Российский авиарынок далёк от цивилизованного, уверен заслуженный пилот РФ Юрий Сытник. Яркий тому пример — комиссия за возврат билетов, которая в некоторых авиакомпаниях достигает 80%, уточнил наш собеседник.
«Лучше хоть что-то, чем ничего»
Родственник корреспондента ForPost из Екатеринбурга планировал слетать в Сыктывкар к бабушке на юбилей — женщине 14 марта исполнится 75 лет.
Из уральского аэропорта «Кольцово» в столицу Республики Коми есть прямой рейс. Билет по специальному тарифу с багажом стоит 5700 рублей. В обе стороны — 11400 рублей. Плюс екатеринбуржец потратил 1200 рублей за выбор места у иллюминатора.
Однако случилось непредвиденное: бабушка приболела и попросила внука прилететь летом — хлопотно праздновать юбилей при обострении.
К счастью, авиабилеты были возвратными. Каково же было удивление мужчины, когда он получил ответ от авиакомпании (есть в распоряжении ForPost):
«Согласно условиям применения тарифа, по которому был приобретён билет, сбор при добровольном возврате составит 3750 рублей с каждого билета».
В авиакомпании добавили, что если основания для вынужденного возврата есть, то нужно с ними связаться.
Доказать обоснованность отказа было проблематично. В итоге мужчина с каждого сданного билета получил на руки 1950 рублей. Также авиакомпания вернула 1398 рублей — стоимость авиастраховки, которую оформил пассажир.
«Не думал, что комиссия составит более 65% от стоимости билета. Но лучше хоть что-то, чем ничего», — констатировал обедневший на 7500 рублей пассажир.
«Лупят деньги с потребителей»
Ситуация, в которой оказался екатеринбуржец, периодически всплывает в СМИ, сообщил ForPost сопредседатель Национального союза защиты прав потребителей Алексей Егармин.
По его словам, в действующем законодательстве есть лазейка, которая позволяет авиаперевозчикам «устанавливать конские комиссии за возврат билетов».
«В действующей системе законов авиакомпании не нарушают права потребителей. На самом деле это не так: права потребителей нарушаются. Некоторые авиакомпании устанавливают комиссию в 80% за возврат билета — это ненормально. Авиаперевозчики пользуются тем, что обхитрили потребителя, в худшем понимании этого слова, и лупят с него деньги. Что в итоге? У человека забрали деньги, не предоставив ему никаких услуг. Проблема есть: пока у наших законодателей не доходят руки для правильного регулирования этого вопроса — установления комиссии с 5000 рублей 500 рублей. Такая комиссия была бы оправданна и с точки зрения экономики, и здравого смысла», — сказал ForPost Егармин.
Заслуженный пилот РФ Юрий Сытник объяснил логику авиакомпаний:
«Когда пассажир заранее покупает билет, его стоимость меньше примерно на 50% от стоимости, которая устанавливается на билеты за три-четыре дня до вылета. Поэтому, когда человек сдаёт заранее купленный билет, в авиакомпании высокой комиссией страхуют риски: они могут не продать освободившееся место в самолёте, поэтому считают, что вправе удерживать такие проценты от стоимости билета».
Наш собеседник подчеркнул: на Западе «таких драконовских процентов за сдачу билета нет», там авиарынок «более цивилизованный».
«В зарубежный аэропорт можно приехать за три-четыре часа до вылета и купить билет, который будет стоить в несколько раз дешевле, чем у нас на то же расстояние. Я говорю про страны, где давно развит авиационный транспорт — самый перспективный, самый надёжный. У нас всё удобно и доступно только для олигархов, остальные — платите драконовскую комиссию», — выразил свою точку зрения Сытник.
Как решать проблему?
Алексей Егармин уверен: от озвученной проблемы не стоит отмахиваться, так как решается она достаточно просто — достаточно скорректировать законодательство по защите прав потребителей.
В законе нужно «одной строчкой прописать, что комиссия за возврат билетов не должна превышать 10% от его стоимости», считает наш собеседник.
Он отметил: чем проще формулировка, тем надёжнее защищены права потребителей.
Юрий Сытник тоже считает, что если в законе появится такая формулировка, конфликтов между авиакомпаниями и пассажирами удастся избежать.
Дело за малым — обратить внимание депутатов Госдумы на существующую проблему, уточнил сопредседатель Национального союза защиты прав потребителей Алексей Егармин.
Роберт Вочовский
Обсуждение (1)
У депутатов Госдумы такой проблемы не существует.