С наступлением морозов у неравнодушных крымчан, спасающих птиц от мазутного отравления, остаётся всё меньше времени помочь ослабленным пернатым: вдоль береговой линии уже снова замечают погибших птиц. Как морозы сказались на состоянии жертв экологического бедствия в Чёрном море, выяснял ForPost.
Не хватает рук
Уже вторую неделю Крым во власти непогоды: ночами столбик термометра в некоторых районах опускается до -9 градусов, к середине недели на полуострове станет ещё холоднее: синоптики обещают до 12-15 градусов мороза. Волонтёрский штаб по спасению птиц в Керчи готовится к увеличению числа пернатых подопечных. Там уже сейчас аншлаг.
«Ещё неделю назад поступала одна — две птицы в сутки, но с 14 февраля их количество резко выросло: тогда поступило 60 птиц, и на следующий день ещё 40 птиц. Это впервые такое количество за всё время работы штаба с 23 декабря», — рассказал ForPost координатор волонтёрского штаба «Керчь» Алексей Горшков.
Этих пернатых после водных процедур уже отправили в реабилитационный центр, созданный на базе парка львов «Тайган» в Белогорском районе. А вчера волонтёры привезли в керченский штаб ещё 43 птицы.

Кратное увеличение пострадавших птиц Алексей Горшков связывает с миграцией мазута по морю из-за штормов и внутренних течений. В волонтёрский центр привозят в основном «ныряльщиков»: поганок, чомг, гагар.
«Они ныряют за рыбой и пачкаются в мазуте, и потом их прибивает к берегу», — считает собеседник издания.
В день на помощь в волонтёрский штаб приходят от 3 до 15 человек. Нередко люди отмывают птиц всю ночь, а утром идут на работу или на учёбу. Желающие помочь пернатым делятся на две группы: ловцы, исследующие берег в поиске пострадавших пернатых, и те, кто отмывает птиц от мазута.
Кроме того, есть люди, которые не участвуют в работе напрямую, но помогают волонтёрскому штабу, например, кормом для подопечных. Прокормить пострадавших птиц помогает и соседствующая с волонтёрским центром рыбная ферма. А перевозить отмытых пернатых в реабилитационный центр помогают местные власти: администрации Керчи и Ленинского района предоставляют машину.
И всё же волонтёров не хватает. Особенно сейчас, когда погодные условия оставляют пернатым всё меньше шансов. Нужно больше рук, чтобы успеть найти и спасти птиц, признаёт Алексей Горшков.
«Морозы сокращают время, в течение которого им можно помочь: у птицы нарушен жировой покров, перья слиплись из-за мазута. Такая птица замёрзнет быстрее. Уже есть трупы окоченевших птиц вдоль береговой линии», — поделился волонтёр тревожными новостями.
Мазут + мороз = неблагоприятный прогноз
Усугубляющаяся ситуация отнюдь не фантазии волонтёров: на ослабленных и отравленных мазутом птиц холод действительно влияет плохо, подтвердил крымский орнитолог, старший научный сотрудник отдела изучения биоразнообразия и экологического мониторинга Карадагской научной станции им. Т.И. Вяземского (филиал ИнБюм им. А.О. Ковалевского РАН) Михаил Бескаравайный.
«На птиц влияет наличие корма: в этом случае морозы они более менее нормально переживают. Что касается замазученных птиц, я не знаю, проводил ли кто такие исследования или нет, но поскольку они ослабленные, то это дополнительный отрицательный фактор», — отметил орнитолог в комментарии ForPost.
При этом, по мнению учёного, смертность среди пострадавших пернатых в большей степени определяет не мороз, а мазут: отравление остаётся основным фактором гибели.

Напомним, с момента крушения двух танкеров в Керченском проливе на территории Республики Крым, Севастополя и Краснодарского края продолжается ликвидация последствий разлива мазута. Экологи предупреждают, что с потеплением осевшие на дно нефтепродукты начнут всплывать. Тогда, по прогнозу специалистов, число пострадавших птиц может значительно увеличиться.
Как рассказывал ForPost, ялтинский зоопарк «Сказка» и парк львов «Тайган» в Белогорском районе с начала ЧС принимает птиц на реабилитацию из всех городов Крымского полуострова. Но несмотря на все старания волонтёров, ветврачей и орнитологов, многие пернатые не выживают: они получают химический ожог внутренних органов.
Юлия Суконкина
Фото: из архива волонтёрского штаба «Керчь»