В России через два года после начала специальной военной операции выросло число жителей, которые увеличили свои расходы, и уменьшилось количество граждан, сокративших свои траты.
Такие интересные результаты представил исследовательский центр SuperJob. Он в марте-апреле этого года провёл опрос россиян, имеющих финансовую стратегию (определивших для себя, что делать с деньгами в той или иной ситуации, если говорить совсем просто).
Согласно его итогам, 21% опрошенных увеличили свои траты, 39% — их уменьшили. У 27% — расходы не изменили. Ещё 13% — затруднились ответить.
В октябре 2023-го была совершенно другая ситуация: 14% участников опроса сообщили, что увеличили траты, 49% — уменьшили их, 26% — не меняли своих расходов. И 11% затруднились ответить.
Годом ранее было так: лишь 9% опрошенных увеличили траты, 46% — уменьшили расходы, 28% — не меняли расходов. А 17% затруднились ответить.
В марте 2022 года 14% участников опроса рассказали об увеличении трат, 49% — об их сокращении, 24% — о том, что расходы остались неизменными. И ещё 13% затруднились ответить.
В январе 2022-го только 10% сообщили о том, что увеличили траты, 44% — об уменьшении расходов, 30% — о том, что не меняли их. А 16% не смогли ответит.
В январе 2021 года 8% опрошенных сказали, что увеличили траты, 47% — об их уменьшении, 26% — о том, что расходы не меняли. И 26% затруднились ответить.
«Вряд ли рядовой россиянин чётко осознает термин «финансовая стратегия». Но я думаю, что каждому понятна формулировка «семейный бюджет», так как приходится планировать предстоящие расходы с учётом получаемых из разных источников средств. Сейчас, мне кажется, нет такого человека, который не занимался планированием потока финансов. Поэтому так или иначе каждый гражданин в той или иной мере строит будущее потребления с учётом стратегии», — сказала ForPost экономист, доцент кафедры «Экономика, финансы и менеджмент» Новороссийского филиала Финансового университета при Правительстве РФ Татьяна Марцева.
Что произошло с россиянами?
Результаты опроса не обязательно свидетельствуют о том, что граждане стали больше потреблять, продолжила Татьяна Марцева.
«В условиях изменения цен, возможно, просто требуется больше средств на тот же объём потребления. Либо меняется сама структура потребления. Думаю, сегодняшнее психологическое состояние россиян не особо поменялось. Остались и даже возросли угрозы, которые по факту могут поменять поведение потребителя в обе стороны — начать экономить или наоборот», — уточнила она.
Другое дело — то, что в условиях внешнеполитических угроз России часть расходов стала удовлетворяться за счёт продуктов и услуг, реализуемых внутри нашей страны, это ещё называют политикой импортозамещения, обратила внимание наша собеседница.
«Особо это отразилось на туристической отрасли. Статистика свидетельствует о возросшем спросе на отдых внутри страны, следовательно, налицо и статистика о понесённых расходах. Ну и традиционно поддержка государством отдельных категорий граждан (семьи военных), приоритетных регионов (Южный федеральный округ) или отраслей (например, строительство, сельское хозяйство) также обеспечивает прирост доходов, а значит, и желание их тратить», — подытожила она.
Что ещё могло повлиять?
Анализ результатов опроса показал, что россияне с финансовой стратегией демонстрируют адаптивное и осторожное поведение в отношении своих расходов, считает основатель транспортной компании RusTransChina Александр Стрельников.
«Они реагируют на экономические изменения, корректируя свои расходы и сохраняя финансовую дисциплину. Эти тенденции важны для понимания того, как финансово грамотное население реагирует на экономические вызовы и как это может повлиять на общую экономическую динамику страны», — уточнил он.
По его мнению, итоги опроса представляют интересную информацию о финансовом поведении жителей РФ и позволяют сделать ряд предположений и выводов о потенциальных факторах, влияющих на эти тенденции.
Во-первых, о восстановлении психологического состояния россиян и их выходе из шока.
«Увеличение доли респондентов, тратящих меньше денег, в 2023 году по сравнению с 2022 годомможет отражать процесс восстановления психологического состояния россиян после первоначального шока, вызванного событиями 2022 года. Люди могли адаптироваться к новой реальности и стать более осторожными в своих расходах, что указывает на переход от краткосрочной реакции к более долгосрочной стратегии управления финансами», — пояснил собеседник ForPost.
Во-вторых, о вероятном росте доходов граждан.
«Увеличение бюджетных вложений в отдельные отрасли экономики и выплаты участникам СВО и их семьям могли привести к росту доходов определённой части населения. Это могло способствовать увеличению уверенности у некоторых респондентов и их способности позволить себе больше. Однако важно отметить, что опрос проводился среди людей с финансовой стратегией, что предполагает определённый уровень финансовой грамотности и планирования. Поэтому рост доходов может быть одним из факторов, но он, вероятно, влияет не на всех респондентов равномерно», — полагает Александр Стрельников.
В-третьих, об увеличении расходов россиян из-за инфляции.
«Инфляция и рост цен, вызванные санкциями и экономическими изменениями, безусловно, могли повлиять на увеличение расходов респондентов. Более высокая инфляция означает, что покупательная способность денег со временем снижается, и для поддержания прежнего уровня жизни могут потребоваться более высокие расходы. Это особенно вероятно в случае с товарами повседневного спроса, ценники на которые чаще всего и подвержены влиянию инфляции», — считает он.
А кроме того, об изменении потребительского поведения с моделью «Живём, как в последний день».
«Результаты опроса действительно могут отражать изменение потребительского поведения россиян. Модель «живём, как в последний день» может привести к росту расходов на «хотелки» и импульсивные покупки. Однако важно отметить, повторюсь: опрос проводился среди людей с финансовой стратегией, которые, вероятно, имеют более дисциплинированный подход к финансам. Поэтому, хотя такое изменение поведения и может иметь место в обществе в целом, его влияние на респондентов с финансовой стратегией может быть менее значительным», — отметил наш собеседник.
В целом, заключил Александр Стрельников, результаты опроса могут указывать на комплексное взаимодействие нескольких факторов:
«Восстановление психологического состояния, рост доходов у определённой части населения, инфляция и изменение потребительского поведения — всё это могло сыграть свою роль в наблюдаемых тенденциях. Важно также учитывать, что финансовое поведение людей может находиться под влиянием различных личных, экономических и экологических факторов, и для полного понимания подлежащих динамик необходимы дальнейшие исследования и анализ».
Алексей Лохвицкий
Обсуждение (3)
О чем нам должна говорить фраза:"Согласно его итогам, 21% опрошенных увеличили свои траты, 39% — их уменьшили. У 27% — расходы не изменили." ? Люди стали лучше жить и у них стало больше денег или все наоборот? Вот как по мне "увеличить траты" - значит платить дороже за то что необходимо не потому, что денег стало больше, а потому, что без этого не обойтись, а "уменьшить" не значит, что стало дешевле, а просто пришлось от чего то отказаться, потому что уже не по карману. Да, было тоже необходимого но этим пришлось пожертвовать, т.к. средств не хватает. Так следует ли из этого "исследования", что россияне стали "транжирить" или это означает, что необходимое им обходится дороже? В отличии от автора материала, мне кажется, что второй вариант более правильно отражает реальность которую вскрыло исследование.
Ну, почему 21% увеличил траты, обсосали со всех сторон. А почему 39% уменьшили? Ну да, это такая фигня, не о чем вообще говорить....
Платить дороже за те же товары / услуги по причине инфляции - это теперь на новоязе "транжирить" называется...? 🙃
"Почему россияне стали транжирить?"