В. А. Зеленский объяснил, что гонения на монахов Киево-Печерской лавры (а также многочисленные погромы храмов, принадлежащих канонической УПЦ), это никакие не гонения, а совсем наоборот.
Это "Еще один шаг к укреплению духовной независимости. Украина -- это территория самой большой религиозной свободы в нашей части Европы".
Тут, конечно, не вполне понятно, что он понимает под "нашей частью Европы". Если сопредельные государства – Молдавию, Венгрию, Румынию, Словакию, Белоруссию, даже Польшу – то в этих странах вроде бы не наблюдается открытых религиозных гонений. С арестами священнослужителей, свистоплясками сатанистов возле храмов, отъемом церковной собственности и светскими чиновниками (вроде киевского министра культуры Ткаченко), решающих, кому подвизаться в монастырях, а кому нет.
Разве что считать все вышеописанное явным признаком свободы совести, а отсутствие таких зримых явлений – признаком религиозного угнетения.
Конечно, выдающаяся хуцпа (евр.: бесстыдная наглость) вообще есть важная черта политического стиля В. А. Зеленского. Вымогательство денег и оружия, постоянное желание выступать на любых международных мероприятиях от фестивалей искусств до сельскохозяйственных выставок etc. Под стать Зеленскому и его сотрудники.
И странно было бы не проявлять хуцпу также и вероисповедных вопросах.
Покуда Зеленский хвалится "самой большой религиозной свободой", советник его администрации Подоляк (сменивший Арестовича) с замечательной искренностью сообщает: "Мне кажется, что уникальный шанс, когда можно было вообще всё очень быстро и безболезненно решить, был в течение первых трёх — шести месяцев войны. Тогда можно было много пророссийских просто физически зачистить, сегодня это немного сложнее. Но опять же, немного сложнее — это не значит невозможно... Подчёркиваю: на Украине должна быть единственная украинская каноническая церковь".
Если журналист и коуч Подоляк говорит о физической зачистке неугодного клира (чем, впрочем, еще в Римской Империи игемоны и проконсулы занимались), то ветеринар и в прошлом конкретный браток, а ныне секретарь СНБО Украины А. М. Данилов более мягок. "Всё будет выполнено по закону, лавра будет очищена от людей, которые там пока ещё находятся, но физически за бороды таскать не будем, это не наша тактика". Прямо слова благоразумного разбойника.
Тут есть, конечно, сходство с риторикой и тактикой 20-30-х гг. в СССР. Заигрывание ОГПУ с обновленцами и живоцерковниками. В том числе и передача им храмов, отобранных у православной Церкви.
Например, Храм Христа Спасителя с 1922 г. и до его сноса в 1931 г. принадлежал обновленцам. А сама Киево-Печерская Лавра в 1924 г. перешла в руки обновленцев, но, впрочем, к 1930 г. была окончательно закрыта, а монашеская братия была отправлена, куда следует.
Правда, у большевиков не произошло полной гармонии с живоцерковниками, поскольку борьба с опиумом для народа мыслилась тотальной, вплоть до окончательной победы, а живоцерковники, хотя и полностью покорные указаниям ОГПУ, все же не могли отказаться от формального поминания Имени Божьего.
Поэтому был взят курс на полную ликвидацию всех попов. Вторая пятилетка была объявлена безбожной, духовенство подверглось подоляковской "физической зачистке", и к 1941 г. во всем СССР на свободе осталось четыре правящих епископа.
Раскольничьей ПЦУ, управляемой Епифанием, полезно было бы ознакомиться с историей тогдашней церковной смуты.
Хотя "религиозную свободу" по Зеленскому не большевики изобрели.
Ф. Энгельс писал о германском XVI в.: "Знаменательная эпоха, которую мы, немцы, называем по приключившемуся с нами тогда национальному несчастью реформацией".
В том же XVI в., при Генрихе VIII, национальное несчастье произошло и в Англии. Объявив реформацию, Генрих мало интересовался догматикой, да и, подобно Порошенко и Зеленскому (тем более – Подоляку и Данилову), вряд ли вообще что-нибудь в ней понимал. Закрывая монастыри и разоряя храмы, он был движим чисто практическими соображениями.
Во-первых, его привлекала секуляризация (отъем, говоря по-простому) церковной собственности.
Во-вторых, не менее его привлекала независимость церкви от Рима. Тех, кого на Украине сегодня называют "московскими попами" – вне зависимости от того, сколь они согласуют свои действия с Москвой, -- в XVI, да и в последующие века, в Англии называли "папистами".
Так что наблюдаемое нами ныне национальное несчастье Украины можно также называть "зеленской реформацией". А то, что В. А. Зеленский – человек вообще безрелигиозный, равно чуждый всем конфессиям, хоть православию, хоть иудаизму, придает реформации особенный цимес.
Максим Соколов