Новости России

Курировать отключение мобильного и стационарного интернета будет ФСБ: с чем связано и чего ждать

Служба новостей ForPost

Новый закон легализует существующую практику и снимает ответственность с операторов, считает эксперт.

Курировать отключение мобильного и стационарного интернета будет ФСБ: с чем связано и чего ждать
Фото:
коллаж ForPost с использованием AI

Госдума в первом чтении рассмотрела законопроект, наделяющий ФСБ правом временно отключать сотовую связь, мобильный и стационарный интернет и телефонные услуги. Мнения об инициативе правительства разделились: одни эксперты говорят о логичном усилении мер безопасности, другие предупреждают о рисках перекладывания издержек на граждан, третьи делают акцент на экономической стороне вопроса.

ForPost обобщил эти позиции в поисках компромисса между безопасностью и соблюдением прав граждан.

Что известно о законопроекте

Поправки к закону «О связи» подготовило правительство РФ. Суть законопроекта сводится к двум ключевым положениям.

Первое: операторы обязаны приостанавливать оказание любых услуг по требованию ФСБ в целях защиты безопасности государства и граждан, в частности при атаке дронов. Основания для таких требований должны быть закреплены отдельными нормативными актами.

Второе: операторы освобождаются от материальной ответственности перед абонентами за последствия таких отключений.

Сопредседатель Национального союза защиты прав потребителей Алексей Егармин обращает внимание, что подобный подход фактически перекладывает издержки на граждан и бизнес.

По его мнению, отключения по решению властей нельзя считать форс-мажором в классическом понимании: речь идёт не о стихийных бедствиях или технических авариях, а об управленческих решениях. Следовательно, логика компенсаций и перерасчётов должна сохраняться.

Сейчас вопросы выплаты компенсаций угодили в правовой вакуум, отмечает Егармин: когда цифровые сервисы создавались, никто не предполагал, что они будут использоваться как инструмент принудительного отключения.

«Если мы живём в капиталистической экономике, то логика простая: потребитель заплатил за пакет услуг — значит, при отключении не по его вине должны быть перерасчёт и компенсация. Иного пути быть не должно», — пояснил ForPost Егармин.

Политолог Юрий Самонкин тоже считает, что если уж депутаты продолжают ужесточать законодательство в части ограничения связи, интернета, то параллельно должны разрабатываться механизмы для защиты прав потребителей.

«Перегибы неизбежны, а людям и так тяжело добиваться справедливости в судах — особенно когда они уже пострадали, например, от мошенников», — высказал свою точку зрения политолог в беседе с ForPost.

На риски указывают и некоторые депутаты Госдумы. В частности, пишет РБКво фракции «Справедливая Россия» интересовались, что делать со средствами радиоэлектронной борьбы, на которые потенциально может распространиться блокировка связи; в КПРФ задавались вопросом перегибов и злоупотреблений.

Чем руководствуются законодатели

Сейчас в пояснительной записке к законопроекту лишь коротко обосновано наделение ФСБ новыми полномочиями. Если переводить канцеляризмы на удобоваримый язык, получается, что новый закон — про безопасность и борьбу с терроризмом. Поэтому его не будут дополнительно проверять на влияние на бизнес или экономику.

Логика простая: когда речь идёт о безопасности государства, такие законы принимаются быстрее и без лишних процедур согласования. Отдельно подчёркивается, что никаких новых расходов из бюджета не потребуется.

И ещё одно важное уточнение: закон, по заверению разработчиков, не нарушает международные договоры, не ударит по бизнесу, не ухудшит жизнь граждан и не помешает выполнению государственных программ. В документе утверждается, что просто появится ещё один юридический механизм «на всякий случай», если потребуется вмешательство ради безопасности.

Насколько массовыми могут быть отключения

По словам экспертов в IT-отрасли, с которыми пообщался корреспондент ForPost, исполнить требование ФСБ просто, так как вся инфраструктура у операторов централизована: есть узлы агрегации, точки управления трафиком, DPI-системы, магистральные маршрутизаторы.

По команде «сверху» доступ можно ограничить за минуты, а иногда и быстрее. Это касается и мобильной, и стационарной связи: отключение происходит не у пользователя, а на уровне сети оператора. Именно поэтому такие меры уже применяются точечно — по регионам, районам, временным зонам.

«Важно понимать: новый закон в первую очередь легализует уже существующую практику и снимает ответственность с операторов. Он не создаёт принципиально новых технических возможностей, а упрощает их применение с юридической точки зрения», — объяснил ситуацию собеседник ForPost.

По его словам, массовые и постоянные отключения маловероятны — это слишком дорого и рискованно для системы в целом.

«Но эпизодические ограничения, особенно в крупных городах и в чувствительные периоды, могут стать рутиной. И это, по сути, главный сдвиг: связь перестаёт быть гарантированной услугой и становится управляемым ресурсом», — добавил эксперт.

Политолог Юрий Самонкин напоминает, что ограничения мобильного интернета уже стали привычной реальностью. Но возник системный парадокс: государство усиливает контроль, но при этом инфраструктура и импортозамещение пока не готовы к таким сценариям, подчёркивает политолог.

В итоге страдает конечный потребитель, который «не всегда понимает, что происходит и почему привычные инструменты просто перестают работать», полагает Самонкин.

Он признаёт, что меры безопасности необходимы для предотвращения терактов, однако считает, что приоритетными должны быть точечное реагирование и профилактика, а не создание «стерильной» информационной среды. Интернет, по его словам, остаётся площадкой для обсуждения реальных социальных проблем, и его полное или широкое отключение может привести к эффекту, обратному заявленным целям.

Опасаться нечего

Почётный адвокат России Евгений Харламов считает, что новые ограничения — та самая история про страх, у которого глаза велики.

«В XXI веке, знаете, всех максимально взять и ограничить — это невозможно. Здесь будут точечные удары по тем, кто решил нарушить закон. И да, в том числе по таким случаям, как с бабушками, которые военкоматы поджигают: чтобы сразу обрубить связь, если сотрудник ФСБ видит или слышит, что человек обсуждает подобные действия. Лучше упредить, лучше среагировать, чем потом пожинать плоды в виде сожжённого военкомата, вы меня простите», — сказал ForPost Харламов.

Да, перегибы возможны, как и в любой сфере, но «если человек живёт законопослушно, то ему опасаться нечего», уверен наш собеседник.

«Если гражданин считает, что его права нарушены, он всегда может обратиться в суд — этого права его никто не лишал. Судебный механизм как был, так и остаётся ключевым способом оспаривания любых решений», — подчеркнул адвокат.

Технически отключать интернет можно быстро и точечно, юридически — теперь проще и без рисков для операторов. Ключевой вопрос не в самой мере, а в балансе: где заканчивается защита и начинается перегиб. Именно от результатов доработки ко второму чтению будет зависеть, станет ли закон эффективным инструментом профилактики или же источником возможных конфликтов между государством, бизнесом и гражданами.

Роберт Вочовский

Также этот материал можно прочитать на нашем канале в Дзен.

2036
Поделитесь:
Оцените статью:
5
В среднем: 4.3 (6 голосов)
Обсуждение (18)
еще одна мама школьников
8467
еще одна мама …

"...другие предупреждают о рисках перекладывания издержек на граждан...".

Логичным стал бы зачет предоплаты за неоказанные в текущем месяце услуги в счет аванса на следующий месяц. 

Стоимость интернета и телефонной связи не 5 рублей в месяц. 

"...Да, перегибы возможны, как и в любой сфере, но «если человек живёт законопослушно, то ему опасаться нечего», уверен наш собеседник...". Ой ли? Опасаться есть чего: как минимум, выброшенных на ветер денег - предоплаты услуг на месяц вперед. 

Тогда и оплата должна быть в следующем месяце за предыдущий и за потребленную услугу. 

 

 

еще одна мама школьников
8467
еще одна мама …

"...чтобы сразу обрубить связь, если сотрудник ФСБ видит или слышит, что человек обсуждает подобные действия..."

 

Serggio
27094
Serggio

мобильный и стационарный интернет и телефонные услуги

...операторы обязаны приостанавливать оказание любых услуг по требованию ФСБ в целях защиты безопасности государства и граждан, в частности при атаке дронов. 

А стационарный-то интернет причём? Каким боком сюда управление беспилотниками можно притянуть, интересно? И телефонные услуги - это не только мобильную связь будут рубить, но и стационарные телефоны? Это будет до первой смерти человека, которому ни по одному из имеющихся видов связи не смогли вызвать скорую? 

еще одна мама школьников
8467
еще одна мама …

Serggio,

"...Второе: операторы освобождаются от материальной ответственности перед абонентами за последствия таких отключений...".

 

Serggio
27094
Serggio

еще одна мама …,

Да, я Вам выше собрался именно эту фразу написать, так как согласен с тем, что в этих условиях пора вводить ПОСТоплату, а не ПРЕДоплату, но.... (далее - по тексту), поэтому никто не собирается менять операторам порядок получения денег за ещё не оказанные услуги, а наоборот - освобождают их от всякой ответственности за неоказание этих услуг. 

еще одна мама школьников
8467
еще одна мама …

Serggio,

Да. И это неправильно, ибо условия должны быть честными. Отключение связи - дело государственное, но если оплаченная предоплатой услуга не оказана, деньги должны вернуться. Потому, что оператор эту услугу не оказывал и расходы на ее оказание не понес. 

Следовательно, брать плату ему не за что. 

Правда победит
1680
Правда победит

Serggio,

Видимо, теперь за возмещением при неоказании услуг связи операторы будут предлагать обращаться сразу в ФСБ? (

Если абсурд будет продолжаться, возможно, скоро нужно будет предварительно обращаться в ФСБ за разрешением позвонить? (

ВладимирЧеркасов
21
ВладимирЧеркасов

Serggio,

Если что серьёзное случится то отключат интернет и мобильный и проводной и связь отключат всю.Чтобы ни кто ничего не знал пока власти не решат проинформировать.А по телевизору будут говорить что всё хорошо.

отрицательно
133
отрицательно

совершенно согласен с ораторами!!! если я в столовой ел суп или котлету, но услышал сирену и не успел доесть на половину то столовая обязана мне вернуть половину стоимости, всё справедливо, это называется - нормальность!!!

YuriNikolaevich
354
YuriNikolaevich

отрицательно,

Если человек не доел котлету  он может её забрать с собой. Что люди повсеместно делают в кафе и рестиках. 

отрицательно
133
отрицательно

YuriNikolaevich,

гениально!!!! обязательно если не дай Бог воздушная тревога застанет меня в столовой, потребую у поварихи собрать мне суп с собой, с котлетой...и с места не сдвинусь!!!! сразу видно мудрого человека!!!

Правда победит
1680
Правда победит

Это что-то новое? На что влияет стационарный интернет и телефон? (

Госдума в первом чтении рассмотрела законопроект, наделяющий ФСБ правом временно отключать сотовую связь, мобильный и стационарный интернет и телефонные услуги.

 

Видимо, на всякие пустяки, вроде "прав граждан", вообще внимания обращать не будут? (

Почему-то известная цитата вспоминается, но это же к нам не имеет отношения?

"Те, кто готовы променять существенную свободу на толику временной безопасности, не заслуживают ни свободы, ни безопасности" (ц)

ForPost обобщил эти позиции в поисках компромисса между безопасностью и соблюдением прав граждан.

 

Что на новоязе чиновников означает "чувствительный период"? Кто будет определять эту "чувствительность"? (

Но эпизодические ограничения, особенно в крупных городах и в чувствительные периоды, могут стать рутиной.

AlexNSN
2452
AlexNSN

Скоро снова выборы, а количество довольных партией Х, ниже плинтуса, да и к розовощеким избранникам и чиновникам с их ненасытным аппетитом по вводу новых налогов, повышению тарифов ЖКХ, другим поборам и штрафам, население страны особой любви не испытывает - встаёт извечный русский вопрос: "Что делать?", если избиратели будут не согласны с результами голосования... Первая ласточка уже загнездилась...

ВладимирЧеркасов
21
ВладимирЧеркасов

AlexNSN,

Будут выборы и большинство проголосуют за правящую партию .Болшинство севастопольцев проголосовало же за нынешнего губернатора ? Правда из моих знакомых и знакомые их знакомых не голосовали за него.

d dd
11519
d dd

встаёт извечный русский вопрос: "Что делать?"

там еще  один вопрос перед этим "Кто виноват?"

будут не согласны и пойдут лесом

Serggio
27094
Serggio

d dd,

Проблема в том, что извечный русский вопрос "Что делать" у нас принято задавать как раз тем, "Кто виноват" (с) ))))

Валентина Константиновна
361
Валентина Конс…

Serggio,

Класс! :))

КРЫМЧАК
16790
КРЫМЧАК

чего ждать?

Ждать, уже ничего не надо.

Главное за день

Устрицы и Румынский оркестр: как в Севастополе праздновали Масленицу более века назад

В севастопольской тюрьме в это время были усиленные обеды.
18/02/2026 20:00
545

Снег и сильный ветер угрожают Крыму в ближайшие сутки

Осадки и усиление ветра прогнозируются вечером 18 февраля и 19 февраля.
18/02/2026 17:26
1958

Шторм, лёд или дрейф: какие шансы остаются у пропавших в Азовском море рыбаков

Как идут поисково-спасательные работы и какие версии рассматривают специалисты.
18/02/2026 11:29
1429

Часть крымских поездов по-прежнему отстаёт от графика

А украинские беспилотники ночью снова пытались атаковать полуостров.
18/02/2026 09:30
963

Первый раунд переговоров в Женеве: о чём говорили больше 4,5 часов

Закрытый формат и минимум комментариев усилили ощущение, что стороны обсуждают параметры возможного компромисса.
17/02/2026 21:42
2505

Как в Крыму готовили посадку космического корабля «Буран»

Почему запасной аэродром и сеть радиостанций в Крыму были критически важны для возвращения орбитального корабля.
17/02/2026 20:00
6795
Туризм

Что удивило крымчан в праздновании китайского Нового года в Азии

Событие запоминается туристам, как яркое и дружелюбное.
18/02/2026 18:32
485

Большой обвал на Ильяс-Кая снёс тросы и анкера севастопольской виа-ферраты

Маршрут смертельно опасен и временно закрыт.
15/02/2026 15:03
4977

Бесплатные карты и экскурсии: в Крыму появилась ещё одна точка опоры для туристов

Сеть туристско-информационных центров на полуострове становится шире.
15/02/2026 12:35
2065

Севастополь оплатит дорогу к глэмпингам в Балаклаве

Транспортная доступность модульных отелей «Золотой балки» повысится.
14/02/2026 17:13
3072

Крым и Херсонскую область предложили соединить ещё одной дорогой

Почему в регионе вновь заговорили о проекте на Арабатской косе?
13/02/2026 18:32
9580

Россияне будут по-новому бронировать и заселяться в гостиницы

Эксперты уверены, что скорректированные правила помогут защитить добросовестных туристов от проблем.
13/02/2026 18:17
1116