Оказалось, что о севастопольских морских маршрутках знают далеко не все, включая не раз бывавших в городе-герое. Об этом в своём "
Живом журнале" написал блогер Сергей Анашкевич.
- Многие даже не слышали, что по Севастопольской бухте можно прокатиться не только на недешевом экскурсионном катере, но и на самом обычном пассажирском рейсовом катере, по одному из нескольких маршрутов. Всего 20 рублей и очень необычный экспириенс на, без преувеличения, винтажном катере, выпущенном еще в далеком СССР, - пишет он. - Кстати, незнающие нередко считают эти рейсовые катера как раз прогулочными, на которые завлекают туристов назойливые зазывалы на набережной.
Особенность Севастополя в том, что он расположен вокруг довольно протяженной бухты, на много километров врезающейся в береговую линию. И чтобы добраться с южной (более заселенной) стороны на северную, нужно либо около 40 километров объезжать вокруг, либо переправиться через водную гладь. Это и обусловило появление пассажирских катеров, работающих как обычный автобус или маршрутка в любом другом городе.
История пассажирских морских перевозок в Севастополе началась еще осенью 1897 г. с открытием регулярной линии Артбухта-Северная, чуть позже ялики стали курсировать еще по одной линии – "Графская пристань – Северная сторона". В 20-е годы XX века вплоть до самой войны в 1941-м севастопольцев с берега на берег перевозили катера и действующим линиям добавился рейс "Графская пристань – Инкерман".
После немецкой оккупации ни одного пригодного для перевозок судна не осталось, поэтому для перевозок между районами города снова использовались весельные ялики. За один рубль (в ценах того времени) можно было переправиться с Северной стороны на Графскую пристань или Павловский мыс. Позднее для этой цели были приспособлены десантные мотоботы, которые использовались в Керченской десантной операции. В 1950-е на Севморзаводе, чуть позже в Херсоне и Архангельске начали строить сначала паромы, а затем катера для городских перевозок Севастополя. Послевоенные морские пассажирские линии: Артбухта-Северная (1950-1955 г.), Графская - Голландия (с 1966 г.) и Артбухта-Радиогорка (с 1988 г.)
Артбухта, Графская пристань, Радиогорка, Голландия, Аполлоновка, Северная – вот те места, откуда и куда отправляются пассажирские катера. Летом количество маршрутов увеличивается и катера ходят в Балаклаву, Любимовку, на мыс Фиолент и пляж Васили.
Стандартная стоимость билетов на первую группу, "по городу" – 20 рублей. На пляжные маршруты стоимость выше и меняется от сезона к сезону. Платишь на входе и располагаешься, где нравится: хоть в закрытом салоне, хоть на открытой корме.
Так как все катера построены еще в советские годы, интерьер салона довольно прост и аскетичен. Но в этом даже есть какой-то шарм... Где еще встретить в наше время такое?
Но все же это не 80-е годы, а сегодняшняя реальность: даже вайфай есть на борту!
А где еще можно увидеть такую потрясающую схему эвакуации?
Но самое шикарное, что есть на этом пассажирском катере, - виды в пути. Не стоит сидеть в салоне, выйдите на открытую палубу и наслаждайтесь морем. И всего-то за 20 рублей. Только ради этого можно иногда взять и прокатиться туда-обратно, если есть время.
Когда-то двери главного выхода были настоящими, с латунными ручками и запорами. Недавно почти на всех катерах их заменили пластиковыми стеклопакетами.
Посадочный причал на катер на Северной стороне Севастополя. Из книги Веникеева "Севастопольские маршруты":
Со времен основания города, когда потребовалась связь с Северной стороной, ялики перевозчиков и грузовые шаланды приставали в нынешней Старо-Северной бухте. Во времена Крымской войны, именно сюда, к башне Михайловского форта, протянулся с противоположного берега понтонный, из деревянных плотов мост. Вечером 27 августа 1855 г. по мосту прошли русские части, оставившие Южную сторону города. Под тяжестью мост погрузился в воду, волны свободно ходили по его настилу. Потом мост развели и сообщение между двумя берегами надолго прервалось. После войны ялики снова приставали к старому причалу той же бухты, которую тогда называли просто Северной. Но в 1900 г. старшина яличников подал в городскую думу рапорт, в котором указывал на плохое состояние причала и снимал с себя и других яличников ответственность за жизнь пассажиров. Причал было велено ремонтировать, а лодки стали приставали в соседней бухточке, где в 1910 г. соорудили новый причал, приспособленный для приема паровых катеров. С тех нор эту бухту стали называть Северной, или Перевозной, а бухту, где находился старый причал, - Старо-Северной.

А это катер причаливает около Графской пристани, здесь основная и самая загруженная платформа.
Обсуждение (13)
Ой, спасибо за информацию. Не ожидала такой. Всё по необходимости езжу, а прокатиться по бухте и вспомнить детство так приятно!
С корабельной в Центр города добраться можно за 5 минут. Да на катере можно добраться в разные места и это быстрее удобнее и намного приятнее. Городской транспорт немножко разгрузить.
на пароме интересней, наверное потому что выше угол обзора...
Как-то незаметно, наш общественный морской транспорт превратился в маршрутки... Как еше троллейбусы отстали от частного поветрия?
О! Ньюсь, достойная "Ихней газеты"!
Сногсшибательная новость для городского портала!


Надо же - через бухту ходят катера!
Впрочем, тот факт, что рейсовый катер - МАРШРУТКА, - это, полагаю, действительно новость для всех севастопольцев.
А призыв отдыхающих КАТАТЬСЯ на рейсовом катере считаю более, чем неразумным. Летом туда и так не впихнешься, а если еще "покатальцы" добавятся!..
на пароме интересней, наверное потому что выше угол обзора...
Действительно, пусть вон на пароме катаются. И идет дольше, и обзор лучше - самое то для покатушек.
Откуда берутся такие авторы. поживи на северной. добирайся на работу в в катере битком набитым , и это на северную, а еще пробуй в инкерман покататься. Откуда берутся эти клоуны, пишущие про прогулки. полный бред
Возник вопрос! А на каком катере, кроме Фотона, есть пластиковые стеклопакеты????
Вы забыли самый популярный в советские времена-маршрутГрафская-Учкуевка.Летом не забудьте гуп овцы открыть этот маршрут.
Да уж, турЫст матчасть изучил... катера ходят В Балаклаву. Прямо от Графской и ходят. Аж бегом. Если уж пишешь, так пиши: ИЗ Балаклавы на Фиолент и Васили.
А то все в кучу, и Фиолент, и Любимовку, и Балаклаву...
Писатель
дверки заменили только на Фотоне. остальные с родными дверочками
Обновить бы этот парк... Это же "фишка" города, власть должна понимать
А вопрос о покупке билетов на катер как на паром,через кассу или по эл.карточкам уже не звучит? Продолжают собирать деньги в сумочки молодые парни, а мы платим по новым ценам,т.к. нет денег у катеров на топливо((((((


Чел явно заблудился во времени и пространстве. "Стоимость мини-путешествия составляет всего 20 рублей..." Для многих севастопольцев это "мини-путешествие" стоит огромных нервов утром и вечером.
to SEV-07 (Севастополь) Думаю, транспортный мост через бухту будет кардинальным решением против их кошельков.