Центробанк в лице его главы Эльвиры Набиуллиной окончательно определился относительно практики маркетплейсов устанавливать разные цены и скидки в зависимости от способа оплаты — банковской картой или через собственные банки.
Почему банки были против двойных цен и скидок на маркетплейсах
Крупные банки считают, что собственные банки маркетплейсов, пользуясь привилегиями на своих же платформах, стремительно растут, предлагая двойные цены и скидки в зависимости от формы оплаты. Это позволяет им привлекать множество клиентов с рынка, что ставит другие банки в невыгодное положение.
К обвинениям в недобросовестной конкуренции добавилось ещё одно: по мнению главы Сбера Германа Грефа, в 2025 году маркетплейсы могли недоплатить около 1,5 трлн рублей налогов.
В ряде стран маркетплейсам запрещено иметь собственные финансовые учреждения, указывает банкир, в то время как в России такая практика существует и создаёт значительные трудности для других участников рынка.
То есть все эти скидки, которые они предлагают, оплачиваются, по сути, за счёт средств потребителей, отметил он.
Набиуллина: «Цена не должна быть разной»
Эльвира Набиуллина выступила с чёткой позицией: конкуренция должна быть справедливой. Она отметила, что конфликт между банками и маркетплейсами — это не просто спор, а отражение изменения самой сути конкуренции.
Все участники рынка — и банки, и маркетплейсы — согласны, что конкуренция должна быть честной. Но что именно означает добросовестная и справедливая конкуренция — это то, что сейчас обсуждает ЦБ вместе с бизнесом и правительством.
«Но в чём у меня позиция однозначно определилась — я считаю, что цена не должна быть разной в зависимости от того, какой способ оплаты выбирается», — цитирует Набиуллину RG.RU.
По её словам, именно цена определяет выбор покупателя, а когда она искусственно меняется в зависимости от способа оплаты, государству становится сложно контролировать злоупотребления.
Поэтому работа маркетплейсов будет корректироваться.
«Надо начать с запретов практик, которые явно нарушают конкурентную среду, в том числе использование разных цен в зависимости от того, какое средство платежа используется», — подчеркнула глава ЦБ.
Она ожидает, что с развитием цифровых платформ подобных вопросов будет возникать всё больше.
«Это не значит, что мы сейчас можем отрегулировать однозначно, надолго. Придётся идти шаг за шагом и создавать условия для добросовестной конкуренции для разных участников», — заключила глава ЦБ.
Ранее Эльвира Набиуллина высказалась о последствиях борьбы с мошенниками словами «перегнули эту палку».
Также этот материал можно прочитать на нашем канале в Дзен

По его мнению вроде рыночек сам должен порешать, или это другое?
"...К обвинениям в недобросовестной конкуренции добавилось ещё одно: по мнению главы Сбера Германа Грефа, в 2025 году маркетплейсы могли недоплатить около 1,5 трлн рублей налогов...".
А когда банк начинает торговать сам (Сбермаркет). - этодругое?
Правильно. Поэтому если маркетплейс для удобства СВОИХ покупателей заводит банк, то кто мешает банку не завидовать и требовать преференций, а просто завести себе маркетплейс? И конкурируйте себе на здоровье. Рынок же, или как? Если одни участники рынка додумались до интересной фишки, то почему другие, вместо того, чтобы повторить, начинают подпрыгивать на месте и вопить, что это нечестно? Что тут нечестного? Другие не дают присосаться с своему бизнесу? А банки к своему кого-нибудь подпустят просто так?
Serggio,
Так Сбер и завел себе "Сбермаркет". Наверное, просто завести - мало.
А когда тот же ВТБ, чтобы оплатить коммунальные заставляет заводить его карту - это не то же самое? А когда другие банки дают ипотеку под разные проценты (считай с разной ценой для разных групп людей - молодые семьи, ИТ, военные и т.д.) это не тоже самое? Они зарабатывают на этом, маркетплейсы на другом. Но тут видно чужой кусок пирога совсем уж сильно откусить хочется...
Есть у печенегов с половцами такая пословица - "Жадность фраера сгубила"...