Хотите почувствовать дыхание веков? Прогуляйтесь на досуге по римской дороге — небольшому участку пути «от Херсонеса до Харакса», сохранившемуся в Байдарской долине.

Гулять по «Риму» хорошо в любое время года. Именно поэтому мы иллюстрируем наш рассказ снимками, сделанными в разное время.
Доезжаем на машине до Скельской пещеры. Здесь есть указатель «Римская дорога». Начинается подъем по живописному лиственному лесу. Минут через пятнадцать выходим на небольшой участок, идущий траверсом склона горы.
Эта дорога была построена в первом веке нашей эры. Римляне, панически боявшиеся в зимние шторма, ходили вдоль крымских берегов, опутали границы своих владений сетью хороших, широких дорог — здесь могли пройти четыре лошади вряд.
На этом участке хорошо видна каменная кладка. Вокруг рощи реликтовых можжевельников. В устье балки — разрушенный мост. Дорога поворачивает налево и становится ощутимо круче. Поднимаешься, словно по ступеням — каменная кладка дороги здесь неровная, булыжники торчат буграми.
В первый раз идти здесь очень тяжело. Всего 20 минут, а кажется, что идешь уже час. На дороге большой камень с надписью «С легким паром». Здесь туристы обычно делают первый привал — пройдена треть подъема.
Остальные две трети весьма однообразны. Дорога петляет между склонами балки, с которых в молчаливом безмолвии склоняются ветви деревьев. Кажется, бесконечно бредешь в этих заколдованных чащах, словно в толкиеновском «вековечном лесу». Эти камни были уложены здесь рабами около двух тысяч лет назад. Правда, есть чему поучиться современным чиновникам и дорожным службам?
К концу подъема выходим на большую поляну. В середине огромный бук, прозванный туристами «дубом». Второй привал и снова вперед по дороге. Следующий участок дороги идет петлей по склону, а мы отправляемся вверх, вправо по «сократу».
Еще 20 минут, и дорога выходит к двум небольшим Оленьим озерам в Карадагском лесу. Рядом с озерами есть партизанский колодец, чуть впереди — памятник партизанам. Озера неглубокие, затянуты растительностью. Здесь водится небольшая рыбка, а летними ночами громко квакают жабы.
У памятника развилка: дорога идет влево — на Спирады, она более протоптанная; тропа вправо — вокруг вершины Бизюка. Нам направо. Тропа петляет по лесу, местами выходя на плато и открывая путешественникам виды первозданной яйлы.
Весной здесь буйно цветут первоцветы, летом пахнут ароматные травы, а осенью поражает яркими красками листва и ветер поет песню о грядущей зиме.
У обрывов дорога приводит к колодцу. Здесь можно отдохнуть и попить невероятно вкусной воды. Отсюда идет тропа на перевал Шайтан-Мердвен (Чертова лестница). Но можно пойти немного влево и подняться на вершину Мердвен-Каясы. Отсюда открывается ошеломляющий вид на Южный берег.
По лесной тропе выходим на перевал. Скалы, уходящая куда-то вниз тропа. Вспоминается Пушкин с его впечатлениями: «По горной лестнице взобрались мы пешком, держа за хвост татарских лошадей наших. Это забавляло меня чрезвычайно и казалось таинственным восточным обрядом». Говорят, во времена поэта подъем с юга больше напоминал дорогу — тропа сильно изменилась после Ялтинского землетрясения 1927 года.
Но мы на юг спускаться не будем. Возвращаемся в лес и находим тропу, идущую прямо на север. Она хорошо протоптана и идет по дну Босой балки. Это тоже построенная римлянами дорога. По дну течет река. Летом она пересыхает, но зимой и весной довольно полноводна. Здесь встречается несколько небольших, но живописных, водопадов.
Летом, когда в долине идут дожди, в здешних лесах много грибов. Осенью на склонах можно пособирать кизил и шиповник.
Неспешно выходим к Родниковому. Позади около 15 километров.
Как добраться: Автобусом с 5-го километра до села Родникового.
Что нужно для путешествия: карта района, компас или GPS-навигатор (опять же с картой) — участок от Оленьих озер до Чертовой лестницы может быть труден для ориентирования.
Обсуждение (62)
Сказка. Спасибо.
Дай Бог здоровья,кто ходил по этой тропе..........
Чем больше мы рассказываем о нашем Крыме, тем больше вероятность будущей, а может и ближайшей, приватизации или застройки этих мест (анекдот про армянское радио и не перерытую дорогу в Москве).
А автору РЕСПЕКТ!
Помню, ходил по части этой дороги) шикарно) то чувство, когда римские дороги древности лучше любых современных) Вот, что значит делали на века)
Римляне, панически боявшиеся в зимние шторма, ходили вдоль крымских берегов, опутали границы своих владений сетью хороших, широких дорог
Римские дороги - это атрибут высоко развитой цивилизации. Не забываем заодно о тёплых полах и туалетах со смывом. Это инфраструктура. Связь, доставка войск, торговый путь. Крымское ханство много дорог построило? Отож. Чувствуется пренебрежение к Риму, заложенное советскими учебниками истории. А конретно, по фактам, то поводы какие-то детские. Вроде голодомора и гонений на мову, как у соседей свидомитов.
В устье балки — разрушенный мост.
Нет, это балка в этом месте пересекает дорогу, а устье её там, где вы спешились:-)
Поднимаешься, словно по ступеням — каменная кладка дороги здесь неровная, булыжники торчат буграми.
Этот участок длиной 5 км, от моста и до "поляны с 3-мя грабами", является дном оврага. Равномерный подъём, кроме начального этапа, приводит к тому, что не сильно напрягаясь достигаешь отметки высоты в 800 м. Нудно и долго? Это да! И дорога относительно скучна. Так вот, безвестные работяги при грамотном менеджменте стесали бока и днище как требовалось, а выработанные материалы уложили в пустоты и неровности. Правда сегодня, спустя 2 века, эту шебёнку, похоже, смыло.
Кажется, бесконечно бредешь в этих заколдованных чащах, словно в толкиеновском «вековечном лесу».
Сто раз "Да"! Пожалуй единственное такое место в наших краях.
Эти камни были уложены здесь рабами около двух тысяч лет назад. Правда, есть чему поучиться современным чиновникам и дорожным службам?
Нет. Посчитают и откажутся. Непомерно дорого, даже если использовать невольников. Я считал в человеко-часах, примерно, а ведь надо ещё и в рублях:-)
К концу подъема выходим на большую поляну. В середине огромный бук, прозванный туристами «дубом». Второй привал и снова вперед по дороге. Следующий участок дороги идет петлей по склону, а мы отправляемся вверх, вправо по «сократу».
Граб. Точнее грабы. Буки начинаются через несколько десятков метров, как раз вдоль сокращёнки. Здесь дорога прощается с оврагом: овраг налево, а дорога - серпантином вверх.
Это скорее греческая, а не римская дорога. По римским дорогам я ходил в Сицилии - они идеально прямые и с гладкой поверхностью мостовой. Хорошо бы, что бы археологи поработали с этим объектом.
Ходил - хожу -и буду ходить !!! Трудный подьём -но интересный. Главное до "Лёгкого пара " дойти. А дальше дорога по положе будет. Выходит в "Карадагский лес" (не путать с вулканом). Оттуда можно дойти до Ай Петринской яйлы и посмотреть с высока на Ялтинскую трассу и море. Можно подняться на "Трапан баир" (1094 м над уровнем моря)- но тяжело!. С Трапана офигенный вид на всю Байдарскую долину. В хорошую погоду даже Севастополь видно. В "Карадагском лесу" много стоянок. есть 2 колодца. Природа - офигенная!. Последний раз там был 1 мая этого года.... Не пожалеете!!!.
to Хомяк77 (Cевастополь)
а есть ли карта с этой трассой размеченная или как там у туристов говорят
to kolyma (севастополь)
Карты нет (у меня) всё в голове)) . т.к. бываю там частенько... Первый раз году этак в 1994 - шли почти наугад). От "оленьих озёр " если направо можно дойти до "Чёртовой лестницы" - и дальше Часа через 2-3 можно выйти к Орлиному!. ( В томже году шли этим путём- первый раз).
Какая красота! Хорошо, что все это в России, теперь будет возможность восстановить это и сделать неплохим местом для прогулки туристов. Сейчас в полуостров вкладываются огромные деньги, так что и про этот исторический объект не забудут.
to Георгий Борман
Кстати в СССР там была стационарная туристическая стоянка отмеченная на всех картах. Потом как и везде- пришёл капец...
Все тропы маркированы. Но можно не на Чёртову поворачивать, а на гору Спирада, а там по сбросу на Оползневое - Голубой Залив выйти.
А если не доходить до Спирады, то налево 3 км - Татьянин грот со сталактитами и сосульками, что не тают до середины лета.
А можно и налево и На Ат-Баш и далее на Ай-Петринскую яйлу.
И про пещеру возле озёр забыли написать.
В 80-е мы ходили без GPS, карт (они были секретными) и даже без компаса. И всегда приходили куда шли.
У памятника развилка: дорога идет влево — на Спирады, она более протоптанная; тропа вправо — вокруг вершины Бизюка. Нам направо. Тропа петляет по лесу, местами выходя на плато и открывая путешественникам виды первозданной яйлы.
Поскольку Карадагский лес - это гигантская котловина 10 на 3 км с верховьями у г. Спирады, то "влево" - это на самом деле - "прямо". Тем более, судя по фото, сделанным со Спирады, вы и пошли на самом деле к г. Спирады, то бишь "влево" :-).
Весной здесь буйно цветут первоцветы, летом пахнут ароматные травы,
1. Весной вообще буйное цветение практически всего. Отмечу асфоделину (белые цветоносы подобные султанам на военных головных уборах времен Наполеона) и пионы, тонколистные (красные), с высот над у.м. около 900 и выше. И пионы крымские (розовые) - повсюду.
2. Из древесных пород Карадагский лес известен крупными старыми клёнами, например в р-не прудов. Гигантским дубом скальным или черешчатым - перед прудами. Наиболее высокие и прямоствольные буки торчат из карстовых воронок и поэтому издали не очень привлекают внимание. На самом деле они огромны. До 25 м. Тис - вдоль тропы, есть ещё несколько, в принципе негусто.
Только на прошлых выходных там был)
Это тоже построенная римлянами дорога.
Посчитать количество привезённых, собранных в округе и уложенных камней, перевести в человеко-часы, трудо-дни, рубли и доллары и ... ужаснуться от восхищения. Вот это экономика! Вот это организация! Вот это цивилизация!Одним словом - Рим! И этих дорог не две! Ещё участок подобной дороги - от урочища Ай-Димитрий в направлении Чайного домика.
Пожалуйста скиньте азимутальную карту маршрута, или контрольные точки (географ координаты), ну или как-то иначе. Спасибо.
to Ледокол (Севастополь)
Вы уж лучше проводника возьмите.Девиз правильного туриста-*Хочешь заблудится?-Возьми с собой компас*
Спасибо за фотки.Не одну пару кроссовок на этой дороге стоптал
to Ледокол (Севастополь) Пожалуйста скиньте азимутальную карту маршрута, или контрольные точки (географ координаты), ну или как-то иначе. Спасибо.
Вот здесь всё лежит :
Наш маршрут
Спасибо. Получил. Будем ходить.
Друзья! Будете идти по этой "римской" дороге, обратите внимание на скалы по бортам. Там чётко видны следы шурфов, просверленные в мраморовидном известняке, в которые закладывалась взрывчатка. Так что римляне, построившие этот участок дороги, скорее всего служили в "стройбате"
Друзья! Будете идти по этой римской дороге, обратите внимание на скалы по бортам. Там чётко видны следы шурфов, просверленные в мраморовидном известняке, в которые закладывались взрывчатка. Так что римляне, построившие этот участок дороги скорее всего служили в сторойбате Ходил по Риму десятки раз и никаких шурфов не видел.
to sevmaks77 (Севастополь) Вы ,видимо ,по дороге Родниковое-Колхозное прошли. Там да,шурфы.После войны дорогу расширяли.
Кто будет идти а кто-ехать
Я с напарником с великами там были много раз и днем ездили и ночью и даже зимой ночью по снегу...Потом-к Спирадам,Биштекне и на Ай-Петри..Весь круг от села Родниковое (где на самом деле начинается *Рим* через все вышеперечисленное до Камышей занимает по времени часов 10-12 летом а зимой в снег- около суток-то есть часов 20 
to Камышовый Кот (Севастополь )
Пешком тоже-класс,особенно с ночёвкой.
Ходил по Риму десятки раз и никаких шурфов не видел.
Значит есть повод сходить ещё разок и присмотреться повнимательнее!
to sevmaks77 (Севастополь)
А Вы сколько раз ходили?
Значит есть повод сходить ещё разок и присмотреться повнимательнее!Нет там никаких шурфов. Ты не путаешь Римскую дорогу с дорогой на Узунджу?
to Андрей Шендрик
Точно путает.Видимо настоящий Рим для него неподъёмен
В том то и беда, что чем чаще ходишь, тем меньше обращаешь внимание на детали
Да,Вы правы.Когда зимой,ночью идешь по Риму на Карадаг-как-то не до деталей
to Александр Свеженцев
На велике быстрей гораздо-один спуск с Ай-Петри через Чайный Домик чего стоит...А ночью зимой какие там детали ...Лучше плохо ехать чем хорошо идти по-моему
Шурфы там есть. По обе стороны от моста.
И еще:
Честно говоря, не думаю, что Форпост хорошее место для популяризации посещения леса. Чем меньше людей в лесу, тем лучше. Например: сегодня в 17:00 на этой самой римской дороге присутствуют следы езды на кроссовом мотоцикле. Следы - это вывернутые камни, разбитые участки тропы. От Родниковского до озер. Дальше, слава богу, следов нет. А на тропе у озер прокладки женские валяются. Вопрос зачем повышать нагрузку на лес? Для обмена маршрутами есть специализированные сайты. Кто хочет тот найдет. А всех зазывать в лес не стоит.
to Камышовый Кот (Севастополь ) to Александр Свеженцев На велике быстрей гораздо-один спуск с Ай-Петри через Чайный Домик чего стоит...А ночью зимой какие там детали ...Лучше плохо ехать чем хорошо идти по-моему Каждый кулик своё болото хвалит. Есть места,которые хочется промчать!Но есть и такие,куда с великом лучше не ходить.Хотя и там тоже красиво
to Иоанн (Севастополь) Это тоже построенная римлянами дорога... Ну да. Это мы их византийцами обзываем, а они себя римлянами числили. Восточноримская империя.
Компетентные люди утверждают, что это сеть дорог ранневизантийской постройки. Век 5-6. Ну. может, все же 4й.
А Дуб - он граб, да. Вот только широкой поляной я бы ту развилку, на которой он стоит не назвала бы.
И зря автор призывает неподготовленных людей гулять по Риму зимой и осенью. Камни, когда они мокрые или под снегом, очень скользкие. Недаром в одной "туристской-народной" песне про него поется "дорога надежд и поломанных рук". Да и туманы с осени до весны (включительно) очень часты и могут с толку сбить.
Без карты и компаса тоже не стоит на Главную гряду соваться. Хороший (ХОРОШИЙ! где все тропиночки есть!) "Жопс" ситуацию немного спасает, но если он выйдет из строя... Все же карта и компас с собой всегда на всяк пож в такой ситуации нужны.
В первый раз лучше идти с опытным туристом.
С опытным, а не с "я там один раз был. мне показали, пошли покажу"
to Александр Свеженцев to Ледокол (Севастополь) Вы уж лучше проводника возьмите.Девиз правильного туриста-*Хочешь заблудится?-Возьми с собой компас* Про проводника верно. Особенно для тех, кому компас - "прибор для потери ориентировки".
Те, чей девиз Вы привели - воинствующие чайники, а не туристы.
Кто не умеет пользоваться компасом, в горы пусть лучше не лезет самостоятельно.
to Ластик (Севастополь) Все тропы маркированы. Но можно не на Чёртову поворачивать, а на гору Спирада, а там по сбросу на Оползневое - Голубой Залив выйти.А если не доходить до Спирады, то налево 3 км - Татьянин грот со сталактитами и сосульками, что не тают до середины лета.А можно и налево и На Ат-Баш и далее на Ай-Петринскую яйлу.И про пещеру возле озёр забыли написать. Про которую? Первомайскую? Кристальную? Малышку? Или с другой стороны - Уральскую?
Наверное, потому, что те, кому надо, про них и так знают, а остальным нечего и близко подходить - опасно.
Да и на Татьяну посылать с Вашей стороны опрометчиво, её не все опытные пешеходники легко находят.
А Вы людей, не знакомых с компасом посылаете в сторону Сусанинского района. Не нашли Татьяну - и пошли кружить между воронок и по ним. До первой вертикальной дырки...
to _walker Шурфы там есть. По обе стороны от моста. И еще: Честно говоря, не думаю, что Форпост хорошее место для популяризации посещения леса. Чем меньше людей в лесу, тем лучше. Например: сегодня в 17:00 на этой самой римской дороге присутствуют следы езды на кроссовом мотоцикле. Следы - это вывернутые камни, разбитые участки тропы. От Родниковского до озер. Дальше, слава богу, следов нет. А на тропе у озер прокладки женские валяются. Вопрос зачем повышать нагрузку на лес? Для обмена маршрутами есть специализированные сайты. Кто хочет тот найдет. А всех зазывать в лес не стоит. Видимо таким,как Вы мы и обязаны кордонами и платными посещениями...леса.Я ,когда иду в лес,собираю весь мусор,если попадутся-то и прокладки .Потом сжигаю на костре,а Вы?
to _walker Честно говоря, не думаю, что Форпост хорошее место для популяризации посещения леса. Чем меньше людей в лесу, тем лучше. Например: сегодня в 17:00 на этой самой римской дороге присутствуют следы езды на кроссовом мотоцикле. Следы - это вывернутые камни, разбитые участки тропы. От Родниковского до озер. Дальше, слава богу, следов нет. А на тропе у озер прокладки женские валяются. Вопрос зачем повышать нагрузку на лес? Для обмена маршрутами есть специализированные сайты. Кто хочет тот найдет. А всех зазывать в лес не стоит. Абсолютно согласна!
Еще и из соображений безопасности.
to Злюка (Севастополь) to _walker Честно говоря, не думаю, что Форпост хорошее место для популяризации посещения леса. Чем меньше людей в лесу, тем лучше. Например: сегодня в 17:00 на этой самой римской дороге присутствуют следы езды на кроссовом мотоцикле. Следы - это вывернутые камни, разбитые участки тропы. От Родниковского до озер. Дальше, слава богу, следов нет. А на тропе у озер прокладки женские валяются. Вопрос зачем повышать нагрузку на лес? Для обмена маршрутами есть специализированные сайты. Кто хочет тот найдет. А всех зазывать в лес не стоит. Абсолютно согласна! Еще и из соображений безопасности.А одной, в лесу не страшно будет?
to Злюка (Севастополь) to Александр Свеженцев to Ледокол (Севастополь) Вы уж лучше проводника возьмите.Девиз правильного туриста-*Хочешь заблудится?-Возьми с собой компас* Про проводника верно. Особенно для тех, кому компас - прибор для потери ориентировки . Те, чей девиз Вы привели - воинствующие чайники, а не туристы. Кто не умеет пользоваться компасом, в горы пусть лучше не лезет самостоятельно.*Уметь* и *Пользоваться*-разные вещи
Шурфы там есть. По обе стороны от моста. И еще: Честно говоря, не думаю, что Форпост хорошее место для популяризации посещения леса. Чем меньше людей в лесу, тем лучше. Например: сегодня в 17:00 на этой самой римской дороге присутствуют следы езды на кроссовом мотоцикле. Следы - это вывернутые камни, разбитые участки тропы. От Родниковского до озер. Дальше, слава богу, следов нет. А на тропе у озер прокладки женские валяются. Вопрос зачем повышать нагрузку на лес? Для обмена маршрутами есть специализированные сайты. Кто хочет тот найдет. А всех зазывать в лес не стоит.
Согласна. Горы не любят случайных людей и неподготовленных тоже.
каждый год в сентябре хожу туда на неделю...


правда вот в этом году нашол стоянку загаженную. день потратил на уборку мусора.... что сжог, что закопал...
Про которую? Первомайскую? Кристальную? Малышку? Или с другой стороны - Уральскую?
Естественно, про "Кристальную". К ней почти проспект проложен. Как и к "Татьяне".
Всё отмаркировано, на всех путеводителях отмечено.
Эти камни были уложены здесь рабами около двух тысяч лет назад. Правда, есть чему поучиться современным чиновникам и дорожным службам?
Выдать чиновникам, за счет средств городского бюджета, римскую одежду (Emporio Armani, Gucci, Prada, Dolce & Gabbana, Versace, Moschino) и этот шаг будет означать 90 % успеха.
Ах, да, ну, и дорожникам выдать соответствующую одежу рабочих тех времен.
За статью и фото спасибо. Будто сам на прогулке очутился!
Эти фото вызвали ностальгию! Сколько раз мы по ней ходили, недалеко от озер был доимк, теперь, говорят его нет. Но дорога не простая, особенно сейчас.
to Александр Свеженцев
Таких мест нет- забирались с великом и на Демерджи и на Ильяс и на Куш-Кая-теперь на очереди Эклизи Бурун на Чатырдаге...Горный велотуризм,знаете ли,укрепляет
to Александр Свеженцев to Злюка (Севастополь) to _walker Честно говоря, не думаю, что Форпост хорошее место для популяризации посещения леса. Чем меньше людей в лесу, тем лучше. Например: сегодня в 17:00 на этой самой римской дороге присутствуют следы езды на кроссовом мотоцикле. Следы - это вывернутые камни, разбитые участки тропы. От Родниковского до озер. Дальше, слава богу, следов нет. А на тропе у озер прокладки женские валяются. Вопрос зачем повышать нагрузку на лес? Для обмена маршрутами есть специализированные сайты. Кто хочет тот найдет. А всех зазывать в лес не стоит.


Ну и что со сной на родном Риме может случиться?
. И потом, между озерами и Спирадами разок вопросец был. 

Абсолютно согласна! Еще и из соображений безопасности.
А одной, в лесу не страшно будет? Мне страшно за неподготовленных людей, которых приглашают беспечно пойти "гулять" в горы. Где их поджидают различные, неизвестные им опасности. Ладно бы - летом (световой день дольше, туманы маловероятны, как и дождь, который делает спуск небезопасным из-за мокрых камней). Кстати, горы и летом могут преподнести сюрпризы тем, кто не относится к ним серьезно. Вот как выглядит град в июле:
Это как раз дорога от Спирад к озерам. Собирающиеся туда "прогуливаться" хотя бы плащики с собой планируют взять (о тех, кто "ходил и буду ходить" я не спрашиваю - то уже опытные товарищи)?
Последний раз поднималась туда ночью 22 октября. Не, ну, конечно, по ТБ передвижение по горам в тумане и в ночное время суток запрещено, но вечно так получается... цейтнот, понимаете ли
Так вот, на РОДНОМ Риме я в темноте с трудом находила присыпанную листвой тропу несколько раз между Дубом и озерами
Такой же эффект может быть и в тумане.
Я в спорные моменты а)ориентировалась по другим известным мне приметам (и это не мох на деревьях с муравейниками, про которые долдонят глупые училки в школе и которые в горах вам НИКАК не помогут)
б)просто не кипешила, притормаживала и внимательно осматривалась
Вы уверены, что так же поступят попавшие в туман новички, пошедшие "прогуляться по Римской дороге" по приглашению Форпоста? Им помогут в качестве ориентиров знакомые силуэты гор, знакомая поляна, угол уклона тропы?
А в лесу я никогда одна не бываю. Со мной всегда мои горы. Да и людей там немало бродит. Правильных.
to Ластик (Севастополь) Про которую? Первомайскую? Кристальную? Малышку? Или с другой стороны - Уральскую?
Естественно, про Кристальную . К ней почти проспект проложен. Как и к Татьяне . Всё отмаркировано, на всех путеводителях отмечено.
Почему. "естественно"? Потому что к остальным еще не проложили "проспектов"? И слава богу...
Зачем посылать неподготовленных людей к почти сорокаметровой шахте?
Нет, ну ладно лично Вы или кто-то другой знающий аккуратно подведет своих друзей или знакомых и с соответствующими осторожностями покажет: "Вон дырка, но близко не подходи - почти сорок метров лететь!"
Но отмечать в путеводителях и рекламировать для осмотра во время прогулок?
Какая беспечность!
Уж не знаю, какой там проспект натоптали на Татьяну, но уж если участки Рима под листвой (а уж под снегом!) при ограниченной видимости не везде просматриваются, то могут быть проблемы и с этим "проспектом".
Вот чем иногда заканчиваются осенние "прогулки выходного дня" по горам для недостаточно подготовленных к этому людей:
Подробности гибели трех донецких студентов на Ай-Петри, октябрь 2004г.
Кстати. если кого-то тянет в лес "по страшной силе"
и не только на летние пикнички и экскурсии, а опыта нету, есть возможность пройти бесплатные курсы в городском клубе туристов. Для тех, кто хочет ходить в горы круглогодично и круглосуточно.
Техника безопасности, снаряжение, первая медпомощь и многое другое.
Проводятся ежегодно, как раз зимой начало (когда в декабре, а когда аж в феврале, если у клуба какие проблемы) . На майских праздниках зачетный категорийный поход.
Еще раз повторю: опытные туристы передают свой опыт абсолютно бесплатно. Но, само собой, оплата дороги и питания - уже ваши, это никто не спонсирует.
А потом кто хочет, в клубе остается, кто хочет - сам ходит, со своими компаниями. Главное - горноспасателям меньше работы.
Когда будет начало в этом году, следите по объявлениям в группе клуба в контакте: Ссылка
ЗЫ: Блин, опять у клуба проблемы с помещением... Ну, значит, раньше января НТП не начнется...
ЗЗЫ: НТП - начальная туристская подготовка.
to Злюка (Севастополь)
Видать хозяин турклуба Юрий Сергеевич Кожуховский от дел ушел и оставил клуб на Гену Крепакова...Как много изменилось...Уже даже помещение поменяли а прошло-то всего времени с моего пребывания в клубе всего ничего-около 15 лет...
Юрий Сергеевич не хозяин, а председатель турклуба.

Он и сейчас председатель, но в силу возраста и загруженности работой на клубе только по средам бывает (а летом и то не всегда). Гена моложе, энергичней и работает рядом.
И почти безотказен - вот все и ездят. А он не сопротивляется. Ему это как будто и не в тягость.
Генке когда-нибудь памятник будем ставить - попомните мои слова.
Я тоже с 2000го там почти не бываю. Редко. Заходишь - все новые лица. И только Гена неизменен .
Они сейчас на Меньшикова 1, в муссоновском подвальчике. Но вон, снова с помещением проблемы...
to Злюка (Севастополь)
А Сергеич при мне еще тогда кому-то говорил что клуб*Гермес*(!!!) передали ЕМУ,и если будет так продолжаться как было то он его разгонит и наберет новый. Да и домик тот на Ефремова он купил еще в начале 80-х что ли...Эх память память-старею наверно
to Злюка (Севастополь)
С женской части мало кого помню по имени-фамилии-только имя и в лицо
А Вы часом не Лена Агранович ?
В устье балки — разрушенный мост.
Нет, это балка в этом месте пересекает дорогу, а устье её там, где вы спешились:-)Устье - там, где ниже Скельской пещеры балка (не помню её название, надо дома посмотреть) впадает в Узунджу, ниже витка грейдера на Колхозное в балку. А спешились они явно в Родниковском. Там минимум два выхода на Рим - вверх между магазинами до нужного траверса или (проще) по асфальту до автобусных гаражей и за ними тропка вверх.
Римляне, панически боявшиеся в зимние шторма, ходили вдоль крымских берегов, опутали границы своих владений сетью хороших, широких дорог Римские дороги - это атрибут высоко развитой цивилизации. Не забываем заодно о тёплых полах и туалетах со смывом. Это инфраструктура. Связь, доставка войск, торговый путь. Крымское ханство много дорог построило? Отож. Чувствуется пренебрежение к Риму, заложенное советскими учебниками истории. А конретно, по фактам, то поводы какие-то детские. Вроде голодомора и гонений на мову, как у соседей свидомитов. Историки оставляют немалую вероятность того, что "римская" дорога, по крайней мере, в том виде, какова она сейчас, была сделана в средние века, при турецком владычестве или как раз таки во времена Крымского ханства.
А вот привязка её к Риму может быть и следствием моды на поиски всего древнего, скифского, антично-греческого, древне-римского (Третий Рим требовал доказательств связи с Первым и Вторым) в присоединённом Крыму в романтичном XIX веке.
И, кстати, это не единственный оставшийся участок этой римской дороги (с Херсонеса на Харакс). Есть ещё. Между Черноречьем и асфальтом, ведущим на Морозовку. А также (местами сильно заплывший землей, потому не столь похожий внешне) вниз в Широкое с перевала под Биюк-Тюзом по левому борту балки, имеющий вариант, построенный в ВОВ немцами во время осады Севастополя.