Чуть более месяца на базе АО «Крымхлеб» в Симферополе открыт участок, функционирующий как исправительный центр (УФИЦ). Здесь постоянно проживает 30 осужденных, которые работают на этом предприятии. Как устроен их быт и труд, ForPost узнавал на месте.
Подготовка к вольной жизни
Житель Севастополя 41-летний Фёдор Коломойцев попал за решётку три года назад за тяжкое преступление. В это же время COVID-19 погубил жизнь его жены, поэтому их шестимесячную дочку вынуждена была взять на воспитание 70-летняя мать осужденного. Так что возможность покинуть стены колонии и перебраться в общежитие, как здесь называют УФИЦ, мужчина воспринял с радостью. Ведь, помимо работы, он получил способ чаще видеться с родным ребёнком.
На симферопольском хлебозаводе Коломойцев работает водителем, каждое утро развозя батоны и булочки по магазинам, детсадам и школам. За свой труд он получает в среднем 35 тысяч рублей.
Фёдор Коломойцев делит помещение с ещё двумя осужденными.
«Работа мне помогает адаптироваться к жизни. Это большая разница между колонией и принудительными работами. Адаптация осужденных к будущей вольной жизни таким образом происходит значительно быстрее и легче — это заметно по многим другим ребятам. Мы работаем как вольные люди, наравне со всеми. Очень нравится отношение предприятия к нам», — признаётся собеседник ForPost.
Свободное от работы время Коломойцев проводит в одной из модульных конструкций исправительного центра, оборудованного на территории предприятия. Мужчина охотно показывает свою «жилплощадь», которую делит с ещё двумя осужденными, а также общую на всех кухню, столовую и душевые. Каждый такой «домик», как его между собой называют «жильцы», оборудован тремя спальными местами, шкафами, тумбочками, стульями и столом. Столовые приборы и одежду каждый покупает по своему вкусу, оплачивая из своего заработка.
На кухне УФИЦ.
По закону проживающие в таких общежитиях имеют возможность выходить в свет. Получив добро от начальника УФИЦ, каждый может посетить богослужение, сходить за покупками, а также развлечься в парке, кино или театре. Кроме того, разрешено пользоваться мобильными телефонами с выходом в интернет.
Читайте по теме: Инспектор ФСИН по дружбе отпускал погулять арестанта
Между тем об ограничении свободы напоминают решётка, разделяющая территорию хлебозавода и исправительного участка, а также комендантский час, ежедневные построения и проверки на употребление алкоголя или наркотиков.
Кроме этого, с их заработной платы государство удерживает 5-20 процентов в зависимости от тяжести преступления и материального положения.
Экономически выгодно
АО «Крымхлеб» довольно такими необычными работниками. За неполные пять лет сотрудничества с ФСИН предприятие трудоустроило около 50 осужденных, рассказывает советник генерального директор Владимир Анюхин.
«Мы довольны сотрудничеством. Замечаний со стороны нашей службы охраны и безопасности нет. Надеемся, что наше сотрудничество на этом не остановится: будем расширяться по некоторым другим производственным участкам в других городах», — добавляет собеседник ForPost.
По его наблюдению, осужденные тоже рады возможности приносить пользу обществу. Особо старательные работники получают возможность подняться по карьерной лестнице, некоторые по окончании отбывания наказания продолжили работать на хлебозаводе.
Осужденные заняты на предприятии в самых разных сферах.
Приняв на работу такой контингент, предприятие решило несколько задач. Во-первых, по словам Анюхина, удалось заполнить пробелы по рабочим специальностям. Во-вторых, практически все оказались добросовестными и ответственными сотрудниками.
«Это значит, что производственные задания по выпуску хлебобулочных изделий будут выполнены, — пообещал представитель предприятия. — Мы перестали переживать и думать, что нам не хватает людей на нарезке или на сбыте. Это ключевой вопрос нашей экономики».
Затраты, которые предприятие понесло, построив модульный исправительный центр на своей территории, окупятся, уверен советник гендиректора, так как это «игра в длинную», пояснил он. Благодаря ротации осужденных эти металлические строения не должны пустовать ближайшие несколько лет.
Три общежития на весь Крым
Подобные принудительные работы как вид уголовного наказания вернулись в российское законодательство в 2016 году.
«Уголовный кодекс РФ предусматривает такое наказание, как принудительные работы, в отношении лиц, совершивших преступления небольшой и средней тяжести, а также к гражданам, которые совершили тяжкие преступления впервые», — рассказывает ForPost замначальника регионального УФСИН полковник внутренней службы Юлия Степаненко, добавив, что суд также может назначить принудительные работы как замену неотбытой части наказания.
Таким образом с 2017 года по всей стране расширяется сеть исправительных центров как при учреждениях ФСИНа, так и непосредственно на базе предприятий.
Полковник внутренней службы Юлия Степаненко.
В Крыму первый УФИЦ заработал в 2019 году в переулке Элеваторный в Симферополе при исправительной колонии №1. Здание рассчитано на 40 мужчин и 10 женщин. Проживающие в этом общежитии ежедневно ездят на общественном транспорте на работу на различные городские предприятия: «КрымЭкоРесурсы», «Город» и «Крымхлеб».
Первое общежитие непосредственно на территории предприятия было открыто при АО «Дружба народов Нова» в посёлке Красногвардейское. Там проживает 129 человек.
«Место работы осуждённый не выбирает. За него это решает ФСИН и отдел кадров предприятия. Граждане работают согласно трудовому законодательству, поэтому им предусмотрены оплачиваемые больничные и отпуска», — уточняет собеседница ForPost.
Читайте по теме: В Симферополе планируют строить ещё один СИЗО
Всего крымское УФСИН должно таким образом адаптировать к будущей свободной жизни до 700 человек. Так что у ведомства большие планы: открыть общежитие для ещё ста осуждённых в Красногвардейске и организовать УФИЦ в Керчи.
Пелагея Попова
Фото и видео автора
Обсуждение (6)
Шикарные условия жизни и работы для осуждённых за тяжкие преступления. Аж завидно!
Всё же думаю, что пусть наши, хоть и "оступившиеся" трудятся, чем приезжие из далёкой Ср.Азии. Труд нормальный, условия проживания - отличные, не камера... вполне может статься социализация, что очень важно.
почему без рукавиц работают лотки деревянные можно занозу поймать, да и хлеб чтобы с руками не контактировал!
Только на три года за тяжкое преступление и теперь отбывает наказание в тех условиях которые ему нравятся?
Осталось ввести частные тюрьмы и тогда можно будет сидеть за тяжкие преступления с удовольствием.
to val.prasolov: получил не 3 года, а 3 года назад.
to Наталья Ивановна:
to val.prasolov: совершите " тяжкое" и будет вам удовольствие.
;