Вступил в силу полный запрет Евросоюза на импорт российского газа. СПГ запретят с января 2027 года, трубопроводный — с сентября того же года. Данная мера принята в обход позиции Венгрии и Словакии. Россию продолжают методично лишать возможности получать экспортные доходы от главного источника существования РФ за последние 40 лет — поставок сырья.
В первую очередь, конечно же, это касается главной статьи подобных доходов — углеводородов. Газа и нефти. Это не гипотеза, не угроза, не вероятность — это уже просто реальность, которую надо принять. А также сделать из неё выводы и научиться в этой реальности существовать. Это давно назрело, потому что такую структуру доходов государства уже давно и совершенно обоснованно называют «сырьевым проклятием» — когда страна (вернее, «эффективные менеджеры», которые управляют её экономикой) просто расслабляется и не развивается, получая доходы от экспорта.
Давно говорили, что с этим проклятием (без всяких кавычек) надо заканчивать. И шаги в этом направлении уже предпринимаются. Правительственный бюджетный прогноз РФ, ориентированный на ближайшие 15 лет, обозначает интересную тенденцию, согласно которой уже в течение нескольких лет фиксируется снижение бюджетной зависимости от доходов с экспорта углеводородов, а также фиксируется поступательный рост источников бюджетных доходов иного рода. Причём делается это начиная с 2014 года.
На тот момент, 12 лет назад, углеводородные доходы в бюджетной структуре составляли около 52%. Уже через 5 лет, по состоянию на 2019 год, данный показатель продемонстрировал снижение до менее 40%. Ещё через 5 лет, уже по состоянию на 2024 год, он составлял чуть более 30%. Что характерно, одновременно с этим наблюдается синхронный рост доли иных источников поступления бюджетных средств, не имеющих отношения к продаже углеводородов. И это даже не в натуральном выражении, а в качественном — в структурных долях. И согласно прогнозам правительства, в будущем эти тенденции будут только усиливаться. Уже через 3–4 года доля углеводородных доходов в бюджетной структуре, по планам, должна сократиться до менее 20%, а через 5–6 лет — до менее 15%. То есть наша страна постепенно избавляется от рентной модели госфинансов, при которой государство фактически сидело на «нефтегазовой игле», просто перераспределяя экспортные доходы.
Дальше ставка всё более будет делаться на внутреннее производство и его развитие. Именно оно станет опорой страны в ближайшие годы. Что не может не радовать. Потому что сделать экономику по-настоящему суверенной для нас сейчас — вопрос жизни. Что наглядно показывает теперешнее поведение Евросоюза и прочих «дорогих партнёров».
И результаты у всего этого уже есть. Это заметно хотя бы по тому, как удивительно безболезненно экономика нашей страны пережила и продолжает переживать санкционный накат. Да, не просто. Но никакого обрушения нет и в помине. А ведь именно на него рассчитывали те, кто эти санкции вводил. Будем надеяться, что и дальше мы продолжим идти по этому пути. Его наличие — несомненно хорошие новости.

Ничего страшного, штрафами, налогами, акцизами все компенсируют.
Речь в основном про газ, а на фото добыча нефти.