Водителей нужно сделать более ответственными на дорогах, считают в Минтрансе РФ. Каким образом? Скорректировать действующие ПДД и ужесточить штрафы.
При встрече со спецтранспортом водителей хотят обязать перестраиваться в другой ряд или съезжать на обочину. Нельзя будет машины с «мигалками» и опережать на соседней полосе, и двигаться в «непосредственной близости» с ними. Новые правила касаются и кортежей с высокопоставленными чиновниками.
Законопроект уже подготовлен и внесён в Госдуму.
Суть поправок
В пункте 3.2 действующих ПДД сказано:
«При приближении транспортного средства с включённым проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом водители обязаны уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда указанного транспортного средства».
Запрещается такие автомобили и обгонять.
Однако этих мер недостаточно, считают в Минтрансе. Ежегодно в стране фиксируется свыше 100 тысяч случаев, когда водители не предоставляют преимущество автомобилям экстренных служб. Более 60% таких инцидентов связаны с машинами скорой помощи, около 30% — с пожарной техникой и ещё 10% — с автомобилями полиции.
Больше всего подобных нарушений приходится на Москву и Подмосковье, где совокупно регистрируется порядка 30 тысяч случаев, а также на южные регионы, где счёт идёт на 20 тысяч, приводит статданные «Парламентская газета».
В результате скорая помощь на вызов в среднем опаздывает на 5–10 минут, а пожарные — на 7–15 минут. Водителям, которые не пропускают, всё равно, что от этих минут зависит человеческая жизнь, отмечают авторы законопроекта.
А раз так, то нужно конкретизировать формулировку «уступить дорогу»:
- если включён синий маячок, водитель должен уступить дорогу или освободить полосу/ряд;
- в случае с синим и красным маячками дополнительно необходимо пропускать весь кортеж, включая транспорт сопровождения;
- при необходимости водитель должен выполнить манёвр — например, перестроиться на соседнюю полосу или съехать с дороги.
Уступать дорогу водители должны не только автомобилям экстренных служб, но также транспорту ФСО, ФСБ и ГИБДД, которые, согласно законопроекту, могут использовать как синие, так и красные маячки, а также специальные звуковые сигналы.
От преступления к наказанию
Для тех, кто махнёт рукой на эти правила, хотят ужесточить административный штраф, сообщил «Парламентской газете» зампред думского комитета по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Рафаэль Марданшин:
«Те цифры, которые приводятся в статистике Минтранса, прямо говорят о том, что нам стоит продолжить работу и, возможно, подумать о некой системе ужесточения наказания для водителей, которые отказываются такие автомобили пропускать. Потому что существующих мер влияния, очевидно, часто оказывается недостаточно».
Ещё одно направление — внедрение инструментов, которые позволят в автоматическом режиме идентифицировать водителей, не уступающих дорогу автомобилям с маячками. Речь может идти как о камерах с функцией «обнаружение спецтранспорта в кадре», так и о сигналах с «умных мигалок» — по аналогии с системами «умного светофора».
Не с того начали?
Один из авторов закона о роскошных автомобилях, депутат Госдумы VII созыва Вячеслав Лысаков удивлён такой корректировкой ПДД.
«В ПДД уже есть пункт, который обязывает водителей пропустить машину с проблесковым маячком. Автомобиль не может взлететь вертикально. Он, конечно, маневрирует. Но нельзя же до буквы детально расписывать действие водителей — повернуть руль вправо на 20 градусов, ерунда какая-то», — сказал ForPost Лысаков.
Он считает, что ужесточение штрафов тоже не приведёт к желаемому результату:
«Проблема не пропускаемого спецтранспорта существует при нынешних штрафах. Она останется и после их повышения. Дело не в мягкости или жёсткости наказания, не в формулировках правил дорожного движения. Проблема в другом — отсутствует правоприменение. Есть правила дорожного движения, есть закон, который предусматривает наказание. Однако правила не выполняются. Наказание минует водителя. Можно, конечно, городить огород дальше, но, повторюсь, правоприменительная практика не даёт возможности устранить проблему».
По его мнению, чтобы улучшить ситуацию на дорогах, нужно разработать чёткий регламент. Примерно такой:
- оснастить видеорегистраторами весь спецтранспорт;
- информация с видеорегистраторов должна поступать в ГИБДД;
- сотрудники ГИБДД должны вызвать к себе нарушителя и оштрафовать.
Безусловно, в этой схеме есть нюансы, уточнил Лысаков.
Предположим, автомобиль водителя N не пропустил скорую помощь. Видео с её видеорегистратора попало в ГИБДД. На кадрах видно, что N включил поворотник, но его не впускают в соседний ряд. Таранить он никого не может и становится заложником ситуации. В этом случае штрафовать его не должны, подчеркнул наш собеседник.
Другое дело, если водитель не включил поворотник, то есть он может перестроиться в другой ряд, но не делает этого.
«Это плохие водители, которые плюют на всех и не уступают дорогу. Их надо начать наказывать. Должна быть неотвратимость наказания. Для этого, как я говорил выше, нужно продумать чёткий алгоритм. Иного пути решения проблемы нет», — подытожил наш собеседник.
Роберт Вочовский
Обсуждение (7)
Спасибо, меня так уже нагрели гаишники в казачке в 2010 году. спускаюсь от переезда, который на линии на нефтебазу, один на дороге, они мне мигалки...справа отбойник, одна полоса....встречная на километр в обе стороны пустая, один фиг начали требовать денег за не пропуск. Куда мне? в отбойник лететь?... Пару месяцев назад, наблюдал на Фиоленте как машина ГИБДД сопровождала несколько джипов без номеров, просто всех расталкивали, а одного остановила замыкающая машина ГИБДД, а у него только в яму сворачивать было,Если сейчас беспредел и нарушение правил этим царями жизни, то что будет после принятия закона? Гранатомётом будут дороги расчищать?
"Уступать дорогу водители должны не только автомобилям экстренных служб, но также транспорту ФСО, ФСБ и ГИБДД" Тут я против, им некуда спешить, они не относятся к спасателям жизни.
Vaskes,
Кроме случаем например погони ГИБДД за нарушителем, Блин, ну ФСБ например на захват террориста.. Вот для ФСО не знаю куда им спешить. Может кто подскажет?
Видимо, ради них всё и затевалось, а скорые так просто, рядом случились?...)))
Serggio,
Как бы то ни было, для нас это станет проблемой: как правильно написано в посте, машина вертикально взлететь не может. А перестроиться можно далеко не всегда.
Попадала так по пути с дачи, когда Скорая летела. На Фиоленте дорога узкая. Уступить дорогу смогли, просто сместившись.
А при пожаре, когда пожарные машины не могут заехать во двор, т.к. дворы у нас теперь вместо парковок – ни пройти, ни проехать? (пример пожар на Хрусталева, 17).
"Просто уступить дорогу спецтранспорту и важным персонам будет недостаточно."- Ога, нужно еще делать "Ку" три раза?