При столкновении поезда «Казань — Адлер» с КамАЗом в Волгоградской области 29 июля 2024 года пострадали порядка 140 пассажиров.
Всего в поезде было 836 человек: машинист и его помощник, 31 член поездной бригады, 803 пассажира, по данным ОАО «Российские железные дороги».
Власти региона уточнили: пострадали 52 человека, из них 24, в том числе машинист поезда — в больницах, 28 — под амбулаторным меднаблюдением. Госпитализирован и водитель грузовика, в который врезался состав.
Напомним, ЧП произошло на перегоне Гремячая — Котельниково, где после столкновения пассажирского состава с машиной сошли с рельсов девять вагонов.
По предварительным данным, водитель грузовика попытался проскочить железнодорожный переезд, когда к нему приближался поезд.
Возбуждено уголовное дело о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации ж/д транспорта.
Месяц назад ForPost писал, что в Коми сошёл с рельсов пассажирский поезд «Воркута — Новороссийск». Тогда пострадали 70 человек, 10 — тяжело травмированы, погибли трое: 8-летняя девочка, 16-летняя девушка и 34-летний мужчина.
Причиной ЧП назвали размыв грунта под железнодорожным полотном из-за паводков.
Ашинская катастрофа
Среди всех железнодорожных катастроф и аварий, произошедших в России, страшнейшей была Ашинская.
В ночь с 3 на 4 июня 1989 года на участке Транссибирской магистрали в Иглинском районе Башкирии, недалеко от города Аши Челябинской области, произошло ЧП.
При одновременном проезде двух пассажирских поездов — «Новосибирск — Адлер» на 20 вагонов и «Адлер — Новосибирск» на 18 вагонов — произошёл взрыв и пожар на площади 250 гектаров. Причина — прорыв продуктопровода широкой фракции лёгких углеводородов, напомнили исследователи из Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России.
«Удалённость места катастрофы от населённых пунктов привела к отсутствию достоверной информации в начальный её период, создала трудности в оказании неотложной и первой помощи пострадавшим», — отметили они.
В результате ЧП погибли 573 человека — почти половина из 1200 пассажиров — и были ранены 623 человека, находившиеся в этих составах, уточнил «Коммерсантъ».
По его данным, советские спецслужбы сразу отрабатывали версию о тщательно спланированном теракте — слишком многое в трагедии было странным. Оба пассажирских поезда значительно опаздывали и вдруг встретились в одном месте, где внезапно произошла утечка из продуктопровода, образовав с воздухом взрывоопасную смесь. А взрыв произошёл, когда составы начали расходиться.
Эту версию позже отмели власти, так как в СССР не было мощных экстремистских организаций, способных провести такую масштабную подготовку. И списали трагедию на роковую случайность и халатность должностных лиц.
Они отделались легко: четверых хоть и приговорили к паре годов заключения с отсрочкой, но амнистировали, ещё одному назначили два года содержания в колонии-поселении.
Крушение в Подсосенке
Катастрофа на разъезде Подсосенка, недалеко от города Нелидово в Тверской области,произошла рано утром 3 марта 1992 года.
Пассажирский поезд «Юрмала», который шёл из Москвы в Ригу, столкнулся с грузовым поездом, ехавшим навстречу.
Пассажирский состав, проходя разъезд без остановок и снижения скорости, проезжал его на несколько минут раньше графика. А диспетчер оперативно разрешил пропустить через разъезд грузовой поезд.
Дежурный по станции пытался связаться с локомотивной бригадой «Юрмалы» и предупредить её о необходимости пропустить грузовой состав, рассказал Life. Однако машинист с помощником не ответили на вызовы дежурного.
Два состава, машинисты которых не могли увидеть друг друга из-за природных и погодных условий местности, приближались друг к другу. Дежурный по станции, схватив красный фонарь, выскочил на пути, чтобы бригада «Юрмалы» остановилась. Но это не помогло.
В этом столкновении погибли 43 человека, в их числе машинисты составов, десятки человек были травмированы.
Власти объявили официальную причину крушения: машинист и помощник машиниста пассажирского поезда уснули, поэтому не ответили на вызовы дежурного по станции.
Катастрофа на станции Минино
Чёрным днём стало и 2 июня 1959 года. Тогда на станции Минино в Красноярском крае товарный поезд столкнулся с нефтеналивным составом, стоявшим напротив пассажирского поезда Красноярск — Абакан.
От сильнейшего удара несколько вагонов пассажирского состава, в котором школьники возвращались с пионерского слёта, выдавило с путей — они опрокинулись, поезд расцепился и остальные вагоны уехали вперёд, напомнил «АиФ-Красноярск».
Из упавших вагонов выбраться было невозможно: двери заблокированы, одни окна — внизу, а другие — наверху. Пассажиры, взрослые и дети, попали в смертельную ловушку, так как вспыхнуло горючее нефтеналивного состава.
Погибнуть могли сотни человек… Но документальных свидетельств катастрофы пока не удалось найти, нет и точной информации, кто понёс наказание за происшествие, констатировали журналисты. По их мнению, власти могли заставить очевидцев дать подписку о неразглашении.
Но подтверждение этого ЧП — огромная братская могила на кладбище станции Минино.
Согласно нынешней официальной версии, погибли тогда более 50 детей, а два грузовых поезда столкнулись «из-за неполадки семафора» на станции.
Были планы попробовать найти материалы уголовного дела по факту катастрофы. Но судя по тому, что сведения о ней в различных источниках остались прежними, попытка оказалась неудачной.
Причины аварий в новейшее время
В первом квартале этого года в РФ произошло три происшествия на ж/д транспорте общего пользования. Тогда никто не погиб и не пострадал, по данным информационно-статистического бюллетеня «Транспорт России».
Согласно этому же источнику, в котором разнятся сведения об одном и том же периоде, в 2014–2023 годах была такая ситуация:
- всего происшествий на железнодорожном транспорте общего пользования — 140 (129);
- в них погибли — 33 (24) человека;
- в них ранены — 130 (129) человек.
Росстат привёл информацию о 23 погибших и 130 пострадавших за этот период.
Причинами аварий на ж/д транспорте чаще всего становятся сход поездов с рельсов, столкновения и наезды на препятствия на переездах, пожары и взрывы в вагонах, отметили учёные из Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России.
Кроме того, добавили они, при перевозке опасных грузов возникают утечки, взрывы с заражением местности. Не исключены размывы железнодорожных путей, обвалы, оползни и наводнения.
По мнению учёных, после реформирования системы управления железных дорог России возникла острая необходимость в принятии новых управленческих, технических и технологических решений. В том числе кардинальные изменения работы предприятий «РЖД», среди них — совершенствование системы предотвращения и ликвидации аварий и катастроф на железных дорогах.
Это особо важно в отношении используемых больше 25 лет объектов, ведь их оборудование физически и морально устарело, а технические решения не соответствуют современным науке и технике, нормам и правилам промышленной безопасности, подчеркнули специалисты.
По их информации, основные производственные фонды «РЖД» были изношены на более чем 80%, особенно подвижной состав, нуждались в замене свыше 20% ж/д путей, из которых 16% находились в аварийном состоянии.
Кроме того, добавили учёные, подлежали списанию около 86% вагонов электропоездов и 97% вагонов дизель-поездов, у 197 из 305 тяговых подстанций срок работы превысил 40 лет и так далее.
Статистика последних лет свидетельствует о значительном количестве жертв и смертей при крушении пассажирских поездов, обратили внимание исследователи Эльвина Файзуллина и Валентина Солопова.
А чрезвычайные ситуации при перевозке опасных и особо опасных грузов ж/д транспортом приводят к значительным разрушениям, загрязнению местности и поражению токсичными веществами больших масс людей, добавили они.
По мнению исследователей, основные причины этих ЧС такие:
- нарушения правил эксплуатации и износа;
- повреждение оборудования и железнодорожных путей;
- естественный износ технического оборудования.
Алексей Лохвицкий