В сентябре мир празднует день рождения выдающегося советского антрополога, археолога и скульптора Михаила Герасимова. Его метод восстановления внешности по костям черепа не только стал прорывом в мировой антропологии, но и помог людям научиться быстрее раскрывать старые преступления. А однажды благодаря этому методу мир смог узнать, как выглядел один из величайших царей Скифского государства.
О том, как Михаил Герасимов изобретал свой метод с помощью иголок, и как археологи заставляли учёного вслепую угадывать внешность скифского царя, узнавал ForPost.
На своём месте
Михаил Герасимов довольно рано определился со своим призванием. Археология увлекла мальчика ещё в детстве, а в 11 лет юный Герасимов принял участие в первых в своей жизни раскопках.
«Самым молодым, видимо, был Михаил Герасимов, впоследствии выдающийся отечественный антрополог и археолог, участвовавший вместе с Бернгардом Петри в 1918 году, когда ему было только 11 лет, в раскопках Верхоленской Горы в окрестностях Иркутска», — сказано о Михаиле Герасимове в книге «Б.Э. Петри в истории Саянского перекрёстка» авторства Аркадия Калихмана.
Тогда исследователям удалось найти обширный археологический материал и множество останков фауны — следы стоянки древних людей. Для Михаила Герасимова это было первое открытие из многих. Всерьёз увлёкшись археологией, юноша устроился работать в Иркутский музей краеведения и стал заниматься раскопками самостоятельно.
В промежуток с 15 до 20 лет молодой археолог успел обнаружить неолитическое, палеолитическое и мезолитическое погребения, могильник китайского времени, а также палеолитическую стоянку Мальта, названную в честь находящегося рядом села в Усольском районе Иркутской области.
«Раскопки в Мальте открыли миру культуру такой древности, о существовании которой в Сибири и не мыслилось. Сенсацией стали открытия женских статуэток, фигурок летящих птиц, гравюр из кости. Подобного рода образцы древнего искусства ранее находили только в Европе», — рассказали об отце Ксения и Маргарита Герасимовы в книге «Михаил Герасимов: я ищу лица».
В поисках закономерностей
Примерно в то же время, как Михаил Герасимов нашёл стоянку в Мальте, он увлёкся идеей реконструировать облик человека по черепу. Но чтобы воплотить задумку в жизнь, потребовалось провести большое количество исследований, которые в итоге легли в основу целой методологии.
«Профессор Герасимов препарировал головы умерших людей. Причём люди должны были умереть недавно, иначе происходили отёк и деформация тканей лица. Проводил распилы, вводил иглы, использовал рентген — чтобы понять, какой толщины ткани лица в конкретных местах», — объяснила в беседе с ForPost ассистент кафедры нормальной анатомии Медицинской академии им. С.И. Георгиевского Екатерина Зверева.
Позже выяснилось, что задача с глубиной залегания тканей лица оказалась не самой сложной. Помимо неё, перед Михаилом Герасимовым встали и более неочевидные вопросы. В основном они были связаны с теми частями лица, которые не имели костной структуры — например, нос и глаза.
«Тогда Михаил Герасимов искал закономерности. Проводил линию от нижней трети спинки носа, продолжал линию от носового шипа. Примерно понимал, что на пересечении этих линий будет кончик носа», — объяснила Екатерина Зверева.
Ответы на некоторые вопросы не удалось найти ни Михаилу Герасимову, ни его именитым ученикам. Одной из таких загадок является размер кончика носа умершего.
В 1944 году профессор Герасимов вместе с семьёй перебрался в Москву, чтобы продолжить совершенствование своей методики восстановления внешности в Институте истории материальной культуры. К 1949 году Михаилу Герасимову удалось собрать и систематизировать свои знания в книге «Основы восстановления лица по черепу».
Царь скифов
Умением учёного восстанавливать внешность по одним лишь черепам активно пользовались археологи. Профессор Герасимов восстанавливал внешность таких известных исторических личностей, как сын Ивана Грозного царь Фёдор, адмирал Фёдор Ушаков, Ибн Сина (Авиценна). Кроме того, антрополог помогал историкам узнать, как выглядели люди, останки которых обнаруживали в курганах и других древних захоронениях.
Почву для таких исследований дал учёному и Крымский полуостров. Так, в 1946 году на окраине Симферополя начались раскопки столицы крымских скифов — Неаполя Скифского. Тогда у стен города был обнаружен монументальный мавзолей, внутри которого находилась богатая каменная гробница воина.
«Монументализм гробницы, богатство вооружения и варварская пышность облачения давали основание считать это погребение погребением скифского царя», — описали находку дочери профессора Герасимова в книге «Михаил Герасимов: я ищу лица».
Тогда череп обнаруженного воина было решено отправить в Москву, на восстановление внешности. Михаил Герасимов описывал неизвестного, как сильного, полного здоровья человека с массивными скуловыми костями. Тонкий маленький очерченный рот воина, как отмечал антрополог, придавал его лицу моложавость, хотя складки верхнего века явно говорили о том, что на момент гибели мужчина был уже не молод.
Когда внешность была восстановлена, археологи вновь заподозрили, что обнаруженный скелет принадлежал скифскому царю. Тогда, не обмолвившись о своём предположении, археолог Павел Шульц показал Михаилу Герасимову несколько фотографий с изображениями скифов и попросил найти образы, которые напоминают антропологу портрет неизвестного воина.
«Среди предложенных Герасимов отобрал четыре. Оказалось, что все изображения именные и принадлежали скифскому царю Скилуру. Все они передают индивидуальные черты скифского царя. Это, несомненно, даёт право считать найденного воина царём Скилуром», — сказано в книге «Михаил Герасимов: я ищу лица».
Позже Михаил Герасимов добавил к слепку, созданному по черепу, типичные для скифских воинов причёску и бороду.
Ориентировочно Скилур царствовал в период с 130 по 114 год до нашей эры. Если верить исследованиям директора археологического музея-заповедника «Неаполь Скифский» историка Юрия Зайцева, при Скилуре Скифское государство простиралось на всей территории степной Тавриды до Днепра и Южного Буга.
Именно царь Скилур основал на месте существовавшего поселения новую столицу, Неаполь Скифский. Согласно древнегреческим источникам, у царя скифов было 50 сыновей. Он погиб в сражении с войсками царя Митридата Понтийского.
Утерянное знание
В пятидесятые годы крымчане пробовали перенять методику Герасимова. Для этого профессор Виктор Бобин, о котором ForPost рассказывал в одном из материалов, отправил своего ученика Василия Рудакова в Москву на обучение.
«На базе Московской лаборатории пластической реконструкции Василий Рудаков делал пробные восстановления по черепу. В частности, несколько полумасок и внешность коренного жителя Чукотки. После обучения он вернулся в Крым и уже здесь восстановил внешность древней жительницы Херсонеса», — поделилась с ForPost Екатерина Зверева.
Неизвестно, пошёл ли кто-то из крымских анатомов по стопам Василия Рудакова. По крайней мере, ассистентке кафедры нормальной анатомии человека не удалось найти никаких данных об этом.
После опыта Василия Рудакова, как заметила Екатерина Зверева, практика восстановления лиц для крымских анатомов прервалась, больше к ней не возвращались. С одной стороны, потому что этим должны были интересоваться не столько анатомы, сколько представители факультета истории, антропологи. С другой стороны, передавать такое знание оказалось труднее, чем многие представляют.
«Несмотря на то, что есть фундаментальные труды профессора Герасимова по вопросу восстановления внешности, все его ученики утверждают, что овладеть методикой можно только на практике, от учителя к ученику. Если просто читать книги, никогда до конца не поймёшь, как это работает, не научишься», — объяснила Екатерина Зверева.
Впрочем, как рассказал ForPost директор Научно-исследовательского центра истории и археологии Крыма КФУ им. В. И. Вернадского, доктор исторических наук, профессор Александр Айбабин, в России есть всего несколько мест, где студент может обучиться антропологии.
«У нас этому не учат, так как антропология — сложная наука. У нас есть свои антропологи, они умеют работать с костями, идентифицировать их, но они не овладевали методикой Герасимова. Да и черепа на восстановление внешности мы не отправляем», — подытожил учёный.
Сейчас основа методики Герасимова продолжает пользоваться популярностью у антропологов и криминалистов. Одним техника позволяет увидеть облик древних народов, другие с её помощью восстанавливают внешность жертв старых преступлений. Кроме того, с годами метод смогли компьютеризировать, и отпала необходимость проводить восстановление вручную.
А в Крыму продолжают исследовать историю родного края с помощью раскопок. Например, этой зимой в самой восточной точке Крымского полуострова археологам удалось найти древнее подобие завода по ловле и переработке рыбы. Сотни грузил, рыбочистки, стрелы, жаровни помогали людям другой эры заготавливать еду впрок.
Елена Фокина
Фото: автора, Jose-ManuelBenito|CC0, скриншот книги «Михаил Герасимов: я ищу лица» авторства М.Герасимовой и К. Герасимовой
Обсуждение (2)
Спасибо Елене Фокиной! Очень интересная и содержательная статья!
Я знаю двух Герасимовых! Один - великий антрополог, честь и хвала, память потомков и второй - НГШ с мумифицированным лицом. "Я там был, отец оттуда, сын там, внуки тоже там будут! Ну а дочери? Ну дадут генералов к 25-летию, по традиции. И будем мы радоваться их пельмешками на ТВ.