Севастополь

Можно ли в Севастополе сделать полностью натуральный мёд?

Вкратце, если заниматься этим делом всерьез и с самоотдачей – да!

Лечебные свойства мёда хорошо известны. Речь, безусловно, о натуральном продукте, когда пчёлы собирают нектар с медоносных растений.

Представленный в торговых сетях и даже на ярмарках продукт далеко не всегда оказывается мёдом. Здесь можно легко наткнуться и на переработанный пчёлами сахарный сироп, который, естественно, полезными качествами мёда не обладает, и даже на откровенный фальсификат.

Можно ли найти в Севастополе полностью натуральный мёд, ForPost решил выяснить у опытных местных пчеловодов.

35 лет с пчёлами

Людмила Терентьева купила свои первые ульи в далеком 1989 году и лишь для того, чтобы помочь заболевшему мужу, добавив в его рацион натуральный и полезный продукт. И как это нередко бывает, стала вместе с супругом Валерием заниматься этим делом всерьез. А со временем даже учить этому других энтузиастов на специальных курсах.

По её словам, процесс разведения пчёл довольно сложный и трудоёмкий, требующий большой квалификации и постоянного обучения, но в то же время пчеловодство — очень увлекательное занятие.

Сейчас у Людмилы и Валерия 15 ульев, а пасека кочующая, то есть передвижная: пчеловоды переезжают с места на место в поисках цветущих медоносов. С помощью кочевания можно существенно увеличить объёмы производимой продукции, поскольку в Севастополе нектара всё-таки не очень много — в период сухой жаркой погоды растения выделяют его недостаточно, отмечает собеседница ForPost.

Каждый год объёмы мёда получаются разные: всё зависит от температуры воздуха, влажности и многих других факторов.

«Чтобы получить натуральный мёд в достаточных для реализации количествах, лучше всего кочевать. В стационарных пасеках производительность меньше, мёд качают реже. В этом году мы, к примеру, получили 50 килограммов товарного мёда с пчелиной семьи», — рассказывает Людмила Терентьева.

Раньше, когда выезжали в Херсонскую область, доходило до 100 килограммов, а однажды, в 1998 году, вышло 2 тонны 100 килограммов с 15 пчелосемей — мёд качали каждые 5-6 дней, добавляет собеседница ForPost. В Крыму же получается собрать от 20 до 50 килограммов мёда с семьи. С 2014 года пасека Терентьевых ездит в Белогорский, Симферопольский, Красногвардейский и Нижнегорский районы Республики Крым.

Чем ближе пчёлы к медоносам, тем больше приносят мёда, поэтому так важно найти хорошее место, говорит Людмила.

Производительность пчёл во многом зависит и от квалификации пчеловода. Он должен уметь правильно работать с пчёлами, следить за тем, чтобы они были здоровыми, а семьи — сильными, то есть большими.

«Живёт медоносная пчела 30–40 дней. За всю жизнь она приносит всего чайную ложку мёда. То есть чем сильнее пчелиная семья, тем больше получается мёда. Пчёлы, как и всё живое, подвержены болезням, поэтому ежегодно осенью нужно обязательно проводить профилактику пчелиных заболеваний. Для этого с водой разводят мёд или сахар и добавляют туда специальные лекарства», — делится секретами пчеловодства Людмила Терентьева.

Но не всё в «жужжащем бизнесе» зависит от знаний и умений пчеловода — нужна и удача. По словам Людмилы, передвижные пасеки могут стоять друг от друга на расстоянии четырёх-пяти километров, но у одних медосбор будет высоким, а у других — низким. Это зависит от того, насколько хорошие медоносы нашли пчёлы и насколько сильными вышли после зимы пчелиные семьи.

Сладкий обман?

Несколько дней назад ForPost опубликовал материал, в котором были затронуты отдельные аспекты пчеловодства. Владелец пасеки тогда высказал мнение о том, что в Севастополе и в Крыму без подкормки пчёл сахарным сиропом, на одном нектаре, невозможно произвести мёд в нужном для торговли объёме.

Согласно официальной статистике, в Крыму пчелосемья в среднем производит 25,5 килограмма мёда в год. По словам севастопольского пчеловода, одной пчелиной семье необходимо как раз около 20–25 килограммов мёда, чтобы пережить зиму. Это может означать только одно: полностью натурального мёда, произведённого из нектара, на полуострове не найти.

Людмила Терентьева с этим утверждением категорически не согласна. По её словам, для зимовки пчёлам хватает 12–15 килограммов мёда — в зависимости от силы семьи, то есть от количества пчёл в улье, а подкармливать сахаром можно, но только в определённое время.

«Подкормка сахарным сиропом — это нормально. Такую подкормку мы даём осенью, вместе с лекарствами. Мёд, который пчёлы производят на этом сахарном сиропе, полностью расходуется до цветения садов и в продажу не поступает», — поясняет собеседница ForPost.

Людмила Терентьева подробно рассказала о том, как устроено гнездо, в котором зимуют пчёлы.

К примеру, пчелосемья идёт в зиму на семи рамках. Две крайние рамки — полномёдные, то есть заполнены одним только мёдом, в каждой — по 3,2-3,5 килограмма этого продукта. Следующие рамки по краям гнезда содержат по 1,5-2 килограмма мёда, остальное же заполнено пергой — переработанной пыльцой. Внутренние рамки — гнездовые, где располагается расплод (пчелиное потомство). В них обязательно должно быть примерно по полтора килограмма мёда. 

Первый весенний мёд стараются оставить пчёлам на зиму — запечатанные полномёдные рамки идут на развитие пчелиной семьи. Товарный мёд берут позже.

«В этом году мы поехали за взятком (собранная пчёлами и принесённая в улей добыча. — ForPost) в конце апреля, когда зацвела акация. Сейчас мы уже не забираем мёд — предварительно подготовили пчелиные гнезда к зимовке. В этом сезоне мы довольны взятком», — говорит Людмила Терентьева.

Никуда не выезжая

Даже на стационарной пасеке можно обойтись без постоянной подкормки пчёл и получать натуральный мёд, уверен Василий Люляков — пчеловод с 25-летним стажем, владелец пасеки в 30 ульев.

По словам Василия, медосборы на Крымском полуострове низкие, поэтому пчеловод должен либо кочевать со своей пасекой, либо расположить её в хорошем месте — там, где у растений высокая мёдопродуктивность (предполагаемый объём нектара). Размести пасеку, например, на Фиоленте — и вряд ли ты что-то получишь, отмечает собеседник ForPost.

«Пчёлы собирают мёд в радиусе двух километров. Допустим, местность может обеспечить нектаром только 15 семей пчёл. Если пчеловод поставит там 50 ульев, то медосбор сразу упадёт в три раза. В Севастополе и в Крыму пчеловод должен уметь правильно оценить мёдопродуктивность местности, так как наши ресурсы очень ограниченны», — поясняет Василий Люляков.

Его пасека «Подгорное» расположена в Байдарской долине, на границе с лесом — а значит, пчёлы могут собирать нектар не только с полевых растений, но и с деревьев. В этом засушливым году, по словам Василия, поля практически не дали нектара, но спас лес. Медосбор там дают деревья — клён, липа и другие.

В среднем на этой стационарной пасеке получается 25 килограммов мёда с пчелиной семьи в год, а для зимовки насекомым оставляют до 15 килограммов. 

«Мы подкармливаем сахарным сиропом, но не в период активного медосбора, а только для поддержания жизни пчёл зимой. Как только семья заняла один корпус, ставится разделительная решётка, которая позволяет не смешивать мёд на сахаре и товарный мёд. Если пчеловод имеет низкую квалификацию, не ставит разделительную решётку, то ему бывает трудно отделить мёд на сиропе от натурального продукта», — отмечает Василий Люляков.

Пчеловод на стационарной пасеке должен иметь более высокую квалификацию, чем те, которые кочуют, должен знать и использовать различные методы, которые позволяют повысить медосбор, добавляет Василий Люляков. Сам он использует метод, который называет «семьи-медовики». Это когда часть семей на пасеке производит мёд, а часть — пчёл.

Попробуй продай

С реализацией натурального мёда в Севастополе есть проблемы, говорят пчеловоды. Во-первых, трудно конкурировать с более дешёвым продуктом — фальсификатом, которого, как говорят собеседники ForPost, хватает на наших прилавках. Во-вторых, севастопольскому пчеловоду бывает непросто получить место на городской ярмарке.

«Мы бы очень хотели попросить местные власти предоставлять места на ярмарках местным пчеловодам. В город везут мёд из разных регионов, но мне кажется, что в первую очередь нужно поддерживать наших, севастопольских», — отмечает Людмила Терентьева.

При Советском Союзе, когда пчеловоды договаривались с председателями колхозов и ставили пасеки на полях, а собранный мёд сдавали в заготовительные конторы, пчеловодство было выгодным делом, а сейчас дела обстоят совсем не так.

Согласен с ней и Василий Люляков. Он считает, что самое сложное в пчеловодстве — продать весь мёд по рыночной цене.

Василию помогает удачное расположение пасеки — к нему в Байдарскую долину приезжают не только за мёдом, но и на экскурсии. В «Подгорном» предлагают даже SPA-процедуры — сон на пчелиных ульях.

По мнению Василия Люлякова, продавать мёд местным мешает засилье фальсификата.

«Сейчас как раз обсуждается новый закон о качестве мёда — законодатели хотят разделить понятия „мёд” и „медовый продукт”. Даже в крупных торговых сетях и на ярмарках много фальсификата. Простой покупатель никак не различит натуральный мёд и медовый продукт, и покупает то, что подешевле. Нужно, чтобы эти продукты стояли на отдельных полках и были подписаны. Будет меньше фальсификата — станет проще продавать натуральный мёд», — подчёркивает собеседник ForPost.

Также Василий Люляков ждёт от государства помощи в развитии матководства. Это работа по получению качественных плодных пчелиных маток.

«Купить хороших маток очень сложно, а от них многое зависит. По моему мнению, не совсем правильно давать гранты на создание пчеловодческих хозяйств, лучше бы государство выделило средства на развитие матководства, потому что ситуация с выводом маток у нас плохая. Нужна государственная программа поддержки селекционной работы, в том числе в области пчеловодства», — говорит владелец пасеки.

Ранее ForPost рассказывал о том, как сотрудница Севастопольского политехнического лицея променяла город на душистый бизнес в селе и что из этого вышло.

Алина Громова

Фото читателей ForPost

765
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
5
В среднем: 5 (1 голос)

Обсуждение (4)

Profile picture for user Гусь лапчатый
146

Смотря какой пчелиный продукт продаётся дешевле. Я экспрессный можжевеловый мëд (пчелиный продукт) с семейной пасеки дешевле натурального не продаю. "- иди съезди собери плоды можжевельника, далее сделай из него настой на сахарном сиропе. А сахар купи, привези, раствори... Ежедневное кормление пчел тоже работа. В остальном уход чуть сложнее. Так как все время вмешиваешься в работу улья. Но зато наш экспрессный мëд (пчелиный продукт) результат совместной работы. Продукт уникален, так так в естественных условиях можжевельник опыляется ветром, когда пчелы еще активно не летают. Нам не стыдно за него, с ангиной справляется за два дня. Имеет свой вкус и послевкусие. Пчелам тоже нравится, не болеют. Собираем и натуральный. Как выше озвучили коллеги, взятка мало на стационарном месте. По этому товарный только экспрессный мëд (пчелиный продукт). Себестоимость мëда в зависимости от расчетов выше или равна рыночной. Многие пчеловоды не оценивают свой труд по рыночной стоимости, пренебрегая этим. Если учесть, то цена натурального мëда увеличится в три раза. 

Гусь лапчатый,

Экспрессный мед -- это не мед, сколько бы он ни стоил в смысле себестоимости. Не вводите людей в заблуждение. Если в сироп для пчел добавить антибиотики, то этот продукт будет иметь антибиотические свойства, но от этого он не станет медом

 

Profile picture for user FF2
461

Этот сезон по меду очень плохой.  Натурального меда пчелам просто не где взять. У нас две семьи откачали 30 кг, ничем не кормили, но пчелы натаскали нектар с дурмана, и мед имеет ярко выраженный привкус дурмана.  

Profile picture for user Андрей Ра
54

Конечно, я не квалифицированный специалист, но натуральность меда определяю по запаху. 
Тот мёд, что продают на севастопольских рынках (Центральный, Чайка, Пятый и т.п.) это полное фуфло – сахарный сироп, прогнанный через пчелу. 
Было, как-то около трех лет назад (до СВО), на Чайке очень говорливая тетка торговала медом (вроде пасека у нее в Тульской области), у неё был - да, настоящий мед. Но дорого, от 2 до 3,5 тыс. руб. за 3-х литровую банку просила (рядом тогда за 800 или 1200 продавали за 3 литра, и сейчас эти продавцы на Чайке). Брал я литровую банку у этой многоречивой тетки, мед был отличнейший. 
А тот, что на рынках в городе...Лучше, уж, кило сахара купить, здесь точно без обмана, и с таким же эффектом для удовольствия и здоровья.

Главное за день

Можно ли в Севастополе сделать полностью натуральный мёд?

Вкратце, если заниматься этим делом всерьез и с самоотдачей – да!
19:06
4
765

На мысе Лермонтова в Севастополе продолжается «битва» частников и Минобороны

Российскому суду приходится всё глубже закапываться в нюансы украинской юриспруденции.
16:02
26
6549

Как крымские волонтёры делают наших защитников в зоне СВО невидимыми для тепловизоров

Тактические покрывала защищают не только людей, но и технику.
18:20
3
1010

«Севастопольэнерго» не подключает дом ветерана к свету даже после выигранной им кассации

Даже ежемесячные штрафы не могут заставить компанию выполнить свои обязательства.
14:02
14
3177

Севастопольские судебные приставы требуют освободить ТЦ «Московский» до 15:00

На выселение из помещений у предпринимателей остаются считанные часы.
12:00
34
8709

Есть ли у севастопольского судостроения надежда на возрождение

Выступление главы совета директоров ОСК на Восточном экономическом форуме севастопольцев не обнадежило.
09:04
30
3891