В Театре имени Кукол состоялась премьера спектакля «Белый великан». Для диалога с детьми худрук театра Артём Макеев выбрал взрослую историю о большой мечте маленького человека. А способ общения - кисти рук, пронзительная музыка и много-много краски.
В основу спектакля, который зрителям впервые представили 17 июня, легла сказка Элинор Фарджон «Великан из Вельмингтона». Английская писательница знаменита тем, что в 1955 году первой среди своих коллег получила Золотую медаль Ханса Христиана Андерсена, которую называют «малой нобелевской премией». Элинор обожала путешествовать по Англии, собирая местные легенды – материал для своих будущих сказок.
Однако не все интересные явления, с которыми сталкивалась писательница во время своих поездок, имели свою красивую историю. Неподалёку от деревушки Уилмингтон, на склоне, можно увидеть будто нарисованную мелом большую фигуру человека. Его рост – 69,2 метра! Уилмингтонский великан с двумя столбами в руках был вырезан в холме в XVI–XVII веках. В 1874 году контуры великана выделили жёлтым кирпичом, а ещё через 17 лет жёлтые кирпичи заменили на белые. Во время Второй мировой войны их покрасили в зелёный цвет для маскировки, а после прекращения военных действий вновь побелили. В 1969 году фигуру «обновили» бетонными блоками. Однако никто из местных жителей не смог рассказать Элинор Фарджон, для чего и кто создал этот рисунок на холме. И писательница решила придумать свою легенду, назвав её «Великан из Уилмингтона».
Новая сказка Театра имени Кукол повествует о маленьком человечке Вильчике, который был очень добрым и трудолюбивым, и мечтал однажды стать великаном. Он рос в семье семи сестёр, которые души в нём не чаяли и были готовы идти на любые жертвы, лишь бы Вильчик был счастлив. Но однажды утром тётушки его навсегда покинули…
Взяв за основу спектакля эту сказку, художественный руководитель Артём Макеев в очередной раз остаётся верен главной идее своего театра – говорить с маленькими зрителями о серьёзных вещах на их языке. Несмотря на то, что жанр философской притчи может быть трудным для детского восприятия, всё зависит от того, под какой «обёрткой» подать историю. В случае с «Белым великаном» акцент не делался на куклах – их вообще не было в спектакле. А так ли они нужны, чтобы рассказать детям о самом важном? Нарисовать незатейливую рожицу на кисти руки – и перед нами уже малыш Вильчик, а вместо сложных декораций – холст и краски.
В самой сценографии спектакля лежит почти что научный подход в работе с ребёнком. Большинство детей сегодня мыслят клипово – для них важна частая смена картинок, динамика действия, яркие образы. В принципе, по этим же законам строится драматургия любого произведения. Но если говорить о маленьких зрителях, здесь есть свои нюансы, и художник Елена Собянина учла их все без исключения. Она внедрила в постановку простые элементы рисованного мультфильма.
Вся прелесть в том, что само оформление спектакля – яркая история, которая развивается по ходу действия. Зритель ждёт, какие же новые образы появятся на белом холсте. Нигде не нарушается динамика и сохраняется интрига. Прекрасно подобранная музыка придаёт постановке необходимое лирическое звучание, а цветовое решение как нельзя лучше соответствует атмосфере спектакля и самой задумке Элинор Фарджон. В действии основных ведущих цвета два – чёрный и белый, символизирующие потерю надежды и её обретение. Как и маленького Вильчика, это чередование сопровождает нас всю жизнь. Найти можно также легко, как и утратить, но ценить важно здесь и сейчас, потом может быть поздно.
При создании Театра имени Кукол сказочник Артём Макеев, видимо, прекрасно понимал, что для сказки должен быть сформирован особый, притягательный мир, в который зритель захочет возвращаться снова и снова. В этом смысле наиболее удачным выбором стал формат домашнего театра. Оформленный, как детская комната, с интересными играми и развивающими книжками, он стал не просто местом, где хорошо и уютно. Общение актёров с детьми начинается ещё до спектакля и тем самым достигается главное – исчезает барьер «артист–зритель». Ребёнок, проникшейся атмосферой театра, уже и сам спектакль воспринимает на другом уровне: на сцене – друзья.
Конечно, дорогого стоит работа актрис Екатерины Ставриковой и Марии Цветковой. Им приходится не только существовать в самой истории и вести её, но и постоянно взаимодействовать с маленьким зрителем. Ребёнок должен видеть перед собой не актрису театра, а старшую сестру, которая развлекает своего брата, пока родителей нет дома. Возможно, момент самого взаимодействия ещё нуждается в небольшой доработке, но есть главное – внимание и искренняя заинтересованность детей.
Стоит отметить, что спектакль «Белый великан» не рассчитан на совсем маленького зрителя. Детям от 4 до 6 лет эта история будет трудна для восприятия. А дети постарше уже смогут в ней находить что–то своё – даже сами образы будут вызывать определённые ассоциации, заставляя воображение работать в полную силу. Ну, а взрослых эта сказка, безусловно, настроит на философский лад и заставит задуматься о каких-то важных вещах, которые размываются в суете дней. «Белый великан» Артёма Макеева – это мудрый урок любви и самопожертвования, трогательная притча о больших надеждах, которым однажды суждено сбыться.
Арсений Веденин
Фото Антонины Кузьминой, poleteli.ru