Тюремная «комната» Александра Грина
В Севастополе отметили первую годовщину городского музея писателя А.Грина.
Есть в Севастополе один необычный — крайне необычный, на мой взгляд — музей. Называется он так: «Музейная комната А.С. Грина в бывшей Севастопольской тюрьме» и входит этот музей, скажем так, структурно в состав главной кунсткамеры города-героя – Национального Музея героической обороны и освобождения Севастополя. И мне очень хочется рассказать об этом музее, и не только о самом музее, кому он посвящен и где находится (понятно, конечно, что в бывшей тюрьме), но и о человеке, создавшем его.
Несколько слов, первым делом, о Севастопольской тюрьме, бывшей теперь тюрьме. Как и всякий острог, она примечательна именами людей, посетивших ее застенки. Построили тюрьму еще при царе-батюшке, в 1898 году. Освятили, как полагается, и запустили в камеры уголовный элемент, а с ними и политических. Чтобы братия эта не изнывала от безделья, при тюрьме имелись мастерские: слесарная, кузнечная, портняжная, сапожная и даже переплетная. Хотите трудиться, господа заключенные, – пожалуйста; учиться – опять же никаких проблем, была для заключенных здесь и школа грамоты; а Богу молиться – и тут все удобства – домовая церковь Св. Николая внутри «периметра». Одним словом, грех не побывать тогда можно было в севастопольском «законном доме».
И кто же в нем находился? Имена весьма знатные. В годы предреволюционных бурь – член РСДРП В.А. Антонов-Овсеенко, эсер Б.В. Савинков и его коллега по партии А.С. Гриневский (ставший впоследствии писателем Александром Грином – к нему мы вернемся несколько ниже). В годы революции в Севастопольскую тюрьму был заключен поэт И.Л. Сельвинский, а во время гражданской войны, при белых – большевики-партийцы и попавшие в плен красноармейцы.
Расправлявшие с местными подпольщиками белые посадили в тюрьму, кроме них, а затем расстреляли первого председателя Курултая муфтия Челебиева. Когда началась Великая Отечественная война и Севастополь захватили немцы, они приспособили тюрьму под лазарет для советских военнопленных, мало чем отличавшийся от концлагеря, как отмечают историки. А после освобождения Севастополя тюрьму заселили немецкие, естественно, военнопленные, а с ними и командующий их 17-й армией генерал-полковник Э. Енеке.
После войны тюрьму отдали под мастерские по ремонту электрооборудования, а когда наступила перестройка и надо было что-то кому-то продавать, – бывшую Севастопольскую тюрьму с рук на руки передали (за определенную, конечно, сумму) коммерсантам. Теперь эта тюрьма вовсе и не тюрьма, а так называемый «Новый бульвар».
Толстосумы разломали забор, окружавший когда-то острог, тюрьму евроотремонтировали, в камерах навели лоск и запустили в них не заключенных, а вполне респектабельных, пониже себя рангом, предпринимателей. И теперь «Новый бульвар» представляет собой весьма современный, небольшой такой микрорайончик, заполненный автомойками, бутиками и офисами. Но одну из тюремных камер владельцы «Нового бульвара», отдадим им должное, передали энтузиастам. В этой камере, сказали они, содержался когда-то писатель Грин, мы знаем, что все его любят, так превратите же эту камеру в музей! И такой энтузиаст нашелся — зовут его Владимир Адеев, он художник, член Союза художников Украины, если уж полностью представлять его.
– Я полюбил Грина, когда учился в Севастопольской «художке» (так в Севастополе называют Художественную школу, – Б.Б.) и было это в 62 году, рассказывает Адеев. – Особенно поразила меня одна гриновская строчка, в которой он говорит, что всё, что написано писателем, имеет образ или служит этому образу. Так и в природе – всё, что в ней есть, всё, что существует и что мы видим, имеет свой образ или подчиняется общему плану какого-то образа. После этого я понял, как надо писать картины. На полотне не должно быть случайного дерева или камня – каждый из этих предметов несет, повторяю, в себе образ, какой он – положительный или отрицательный, это уже второй вопрос, но на картине важен любой предмет.
Вместе с Адеевым я нахожусь в «Музейной комнате А.С. Грина в бывшей Севастопольской тюрьме», и он рассказывает историю ее создания.
– Однажды мне позвонили и сказали: «Приходи в тюрьму, здесь одну камеру передают городу, сделай из нее музей Грина». Я пришел в тюрьму вместе со своими единомышленниками, такими же, как и я, любителями истории, и мы выбрали камеру…
– Так что, может быть, это и не та камера, в которой находился Грин?
– Мы точно знаем, что Александр Гриневский сидел в одной из камер подвального этажа тюрьмы, он сам об этом писал в своих воспоминаниях. Писал, что окно его камеры было на одном уровне с землей. С этой стороны тюремного коридора три камеры, их окна едва возвышаются над землей, окна же камер с другой стороны коридора намного выше земли. Так что, скорее всего, будущий писатель действительно сидел именно в этой камере…
– И сколько же времени ты трудился над этим музеем?
– Год с небольшим. Сам сделал эскизы, сам сделал стенды и музейные витрины, сам подобрал фотографии и, какие нашел, экспонаты…
Осматриваю «Музейную комнату А.С. Грина». Небольшая такая, какой и должна быть в тюрьме, камера. Стены покрыты росписью – это карта фантастической страны «Гринландия», придуманная Александром Грином. Вижу города – Лисс, Зурбаган, Покет, Тух. Окружают «Гринландию» моря и океаны. На стене – стенды с фотографиями и любопытными цитатами. Вот одна из них, принадлежащая некоей С.И. Неведровой: «22 сентября 1903 года ко мне в квартиру зашел незнакомый мне человек и попросил отдать ему в наем комнату. … Звали его Александром Степановичем Григорьевым. Был он неразговорчивым, жил тихо и скромно, ежедневно уходил с утра, часов в 8 из дому и возвращался большей частью часов в 11 вечера».
С.И. Неведрова была хозяйкой того самого дома, где осенью 1903 года снимал комнату А.С. Гриневский, эсер, приехавший в Севастополь, чтобы вести здесь революционную деятельность. До этого, заметим, будущий Грин поступил на воинскую службу рядовым, это было в феврале 1802 года, в Пензе, где один из сослуживцев привил ему революционные идеи. А.С. Гриневский стал членом партии социал-революционеров. Потом он совершал побеги из армии, неоднократно наказывался за это, содержался на хлебе и воде. Потом он, в очередной раз покинув воинскую часть и исчезнув с поля зрения царских сыскарей, прибился к эсерам, чтобы стать террористом.
Эсеры поняли, что к такого рода деятельности А.С. Гриневский не пригоден и определили его в ячейку революционных агитаторов. С этой целью и забросили его в Севастополь. После поселения в доме у С.И. Неведровой первый дни А.С. Гриневский бродил по городу, знакомился с улицами, расположением воинских частей. Местные эсеры прозвали его «Долговязым» и поручили вести революционную агитацию среди матросов и солдат на Малаховом кургане, на кладбищах и в казармах.
Естественно, царская охранка не дремала. 11 ноября 1903 года «Долговязого» арестовали и заключили в Севастопольскую тюрьму. Из этой тюрьмы, успев сделать в ней наброски своих первых рассказов, будущий писатель делал попытку совершить побег. Опять неудача. (Можно сделать предположение, что А.С. Гриневский, видевший жизнь исключительно в романтических тонах, не имел способностей ни к службе в армии, ни к революционной деятельности, ни к пребыванию в тюрьме.) В 1905 году 24 октября он был амнистирован и в декабре того же года уехал в Петроград, где опять попал под надзор полиции. Потом грянула революция, потом была служба в армии, на этот раз в Красной, сыпной тиф, освобождение от службы, первые публикации его рассказов, женитьба на Н.Н. Коротковой, переезд в Крым, поселение сначала в Феодосии, а затем в Старом Крыму, неустанная литературная работа, выход в свет романов «Блистающий мир», «Золотая цепь», «Дорога никуда»… В октябре 1932 года Александра Грина не стало, и похоронили его, как известно, в Старом Крыму.
«Вот вещи, которыми мог пользоваться Грин, – тарелки, ложки, предметы житейского обихода. Эти предметы еще тех, дореволюционных времен», – показывает мне экспонаты музея Адеев. Вижу в музейных витринах иллюстрации к гриновским произведениям, в том числе и фотокопии иллюстраций, выполненных Надей Рушевой. В углу камеры – икона Св. Николая Угодника, покровителя моряков и корабельный фонарь. Пониже – марсельская черепица, которой в дореволюционное время покрывали крыши севастопольских домов, штуцерная пуля.
«Такой же пулей, – поясняет Владимир, – был убит один из героев прозы Грина». А вот на витрине пачка сигарет «Зiрка». «Крайне необычный экспонат», – заостряет мое внимание Агеев. По его словам, рабочие, делавшие евроремонт в камере Грина, нашли эти сигареты, запрятанные между камней, в стене камеры. Сигареты «Зiрка» выпускались Феодосийской фабрикой табачных изделий в 1959 году, и курил их в тюрьме, по всей видимости, какой-нибудь затворник советских времен… А почему слово «Зiрка» так написано? – Владимир поясняет, что было время, когда Крым ненадолго стал украинским. Тогда, в 50-х годах, ненадолго…
Я поднимаю взор. Под сводами камеры – некое подобие снастей парусного корабля и прообраз Алых парусов – узкие такие, аккуратно выкроенные лоскуты красного цвета. На одной из стен – портрет Александра Грина работы самого Владимира Адеева, а рядом – зарешеченное тюремное окно…
Вот такая она, «Музейная комната А.С. Грина в бывшей Севастопольской тюрьме». И создал ее Владимир Адеев. Сам. Без всяких средств. За свои кровные. По собственному, как говорят в таких случаях, почину.
– А деньги тебе вернули?
– Вернули деньги, которые я затратил на изготовление музейных витрин. Остальные – нет.
Это обстоятельство Владимира, похожее, совсем не огорчает. Он просто любит Грина, безумно любит его повести и рассказы, помешан, как иногда говорят, на творчестве этого писателя.
В тот день, когда я пришел поглядеть на «Музейную комнату А.С. Грина», севастопольские почитатели таланта писателя-романтика отмечали первую годовщину образования посвященного ему музея и 131 год со дня рождения писателя. Энтузиасты посетили сам музей, побеседовали с Адеевым, после чего вышли на улицу и возложили цветы к мемориальной доске, укрепленной на здании бывшей Севастопольской тюрьмы. Мемориальная доска гласит, что здесь в 1903-1905 гг. находился в заключении А.С. Гриневский, он же – писатель Александр Грин.
Давайте еще немного поговорим о Владимире Адееве. Итак, он создал гриновский музей, а кто же в нем проводит экскурсии? Оказывается, что сам Владимир и работает в этом музее экскурсоводом. Один раз в неделю, по вторникам, приходит он, как на службу, в бывшую тюремную камеру Александра Грина и с 11-ти до 16-ти обслуживает посетителей, рассказывает им о писателе, о том, как он оказался в тюрьме, и о том, что он здесь делал, над набросками каких рассказов работал («Маленький капитан» и «В Италию»). Вход в музей бесплатный. «Кто же посещает его?», – спрашиваю я. В основном россияне, говорит Адеев, они находят информацию о музее в Интернете, потому и приходят сюда. Немало и детей посещают «Музейную комнату А.С. Грина», отмечает бескорыстный экскурсовод. Уж кому-кому, а им Адеев особенно рад, говорит, что после посещения его музея дети начинают интересоваться творчеством Грина, читать его рассказы.
Напомним читателям «Крымского эха», что в Крыму есть и другие музеи, посвященные писателю А. Грину, – Мемориальный музей А.С. Грина в Старом Крыму, где жил свои последние годы писатель, и Феодосийский литературно-мемориальный музей А.С. Грина. Что касается феодосийцев, то с работниками их музея Адеев активно сотрудничает. Они его, как сказал Владимир, «активно поддерживают». В фондах их музея, по словам художника, находится около полусотни его графических и живописных работ, посвященных А. Грину.
…Итак, штатных экскурсоводов в севастопольской «Музейной комнате А.С. Грина» нет. Экскурсоводом работает сам Адеев. Работает без всякой зарплаты. Но он не только экскурсовод «тюремного» музея. Он, по его выражению, «один в нескольких лицах»: он еще завхоз и уборщик помещения. Согласимся, что в нынешние времена звучит это как-то странновато. Но для Владимира Адеева ничего странного в этом нет. Он просто любит прозу Грина и всё. И у него большие планы на будущее – расширять созданный им музей. Говорит, что он уже дал в соответствующую инстанцию заявку, ожидает теперь, когда под «гриновскую тему» передадут ему и другие камеры бывшей тюрьмы. Владельцы «Нового бульвара», вроде, не против этого. Спрашивается – почему не против?
Возможно, ответом будут слова, сказанные во время интервью самим Владимиром Адеевым: «Я расписал камеру Грина страной «Гринландия», потому что это – страна мечты, а страна мечты для каждого узника одинакова. У Грина эта страна мечты была такой, у других узников Севастопольской тюрьмы, например, у Сельвинского, – другой, но у всех у них была своя мечта – мечта о свободе…» То ли в шутку, то ли всерьез, Бог его знает, – это он про коммерсантов, что ли, которые обосновались в Севастопольской тюрьме, говорит так?
Борис БРОНЕВОЙ
Фото автора
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
- 4388 просмотров
Очень приятно, все молодцы, по-моему!..
Посещение открыто? Свободное?
То Михаил_ (Севастополь )
Вход в музей свободный....только предварительно нужно узнать о времени работы. Посещение этого музея в прошлом году оставило неизгладимые впечатления !!!!!
Честь и хвала организаторам....в частности В.Адееву, вложившему в это всю душу и любовь к творчеству Грина !!!
Да музейная комната хорошая, но почему в статье не рассмотрен вклад еще одного организатора этой комнаты Музея героической обороны, ведь комната передана не энтузиастам, а музею? И насколько мне известно от знакомых, связанных с ним, там есть и экспонаты из его фондов. Адеев молодец, но его основная заслуга в росписи стен, основную экспозицию делали музейщики.
Только "ЗА". Вообще - это разговор не для форума.
Замечательное начинание. Вообще жизнь Гриневского и двух его супруг - огромный биографический роман. Особенно все жизненные коллизии, случившиеся со второй супругой Ниной Николаевной, ставшей для Грина прообразом Ассоль.
Объявление на синей доске висит на ограде про входе на "Новый бульвар". Музей работает раз в неделю по вторникам .
to Екатерина (Севастополь)
Будем надеятся, что будет работать чаще.