Севастополь

Как крымчане и севастопольцы в 1991 году в Донецк и Одессу совещаться ездили

В годовщину начала второго киевского майдана говорим о том, как отказ от идеи федерализации и двуязычия привел к госперевороту в Украине.

Как крымчане и севастопольцы в 1991 году в Донецк и Одессу совещаться ездили

22 ноября 1991 года состоялось последнее заседание Верховного Совета Крымской АССР в условиях еще формального нахождения Украины в составе Советского Союза – через 10 дней по итогам «всеукраинского референдума» эта советская республика объявила о своей независимости.

На этом заседании шли жаркие споры о крымском законе о референдуме (в итоге, принятом на сессии), об обращении к М.С. Горбачеву «об отмене неконституционных актов 1954 года» («за» проголосовало чуть менее половины депутатов, из-за чего обращение не состоялось), о подготовке того самого референдума о независимости Украины на территории Крымского полуострова.



И, среди прочего – о двух совещаниях, организованных областями юга и юго-востока Украины в октябре 1991 года, к участию в которых были приглашены крымчане и севастопольцы.

Первое совещание было инициировано депутатами Донецкого областного совета и состоялось 26 октября.

Второе совещание прошло в Одессе 29 – 30 октября.

Оба совещания были реакцией на объявление Украиной независимости 24 августа 1991 года и являлись попыткой выработать консолидированную позицию по этому поводу юго-восточных областей этой союзной советской республики накануне «всеукраинского референдума» о независимости.

В то же время повестка этих заседаний и принятые ими решения отличались как между собой, так и от тех вопросов, которые обсуждались депутатами и населением на территории Крымского полуострова в контексте предстоящей независимости Украины.



Точнее, вопросы были схожими, но не полностью идентичными.

Характерно, что различным был и состав приглашенных на совещание, разной была и реакция на них руководства Крыма и Севастополя. И эта реакция в очередной раз убеждает в том, насколько было ориентировано на Украину тогдашнее крымское руководство, вопреки настроениям собственного населения.

Донецкий взгляд

Мероприятие, состоявшееся в Донецке, называлось «совещание народных депутатов Одессы, Николаева, Херсона, Запорожья, Днепропетровска, Харькова, Харьковского областного Совета, Донецкого облсовета, Луганского облсовета, Кировоградского облсовета с участием депутатов Крыма и Севастополя».

В Одессе же собралось «рабочее совещание представителей Верховного Совета Крымской АССР, Николаевского, Одесского, Херсонского областных советов народных депутатов».

Итак, в Донецке собрание было более «народным», в Одессе – более официальным (руководители комиссий крымского парламента).

О разном статусе этих собраний говорит тот факт, что в Донецк приехали рядовые депутаты крымского Верховного Совета, всего 7 человек, включая трех депутатов от Севастополя, а делегацию Крыма на совещании в Одессе возглавлял заместитель председателя Верховного Совета Крымской АССР А.К. Маслов, то есть второй человек в крымской вертикали власти после Н.В. Багрова, при полном отсутствии в самой делегации севастопольцев.

При этом совещание в Донецке было гораздо более широким с точки зрения территориального представительства, в то время как в Одессе не было депутатов из Донецка, Луганска, Харькова, Запорожья, а также Днепропетровска и Кировограда.

Говоря другими словами, в Донецке был представлен весь юго-восток Украины, а также Крым и Севастополь, а в Одессе – только регионы непосредственно юга.

Любопытно, что решения, принятые в Одессе, были включены в повестку сессии крымского парламента 22 ноября. Под пунктом 3 повестки заседания значилось: «О заявлении рабочего совещания представителей Верховного Совета Крымской АССР, Николаевского, Одесского, Херсонского областных Советов народных депутатов по вопросам сотрудничества и ускорения решения проблем социального, экономического и экологического развития юга Украины». Докладывал этот пункт заместитель Багрова А.К. Маслов.

Кроме того, Верховный Совет Крымской АССР принял отдельное постановление с одобрением трех документов, разработанных совещанием в Одессе: «Заявления рабочего совещания», «Обращения к Верховному Совету Украины и Кабинету Министров Украины», а также «Соглашения по сотрудничеству и ускоренному решению проблем социально-экономического и экологического развития Украинского Причерноморья».

 

А вот материалы совещания в Донецке даже не попали в повестку сессии.



И когда об этом поступила просьба от участника крымско-севастопольской делегации В.Н. Косухина, председатель крымского парламента Н.В. Багров ответил, что это нужно отнести к разделу «Разное». То есть к той части заседания сессии, когда уже приняты основные решения и можно кратко заслушать второстепенные вопросы.

Можно предположить, что действительно совещание в Одессе имело большее значение для Крыма, чем совещание в Донецке.

Однако материалы обоих совещаний позволяют сделать другой вывод.

Дело, скорее, было в том, что собрание народных депутатов в Донецке с широким представительством регионов советской Украины, за исключением западных областей, заняло однозначно пророссийскую позицию и вообще обсуждало именно этот болезненный вопрос –отношения с Россией в условиях Украины, объявившей независимость, и сохранение русской идентичности. В то время как руководители органов власти примерно на половину тех же регионов, собравшиеся в Одессе, занимались не только вопросами сохранения русской идентичности, но и социально-экономическим развитием в условиях «независимой Украины», в частности, вопросом «ускоренного решения проблем социально-экономического и экологического развития Украинского Причерноморья».

Тем самым, совещания в Донецке и в Одессе отразили во многом тот же раскол, что был зафиксирован автором этих строк в отношении руководства Крыма и Севастополя, занимавших проукраинскую позицию (в смысле сохранения их территорий в составе независимой Украины), с одной стороны, и значительной части депутатов этих же структур, выступавших с пророссийских позиций – с другой.

севастополь крым украина независимость 1991 год багров круглов кравчук

При этом повестка дня совещания в Донецке 26 октября 1991 года в целом совпадала с позицией умеренной группы депутатов крымского парламента осенью 1991 года, о которой я писала ранее, а именно: ориентация на сохранение Украины в составе СССР, с одной стороны, и федеративное, а не унитарное государственное устройство самой Украины – с другой.

Всего в повестке было 7 пунктов:

  1. «о политической ситуации на Украине,
  2. о федеративном земельном устройстве,
  3. о функционировании языков на территории Украины,
  4. о проекте новой конституции,
  5. об экономическом, политическом и военном содружестве суверенных республик,
  6. о государственной символике Украины
  7. и об участии представителей Украины в работе Верховного Совета СССР».

В то же время происходившее на совещании было заметно шире и радикальнее повестки, сформулированной официально.

Краткое описание мероприятия в Донецке содержится в выступлении депутата крымского Верховного Совета В.Н. Косухина на сессии крымского парламента 22 ноября:

«Сразу же в начале этого совещания делегаты от Днепропетровска в количестве 27 человек удалились на совещание, потом пришли и выступили с тем, что они не согласны с повесткой дня, единогласно выступают против данного совещания и отказываются принимать в нем участие. И тут же стали активно мешать проведению этого совещания. Было 26 выступающих, основная мысль выступлений в том, что нельзя рвать отношений с Россией. В основном выступали представители промышленных кругов Донбасса и говорили, что заводы, шахты останавливаются, и призывали к нормальному, разумному содружеству между Россией и Украиной.

В зале, конечно, была обстановка, не сравнимая с нашей сейчас. Обстановка была очень накаленная, нас обзывали сепаратистами, экстремистами, призывали всех привлечь по 62-й статье, обратившись к генеральному прокурору Украины. Были представители из западных областей; активно выступал также «Рух» Донбасса. Очень хорошо, емко выступил депутат от Севастополя Круглов, его встретили аплодисментами. Мое выступление тоже было довольно умеренным. В перерыве мы работали по делегациям, обсуждали проект Обращения, вносили поправки. Был принят отредактированный текст «Обращения к Верховному Совету Украины»».

севастополь александр круглов депутат

Александр Круглов

Итак, на совещании народных депутатов в Донецке произошел раскол.

Среди участников совещания были те, кто выступал за ориентацию на Западную Украину с её абсолютной анти-советскостью и анти-русскостью (эту позицию, судя по приведенной цитате, поддержали все депутаты из Днепропетровска в количестве 27 человек, или порядка 20 % от общего количества участников совещания, так как всего присутствовало 125 депутатов), и те, кто стоял за необходимость ориентации на Россию и на Советский Союз.

Очевидно, первые были в заметном меньшинстве, но всё же присутствовали в регионах, принявших участие в совещании в Донецке. Это позволяет сделать следующий вывод: ситуация на Юго-Востоке Украины была более сложной, а настроения отличались большей разно-векторностью, чем в Крыму и Севастополе, где сторонников «Руха» не было в принципе.

По теме от автора: Что не так с цифрами референдума 1991 года в Севастополе

Доказательство первое


Доказательство второе

Не случайно позиция, отражавшая настроение умеренной части крымского Верховного Совета (а именно крымская автономия в составе обновленного СССР в виде Союза суверенных государств) была определена право-радикальным меньшинством этого совещания как «сепаратизм» и «экстремизм», подлежащий преследованию по 62-й статье Уголовного Кодекса УССР. Речь шла о только что принятой украинским Верховным Советом поправке в Уголовный кодекс (это произошло 11 октября 1991 года, через месяц после «Декларации о суверенитете Крыма» и за две недели до совещания в Донецке) – поправке, посвященной уголовному преследованию за деятельность, направленную на нарушение территориальной целостности Украины.

Обращает на себя внимание, что выступление севастопольского депутата А.Г. Круглова на совещании в Донецке названо в приведенной цитате авторства крымского депутата Косухина «умеренным». Такое определение выглядит странным, т.к. Круглов даже среди севастопольских депутатов был самым активным сторонником обращения к России, организатором пророссийских акций в Севастополе и единственным депутатом Верховного Совета Крымской АССР, который на сессии крымского парламента 22 ноября 1991 года публично призвал голосовать «против» на референдуме о независимости Украины (за что его выступление было тут же оборвано Багровым).

Стоит отметить, что текст «Обращения к Верховному Совету Украины», принятый по итогу совещанием народных депутатов в Донецке 26 октября 1991 года, вообще не упоминает Россию. Задача этого «Обращения» была не апелляция к России – как это делали оппозиционные группы депутатов в Крыму и Севастополе, а обозначение условий, при выполнении которых регионы Юго-Востока Украины согласны были оставаться частью Украины как «единого, неделимого, независимого государства с федеративно-земельным устройством без выхода из состава Украины».

Собственно, это так и формулировалось в постановочной части «Обращения» практически прямым текстом:

«В целях обеспечения максимальной поддержки независимости Украины на референдуме 1 декабря, во избежание конфликтов на межнациональной основе (очевидно, речь идет о конфликте украинцев и русских – Л.У.), с целью сохранения, упрочения мира и добрососедства с республиками (очевидно, имеются в виду республики Советского Союза – Л.У.), во имя сохранения стабильности и территориальной целостности Украины предлагаем Верховному Совету рассмотреть и реализовать следующие вопросы».

«Обращение» начиналось с темы Советского Союза:

«Делегация в составе Верховного Совета бывшего Союза ССР не сформирована, круг ее полномочий не определен. Совещание выражает сожаление о том, что в бюллетене на всеукраинском референдуме вопрос о подтверждении акта независимости не связан с вопросом о вхождении в Содружество Суверенных государств».

Пункты 1, 2, 4 и 7 резолюционной части «Обращения», которые являлись условиями поддержания территориальной целостности Украины со стороны названных выше регионов, касались обязательного присутствия Украины в реформированном СССР в любой его форме, в первую очередь – в той форме, которая обсуждалась тогда на союзном уровне, то есть форме Союза Суверенных государств:

«1. Принять участие в разработке и подписании межреспубликанского договора об экономическом сообществе…

2. Сформировать, определить круг полномочий; направить в состав Верховного Совета бывшего Союза ССР делегацию народных депутатов СССР и Украины от Украины…

4. Подписать договор, предусматривающий единое командование межреспубликанскими стратегическими силами…

7. Поддержать концепцию Содружества суверенных государств и направить для переговоров полномочную делегацию Украины».

Пункты 3, 6 и 8 были посвящены внутреннему устройству самой Украины:

«3. Внести предложение о федеративном земельном устройстве Украины в концепцию и проект Конституции Украины, как единого неделимого государства…

6. Включить в концепцию и в проект Конституции Украины Положение о функционировании двух государственных языков: украинского и русского и внести соответствующие изменения в Закон о языках…

8. Вопрос о государственной символике решить на всеукраинском референдуме на многовариантной основе».

Итак, народные депутаты 9 регионов юго-востока Украинской ССР, собравшиеся в Донецке в конце октября 1991 года, обуславливали сохранение этих регионов в составе независимой Украины двумя принципиальными условиями: федеративное, а не унитарное государственное устройство, во-первых, а, во-вторых, - конституционные гарантии равенства русского и украинского языков. То, чего на Украине в постсоветское время сделано не было.

В пункте 5 «Обращения» речь шла о скорейшей разработке проекта Конституции Украины.

И это единственный пункт обращения, который совпадал с «Заявлением» руководств Верховного Совета Крымской АССР, Одесской, Николаевской и Херсонской областей, принятом на «рабочем совещании» в Одессе 29 – 30 октября, то есть спустя 3 дня после совещания в Донецке.

Одесский подход

Формулировки итоговых документов «одесского совещания» заметно отличаются от «Обращения к Верховному Совету Украины» совещания в Донецке, в первую очередь, своей расплывчатостью и многозначностью. В то же время и в Одессе не обошли молчанием вопрос, что будет собой представлять независимая Украина с точки зрения административно-территориального устройства и решения языковой проблемы.

«Заявление рабочего совещания представителей Верховного Совета Крымской АССР, Николаевского, Одесского, Херсонского областных Советов народных депутатов по вопросам сотрудничества и ускоренного решения проблем социального, экономического и экологического развития юга Украины», как можно заметить из названия, не должно было касаться политических вопросов, речь как будто бы шла о социально-экономической тематике, актуальной в условиях развала советской экономики, и экологической тематике, острой для этого региона СССР после аварии на Чернобыльской АЭС.

В действительности, эти не-политические темы были центральными в двух других документах: «Соглашении по сотрудничеству» между 4 названными регионами (Крым, Одесса, Николаев, Херсон) и «Обращении к Верховному Совету Украины и Кабинету министров Украины». В частности, «Обращение» к руководящим органам Украины постулировало, что «Украинское Причерноморье» - «важное звено мировой транспортной системы, зона интенсивного рыболовства и добычи морепродуктов», обладающая «значительным сырьевым, промышленным и рекреационным потенциалом» и находящаяся «в состоянии глубокого социально-экономического и экологического кризиса».

В «Соглашении» о сотрудничестве 4 регионов речь шла о необходимости «разработки и осуществления совместных проектов в охране и рациональном использовании Азово-Черноморского бассейна, обеспечении соответствующего долевого финансирования», «координации создания и функционирования свободных экономических зон, зон свободного предпринимательства, приграничной и прибрежной торговли». 4 региона предполагали совместно инициировать перед Верховным Советом Украины вопрос законодательного оформления «особого правового и хозяйственного статуса приморской зоны Украины».

Эти документы невозможно рассматривать в отрыве от переговоров, которые шли в 1991 году между Одесским советом народных депутатов и руководством Украины о предоставлении Одессе специального статуса «свободной экономической зоны», под флагом которых (переговоров) и прошло участие Одессы в референдуме о независимости Украины. Очевидно, руководство Крыма, вместе с руководящими органами Херсона и Николаева также стремились попасть в состав этой зоны.

И у руководства Крыма был свой аргумент, почему Крымская АССР должна принять в этом участие. Мне уже приходилось писать, что осенью 1991 года, накануне референдума о независимости Украины, крупнейшее рыболовецкое предприятие Севастополя СПОРП «Атлантика» вело переговоры с Л.М. Кравчуком о создании отдельного министерства рыболовецкого хозяйства в правительстве будущей независимой Украины, причем первоначально предполагалось, что размещаться это министерство будет непосредственно в Севастополе, а не в Киеве.

севастополь крым украина независимость 1991 год багров круглов кравчук

Верховный Совет Крымской АССР под руководством Багрова, судя по всему, сумел взять и этот вопрос под свой контроль – во всяком случае, после референдума 1 декабря 1991 года переписка по этому поводу шла в Киев от имени крымского парламента за подписью Багрова, а не от имени севастопольских органов власти.

Характерно, что в отличии от совещания в Донецке, на совещании в Одессе представителей от Севастополя не было, там присутствовало руководство только Крымской АССР.

Таким образом, руководство Крыма предполагало вписаться в процесс создания «свободной экономической зоны Украинского Причерноморья» за счет, в том числе, ресурсов Севастополя, а сам пакет из трех итоговых документов совещания в Одессе можно рассматривать как своего рода предложение от руководства названных 4 регионов к руководству Украины – разменять вопросы идентичности, языка и федеративного административно-территориального устройства на тему «свободной экономической зоны».

Можно предположить, что Севастополь просто не захотел принимать в этом «размене» участие.

Также как и депутаты, собиравшиеся параллельно одесскому совещанию в Донецке.

Тем не менее, «Заявление» одесского совещания ставило, хотя и в весьма завуалированной форме правовых международных норм, языковую проблему.

Именно эти правовые нормы и их несоблюдение государством Украина стали камнем преткновения в постсоветское время и сыграли свою роль в условиях государственного переворота 2014 года, поэтому процитирую «Заявление» Одесского совещания почти целиком:

«Поддерживая независимость Украины, мы заявляем о нашем общем стремлении видеть новую Украину демократическим государством, основанном на безусловном приоритете прав человека… Любые другие приоритеты: классовые, национальные, политические или религиозные, положенные в основу государственного строительства, могут привести к возврату тоталитаризма, разобщению народа, расколу государства.

Мы считаем первоочередной задачей Верховного Совета разработку и принятие демократической Конституции Украины.

Понимая, что решение этой задачи в краткие сроки, оставшиеся до референдума, практически невозможно, считаем целесообразным, чтобы Верховный Совет провозгласил ее основополагающие принципы. Это позволит гражданам определить свою позицию и выразить ее в ходе референдума.

Основополагающим в государственном строительстве новой Украины мы считаем принцип свободного развития личности, осуществление в полном объеме положений Всеобщей декларации прав человека и гражданина. Задачей государства является обеспечение и защита этих прав. Просим Верховный Совет Украины подтвердить действие ратифицированных прежде международных соглашений о правах человека. …

При определении экономической стратегии Украины необходимо сформулировать принцип ее участия в мировой экономике, международном разделении труда. Мы уверены в необходимости участия Украины в равноправных двух- и многосторонних экономических договорах с суверенными государствами бывшего Союза ССР…

В обстановке политической и экономической нестабильности мы считаем опасной наметившуюся тенденцию к использованию в политических целях реальных или мнимых противоречий в межнациональных, региональных, социально-культурных отношениях, в форсировании проведения языковой политики.

Часть наших избирателей встревожена этими явлениями.

Считаем необходимым обеспечение научных и культурных связей, свободного обмена информацией, радио-и телепрограммами между государствами бывшего Союза ССР.

Мы убеждены в необходимости равноправного развития всех языков и культур народов Украины, что вытекает из неотчуждаемых прав человека. Проблемы развития языка должны быть переведены из сферы политики в сферу культуры.

Государство должно финансировать программы равноправного развития всех языков и культур народа Украины, рассматривая их реализацию как залог благополучия и целостности Украины…

Поддерживая принцип территориальной целостности Украины, отвергая любые притязания на ее территорию, мы убеждены, что этот принцип должен сочетаться с уважением прав населения и учетом культурно-исторических особенностей регионов.

На путях строительства демократической Украины все, даже самые острые вопросы должны разрешаться с учетом взаимных интересов, без политических эмоций, не ставя под угрозу благосостояние и безопасность наших граждан.

Мы обращаемся к Верховному Совету Украины, Советам всех уровней с предложением обсудить наше заявление и выразить свое отношение к нему». (выделения полужирным в цитате – мои, Л.У.)

Итак, уже на тот момент – октябрь 1991 года – руководство областей юга Украины расценивало начавшееся украинизаторство как нарушение «международных соглашений о правах человека», которые были ранее ратифицированы Украиной. Тех самых – Устава ООН, Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта о правах человека 1966 года и других документов, принятых на уровне ООН, опираясь на которые действовало русско-язычное население Крымского полуострова и Донецкой и Луганской областей в условиях государственного переворота в 2014 году.

Главные условия – федеративность и двуязычие

Когда примерно год назад автор этих строк случайно занялась темой референдума 1 декабря 1991 года и обнаружила его конституирующую роль в независимости Украины и ее постсоветских границ, то неоднократно слышала от самых разных людей, последний раз – на конференции, посвященной «перестройке» в Санкт-Петербургском филиале РАНХиГС, комментарий следующего содержания: на том референдуме не стояло вопроса о независимости Украины, в частности, севастопольцы и крымчане голосовали за Украину в составе СССР.

Однако все источники того периода, включая проанализированные в этом материале, приводят к однозначному выводу:

участники процесса прекрасно понимали, что положительное голосование на референдуме 1 декабря 1991 года приведет к объявлению независимости Украины и ее выходу из состава СССР.

Именно поэтому осень 1991 года – промежуток между провозглашением Верховным Советом УССР «Акта о независимости Украины» 24 августа 1991 года и проведением референдума в подтверждение этого акта 1 декабря того же года – стала временем, когда в Крыму полыхнула тема «неконституционных актов 1954 года», в Севастополе – тема российского статуса города, а в регионах юго-востока тогдашней Украины – тема условий, при исполнении которых Украина сможет остаться в советских границах как новое независимое государство.

Как ясно из проанализированных выше документов, у всех регионов юго-востока Украины не было безусловной поддержки территориальной целостности этой союзной республики в условиях объявления ею независимости. Выдвигались разные по формулировкам и степени их категоричности, но во многом идентичные по смыслу требования, при соблюдении которых данные регионы были готовы оставаться в составе независимого украинского государства.

Во-первых, это федеративное административно-территориальное устройство, предполагающее бОльшую автономию регионов, чем унитарное государство, в первую очередь, в языковом и культурно-историческом составляющих, а, во-вторых, прямое требование двух государственных языков – русского и украинского.

Документы обоих совещаний – и в Донецке, и в Одессе – при всей их разности, объединены высказываниями, которые в текущих условиях можно счесть пророческими: «благосостояние и безопасность» граждан, «благополучие и территориальная целостность» Украины зависели от того, насколько новое независимое государство будет не только не подавлять существование русского языка и русскую культурно-историческую идентичность, но и обеспечивать этим составляющим равноправное развитие. При этом внутри этих регионов уже тогда было и меньшинство населения, настроенное радикально-проукраински (в духе националистической организации «Рух»).

По теме от автора: Положительное решение Крыма и Севастополя на референдуме о независимости Украины было сфальсифицировано?

Учитывая происходящее сегодня, можно сказать, что этот внутренний раскол для территорий юго-востока Украины за прошедшие 30 лет не только не был преодолен, но и привел к трагическим последствиям, которых в 2014 году удалось избежать на территории Крымского полуострова. Видимо, в частности, и по той причине, что в Крыму и Севастополе общий внутренний настрой и на осень 1991 года, и все последующее постсоветское время был в подавляющем большинстве пророссийским.

Любовь Ульянова

2259
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
Еще нет голосов

Обсуждение (4)

Profile picture for user Николай Орлов
3041

Очередное подтверждение тому, что игра в "украинство" - изначально порочный путь в никуда. Сначала было признание так называемых "украинцев" отдельным "народом", а их придуманное "эсперанто" языком. Потом последовало признание полномочий членов этой секты на самоопределение на части земель юго-западной Руси. Потом последовала тотальная украинизация русских людей в "украинцев", а затем и предоставление им независимости с правом сегрегации русских. В итоге подошли к тому, что эта "вырусь" теперь официально заявляет, что на украине нет русских. Теперь остаётся только один выход - удалять эту "раковую опухоль" пока она не сожрала здоровую плоть.

Profile picture for user ulogin_mailru_919787742112119086
4848

Так себе экскурс, а вот во вновь организованной РФ что парраллельно происходило?

А с популяцией  бУССР провели такую себе 2х ходовочку - вот вам незалежность, будете пановати, а потим - треба боронити. И вот легковерные испытали порыв души и прыгнули в окоп.

Profile picture for user ulogin_yandex_81250142
983

- А помнишь, Вань, как Зимний брали?

- Да, Вась, погорячились........

Profile picture for user zhenyas
2163

Украина настолько независимая была, что я паспортв 16 лет получил с корочкой образца СССР. А загранпаспортоа Украины иностранные государства не призновали. У меня отец ездил в командировку в Германию и получил загранпаспорт временн СССР это было в 1996 году.

Главное за день

Как «подарок Гитлера» стал первым телескопом Крымской обсерватории

Исследовать космос на территории полуострова начали сто лет назад, но всерьёз за астрономию взялись после Великой Отечественной войны
19:16
4
413

Туристам в Крыму предложили экскурсии на необычный объект

Прошлое полуострова становится ближе, чем когда-либо.
16:18
0
906

Ин витро: как в Крыму импортозамещают виноград с помощью пробирок

Уникальный маточник вступит в лозоношение уже в следующем году.
18:18
1
628

Погибающую от жары рыбу в западном Крыму спасают кислородом

Но пока одни спасают живую природу, другие её загрязняют.
17:16
0
902

В аномальную жару в столице Крыма пилят главный парк

Жители беспокоятся за судьбу деревьев.
18:18
4
1781