой военного конфликта, остаётся только гадать.
Но очень показателен вот какой момент: в ключевых государствах ЕС рейтинги оппозиционных партий взметнулись и продолжают расти. При этом, например, во Франции был уволен пятый премьер-министр за два года, а в Германии оппозиция в совокупности получила большинство кресел в Бундестаге (если сложить «Альтернативу для Германии», социалистов и откровенно левых).
То есть, при всей стройности риторики что-то, видимо, нужно поправить в консерватории. Потому что электоральное недовольство достигло таких масштабов, что его становится всё труднее скрывать.
Самым сложным для урегулирования оказался российско-украинский конфликт. Напомню, что в 2025 году была освобождена Курская область, прошла блестящая операция «Поток», да и по многим направлениям фронта российские Вооружённые силы ощутимо продвинулись. Чем дальше — тем у Киева меньше возможностей торговаться, да и внешнее давление со стороны администрации Трампа вынуждает принять решение.
Если прибавить сюда тот факт, что взрослое боеспособное мужское население страны вот-вот закончится... Становится очевидно, что любое промедление в подписании мирного соглашения играет против Украины и уж точно — против нынешней нелигитимной киевской власти. Президентские полномочия Владимира Зеленского, как мы помним, давно истекли, и чем дальше — тем очевиднее необходимость в проведении выборов.
Последний месяц переговоров внушает осторожный оптимизм: стороны отмечают, что проект мирного договора практически согласован, а по существующим расхождениям ведутся работы. Все они касаются в основном вопроса новых российских территорий. И есть основания полагать, что решение скоро будет принято.
А в целом — год, конечно, был нелёгким, но по сравнению с предыдущими он дал надежду и на завершение военных действий, и на укрепление сотрудничества с США, и на урегулирование отношений с Европой. То есть, появился просвет, а значит — есть, что отметить в эти праздничные дни.
Мария Дегтерева






