Россия

Как и по чьей вине произошли чудовищные катастрофы на железных дорогах России

35 лет назад заживо сгорели сотни пассажиров двух встречных поездов.

Фото:
нейросеть Freepik | ForPost | Арина Розанова

При столкновении поезда «Казань — Адлер» с КамАЗом в Волгоградской области 29 июля 2024 года пострадали порядка 140 пассажиров.

Всего в поезде было 836 человек: машинист и его помощник, 31 член поездной бригады, 803 пассажира, по данным ОАО «Российские железные дороги».

Власти региона уточнили: пострадали 52 человека, из них 24, в том числе машинист поезда — в больницах, 28 — под амбулаторным меднаблюдением. Госпитализирован и водитель грузовика, в который врезался состав.

Напомним, ЧП произошло на перегоне Гремячая — Котельниково, где после столкновения пассажирского состава с машиной сошли с рельсов девять вагонов.

По предварительным данным, водитель грузовика попытался проскочить железнодорожный переезд, когда к нему приближался поезд.

Возбуждено уголовное дело о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации ж/д транспорта.

Месяц назад ForPost писал, что в Коми сошёл с рельсов пассажирский поезд «Воркута — Новороссийск». Тогда пострадали 70 человек, 10 — тяжело травмированы, погибли трое: 8-летняя девочка, 16-летняя девушка и 34-летний мужчина.

Причиной ЧП назвали размыв грунта под железнодорожным полотном из-за паводков.

Ашинская катастрофа

Среди всех железнодорожных катастроф и аварий, произошедших в России, страшнейшей была Ашинская.

В ночь с 3 на 4 июня 1989 года на участке Транссибирской магистрали в Иглинском районе Башкирии, недалеко от города Аши Челябинской области, произошло ЧП.

При одновременном проезде двух пассажирских поездов — «Новосибирск — Адлер» на 20 вагонов и «Адлер — Новосибирск» на 18 вагонов — произошёл взрыв и пожар на площади 250 гектаров. Причина — прорыв продуктопровода широкой фракции лёгких углеводородов, напомнили исследователи из Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России.

«Удалённость места катастрофы от населённых пунктов привела к отсутствию достоверной информации в начальный её период, создала трудности в оказании неотложной и первой помощи пострадавшим», — отметили они.

В результате ЧП погибли 573 человека — почти половина из 1200 пассажиров — и были ранены 623 человека, находившиеся в этих составах, уточнил «Коммерсантъ».

По его данным, советские спецслужбы сразу отрабатывали версию о тщательно спланированном теракте — слишком многое в трагедии было странным. Оба пассажирских поезда значительно опаздывали и вдруг встретились в одном месте, где внезапно произошла утечка из продуктопровода, образовав с воздухом взрывоопасную смесь. А взрыв произошёл, когда составы начали расходиться.

Эту версию позже отмели власти, так как в СССР не было мощных экстремистских организаций, способных провести такую масштабную подготовку. И списали трагедию на роковую случайность и халатность должностных лиц.

Они отделались легко: четверых хоть и приговорили к паре годов заключения с отсрочкой, но амнистировали, ещё одному назначили два года содержания в колонии-поселении.

Крушение в Подсосенке

Катастрофа на разъезде Подсосенка, недалеко от города Нелидово в Тверской области,произошла рано утром 3 марта 1992 года.

Пассажирский поезд «Юрмала», который шёл из Москвы в Ригу, столкнулся с грузовым поездом, ехавшим навстречу.

Пассажирский состав, проходя разъезд без остановок и снижения скорости, проезжал его на несколько минут раньше графика. А диспетчер оперативно разрешил пропустить через разъезд грузовой поезд.

Дежурный по станции пытался связаться с локомотивной бригадой «Юрмалы» и предупредить её о необходимости пропустить грузовой состав, рассказал Life. Однако машинист с помощником не ответили на вызовы дежурного.

Два состава, машинисты которых не могли увидеть друг друга из-за природных и погодных условий местности, приближались друг к другу. Дежурный по станции, схватив красный фонарь, выскочил на пути, чтобы бригада «Юрмалы» остановилась. Но это не помогло.

В этом столкновении погибли 43 человека, в их числе машинисты составов, десятки человек были травмированы.

Власти объявили официальную причину крушения: машинист и помощник машиниста пассажирского поезда уснули, поэтому не ответили на вызовы дежурного по станции.

Катастрофа на станции Минино

Чёрным днём стало и 2 июня 1959 года. Тогда на станции Минино в Красноярском крае товарный поезд столкнулся с нефтеналивным составом, стоявшим напротив пассажирского поезда Красноярск — Абакан.

От сильнейшего удара несколько вагонов пассажирского состава, в котором школьники возвращались с пионерского слёта, выдавило с путей — они опрокинулись, поезд расцепился и остальные вагоны уехали вперёд, напомнил «АиФ-Красноярск».

Из упавших вагонов выбраться было невозможно: двери заблокированы, одни окна — внизу, а другие — наверху. Пассажиры, взрослые и дети, попали в смертельную ловушку, так как вспыхнуло горючее нефтеналивного состава.

Погибнуть могли сотни человек… Но документальных свидетельств катастрофы пока не удалось найти, нет и точной информации, кто понёс наказание за происшествие, констатировали журналисты. По их мнению, власти могли заставить очевидцев дать подписку о неразглашении.

Но подтверждение этого ЧП — огромная братская могила на кладбище станции Минино.

Согласно нынешней официальной версии, погибли тогда более 50 детей, а два грузовых поезда столкнулись «из-за неполадки семафора» на станции.

Были планы попробовать найти материалы уголовного дела по факту катастрофы. Но судя по тому, что сведения о ней в различных источниках остались прежними, попытка оказалась неудачной.

Причины аварий в новейшее время

В первом квартале этого года в РФ произошло три происшествия на ж/д транспорте общего пользования. Тогда никто не погиб и не пострадал, по данным информационно-статистического бюллетеня «Транспорт России».

Согласно этому же источнику, в котором разнятся сведения об одном и том же периоде, в 2014–2023 годах была такая ситуация:

  • всего происшествий на железнодорожном транспорте общего пользования — 140 (129);
  • в них погибли — 33 (24) человека;
  • в них ранены — 130 (129) человек.

Росстат привёл информацию о 23 погибших и 130 пострадавших за этот период.

Причинами аварий на ж/д транспорте чаще всего становятся сход поездов с рельсов, столкновения и наезды на препятствия на переездах, пожары и взрывы в вагонах, отметили учёные из Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России.

Кроме того, добавили они, при перевозке опасных грузов возникают утечки, взрывы с заражением местности. Не исключены размывы железнодорожных путей, обвалы, оползни и наводнения.

По мнению учёных, после реформирования системы управления железных дорог России возникла острая необходимость в принятии новых управленческих, технических и технологических решений. В том числе кардинальные изменения работы предприятий «РЖД», среди них — совершенствование системы предотвращения и ликвидации аварий и катастроф на железных дорогах.

Это особо важно в отношении используемых больше 25 лет объектов, ведь их оборудование физически и морально устарело, а технические решения не соответствуют современным науке и технике, нормам и правилам промышленной безопасности, подчеркнули специалисты.

По их информации, основные производственные фонды «РЖД» были изношены на более чем 80%, особенно подвижной состав, нуждались в замене свыше 20% ж/д путей, из которых 16% находились в аварийном состоянии.

Кроме того, добавили учёные, подлежали списанию около 86% вагонов электропоездов и 97% вагонов дизель-поездов, у 197 из 305 тяговых подстанций срок работы превысил 40 лет и так далее.

Статистика последних лет свидетельствует о значительном количестве жертв и смертей при крушении пассажирских поездов, обратили внимание исследователи Эльвина Файзуллина и Валентина Солопова.

А чрезвычайные ситуации при перевозке опасных и особо опасных грузов ж/д транспортом приводят к значительным разрушениям, загрязнению местности и поражению токсичными веществами больших масс людей, добавили они.

По мнению исследователей, основные причины этих ЧС такие:

  • нарушения правил эксплуатации и износа;
  • повреждение оборудования и железнодорожных путей;
  • естественный износ технического оборудования.

Алексей Лохвицкий

465
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
Еще нет голосов

Главное за день

Губернатора Севастополя сравнили с украинским экс-градоначальником Куницыным

А сам Михаил Развожаев признал, что желающих «вложиться в Севастополь» немного.
20:04
37
1759

Губернатор Севастополя рассказал о незаконном использовании городского жилья

Сейчас правительство занимается его инвентаризацией.
12:02
15
3080

Скандальную многоэтажку в центре Севастополя могут достроить

Суд обязал власти включить дом на Лермонтова в список поднадзорных объектов.
09:00
18
3499

В Севастополе открыли «Новый Херсонес»

Новый парк-музей можно будет увидеть с 30 июля.
18:17
58
9955