Большинство россиян негативно отнеслись к требованию крупных банков страны запретить скидки на Wildberries и Ozon при оплате покупок картами маркетплейсов.
«Почти две трети покупателей воспринимают инициативу как несправедливую», — сделали вывод аналитики Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ).
Согласно опросу, ещё 13% приняли сторону банков, а 23% — не смогли дать однозначный ответ.
Аналитики отмечают, что маркетплейсы прочно вошли в обиход россиян, и для семи из десяти граждан они являются привычным местом для покупок. Поэтому любое изменение правил игры на этих площадках затрагивает огромное количество людей.
Многие активные онлайн-покупатели видят в требовании запретить скидки попытку банков ограничить конкуренцию и лишить потребителей выгодных условий. По мнению каждого второго опрошенного, это напрямую ударит по их бюджету. Люди ожидают ухудшения условий для миллионов покупателей, а также негативного влияния на малый и средний бизнес.
Инициатива банков рассматривается не как забота о людях, а как попытка поддержать крупных игроков, что может нарушить привычный порядок в важной сфере потребления.
Ранее основательница Wildberries Татьяна Ким обратилась к правительству и банкам, требующим запретить маркетплейсам субсидировать скидки на товары за счёт собственных платёжных систем.
Глава WB подчеркнула, что продавцы маркетплейсов, легально работающие по специальному налоговому режиму, вдруг стали в глазах крупных банков преступниками.
Речь идёт о нападках со стороны главы «Сбера» Германа Грефа, который сначала сообщил о 1,5 трлн рублей неуплаченных налогов маркетплейсами в 2025 году якобы из-за скидок. Затем последовало уточнение: речь идёт не о скидках, а о налоговых упущениях из-за «налогового арбитража» продавцов на спецрежимах.
В трактовке «Сбера», указывает Ким, малый бизнес, работающий по упрощённой схеме, приравнивается к нарушителям, в то время как сам «Сбер» пользуется налоговыми льготами на банковские продукты.
Ким подчеркнула, что требование банков продиктовано стремлением защитить свои доходы и сократить расходы на программы лояльности, а не заботой о рынке, а его выполнение приведёт к стагнации российского бизнеса, разгону инфляции, радикальному ухудшению конкурентной среды.
Напомним, запрет на скидки покупателям в зависимости от способа оплаты поддержала глава Центробанка Эльвира Набиуллина, назвав стратегию маркетплейсов несправедливой формой конкуренции.
WB и Ozon назвали истинные мотивы требований банков и предупредили о росте цен для потребителей в случае принятия запрета.
