Россия

Почему мы не заметили отключения Интернета в России

Что может скрываться за «небольшими сбоями»?

Почему мы не заметили отключения Интернета в России
Фото:
pixabay.com

В России прошли учения по отключению Рунета от Глобальной сети. Они велись целый месяц, с 15 июня по 15 июля. В тестах принимали участие МТС, «Билайн», «Мегафон», Tele2, а также «Ростелеком», «ТрансТелеКом» и «ЭР-Телеком Холдинг». Роскомнадзор пояснил, что подобные учения проходят ежегодно в рамках реализации закона о суверенном Рунете.

С вопросом о том, как могут проходить такие учения и почему простые граждане даже не заметили испытаний, ForPost обратился к эксперту по конкурентной разведке, профессору Уральского государственного экономического университета Евгению Ющуку.

Он отметил, что, судя по небольшому объёму информации, которая попала в СМИ, данные об учениях засекречены.

«Если посмотреть, как проходили учения в начале года, которые чуть более широко освещались, то там говорилось, что они велись по двум направлениям — атакам извне и блокировкам, которые применялись для того, чтобы прекратить это. Блокировки используются при DDоS-атаках на конкретные сайты, когда берут и весь зарубежный трафик, который поступает на сайт, отрубают.

Условно, понятно, что на интернет-форум маленького города не может прийти множество людей со всего мира. И тогда берут и по IP-адресам весь внешний трафик отрубают для этого сайта. Здесь можно предполагать что-то подобное, но в масштабах всей страны», — рассказал Ющук.

Избежать поощрений от ЦРУ

Он объяснил, что основная цель учений — не допускать утечки информации из страны и обезопасить основные ресурсы:

«Когда интернет появился у нас в стране — а это произошло с некоторым запозданием — у нас ближайшей точкой пересечения наших внутренних коммуникаций был Стокгольм.

Это выглядело следующим образом: было два магистральных оператора — «Ростелеком» и «ТрансТелеКом». Оба эти монополиста не были связаны друг с другом, но самое интересное, что для того, чтобы пакет данных попал из системы «Ростелекома» в систему «ТрансТелекома», на заре российского интернета ближайшая точка пересечения между ними была в Стокгольме.

Это причина, по которой шведская разведка удостоилась какого-то официального поощрения за прекрасное сотрудничество от ЦРУ. И понятно, что благодарность была за то, что львиная доля российского трафика аккумулировалась там».

Что скрывается за «небольшими сбоями»

Ющук считает, что учения проводились не по всей стране, а в каком-то городе или округе. Для того, чтобы, если какие-то проблемы возникнут, не наблюдать их по всей стране. Хотя собеседник указал, что теоретически можно отключить весь исходящий трафик и по всей стране. При этом пользователи будут наблюдать это как небольшой сбой каких-то сервисов.

«Одновременно — это моя гипотеза — я думаю, что можно фиксировать хождение трафика внутри страны и понять, насколько такое отключение сказалось на стране. И можно посмотреть ключевые ресурсы, которые были изначально внесены в список [стратегических], на предмет того, а что с ними произойдёт при кратковременном отключении рубильника», — рассказал Ющук.

Также профессор отметил, что причины «секретить» учения вполне логичны, потому что если оппоненты будут знать, что именно и как именно мы «ловим», то они будут искать пути обхода:

«Они эсминец «Дефендер» посылали в наши воды (инцидент произошёл в Чёрном море в июне — прим.), чтобы он увидел, как и на каких частотах отреагируют радары, переговоры с кем поведутся, кто с какой скоростью прилететь к ним успеет и так далее».

На вопрос о том, не выходит ли наш разговор за рамки закона о сведениях, которые можно разглашать (учитывая недавний список ФСБ о данных, которые запрещено передавать иностранцам), Ющук ответил отрицательно.

«Например, принцип устройства атомной бомбы секретом не является. Он опубликован везде, включая детские журналы. Секретом является конкретный способ изготовления такой бомбы. А мы с вами это разгласить не можем хотя бы потому, что мы не в курсе.

А не в курсе мы потому, что нам никто это не рассказал, а допуска мы не имеем. А имели бы допуск, расписались бы в неразглашении. Но мы даже понятия не имеем, что там происходит, а в общих чертах это вообще не секрет. Нам вот вице-премьер рассказывает, что проводим и будем проводить учения (вице-премьер Дмитрий Чернышенко дал комментарий для СМИ 22 июля, заявив, что учения прошли успешно)».

Семён Гринберг

1100
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
Еще нет голосов

Обсуждение (2)

Profile picture for user Serggio
21742

Почему мы не заметили отключения Интернета в России

Потому что В тестах принимали участие МТС, «Билайн», «Мегафон», Tele2, а также «Ростелеком», «ТрансТелеКом» и «ЭР-Телеком Холдинг». biggrin

Главное за день

Накануне Дня Победы в Севастополе открыли отреставрированный «Штык и парус»

У памятника заложили символическую капсулу времени с обращением к будущим поколениям.
14:00
2
275

Инаугурация Путина: как отреагировал мир

Вспоминается миф о том, как менялись заголовки французских газет в 1815 году по мере приближения Наполеона к Парижу.
18:44
5
1463

Путин поклялся верно служить народу России

«Мы — единый и великий народ, и вместе преодолеем все преграды, воплотим в жизнь всё задуманное. Вместе — победим!»
13:11
5
742

Россию накрыли нежданные майские снегопады

В некоторых регионах возобновили отопление, приступили к расчистке дорог и завалов деревьев.
12:29
1
592

Инаугурация Путина 7 мая 2024 года. Прямая трансляция из Кремля

Церемония из Андреевского зала Большого Кремлевского дворца.
11:24
15
1116