На юге Сирии, в провинции Сувейда, начались массовые митинги общины друзов с требованием присоединения их территорий к Израилю, или, хотя бы, включения в зону израильской оккупации.
Митингуют там не только друзы. Вместе с ними выходят и представили других общин (включая даже некоторых представителей местных суннитов). Собственно, оно и не удивительно: жизнь под властью исламистов предсказуемо оказалась «не сахаром». Тем более для таких специфических национально-религиозных меньшинств, как друзы. Которые всего-то пару недель назад имели все шансы разделить печальную судьбу алавитов, шиитов и христиан провинции Латакия. И разделили бы, не вмешайся Израиль.
А теперь, тоже ожидаемо, в Сувейде начинает подниматься вполне закономерный сепаратизм. И ваххабитский Дамаск вынужден это глотать. Впрочем, проблемы у Дамаска, в этом смысле, не только там.
Начнём с того, что из Сувейды на юге их по факту вышвырнули. Сейчас там центральной власти нет: тех её представителей, что не успели сбежать, просто повесили на выезде из столицы провинции. Остались, впрочем, бедуинские племена, у которых с друзским ополчением дружбы нет и сейчас они периодически перестреливаются друг с другом.
Но т.н. «центральную власть» это вряд ли сильно радует. В восточной и северной, курдской части страны у них всё совсем не хорошо.
Ситуация там откровенно печальная. Не для курдов. Даже не смотря на высказанную на словах готовность «сложить оружие» части курдских формирований (на что их продавили американцы), это, во-первых, реально только на словах, а, во-вторых, большинство и в устной форме этого делать не собирается и, наоборот, активно эскалируют. В ряды курдских «непримиримых» во всю вливаются соплеменники из Турции, в которой недавно заявила о самороспуске бывшая главная вооружённая сила – Рабочая партия Курдистана. Но «партии» нет, а люди остались. И взгляды у них не поменялись.
В свою очередь, уже в западной части Сирии всё более неуправляемо ведут себя группировки исламистов (откровенных бывших ИГИЛовцев*), для которых теперь аш-Шараа – недостаточно радикал. У них свои мотивы: они жаждут расправы с «неверными» – шиитами, алавитами, христианами, теми же друзами. Они даже начинают атаковать подконтрольные Дамаску т.н. «силы безопасности», состоящие из таких же упоротых исламистов аш-Шараа. Видимо, для них недостаточно упоротых. Ещё немного, и начнёт доходить до прямой утери контроля Дамаском.
А в Дейр-эз-Зоре, на «крайнем востоке» уже во всю воюют друг с другом ополчения местных племён и проправительственные силы. Причина проста – там нефть. А ещё там транспортные маршруты наркотрафика и оружейной контрабанды. У правительственных сил шансов не особо много. По чисто логистическим соображениям.
И вот уже новые сирийские власти официально запрашивают военной помощи у Турции. При этом, говоря, что это нужно для борьбы «с террористическими группировками», что забавно слышать от г-на аш-Шараа (бывшего «аль-Джулани»). Это смешно, но это же и симптоматично. Ярко показывает ситуацию в стране.
Фактически, Сирия потихоньку начинает дымиться со всех четырёх сторон. И это только начало. Как сказал известный «турецкий подданный» из романа Ильфа и Петрова: «Нет, старик, это ещё не шутка. Шутка будет впереди». У нынешнего террористического режима в Сирии начинаются проблемы уже даже в районе Дамаска: там нарастает угроза со стороны потихоньку приходящей в себя шиитской «Хезболлы» из соседнего Ливана. Которую поддерживают ополчения местных племён.
Так что в Сирии всё ещё далек не закончилось. И каково будет дальнейшее развитие событий, мы ещё увидим, причём, наверное, уже скоро.
*организация признана террористической и запрещена на территории РФ