Такую задачу поставил перед собой минпромторг.
Ведомством подготовлен проект постановления правительства об изменениях в правила продажи отдельных видов товаров. Как пояснили "Российской газете" в министерстве, общественное обсуждение проекта начнется после 28 марта. А принятие документа ожидается в четвертом квартале нынешнего года. Сразу же после этого начнутся плановые и внеплановые проверки АЗС. Выполнение требований к качеству моторного топлива будет проверяться Росстандартом.
Сегодня, по оценкам Росстандарта, доля фальсифицированного моторного топлива на российском рынке составляет около 9 процентов. Покупают такой бензин и дизель как автолюбители, пытающиеся найти топливо подешевле, так и транспортные компании. Но дешевизна обычно выходит боком автовладельцам: от суррогата страдают двигатели. А, как известно, это самый дорогой и деликатный агрегат автомобиля. К тому же наносится непоправимый вред окружающей среде. Страны Таможенного союза (Россия, Казахстан, Белоруссия, Армения и Киргизия) перешли на бензин и дизтопливо класса "Евро-5" еще в 2016 году. Это один из самых экологичных видов топлива. Содержание, например, серы, в литре бензина 5-го класса - 10 миллиграммов, в топливе 4-го класса - уже 50, в Евро-3 - уже 150, а в Евро-2 - 500.
Сетевые АЗС правила не нарушают, а вот так называемые независимые по-прежнему часто продают топливо более низкого класса. Ведь все равно только треть зарегистрированных в России автомобилей соответствуют стандартам Евро-4 и выше.
Новый документ, как пояснила "Российской газете" доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин РЭУ имени Г.В. Плеханова Наталья Свечникова, устанавливает, что на автозаправочных станциях могут продаваться только бензин и дизельное топливо, которые отвечают обязательным требованиям, причем в процессе продажи должны быть использованы топливораздаточные колонки определенного ГОСТа.
Важно и то, что на АЗС должны быть документы об обязательном подтверждении соответствия при реализации топлива. Продавец будет обязан предъявить потребителю по его требованию также заверенную собственником АЗС копию документа о качестве, то есть паспорт топлива. В нем содержатся наименование изготовителя, поставщика, указание на дату и объем поставки. Информация о наименовании, марке топлива должна быть в кассовых чеках на заправочных колонках.
Также в документе есть новелла, что работники АЗС "обязаны провести контроль достоверности показаний с применением мерника не ниже второго разряда, соответствующего национальным или межгосударственным стандартам". Причем в том числе и по требованию потребителя. Что же это означает на практике? Как пояснил "Российской газете" автоэксперт Игорь Моржаретто, речь идет не о том, чтобы попросить работника автозаправки засунуть какой-нибудь умный прибор в уже наполненный топливный бак автомобиля.
"Бак имеет довольно изогнутый патрубок, я не знаю технических средств, которые бы там измерили количество топлива. Для этого нужно его слить. А как вы это себе представляете в условиях автозаправочной станции?" - вопрошает Моржаретто.
Речь о том, что каждая заправка обязана иметь топливный мерник. В принципе он должен быть и сейчас. И примерно раз в неделю надо контролировать с его помощью настройки своих колонок. Но как это происходит на практике, наверное, не знает никто.
Топливный мерник - это специальное устройство, которое подсоединяется к колонке, наполняется топливом (зимой несколько раз, так как бензин от холода сжимается). В мерник наливается, например, 5 литров. Количество отпущенного топлива должно отразиться на электронном табло заправочной колонки.
Как отмечает Игорь Моржаретто, сейчас, скорее всего, работники автозаправок сделают удивленные глаза: мол, знать не знаем мы ни про какие измерительные приборы. И никто их за это не накажет, нет четких требований. С внесением изменений ответственности у продавцов должно стать больше.