Севастополь

Что не так с голосованием на референдуме о независимости Украины в Севастополе. Доказательство второе

Результаты голосования в Севастополе сильно отличаются между районами.

Что не так с голосованием на референдуме о независимости Украины в Севастополе. Доказательство второе
Фото:
Коллаж ForPost

Анализ протоколов голосования 1 декабря 1991 года на референдуме о независимости Украины на открытых участках в Севастополе (закрытые участки — это голосование в воинских частях Черноморского флота, чему была посвящена первая часть данной статьи) приводят к выводу не только о махинациях с голосами, но и о внутренней борьбе членов участковых комиссий по поводу того, в какой степени эти махинации осуществлять.

Вообще, нужно сказать, что само наличие в архиве Севастополя протоколов голосования со всех 178 открытых участков города, кроме одного участка в Нахимовском районе — большая исследовательская удача, т.к. аналогичные протоколы по Крымскому избирательному округу в архиве Республики Крым отсутствуют.

Данный материал представляет собой сокращённую и облегчённую версию научной статьи автора этих строк, т.к. публицистический формат не даёт возможности полноценного и корректного анализа (Ульянова Л.В. Протоколы голосования по городу Севастополю на референдуме о независимости Украины 1 декабря 1991 года: анализ источникового комплекса // OSTKRAFT. М., 2023. № 19).

Итак, 1 декабря 1991 года в Севастополе было 178 участков, на каждом из которых действовали собственные участковые комиссии, подчинявшиеся четырём районным комиссиям — соответственно четырём районам Севастополя: Балаклавскому, Гагаринскому, Ленинскому, Нахимовскому. Районные комиссии, в свою очередь, подчинялись городской окружной комиссии. В подсчёт по Гагаринскому району также включалось голосование на судах СПОРП «Атлантика», которые представляли собой отдельные 50 участков (их можно назвать полузакрытыми, т.к. информация о наличии этих участков не публиковалась в газете «Слава Севастополя»). Комиссии всех уровней исполняли обязанности сразу по двум голосованиям: по проведению референдума о независимости Украины и по выборам президента Украины.

Результаты голосования в Севастополе сильно отличаются между районами. Точнее, можно говорить о двух картинах голосования: пограничной (в Гагаринском и Ленинском районах) и проукраинской (в Балаклавском и Нахимовском районах). Согласно итоговым районным протоколам, процент за независимость Украины составил:

  • в Ленинском — 50,4%;
  • в Гагаринском — 52 %;
  • в Нахимовском — 62%;
  • в Балаклавском — 65,4%.

Внутри каждого из этих районов есть голоса неизвестного происхождения, т.к. авторский подсчёт итогов голосования по протоколам участковых комиссий и цифры итоговых протоколов различаются. Думается, что эти голоса неизвестного происхождения — это голосование на закрытых участках Черноморского флота, достоверность которых проверить на текущий момент невозможно.

В каждом районе они добавили определённый процент в голоса за независимость Украины:

  • в Балаклавском районе — полпроцента (плюсом к общему списочному составу — 2,5 тысячи);
  • в Гагаринском районе — 2,5 % (плюсом к общему списочному составу 4,1 тысячи человек, а также 3643 человек на судах «Атлантики», которых нужно разбирать отдельно);
  • в Ленинском районе — 2,4 % (плюсом к общему списочному составу 3,8 тысячи человек);
  • в Нахимовском районе — 1,3 % (плюсом к общему списочному составу 7 тысяч человек).

Голоса против независимости в каждом районе аналогичным образом «упали» в пределах от полупроцента в Ленинском районе до 3 процентов в трёх других районах.

Таким образом, верифицируемый результат голосования по районам выглядит следующим образом (авторский подсчёт, т.к. сводная ведомость есть только по Ленинскому району, но и она не совпадает с моими подсчётами):

  • в Балаклавском — 64,9% «за»;
  • в Гагаринском — 52, 1 % «за»;
  • в Ленинском — 48,1 % «за»;
  • в Нахимовском — 60,7 % «за».

Именно эти итоги и анализируются в данной статье, т.к. по ним есть возможность провести реконструкцию процесса голосования на основании анализа сохранившихся протоколов участковых комиссий всех районов и сравнить их с данными, показанными в итоговых протоколах, а также с данными протоколов участковых комиссий на референдуме 20 января 1991 года по статусу города Севастополя. В первой части данной статьи уже подробно разбирался вопрос, почему голосование на январском референдуме является отправной точкой для анализа.

Первое, о чём нужно сказать — это значительное число протоколов участковых комиссий, содержащих разного рода исправления.

Это и затирание изначальных цифр замазкой или другими способами, и прорисовка ручкой других цифр, чем были изначально написаны карандашом, и исправление цифр ручкой по ручке. В эту же группу протоколов стоит отнести протоколы с ошибочными подсчётами, когда, например, голоса за, голоса против и недействительные бюллетени в сумме не совпадают с «урной», т.е. количеством бюллетеней, оказавшихся в урне для голосования.

Самый «чистый» район, то есть район, в котором меньше всего правленых протоколов (всего 4 протокола с правками из 35 протоколов по району), — Балаклавский. То есть район, показавший самое «проукраинское» голосование. У автора этих строк есть объяснение «проукраинскому» голосованию в Балаклавском районе города, однако об этом лучше сказать в отдельном материале. Пока же стоит отметить, что высокий для Севастополя процент за независимость Украины, скорее всего, соответствовал настроениям жителей этого района.

В то же время протоколы участковых комиссий, в первую очередь именно этого района города, позволяют говорить о том, что далеко не всегда члены комиссий присутствовали до конца подсчёта голосов. Во всяком случае, три протокола голосования в этом районе имеют подписи всех членов комиссий, но при этом заполнены не до конца: в одном протоколе отсутствуют цифры по «явке» и общему списочному составу, в другом — не только по этим параметрам, но и ещё и по «урне» и недействительным бюллетеням. Это означает, что в этом районе города члены комиссии могли расписаться и уйти когда угодно, а не по завершению подсчёта голосов.

Такие же полупустые протоколы участковых комиссий есть и в Нахимовском районе города.

При этом в Нахимовском районе города заметно больше серьёзных правок и ошибок в самих протоколах, чем это было в Балаклавском районе. В целом именно в Нахимовском районе города больше всего протоколов с правками — 12 протоколов участковых комиссий, или 24% от общего количества участков района. В Ленинском и Гагаринском районе таких протоколов было по 7, в Балаклавском, как уже сказано выше, — 4. Всего же протоколов участковых комиссий с правками и / или ошибками в подсчётах выявлено 30 (17% от общего количества протоколов).

Приведу несколько примеров по Нахимовскому району.

На участке 361 порог явки превышен на 15 человек, сумма голосов против и недействительных бюллетеней (469) меньше голосов за на 14. Протокол содержит следы цифр карандашом, которые отличаются от цифр ручкой: «против» карандашом, скорее всего, было «485» (ручкой — «418»), «недействительных бюллетеней» — «0», или «8», или «9» (ручкой — «51», между цифрами ручкой «5» и «1» в числе «51» просматривается овальная цифра карандашом).

Делает недействительным протокол 379-го участка число «2036,0» в графе «было бюллетеней в комиссии». Число «36» и запятая втиснуты между «20» и «0». То есть изначально было число «200», что само по себе выглядит необъяснимым для данной графы, которая должна хотя бы относительно совпадать с первой графой — число жителей, наделённых правом голоса на данном участке, это 2399. Помимо самого факта правки, протокол оказывается недействительным, т.к. не сходятся подсчёты: разница между количеством бюллетеней, бывших в комиссии (после правки), и количеством погашенных бюллетеней даёт число 1300, а должно давать цифру «явки» («1302»).

В протоколе 388-го участка на 100 человек не стыкуются подсчёты между параметрами «было бюллетеней» (700), «погашено» (294), «список» (623), «явка» (506). Соответственно, нелегитимными становятся и голоса за, против и «недействительно» на данном участке.

На участке 381 цифра явки правлена с 1102 на 1122, в первом случае (1102) порог явки превышен на 29 человек. Правка «1102» на «1122» делает весь протокол недействительным, т.к. разница параметров между количеством бюллетеней, бывших в комиссии (после правки), и количеством погашенных бюллетеней даёт цифру «1102», т.е. параметр «явки» до правки. Вероятная причина нелогичной правки — подгонка протокола по референдуму к протоколу этого же участка по выборам президента, в котором явка обозначена как «1122» (в этом протоколе подсчёты также не сходятся). Это означает, что «явку» могли править под разные задачи участковой комиссии — в данном случае такой задачей было согласовать данные протоколов двух голосований.

Видимо, такая же ситуация была на 389-м участке. Протокол 389-го участка содержит правку «явки» (1518). Такая цифра указана в протоколе голосования на выборах президента, но если во втором случае все параметры сходятся между собой, то в протоколе по референдуму возникает ошибка (на 1). Казалось бы, ошибка минимальная, но она показывает, что параметр «явка» мог правиться произвольно в зависимости от тех задач, которые стояли перед комиссией.

Необъяснимой выглядит правка в протоколе 364-го участка: «явка» исправлена ручкой с «474» на «472», что делает весь протокол недействительным, т.к., во-первых, протокол содержит следы правок, а, во-вторых, «урна» (474) превышает «явку» (472). При этом порог «явки» превышен всего на 11 или 13 человек. В совокупности это может означать внутренние споры в комиссии, «показывать» ли «явку» по участку.

Существенные правки содержат и протоколы участковых комиссий в Ленинском и Гагаринском районах Севастополя.

В Ленинском районе правки протоколов, скорее всего, были связаны с высоким уровнем «протестного» голосования в целом по району, в котором 24 участка из 59 проголосовали против независимости Украины. Из-за этого в конечном итоге в районной комиссии «неправильно» посчитали сумму голосов за и против, чтобы показать хотя бы незначительное превышение голосов за: занизили голоса против (на 309 голосов меньше в сравнении с моими подсчётами) и подняли голоса за (на 122 голоса больше в сравнении с моими подсчётами).

Протокол 297-го участка имеет следы стёртого карандаша, при этом почти все цифры, написанные изначально карандашом, кажутся не совпадающими с цифрами ручкой, в частности, голоса за карандашом были либо двузначным числом («75»), либо трёхзначным числом «125», но не «255» (цифра ручкой).

Протокол по референдуму 273-го участка заполнен чисто, зато протокол по голосованию на выборах президента Украины на этом же участке был изначально заполнен карандашом, от которого остались следы на бумаге. Изменённая при переписывании с карандаша на ручку цифра «явки» по голосованию в президенты означает, что стоит поставить под сомнение тот же параметр по голосованию на «всеукраинском референдуме».

На 304-м участке протокол был заполнен неправильно, из-за чего не сходятся подсчёты. Лучше показать это в таблице, столбцы которой соответствуют графам протоколов участковых комиссий.

№ уч.

Список

(1)

Явка

(2)

Урна

(3)

За / Против / Недейств. (4, 5, 6)

Было бюлл-й

(7)

Погашено бюлл-й

(8)

304

2203

1302

1302

639 / 632 / 31

1302

908

 

Разница параметров 7 и 8 (1302 минус 908) — 394, что существенно выше параметра 3. В сводной ведомости по району нет граф 7 и 8, поэтому сравнение невозможно. Если в порядке предположения вычесть параметр 8 из параметра 1, то получится цифра, более близкая к явке: 2203 — 908 = 1295, т.е. разница в 7 голосов между результатом данных вычислений (1295) и «урной», показанной в протоколе (1302). Это совпадает с разницей между голосами за (639) и против (632) — превышение на 7, что позволяет предположить намеренное увеличение параметров 2, 3 и 4, скрытое за счёт неправильного заполнения граф 7 и 8, которые не отражались в сводной ведомости.

В Гагаринском районе правки протоколов содержат в том числе серьёзные дописывания цифр. Очевидна правка «явки» и «урны» в протоколе 123-го участка: к «0» в обоих случаях дорисовали палочку — и вместо «явки» «1045» человек «явка» стала «1945», то же самое произошло и с «урной» (вместо «1042» стало «1942», при этом перетёрты и цифры «42»). Таким образом число голосов по этому участку было увеличено на 900, т.е. почти в два раза.

Затруднительно объяснить цифры «явки» (238) и «урны» (239) в протоколе 120-го участка, т.к. в данном случае оказывается, что в урне было больше бюллетеней, хотя и всего на 1, чем пришло людей на участок. Таким образом, этот протокол является недействительным и по невозможности согласовать между собой его разные параметры, и по наличию на нём правок.

В целом по всем 30 протоколам с правками мы не можем сказать, как же в действительности проголосовали люди на этих участках, поэтому данные протоколы представляется логичным вычесть из общих результатов голосования.

Следующее, на чём стоит остановиться, — это явка.

В совокупности по Севастополю не было явки на 13 участках, при этом больше половины — 7 участков без явки — приходится на Гагаринский район. В Ленинском районе таких участков было 4, в Нахимовском — 2, в Балаклавском районе таких участков не было. Таким образом, по параметру «явки» самым «протестным» было голосование в Гагаринском районе, в котором оказался участок с рекордно низкой явкой (120-й участок, из 1167 списочного состава на участок пришло 238 человек, явка составила 20%). Остальные участки этой группы дают разброс по «явке» от 30% до 48%. Общая численность людей, наделённых правом голоса на участках без явки — 25568.

Таким образом, с юридической точки зрения нелегитимным является голосование на 39 участках (13 участков без явки, которые включают 4 участка с исправлениями, и 26 участков со следами правок протоколов или ошибочными подсчётами). На этих участках совокупно правом голоса обладали 77059 человек, из них явились на участки 44949 человек, голоса за в этих двух группах составили 24898, голоса против — 18117.

Ещё на 19 участках явка оказалась чуть выше 50%-ного порога. В данном случае «лидерство» у Нахимовского района: 8 участков данного района отнесены автором этих строк к данной категории.

В одном случае «порог» явки был достигнут всего лишь за счёт 1 голоса. Это 116-й участок Гагаринского района, который обращает внимание протоколом голосования по выборам президента Украины этого же участка. Он заполнен не полностью: отсутствуют цифры по трём параметрам — недействительные и погашенные бюллетени, а также общее количество бюллетеней, имевшихся в комиссии изначально. Несмотря на это, на нём есть подписи всех членов участковой комиссии. Данный пример ещё раз позволяет утверждать, что на голосовании 1 декабря 1991 года заполнение отдельных граф протокола могло проводится уже после того, как члены участковой комиссии в нём расписались и, видимо, ушли.

В целом на 19 участках этой группы с общей численностью 23310 человека превышение порога явки составило 476 человек (2%).

Стоит отметить, что участки, на которых явка чуть превысила 50%-ный порог, обращают на себя внимание в комплексе при сравнении с другими параметрами, а также при сравнении этих участков с показателями январского референдума 1991 года о статусе Севастополя.

Например, участок 269 Ленинского района.

№ уч.

Список

Явка

Урна

За

Против

Недействительно

Было бюллетеней в комиссии

Погашено бюллетеней

269

2169

1254

1254

636

560

58

2446

1192

На участке 269 сумма голосов против и недействительных бюллетеней (560 + 58 = 618) всего на 18 голосов меньше голосов за (636). Обращает внимание, что в комиссии было бюллетеней (2446) заметно больше списка (2169), а количество погашенных бюллетеней (1192) не принципиально меньше явки (1254, разница составляет 62). Порог явки при списке в 2169 человек начинается от 1085; таким образом, превышение 50%-ного порога на этом участке составляет 169 человек (1254 — 1085 = 169). При сравнении «списка» по этому участку между январским и декабрьским референдумами оказывается, что в декабре «список» больше на 203 человека (в январе этот параметр равен 1966, в декабре — 2169), а вот количество домов этого участка на всеукраинском референдуме в несколько раз меньше, чем на референдуме о статусе Севастополя и Крыма. Поэтому логично предположить, что и численность людей на этом участке в декабре должна была быть заметно меньше, а не больше в сравнении с протоколом голосования в январе. Всё это в совокупности позволяет предположить (хотя и не доказать) махинации со всеми параметрами голосования, имевшими пограничное значение, на 269-м участке.

Обращает на себя внимание «пороговыми» значениями 382-й участок Нахимовского района, в котором «за» больше «против» на 3 голоса, порог явки превышен на 8 человек (от 671), а «урна» меньше «явки» на 11 человек. В сумме голоса против и недействительные бюллетени превышают голоса за на 22. Поэтому в совокупности можно предположить: 1. намеренное увеличение «недействительных бюллетеней», чтобы показать положительное голосование; 2. намеренное увеличение «явки» (число «урна» меньше порога явки); 3. намеренное занижение «списка» («количество бюллетеней» превышает «список» на треть, 657).

Кроме того, в этой группе «пороговых» участков по явке — участки, в которых наблюдается «скачок» в плюс или в минус по параметру «общее количество наделённых правом голоса» при сравнении протоколов голосования на январском и декабрьском референдумах. Например, на участке 252 порог явки оказался превышен на 25 человек, но рост «списка» в сравнении с январём составил 60 человек. На участке 288 порог явки был превышен на 84 человека, при этом имел место рост «списка» в сравнении с январем на 237 человек.

Участок 392 (посёлок Осипенко, Нахимовский район) в сравнении с январским референдумом, т.е. менее чем за год, «приобрёл» 492 жителя, наделённых правом голоса. По непонятным причинам бюллетеней было больше «списка» ещё на треть (на 598). При урне в 1134 бюллетеня неожиданным оказывается отсутствие недействительных бюллетеней («0» недействительных бюллетеней иногда встречается на маленьких участках в 100–200 человек — больницы, интернат, дом престарелых, т.е. там, где, скорее всего, голосовали коллективно), причём как в протоколе по референдуму, так и в протоколе по выборам президента. Протокол по выборам президента содержит правку «явки», голосов против Гринева и Кравчука (затерты изначальные цифры).

Участок 396 в садовом товариществе «Кача» (также Нахимовский район) в сравнении с январским референдумом «приобрёл» 615 жителей, наделённых правом голоса. Кроме того, в протоколе этого участка перетёрты цифры трёх параметров («урна», «недействительные бюллетени», «погашено бюллетеней»). В протоколе по выборам президента перетёрты цифры «против» Кравчука, Чорновила, Гринева, не сходится разница полученных (3500) и погашенных (622) бюллетеней с явкой (2855, показано как 2878, такая же цифра в протоколе по референдуму). Анализ двух протоколов в совокупности показывает активные манипуляции со всеми параметрами голосования на данном участке. Вероятная цель: снизить число «недействительных бюллетеней» за счёт «занижения» «урны» (рекордный разрыв с «явкой» — на 64 бюллетеня меньше, чем «пришло» людей на участок).

Обратная история на участке 273 (Ленинский район). На январском референдуме «список» участка состоял из 1342 человек, в декабре — из 748, т.е. менее чем за год участок «лишился» 594 людей, наделённых правом голоса, несмотря на то что к декабрю в состав участка включили дома № 63–95 на ул. Николая Музыки, относившиеся ранее к 274-му участку. Порог явки при списочном составе в 748 человек — 374 человека, явка на голосовании на «всеукраинском референдуме» по этому участку составила 485 человек, или 65%, что выше средней по району (63%, подсчёт автора этих строк).

Интересен анализ двух голосований на 103-м участке. При одинаковых адресах на этом участке на январском и декабрьском референдумах в декабре параметр «список» — меньше на 253 человека (3302 было в январском протоколе, 3049 — в декабрьском), в то время как порог явки превышен всего на 38 человек (на этом участке это меньше 1 процента).

Однако какое значение имела явка для легитимности результатов голосования на каждом конкретном участке? Стоит полагать, что, с точки зрения участников процесса, т.е. членов участковых и районных комиссий, и в соответствии с «Законом УССР о всеукраинском и местном референдумах», голосование признавалось несостоявшимся при отсутствии явки. В единственном районе Севастополя, в котором сохранилась сводная ведомость — Ленинском, участки без явки отмечены карандашом. Это означает, что у комиссий присутствовало понимание: на участках без явки голосование не состоялось.

Ещё 14 участков можно отнести к категории «сомнительных» по такому параметру: с одной стороны, голоса за, с другой стороны — сумма голосов против и недействительные бюллетени.

Понятно, что на любом голосовании присутствуют недействительные бюллетени, однако на декабрьском референдуме общее количество бюллетеней, признанных недействительными (6926), в 2,5 раза превышает аналогичный параметр январского референдума о статусе Севастополя (2964).

Например, на 254-м участке (Ленинский район): «за» 429, «против» 423, т.е. меньше всего на 6, и ещё 45 — «недействительно».

Или на 282-м участке: 577 «за», 521 «против» (превышение на 56 голосов), 8 бюллетеней было признано недействительными, но при этом куда-то исчезло 54 бюллетеня (явка — 1160, урна — 1106).

Учитывая проведённую реконструкцию общего процесса заполнения протоколов, вряд ли отражающими реальность можно считать результаты голосования на участке 369, где голосов за больше голосов против на 1; на участке 374, на котором сумма голосов против (313) и недействительных бюллетеней (29) равно голосам за (342).

Совокупное превышение на 9 участках суммы голосов против и недействительных бюллетеней над голосами за — 245, что составляет 2% от общего числа бюллетеней (10827), оказавшихся в урнах. В этих подсчётах не учтено 5 участков, посчитанных раньше как участки без явки или как участки с правками в протоколах.

Ещё на 26 участках голоса против и «недействительно» в сумме чуть меньше, чем «за», при этом из этих 26 участков шесть участков — без явки; три участка — с минимальным превышением порога явки; два участка — с протоколами со следами правок. Получается, что более трети участков (42%), выделенных в данную группу, являются «нелегитимными» или «сомнительными» по другим параметрам. Это подтверждает корректность самого критерия, сформулированного как основание для анализа этой группы участков в целом. Оставшиеся 15 участков с общей численностью «списочного» состава 21432 дают совокупный процент голосов за по данным 15 участкам — 51,9 %, голосов против — 44,7%, недействительных бюллетеней — 3,3 %. При этом голоса за превышают сумму против и недействительных бюллетеней на 534 при общем количестве бюллетеней в урнах в 13474 (3,9 %).

Результаты голосования на «сомнительных» участках (все критерии)

 

Список

Явка

Урна

За

Против

Недейств.

Участки с минимальным превышением «порога» явки

23310

12131

12085

6872

4796

417

Участки, где голоса «против» и «недействительно» в сумме превышают «за»

17572

10833

10827

5291

5098

438

Участки, где голоса «против» и «недействительно» в сумме чуть меньше, чем «за»

21432

13539

13474

7004

6019

451

Итого

62314

36503

36386

19167

15913

1306

Теперь представим результаты голосования по «нелегитимным» и «сомнительным» участкам и их соотношение с официальными результатами.

 

Официальные результаты голосования (1)

«Нелегитимные» участки, сумма (2)

«Сомнительные» участки, сумма (3)

Сумма 2 и 3

(4)

«Чистые» результаты

(разница 1 и 4)

Список

307024

77059

62314

139373

167651

Явка

196600

44949

36503

81452

115148

Урна

195688

44010

36386

80396

115292

«за»

111671

24898

19167

44065

67606

«против»

77091

18117

15913

34030

43061

Последняя колонка таблицы показывает относительно «чистое» голосование на референдуме о независимости Украины.

При этом в них присутствуют порядка 25 тысяч человек предположительно «не местного» происхождения в виде срочников Черноморского флота, голосование которых за / против затруднительно достоверно высчитать в отсутствие протоколов по закрытым участкам. В соотношении со списочным составом (из последней колонки таблицы) 25 тысяч составляют 15%, т.е. примерно одна шестая голосования в этих «чистых» результатах» также является нелегитимной (о голосовании на Черноморском флоте см. первую часть данной статьи).

Кроме того, результаты «чистого» голосования охватывают как участки с голосами за, которые не могут быть поставлены под сомнение, так и участки с голосами против, которые в данном случае являлись открытым протестным голосованием. Участков второго рода было 39, с общим списочным составом 53454 человека.

Для полноты картины представим эти данные в виде таблицы.

 

Официальные результаты (1)

«Чистые» результаты (2)

Результаты участков с «протестным» голосованием (3)

Список

307024

167651

53454

Явка

196600

115148

33660

Урна

195688

115292

33605

«за»

111671

67606

14421

«против»

77091

43061

18025

Теперь стоит перевести полученные результаты в процентное соотношение между столбцами (1) и (2). Оказывается, что «чистая» явка от заявленного официально списочного состава составляет 37,5% (внутри этого показателя — свыше 20 тысяч срочников Черноморского флота, видимо, не имевших права голосовать), а голоса за в процентном соотношении от официально заявленной «урны» — 34,5% (опять же включая голоса срочников Черноморского флота, которых, по идее, нужно вычесть).

В целом такие результаты «всеукраинского референдума» как нелегитимные по городу Севастополю и по параметру «явка», и по параметру голосов «за» опротестовать в юридически корректные сроки, то есть в течение первых трёх лет после референдума, когда должны были хранится первичные бюллетени голосования, не составило бы труда.

При всей парадоксальности этих цифр и их условности (понятно, что на всех участках были те, кто пришёл и проголосовал за), стоит отметить, что они в общем и целом коррелируют с данными социологического опроса населения, проводившегося Севастопольским филиалом Советской социологической ассоциации Академии наук СССР с 25 по 28 сентября 1991 года, т.е. за два месяца до референдума, «на тему об отношении жителей … к Акту провозглашения Украины независимым государством». Вопрос был сформулирован следующим образом: «Одобряете ли вы Акт провозглашения Украины независимым государством?» Ответы распределились следующим образом: «да» — 25,7%, «нет» — 34,3%, «мне это безразлично» — 21,4%, «затрудняюсь ответить» — 18,6%.

Раскол населения Севастополя, зафиксированный этим опросом, явно отразился и в протоколах участковых комиссий по «всеукраинскому референдуму» 1 декабря 1991 года, анализу которых был посвящён данный материал. Огромное количество правок, вплоть до финишного этапа заполнения официальной ведомости, нелогичные исправления корректных цифр на явно ошибочные, готовность членов комиссий расписаться в протоколе на середине его заполнения карандашом, предпочтя не знать, какие цифры будут в этом документе позднее ручкой, приписывание цифр и их последующее вычёркивание — всё это свидетельство не только сознательных манипуляций с итогами голосования под заранее заданный результат. Но это также свидетельство и серьёзных внутренних конфликтов всех тех, кто эти манипуляции осуществлял, в трагической для Севастополя ситуации, когда основным было ощущение неотвратимого крушения единой страны.

Любовь Ульянова

5759
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
Еще нет голосов

Обсуждение (18)

Profile picture for user ulogin_yandex_1076336977
1629

Это аналогично  пересмотру результатов 2го съезда Российской социал-демократической рабочей партии (1903) когда к власти в партии пришли ленинцы.Давайте пересмотрим  и что это даст?

Profile picture for user Николай Орлов
2591

Любовь Ульянова, спасибо за статью. Это действительно важно. Если интересна информация по нарушениям на выборах 2021 года в Ялте и в Нахимовском районе Севастополя, напишите мне, я вышлю материал: orlov-yalta@yandex.ru

Profile picture for user Справедливый_кот
3061

Зачем напоминать  о том ,если ничего не изменить. Или Ельцин хочет  извиниться  за " брошенных"

Profile picture for user ulogin_mailru_919787742112119086
3801

     Любые исследования болезненных вопросов новейшей истории важны, а при наличии "новизны" полезны для понимания процессов,которые шли и продолжают идти на нашей памяти, что такое выборы в условиях политического надо.

Фарш конечно не провернешь назад, но вот в свете идущей гражданской войны, незаконность нахождения Крыма и Севастополя в составе т.н незалежной давно пора обосновать.

А кроме покойника Ельцина, полно здравствующих, но они тоже не хотят извинится за брошенных.

Profile picture for user Вентура
4467

to Справедливый_кот (Севастополь)

Зачем напоминать  о том ,если ничего не изменить.

Но довольно интересно, когда придет время обсуждения наших, нынешних выборов. Всех рангов...

И какой смысл? Ведь в одну  и ту-же реку даже два раза уже не вступишь.

Profile picture for user Иоанн
4471

В то же время протоколы участковых комиссий, в первую очередь именно этого района города, позволяют говорить о том, что далеко не всегда члены комиссий присутствовали до конца подсчёта голосов. Во всяком случае, три протокола голосования в этом районе имеют подписи всех членов комиссий, но при этом заполнены не до конца: в одном протоколе отсутствуют цифры по «явке» и общему списочному составу, в другом — не только по этим параметрам, но и ещё и по «урне» и недействительным бюллетеням. Это означает, что в этом районе города члены комиссии могли расписаться и уйти когда угодно, а не по завершению подсчёта голосов.  

Важно понимать, что это был первый опыт такого голосования. Поэтому признаки фальсификации столь очевидны. Как показал дальнейший опыт, проценты и основанный на них результат устанавливают те, кто  считает голоса, т.е. инициаторы. Кто являлся инициатором в данном случае? Севастопольцы? Да в гробу они видали выход из СССР и разрыв с Россией. Приехавшие из Киева инициаторы-невмерлики? Так от этой печки и надо плясать. Невмерлики нарисовали бы нужный процент даже если бы голосовать вообще никто не пришёл бы. Кстати, я не ходил. Опрашиваю всех знакомых  вот уже не первый год, и результат один и тот же - никто никуда не ходил и не голосовал.  Так кто же проголосовал за севастопольцев в пользу невмерликов? Загадка ещё  та...

 

Profile picture for user Иоанн
4471

Зачем напоминать  о том ,если ничего не изменить. Или Ельцин хочет  извиниться  за " брошенных"

Следует признать результаты сфальсифицированными и отменить их нахрен.

Кстати, я как-то анализировал итоговый протокол. Процент т.н. испорченных бюллетеней в Крыму и Севастополе в несколько раз выше чем на Западной Украине. Т.е. по мнению устроителей референдума здесь, у нас в кабины для голосования пришли дураки, которые не смогли правильно заполнить бюллетень? Т.е. козлопасы Предкарпатья на голову интеллектуальней конструкторов и инженеров нашего города?

П.С. Стесняюсь спросить, а независимые наблюдатели присутствовали? Как это принято в цивилизованном мире. И если нет, то что? То открыт путь для фальсификации результатов. Точнее - для имитации проведения этого позорного мероприятия, поскольку не факт, что оно вообще проводилось. 

Profile picture for user еще одна мама школьников
3088

Что практически даст этот пересмотр? Новый Союз? Нет. Потому, что за 30 с лишним лет бывшие республики, ставшие суверенными государствами, очень далеко ушли по пути независимости, и возвращаться обратно не намерены. Вы их силой загонять будете? С кого начнете: с Казахстана или со стран Балтии?  

Profile picture for user Пилигрим
210

В Балаклавском и Нахимовском районах был получен бОльший процент голосов за независимость Украины в силу того, что значительная часть населения этих районов проживала в сельской местности. В Ленинском и Гагаринском районах ситуация другая в силу того, что это исключительно "городские" районы.

Profile picture for user КРЫМЧАК
15396

Когда надо было драться, - надо было драться до упора, а какой смысл сейчас, после драки, размахивать и махать кулачками в этом "Театре теней" сидя под тем же веником!?

Profile picture for user Вентура
4467

to Николай Орлов (Ялта)

Любовь Ульянова, спасибо за статью. Это действительно важно. Если интересна информация по нарушениям на выборах 2021 года в Ялте и в Нахимовском районе Севастополя, напишите мне, я вышлю материал: orlov-yalta@yandex.ru

Эта информация актуальна была года два назад, на основании которой судом могла быть объявлена фальсификация подсчета голосов, уголовным наказанием фальсификаторов, отмены выборов и назначением повторных. 

Правда, не знаю как в Ялте, но севастопольцы в выборах (судя по веткам Форпоста, разговоров в транспорте  и "результатам выборов") разуверился. Ранее очереди к участку занимали еще за час до их открытия. Сейчас в залах - считанные единицы.

Profile picture for user еще одна мама школьников
3088

to Вентура:  я в 1989 году работала в Избирательной комиссии на выборах уже не помню куда. Именно считала бюллетени. С тех пор хожу только на выборы председателя дачного кооператива. 

Profile picture for user Вентура
4467

to еще одна мама школьников (Севастополь)

to Вентура:  я в 1989 году работала в Избирательной комиссии на выборах уже не помню куда. Именно считала бюллетени.

Так это было еще при той жизни.

А я помню выборы лет восемь-пятнадцать назад... Участок в ДКР. Открытие в 8 часов, а народ уже занимал очередь в 7. Споры, отдельные группы (типа болельщиков на футболе), споры по качествам претендентов и даже доходя до рукоприкладства (между довольно пожилыми людьми, и даже бабушками...)  В зале штук 5 кабинок для голосования, но все равно приходилось ждать опустевшей. И до самого закрытия участка. Сейчас нет того драйва. Инертные стали, или обленились?

С тех пор хожу только на выборы председателя дачного кооператива. 

Потому что видите реальный результат своего выбора и последующего своего влияния на жизнь кооператива. Это первое. Второе - в случае ненадлежащего выполнения своих обязанностей - председатель кооператива в любой момент может быть переизбрать членами кооператива.

Profile picture for user еще одна мама школьников
3088

to Вентура:  а то при "той" жизни все было честно? 

Тогда с 7 утра люди под СШ №2 тоже стояли голосовать. 

Profile picture for user Николай Орлов
2591

to Вентура:  

Как Вы правы. А я и опубликовал эту информацию в 2021 году. Причём в Ялте был суд по поводу фальсификаций на выборах, но наши честные судьи спустили дело на тормозах. В Севастополе не нашлось смелых подать иск в суд с использованием этих материалов. В итоге имеем то, что имеем. Но беда в том, что схема уже отработана. И она обязательно повторится. Если все будут молчать и глотать это - результат будет предсказуем.

Profile picture for user Вентура
4467

to Николай Орлов (Ялта) 

to Вентура:  В итоге имеем то, что имеем. Но беда в том, что схема уже отработана. И она обязательно повторится.

Если уже отработана, то зачем голову ломать, изобретать велосипед?

Если все будут молчать и глотать это - результат будет предсказуем.

Будет. если мы будем терпилами.

Profile picture for user Николай Орлов
2591

to Вентура:  

Кстати могу и Вам выслать материал по Нахимовскому району. Если Вам это интересно. Мой адрес приведен выше. Мне пришлось потратить целый день, что собрать всю информацию и обсчитать её. Изначально планировал все районы Севастополя обработать, но просто не хватило времени. Да Вы и сами можете повторить этот эксперимент для понимания масштаба фальсификаций. Меня удивило, что ни КПРФ ни другие партии не заинтересовались этим. Из-за чего я сделал вывод, что в РФ нет оппозиции. 

Profile picture for user ulogin_mailru_919787742112119086
3801

    И вот скорее это автору исследования, по голосованию на судах СПОРП " Атлантика"- если по этим протоколам выявится более высокий процент за незалежность, не удивляйтесь, так как среди членов экипажей было много людей "приезжавших на заработки".

Был секретарем  судовой комиссии на референдуме 91 года, считали честно.

Главное за день

Над братской могилой освободителей Севастополя вознесся башенный кран

За время судов строительные планы выросли до 10 этажей?
09:00
11
3466

На каждого жителя Севастополя в Генплане отвели 16 кв. м зеленых насаждений

В процессе доработки проекта территории зеленых зон были увеличены.
20:01
18
1437

В Севастополе оценили потери граждан от атак ВСУ

Пока на компенсации выделено более 2 миллионов, но это не финал.
16:04
7
2290

ВСУ ищет уязвимые места в Крыму и Севастополе для ATACMS — мнение

Однако военная помощь США уже не изменит сложившийся баланс сил, считает собеседник ForPost.
13:01
12
4570