Россия входит в 2026 год экономически и общественно мобилизованной. Возможный успех внутренних преобразований будет зависеть от управления рисками, баланса между консервативным курсом и социальными запросами, итогов выборов в Госдуму и динамики СВО.
Основными угрозами для РФ эксперты видят вовлечение новых участников в конфликт на Украине, диверсии и теракты союзников Киева и экономическую нестабильность из-за налоговых изменений и роста фискальной нагрузки.
Главные итоги 2025 года
В России в 2025 году стартовала смена внутриполитической парадигмы, а в такой ситуации неизбежны перегибы, срывы, рассогласование в управлении — проще говоря, трудности переходного периода, сказал в беседе с ForPost политолог, генеральный директор ООО «Институт коммуникационного менеджмента» Вадим Сипров.
По его словам, в основе этой новой модели, контуры которой пока только намечаются, лежат суверенизация, консервативная идеология и традиционализм. И верховная власть взяла курс на реиндустриализацию, развитие инфраструктуры и реального сектора, повышение благосостояния граждан и решение демографической проблемы, считает политолог.
Для таких масштабных изменений нужны управленцы нового типа — их стали рекрутировать из числа ветеранов СВО, а элиты–реликты 1990-х годов постепенно отодвигают от информационных и финансовых потоков, считает эксперт.
Основным методом обновления управленческого корпуса избрана борьба с коррупцией — руководство страны верно определило основную уязвимость старых элитных групп, уточнил наш собеседник.
«Но нарастает и противодействие новому курсу. 2025 год показал, как любой нелепый запрет, каждое непродуманное решение чиновников, влияющее на качество жизни людей, используются противниками перемен для дискредитации верховной власти», — выразил опасение политолог.
Вадим Сипров сожалеет, что об этом стержневом для современной России внутреннем конфликте не принято говорить в полный голос, однако очевидно, что в краткосрочной перспективе он будет разрастаться.
Хотя очевидно, что опираться на управленцев старого типа, на тех, кто привык ставить личные, корпоративные, ведомственные интересы выше общенациональных и не брать на себя ответственность за результаты своей деятельности, как минимум рискованно, отметил эксперт.
Кроме того, сохраняется проблемный внешнеполитический фон — ведущие европейские страны не намерены прекращать гибридную войну против России, обратил внимание собеседник ForPost.
Ключевые факторы для общественно-политической ситуации в 2026 году
Россия входит в 2026 год в состоянии мобилизации — и экономики, и общественного сознания, сказал ForPost управляющий партнёр компании «Деловая репутация», член Российской ассоциации политических консультантов Сергей Вепренцев.
По его оценке, политико-управленческая модель в РФ демонстрирует устойчивость: вертикаль власти сохраняет управляемость, а общественный консенсус вокруг государственных приоритетов остаётся доминирующим.
При этом традиционно высок запрос на эффективность и конкретные результаты от власти на местах, добавил наш собеседник.
Ключевыми факторами года, по мнению Сергей Вепренцева, станут прежде всего развитие ситуации в рамках СВО и парламентские выборы, которые определят баланс интересов в политическом поле на ближайшие годы. Напомним, выборы нового состава Государственной думы могут пройти 18-20 сентября 2026 года.
«"Единая Россия" сохранит лидерство, но борьба за второе и третье места в Госдуме обещает быть намного напряжённее. ЛДПР всё активнее заявляет о своём желании стать партией №2, не менее активно ведут себя "Новые люди". На этом фоне возможно усиление активности малых партий, которые будут искать новые ниши», — спрогнозировал Вепренцев.
Политолог Вадим Сипров в свою очередь допустил, что достичь целей СВО дипломатическим путём, судя по всему, не удастся — значит СВО останется главным фактором, определяющим внутриполитическую повестку в 2026 году.
Внутренние конфликты традиционно обостряются по мере приближения выборов депутатов Госдумы, добавил эксперт.
По его мнению, списки кандидатов в депутаты послужат индикатором того, какие силы в стране берут верх — «партия победы» или «партия похабного мира», и картина станет проясняться к началу лета, ещё до единого дня голосования.
Третьим важным событием станет послание президента России Федеральному Собранию, уточнил эксперт. Политолог считает, что 2025 год дал понимание, что воплотить программные установки из предыдущего послания невозможно без элитной трансформации и корректировки консервативного курса влево — запрос на справедливое распределение плодов общественного труда, увы, не удовлетворён.
«Не исключаю, что масштабы перемен будут сравнимы с 2020 годом, — сказал Вадим Сипров. — Стоит напомнить, сразу же после оглашения послания главы государства правительство существенно переформатировали и дали старт конституционной реформе. Россия встала на путь укрепления суверенитета и усиления роли государства».
Где могут появиться «чёрные лебеди» в России в 2026 году
Опрошенные ForPost эксперты также высказались о вероятности появления в России в 2026 году «чёрных лебедей». Хотя понятно, что это труднопрогнозируемые или вообще непредсказуемые события с огромным влиянием на историю, экономику и прочее.
Потенциальные «чёрные лебеди» могут появиться в экономике — на фоне масштабной налоговой реформы и увеличения фискальной нагрузки, считает управляющий партнёр компании «Деловая репутация» Сергей Вепренцев.
Он добавил, что в условиях перестройки деловой среды возможно появление неожиданных эффектов, если бизнес вместо работы над ростом собственной эффективности начнёт перекладывать издержки на потребителя.
Политолог Вадим Сипров, обсуждая вероятность «чёрных лебедей» в России в 2026 году, сделал две важные оговорки. Во-первых, речь стоит вести о рисках, вероятность реализации которых существует. Во-вторых, все риски — и внутренние, и внешние, и военные, и социальные, и экономические — так или иначе связаны с гибридной войной против России, полагает эксперт.
По его оценке, самое опасное — возрастёт вероятность расширения круга участников украинского конфликта, и предпосылки к этому есть.
Стремление официального Вашингтона отстроиться от западноевропейского антироссийского блока и сократить его финансирование идёт вразрез с планами евроатлантистов, обратил внимание эксперт.
Поскольку, как считает политолог, практически весь арсенал провокаций европейская «партия войны» уже исчерпала, то Запад, как загнанная в угол крыса, может пойти на всё, что угодно.
«На диверсию с использованием средств массового поражения, на атаку американских военных объектов в Европе, на ввод своих войск в зону украинского конфликта, на разжигание конфликта между Россией и постсоветскими странами, например, с Азербайджаном, — рассуждает Вадим Сипров. — Надеюсь, наши военные и дипломаты сделают всё, чтобы эту группу рисков купировать».
Также высок риск роста диверсионно-террористической активности внутри России, продолжил политолог.
Он полагает, что задачи противника ясны: эрозия управления, распространение панических настроений и страха среди граждан, дезорганизация инфраструктуры. Основные направления также отработаны: индивидуальный террор против высокопоставленных должностных лиц, масштабные теракты, диверсии на военных объектах, предприятиях ВПК, ТЭК и на транспорте, считает эксперт.
«Да, наши спецслужбы и правоохранители приобрели колоссальный опыт и практические навыки по противодействию такому виду гибридных атак. Но это не означает, что общество может оставаться в стороне. Сохранять бдительность, не поддаваться на провокации, соблюдать информационную гигиену и правила безопасного поведения в цифровой среде — это не просто призывы, это сейчас требуется от каждого», — уверен Вадим Сипров.
Кроме того, экономические проблемы, первопричина которых в неспособности управленцев старой формации эффективно работать в новых условиях, могут вызвать политические катаклизмы, подытожил руководитель «Института коммуникационного менеджмента».
Вадим Сипров считает, что именно на это сейчас делают ставку геополитические противники РФ. Их главная задача на 2026 год, по его мнению, — взорвать Россию изнутри, спровоцировать события, подобные катастрофе февраля 1917 года.
Лучшим ответом на финансово-экономические вызовы может быть укрепление роли государства в этом сегменте — от национализации предприятий стратегических отраслей до суверенизации ответственных за денежно-кредитную политику институтов, заключил Вадим Сипров.
Алексей Лохвицкий







А что, хоть когда-нибудь было по другому?
Путём высокой ключевой ставки и увеличением налогового пресса на мелких и средних предпринимателей с одновременным повышением стоимости практически всех ресурсов?
Именно для этого увеличены разнообразные налоги и сборы для физических лиц и в очередной раз подняты и без того заоблачные тарифы ЖКХ?