Очертания корабля и носовая часть не оставляют сомнений: это действительно Boy Feddersen
Появились первые подводные кадры, на которых запечатлен знаменитый пароход Boy Feddersen. Именно на нем, по версии некоторых историков, нацисты вывозили из Крыма награбленные во время оккупации ценности, передаёт НТВ.
За последние 75 лет не было опубликовано ни одной записи с легендарным теплоходом. Очертания корабля и носовая часть не оставляют сомнений: это действительно Boy Feddersen, разыскиваемый многими кладоискателями.
Русская подводно-исследовательская экспедиция обнаружила в Крыму пароход Boy Federsen (бывший "Харьков"), который затонул во время Великой Отечественной войны, предположительно, это пароход, который вывозил ценности с полуострова. Об этом сообщил руководитель экспедиции Роман Дунаев. Он отметил, что судно было найдено в районе между Севастополем и мысом Тарханкут.
-В рамках поиска затонувших кораблей в Черном море мы проводим экспедицию по поиску подводных лодок Л-23 и Д-4. Во время поиска подводной лодки Д-4 в квадрате ее боевого дежурства было обнаружено крупное судно. После гидроакустических измерений сопоставили с потерянным в этом районе судном "Харьков" (Boy Federsen), идентификация судна – 95 процентов. Кроме того, по архивным данным в этом районе это судно как раз было атаковано российской авиацией, - сообщил Дунаев.
Пароход Boy Federsen – бывший советский пароход "Харьков" Черноморского государственного морского пароходства. Был спущен на воду в 1919 году, в 1941 при отступлении советских войск был взорван в Николаеве. Немецкие специалисты подняли судно с грунта, отремонтировали и ввели в строй.
В августе 1943 года транспортные суда Boy Federsen и Varna следовали в конвое в Черном море в охранении румынских эсминцев Regina Maria и Maresti, минзага Admiral Murgescu, канонерской лодки Dumitrescu и нескольких мелких военных судов.
При атаке конвоя советскими самолетами Boy Federsen получил попадания торпедами в корму с левого борта и в центральную часть правого борта, а также повреждения от близких разрывов авиабомб. На следующий день при попытке буксировать судно пароход затонул недалеко от Евпатории и лег на глубину около 90 метров. Экипаж Boy Federsen спасли и отправили в Севастополь.
По многим предположениям, именно это судно вывозило ценности из оккупированного фашистами Крыма, отметил Дунаев.
- В мае будет обширная экспедиция по детальному изучению, видеофиксации и съемке фильма об этом судне, тогда же будет обсуждаться и вопрос подъема парохода, - сказал руководитель экспедиции.
Читать также:
Обсуждение (10)
не хватает криков попугая-матерщинника "Пиастры! Пиастры!"...
Что в нём легендарного??? И при чём здесь слитки золота?
Что в нём легендарного??? И при чём здесь слитки золота?
А пароход изначально был немецким и имеет богатую историю:
Он был построен в 1914 году в Германии и первоначально назывался Anhalt. В 1919 году судно в рамках репараций передали англичанам, затем продали испанской компании. В 1931 году корабль купил Советский Союз. С этого момента пароход назывался «Харьков».
В 1933 году пароход отправили в Лондон с грузом зерна. Он сел на мель и получил пробоину. Насосы, откачивающие воду из трюма, быстро забились зерном. Когда шторм усилился до девяти баллов, в корпусе судна появились трещины. Но «Харьков» продержался в таком положении несколько дней до прибытия спасателей.
Корпус судна распилили пополам. Кормовую часть отбуксировали в Босфор и поставили на отмель. Носовую доставили в Севастополь.
А течение года «Харьков» удалось восстановить. Во время Великой Отечественной войны моряки из-за невозможности выйти из порта Николаева, захваченного фашистами, повредили корабль и покинули его. Немцы восстановили пароход, а в 1943 году переименовали его в Boy Feddersen.
10 августа 1943 года корабль отправился в конвой из Севастополя в Констанцу. Транспортные корабли Boy Federsen и болгарский Varna сопровождали румынские эсминцы, минный тральщик, минный заградитель и другие суда. Ночью конвой принялись атаковать советские самолеты. К атаке присоединилась подводная лодка Д-4. Пароход потерял управление. Спустя сутки он затонул в 15 милях от Евпатории.
9 мая 1943 года командиром «Д-4» стал капитан-лейтенант Трофимов Иван Яковлевич, который до этого командовал ПЛ «Д-5». В первом же походе с новым командиром подводная лодка открыла счет. С утра 8 августа «Д-4» патрулировала район у мыса Тарханкут (позиция № 82). Вечером 10 августа «Революционер» атаковал судно из состава конвоя. Через 125, 145 и 165 секунд после пуска торпед на подводной лодке услышаны три взрыва. Результатом этой атаки считается гибель транспорта «Бой Федерсен» (Boy Feddersen), бывшего советского «Харькова» в 6.689 брт. Подводная лодка выпускала торпеды в правый борт судна. Необходимо отметить, что в это время пароход был атакован тремя торпедоносцами «Ил-4» из состава 5-го гвардейского минно-торпедного авиаполка ВВС ЧФ, которые добились торпедного попадания в кормовую часть левого борта судна. Спустя 10 минут за транспорт взялись 2 бомбардировщика «А-20» из 36-го минно-торпедного авиаполка, сбросивших на судно 8 авиабомб. Именно их разрывы на подводной лодке зафиксированы как взрывы глубинных бомб. Судно затонуло на следующий день. 11 августа подводная лодка дважды не сумела лечь на боевой курс, зато утром 20 августа одна из торпед, выпущенных «Д-4» по транспорту из состава конвоя нашла цель. На дно ушел болгарский пароход «Варна» в 2.141 брт с грузом боеприпасов. На судне погибло 3 человека. Утром 28 августа подводная лодка прибыла в Поти.
В Крыму затонуть ничего не может - это суша. Затонут может У БЕРЕГОВ Крыма.
to durban15@mail.ru (Севастополь) В Крыму затонуть ничего не может - это суша. Затонут может У БЕРЕГОВ Крыма.
Вам шашечки или ехать?
90 метров, и дайверы ничего не знали? Сказки для маленьких!
Очень удивляет , что его раньше никто не нашел . А может и нашел . На такой то глубине. Поживкм увидим
...а ведь судно и впрямь легендарное,оно даже упоминается в широкоизвестном маринистическом романе Л. Платова "Секретный фарватер"( в 1-ой главе "Вводная лекция по кораблевождению" в рассказе профессора Грибова , правда там в качестве груза фигурирует горох, а не зерно)
Про несметные богатства-это явная выдумка "желтых" газетчиков, откуда взялись такие сведения?где ссылка на документы?. И что же такого сверхценного или просто стоящего могло быть на этом транспорте, что же вывозили нацисты из многократно ограбленного и уже почти как два года находящегося под оккупацией Крыма?
"...Судно затонуло на следующий день."даже если там и было нечто ценное, то его наверняка успели перегрузить
Интересно, Украина направит ноту протеста о возмещении найденного как сторона Красной армии, или как сторона фашистов, которая потеряла клад?) Обязательно!!! С обоих сторон, вдруг где-то да и прокатит!
В Крыму затонуть ничего не может - это суша. Затонут может У БЕРЕГОВ Крыма.
90 метров, и дайверы ничего не знали? Сказки для маленьких!
Судно может затонуть только в АКВАТОРИИ, но не в песке на пляже У БЕРЕГОВ.
На такую глубину простые дайверы с легководолазным снаряжением не ныряют - у них максимум 45 м. Здесь нужно оборудование посерьёзнее - либо трёхболтовка, либо аппараты на специальных смесях для дыхания, а это достаточно дорогое удовольствие. И это уже технодайвинг называется.