Уникальное судно «Ангара» находится в Севастополе у причала в Инкермане, где его, по-видимому, вот-вот начнут резать на металл. Об этом сообщил читатель ForPost в письме с простым заголовком «Спасите „Ангару”».
«У „Ангары” уникальная история. Корабль был заложен на гамбургской судоверфи „Штулькен-Зон” в 1937 году. Он назывался Aviso Hella и ходил под флагом командующего подводным флотом Германии гросс-адмирала Карла Дёница», — напоминает автор в письме.
Известно, что в этот период корабль командующего кригсмарине часто становился площадкой для встреч высшего руководства Германии и других держав. После передачи в конце 1945 года в состав Военно-Морского Флота СССР роль судна не только не была исчерпана, но и развилась. С новым названием, «Ангара», теперь оно принимало совсем других людей. А также было съёмочной площадкой для многих фильмов. «Нейтральные воды», «Семь криков в океане», «Увольнение на берег» — а также непременные «Два капитана».
«Я больше не знаю такого корабля, на котором бы не просто были, а отдыхали, работали и принимали ВАЖНЕЙШИЕ для миллионов людей решения не один день (загибайте пальцы, свои и соседей всего близлежащего района): Гитлер, Дёниц, Гиммлер, Геббельс, Геринг, Сталин, Молотов, Хрущёв, Берия, Риббентроп, Пол Пот, Хрущёв, Тито, Брежнев, Андропов, Громыко, Гагарин, Терешкова, Рузвельт, старик Форд, естественно, ВСЕ командующие флотами (и не только Черноморского, но и Балтийского и Тихоокеанского) СССР, ВСЕ генсеки СССР и союзных стран, ВСЕ президенты и премьер-министры ВСЕХ стран, которые когда-либо приезжали в СССР, ВСЕ известные писатели и люди искусства, навестившие Советскую республику (Дин Рид, Астрид Линдгрен, Мирей Матьё и ещё тысяча известностей), и ещё 100500 ОЧЕНЬ известных людей...» — писал в 2011 году известный севастопольский видеоблогер Алексей Процко.
Поразительно, что настолько уникальный артефакт, как «Ангара», последние десятилетия оставался забыт. Информацию о её судьбе получается добывать исключительно фрагментами, и самая подробная летопись последних лет «Ангары» находится на Севастопольском городском форуме.
Фото: Севастопольский городской форум |forum.sevastopol.info
В 1946 на судне был поднят флаг ВМФ СССР. С 1960 — корабль управления командующего КЧФ («яхта командующего» в народе). После 1992 года было приписано к штабу ЧФ РФ, и после череды приключений, в том числе пожара в машинном отделении, судно было списано в 2003 году.
В 2007 году сообщалось, что «Ангару» купил владелец итальянской компании Elleci Trasporti srl. Вроде бы новый владелец планировал переоборудовать судно в комфортабельную яхту.
Какие-то работы в самом деле начались. Была удалена вся надстройка, те механизмы, которые ещё были в работоспособном состоянии, срезана рубка… дальше дело не пошло.
Несколько лет «Ангару» перемещали от одного причала к другому. И вот 5 июля 2019 года на форуме появилось сообщение: «Вчера от 16:00 и до 17:00 видел перегон „Ангары” из Южной бухты куда-то в глубину Северной. Тащили парой буксиров. Кто в курсе???».
Вскоре появились и фото. Как и предполагали пессимисты, «Ангару» по всем признакам готовят к порезке на металл. Металл с почти вековой историей и запредельной концентрацией судьбоносных для человечества решений тех, кого «Ангара» принимала на своем борту…
«Может быть вы назовёте ещё один такой корабль?» — прозвучал оставшийся без ответа вопрос на севастопольском форуме.
Фото: Севастопольский городской форум |forum.sevastopol.info
Сложно сказать, может ли избежать «Ангара» своей почти гарантированной судьбы, но трудно не согласиться с тем, что второго такого судна — нет.
И, разумеется, в очередной раз стоит задуматься об истории Севастополя и её сохранении. Не только о многочисленных случаях, когда мы утрачиваем облик города, его знаковые места — всё то, что делает Севастополь Севастополем, но и о вполне конкретных, чётких и предметных поручениях Президента России Владимира Путина.
Напомним, ещё в 2016 году по итогам «Форума Действий. Крым» глава государства поручил Министерству обороны РФ и органам исполнительных властей Севастополя и Республики Крым организовать передачу военной техники, включая корабли, предназначенные для утилизации, для организации музеев. В Севастополе такой музей должен был появиться на БПК «Керчь». Тем не менее музея на «Керчи» — как и движения по этому вопросу — нет.
Что происходит с нашей историей, если ею не заниматься? Для ответа на этот вопрос можно съездить в Инкерман. Где — пока ещё — стоит уникальное судно «Ангара».
Видео Алексея Процко
Николай Сведски
Обсуждение (24)
Сначала Украина положил болт на ИСТОРИЮ, что для неё в общем не удивительно, теперь вот "освободители"..
Хотя от корабля в общем ничего уже и не осталось..
Да там и спасать-то уже нечего...
В 2007 году сообщалось, что «Ангару» купил владелец итальянской компании Elleci Trasporti srl. Вроде бы новый владелец планировал переоборудовать судно в комфортабельную яхту.
Я думаю, что под видом переоборудования все ценное было демонтировано. Ну а то что осталось можно предложить китайцам, уж они могут найти достойное применение.
могли бы подарить судно детской флотилии или морскому институту. Один фиг практику не на чем проходить пацанам и девчонкам. Слегонца доработать, поставить тренажеры внутрь, чтобы привыкали ребятки к качке. И под это дело отмыли бы лярд очередной, но с пользой
Стесняюсь сказать: спасать "Ангару" надо было в девяностых. Автор заметки когда на ней был? А я -- 28 августа. Это даже на скорлупу от яйца не похоже, поскольку половина корпуса -- сгнивший новодел. А внутри -- пусто-пусто (дупель такой)
Это , наверное, одна из самых бесславных " утилизаций " Истории , в том числе и нашей родной . Есть отчего схватиться за голову.л
Сначала Флот искал, кому подороже " загнать " высокотоварное и хлопотное в ремонте судно. А теперь вот изловчились ещё и по-тихому пустить на гайки-иголки. ПОЗОР !!!...Именно потому, что еще по украинским временам в городе были неоднократные обращения к Командованию на всех уровнях сделать из него музей . Тот самый , в котором не будет отбоя от посетителей. Довелось на " Ангаре " побывать, и было крайне обидно, что всячески ограничивали его посещение уже и в его " заштатном режиме ". При очень хорошем состоянии корпуса .И построено было судно из уникального металла , который не ржавел там , где остальные превращались в труху.
Немцы , ктсати, неоднократно предлагали выкупить судно именно с музейными целями. И вполне за дорого. Но эти бедолаги не понимают слов " откат " и "гешефт".
Жаль, конечно, что всё так происходит. Но справедливости ради надо признать, что утилизация истории "Ангары" началась не с приводом её к инкерманскому причалу. А вот что с "Керчью" действительно? Хоть что-то бы сохранить
К сожалению нынешняя власть не способна хранить историю и не намерена это делать. Избавляются от всего, что напоминает о Союзе ССР. Все, что было создано в то время, все уходит за гроши в частные коллекции по всему миру, особенно в США. Даже в единственном экземпляре музейные экспонаты связанные с достижения в космической сфере проданы и вывезены за пределы России. А то, что еще не успели продать, то само догниет под открытым небом. Печально, но это факт.
Поздно пить боржоми.
Была информация в 2014г о желании директора Музея мирового океана г.Калининграда Светланы Сивковой сделать в Севастополе филиал музея. Достойнейший человек, великолепный руководитель создала один из лучших музеев мира. Судьба "Ангары", да и других судов, возможно, была бы иная. Жаль.
Лучше бы продали немцам ( такие предложерия неоднократно поступали много лет назад).
То , что притащили на разделку - Ангарой уже давно не является, только название...
О чём эта статья по сути-то? Призыв чего-то делать или грустинка чья-то?
История - да, но кто, что, как и зачем должен начать сегодня вдруг спасать?
to Шурин: Полностью согласен.Там спасать абсолютно нечего,даже остаток корпуса латаный-перелатаный.
Да собственно и хозяин частник.Так что вопросы к Клецкову или Татаринову,они в это время флотоводили.
to kostoprav: кончайте разводить маниловщину, уважаемый! Будь "Ангара" сейчас даже в состоянии как в начале 90-х, то кто, за какие средства и где провел хотя бы средний ремонт? Пускай даже трижды все там было немецкое, но состояние корпуса, донно-забортной арматуры, систем пожаротушения ,кабельтрасс просто не может быть даже удовлетворительным. А теперь прикинте - почем будет ваше "доработать слегонца"?
А каковы будут расходы на эксплуатацию корабля? Кто и за какие деньги, главное, будет заниматься вопросами борьбы за живучесть, например? Или безопасностью, все-таки на борту Вы предполагаете наличие "пацанов/девчонок"? А о том, чтобы корабль выходил в море я вообще молчу...
p.s. прежде чем принимать за чистую монету, выдаваемое на гора всякого рода видеоблогерами нелишним будет вспомнить флотскую загадку-аксиому : "В чем разница между курицей и проверяющим?"
to Elsa lebn: Возможно , к судостроению Вы отношение и имеете и даже о конвертации , наверняка, слышали. И если дошлые в этом деле немцы покупали судно в "том состоянии", значит дело того стоило и было реальным. Даже при условии дальней буксировки. А наши флотские водолазы аж в конце девяностых были крайне удивлены добротностью подводной части корпуса. Кстати, почти вся простецкая " крашенная жесть " внутренней отделки сохранилась там практически не хуже нержавейки . Невероятно для обычного нашего "проката" таких категорий. На приколе такое судно простояло бы не хуже легендарной " Авроры ".
Есть все основание полагать, что те " дошлые итальянски покупатели " разделали судно на " дельные вещи " и окупили на их продаже в сувенирную установку все свои затраты..
И будет никак не удивительно , если такие же боевитые и смекалистые до денег ребята из разделки пустят сам добротный корпус "в нужное русло", как они это делали ранее с корпусами торпедных и ракетных катеров ЧФ. Хотелось бы надеяться.
Как исторический обьект "Ангара" имела ценность если на ней не было переоборудования внутренних помещений. А когда была продана флотскими коммерсантами, то участь её была решена-что яхта, что металлолом для истории равнозначны. В те годы и более новые, уникальные корабли были проданы на разделку. А сколько АПЛ порезали (правда, говорят, за американские деньги). Ремонтировать зарубежный корабль очень дорого (например, с дефектного клапана делать модель, отливать, обрабатывать на станках, собирать и испытывать-а их сотни и т.д.). И корабль-музей содержать тоже дорого, но учитывая сколько потратили на парк Победы, может лучше корабль-музей.
Корпус у "Авроры" был клёпаный (у той стали больше марганца и она лучше противостояла коррозии). Кроме того, подводная часть была обшита деревом и снаружи латунными листами. Но в конце 80х всю подводную часть корпуса заменили.
to gevi: Почему вообще стоят такие вопли и стоны? Кто сказал что яхта командующего есть исторический символ города и флота? Чем она знаменита? Тем, что Дёниц и Пол Пот бывали там в компании Мирейль Матье и Астрид Линдгрен? Хотя знаю парочку, извините за выражение, ветеранов, просидевших всю службу на "Ангаре", от силы пару раз выходивших на ней в море и до сих пор орущих про то, что они великие "морАки"...
Конечно, меня сейчас затопчут здешние квасные патриоты, но смею утверждать - корабельное железо есть не более чем железо, ежели не осталось служивших на этом корабле. Знаю что говорю: первый, ТАКР "Минск" , у китайцев (слава Богу что не присутствовал при его смерти) и до сих пор не пойму нашего первого командира, присутствовавшего на открытии развлекательного комплекса на корабле в Шэньчжэне, второй, "Разительный", пришлось своими руками отдать ВМСУ, где его за год угробили и с "чистой" совестью продали "на иголки". Однако экипаж жив-здоров и до сих пор собираемя дважды в год в День Корабля (в конце ноября - очередной) и на День Флота...
Почему полный молчок насчет той же "Керчи" или "Ладного", "Пытливого" - кораблей, имеющих намного более яркую историю по сравнению с "Ангарой"?
Да, сейчас, к сожалению, это уже кусок ржавой железяки, все ценное источеское давно уже выламано из ее кают и вывезено в неизвестном направлении. И спасать там уже нечего. Раньше надо было.
to MVYY:
"Ангара" Украине не принадлежала. Все, что с ней происходило - это с позволения командования ЧФ. Наверняка ни один человек (слово "офицер" почему-то применять не хочется) на ней неплохо нажился.....
to uuiwer:
Сами то хоть поняли, что написали?)))
to Elsa lebn: Похоже Ваш здешний ник задуман с поьретензией на некие глобальные эталоны. Но таки неожиданно и печально - в Ваших постах не слышно почтения к мировой Истории . Увы, не слишком просвечивает и любовь к Судостроению как поступи той самой Истории. А ведь АНГАРА как корабль была классикой Судостроения, связующим звеном самых успешных его эпох. В своих обводах и рангоуте она была ещё и самым изящным судном . В акватории Черного моря это уж точно. Не зря постройщики-немцы так хлопотали о ее покупке. Конечно же , судьба её в составе Флота СССР и России была не самой яркой и боевой. Её просто берегли как красивую и породистую лошадь. Да и моторесурс у такой "иномарки" тоже не простая забота. Вот в том и состояла её адьютантская служба - именно для впечатляющего раскватрирования всей зарубежной Махендры. Разумеется, это не линкор " Миссури ", но ведь и имена своих не ординарных и самых заслуженных соотечественников мы с ее помощью могли бы очень и очень достойно продлить и увековечить. Даже при всех её предыдущих по нашим меркам недозаслугах.
Кстати , помните как горевали Судостроители и даже военный Флот об утрате не орденоносного и почти не боевого "Ермака" ? А как боролись за сохранение сермяжного по всем нынешним меркам ледокола "Красин" ? Уже только потому, что в металле этих совсем даже не боевых кораблей звучала вся история страны и глобуса.
И это именно то, что стоит сохранять и передавать потомкам во времени и пространстве. Очень жаль, если для лично Вас это не имеет никакой ценности. А ведь она могла бы классически вписаться даже просто в набережные Ялты или Балаклавы как когда-то севастопольская " Баркентина ". Ну, или Гамбурга, наконец.
to gevi: Ну Вы уж слишком "Ангару" превознесли-никакая она не "классика судостроения, ни самое изящное судно". Обычное вспомогательное судно. В рубках и трубе просматривается тяжеловатый стиль германских кораблей, вздернутый форштевень с "клювиком" похож на форштевни итальянских и японских ткораблей. В Черном море ходили и более красивые суда и корабли-лайнер "Шота Руставели" и СКР пр.ё1135.
to korabel80: Ну, самое-самое и точно - дело вкуса. Но речь таки шла о её времени. А все упомянутые Вами видел вблизи и вдали - в своем сегменте да, " красавчики ". Но у них нет быть не могло залихватского рангоута и пропорций яхт королевсаих фамилий. Ну а как бы " тяжелая " надстройка - суровая боевая необходимость . Согласно ТТЗ . И немецкая судостроительная школа. У них и военные вымпела всех времен были - "плечистые", с претензией на дредноут.
Нечего обсуждать. Ангары больше нет. То, что планируют распилить - даже не тень Ангары.