Германия выступила против призыва президента Франции Эммануэля Макрона к ЕС выпускать больше общих долговых обязательств. Это, подчеркивает Euractive, подчеркивает глубокие разногласия между двумя крупнейшими экономиками блока в преддверии саммита лидеров по вопросам конкурентоспособности, который состоится на этой неделе.
Заявление Макрона «отвлекает» от того, что на самом деле поставлено на карту, заявил журналистам высокопоставленный немецкий дипломат. А этом - масштабные структурные реформы и завершение формирования единого рынка.
Франция решительно выступает за совместный долг ЕС как способ восполнить зияющую дыру в общеевропейском бюджете Европы и оживить вялую экономику блока, которая с трудом конкурирует с экономиками США и Китая. В интервью, данном во вторник, Макрон также предположил, что общий долг может помочь «ослабить доминирование» доллара США, поскольку нападки Дональда Трампа на независимость Федеральной резервной системы США побуждают инвесторов искать альтернативные «безопасные активы» вместо казначейских облигаций США.
«На самом деле мировой рынок все больше опасается американского доллара, — заявил президент Франции. — Он ищет альтернативы. Давайте предложим ему европейские долговые обязательства».
В поддержку Макрона выступили бывшие премьер-министры Италии Энрико Летта и Марио Драги, которые также предложили финансировать ключевые инвестиции за счёт общего долга.
Однако против этой идеи яростно выступают так называемые «экономные» страны северной Европы, в том числе Нидерланды и Германия. Они утверждают, что дефицит национальных бюджетов и так слишком велик, а предыдущий совместный заем ЕС на восстановление экономики после пандемии COVID-19 в размере 577 миллиардов евро до сих пор не погашен. Кроме того, возникла проблема, где брать обещанные Украине 90 миллиардов евро.
Германия, крупнейший плательщик в бюджет ЕС, угрожает сократить финансирование следующего семилетнего плана расходов, если он не будет реформирован в пользу конкурентоспособности и обороны, а не сельскохозяйственных и региональных субсидий. Франция выступала за сохранение субсидий для фермеров на нынешнем уровне и сопротивлялась некоторым реформам.
Учитывая, что выплаты по кредитам, выданным в связи с пандемией COVID, составят 24 миллиарда евро в год, «у нас практически не остается пространства для маневра... а европейский долг — это не подарок», — добавил источник Euractive.
