Крым, как и любой другой регион России, богат уникальными обрядами, традициями, легендами и ремёслами. В 2024 году в республике был создан реестр объектов нематериального этнокультурного достояния.
ForPost узнал, что уже входит в перечень, а что в него только планируют внести, по каким критериям идёт отбор и что это даст республике в перспективе.
Нематериальные, но ценные
Крым обратил внимание на нематериальное этнокультурное достояние позже остальных российских регионов, но сейчас работа кипит. Как именно проходит отбор, ForPost рассказал заместитель директора Центра народного творчества Республики Крым, заслуженный деятель искусств Украины, заслуженный работник культуры РК Николай Антюфриев.
«Около трёх лет назад мы начали активно заниматься поиском наших объектов нематериального достояния. В 2022 году к нам впервые приехала экспедиция Государственного Российского Дома народного творчества имени В.Д. Поленова из столицы страны», — описал собеседник издания предварительный этап работы над реестром.
Вместе с москвичами симферопольские этнографы и фольклористы отправились определять нематериальные, но ценные артефакты Крыма. В первой же экспедиции, воспоминает Николай Антюфриев, удалось выявить сразу два объекта: технологии изготовления блюда «Ступич» на празднике Ага Думпа караимской общины Феодосии и традицию сохранения песенного творчества, которую представил крымскотатарский ансамбль Зинадиновых «Къатырша-сарай» из Белогорского района.
В последующие годы работа развернулась: был создан экспертный совет при региональном министерстве культуры, а оператором деятельности по этнокультурному достоянию назначен как раз Центр народного творчества РК. Благодаря этому в 2024 году и появился реестр нематериального этнокультурного достояния Республики Крым.
В перечень, помимо первых двух объектов, вошло ещё шесть. Теперь региональными ценностями признаны: традиции, связанные с ловлей, приготовлением и потреблением керченской сельди; традиция заключения брачного договора «Шетар» у караимов в Евпатории; крымскотатарская техника золотного шитья двусторонней гладью «Татар Ишлеме»; технология крымской ажурной и фоновой филиграни; легенда о семи колодезях из Ленинского района; праздник Панаир православной общины фракийских греков в Белогорском районе.
Духовное богатство
Десятки народов населяют Крым, представители которых из поколения в поколение передают свои предания и традиции. Многие из них потенциально могут попасть в реестр, формируемый Центром народного творчества республики.
«Что вообще такое объект нематериального достояния? Если говорить просто, то это наша духовная культура и традиция — то, что нельзя потрогать руками. Это обычаи, праздники, различного рода верования, технологии, фольклор», — перечислил Николай Антюфриев.
Однако, по его словам, к потенциальным «претендентам» предъявляют определённые требования.
Чтобы попасть в реестр и считаться объектом нематериального этнокультурного достояния Крыма, у каждого «номинанта» должны быть, в первую очередь, носители и хранители. При этом недостаточно знать самобытную технологию, обряд или легенду. Самое важное — уметь делиться своими знаниями с окружающими.
«Допустим, ансамбль Зинадиновых «Къатырша-сарай» из села Мичуринское Белогорского района. Они уже долгие годы популяризируют своё музыкальное песенное творчество, которое стало переходить из поколения в поколение. Но самое главное, что помимо всего, они на сегодня являются реальными носителями данной культуры. И вот буквально в ноябре у нас был международный этнокультурный форум в Москве, где ансамбль Зинадиновых в зале Министерства культуры России представлял Республику Крым», — подчеркнул представитель центра.
Для того, чтобы самобытное явление культуры было признано объектом нематериального достояния, по словам Николая Антюфриева, необязательно выступать сообществом, трудовой артелью, национальной общиной или творческим коллективом. Достаточно и одного «носителя», который подаст заявку в экспертный совет при Минкульте Крыма.
Если все формальные требования соблюдены, формируется экспедиция, во время которой кандидат в реестр пристально и всесторонне изучается: специалисты должны дать заключение, что объект действительно является нематериальным этнокультурным достоянием.
«Работа экспертного совета не так проста, как это кажется на первый взгляд. Республика Крым многонациональна, к примеру, у нас есть как минимум три народности, которые могут претендовать на одни и те же блюда. Допустим, кубете считают своим караимы, крымчаки и крымские татары. Поэтому при рассмотрении заявки нужно соблюсти все тонкости как научного подхода, так и исторической правды», — обратил внимание на сложности Николай Антюфриев.
Есть подводные камни и вне вопроса принадлежности к определённой народности. К примеру, промысел, связанный с ловлей и заготовкой керченской сельди, упомянутый выше, попал в реестр нематериального достояния Крыма лишь со второй попытки. Поначалу у экспертов возникли сомнения, ведь секрет сухой засолки рыбы придумали голландцы, потом этим занимались греки — это уже не оригинальная местная технология. Но в итоге экспедиция пришла к выводу, что ключевое понятие этого объекта — сельдь, которая водится только у берегов Керчи, поэтому способ приготовления принадлежит исключительно общности людей, которые проживают на востоке Крыма.
Окно возможностей
Созданный реестр, по словам замдиректора Центра народного творчества Республики Крым, вносит свой вклад в патриотическое воспитание юных крымчан, способствует сохранению народной культуры и связи молодёжи со своими корнями. Более того, популяризация нематериального достояния открывает большие перспективы для региона и может дать сильный импульс для развития туризма.
«Это возможность получить гранты для региона и развивать вокруг данного объекта целую структуру, целый культурный сегмент, привлекая туристов», — подчеркнул Николай Антюфриев.
Работы в этом направлении у крымских этнографов и фольклористов много, ведь полуостров очень разнообразен. К примеру, в конце 2024 года Центр культуры села Насыпное (городской округ Феодосия) предложил включить в реестр легенду о Карадагском змее. Экспедиция экспертов уже выезжала в Карадагский заповедник, встречалась со специалистами и в этом году заявка будет рассмотрена. Также на 2025 год намечено ещё несколько этнокультурных экспедиций.
Пелагея Попова
Фото: предоставлены Центром народного творчества РК
Обсуждение (3)
материалисты ушли в прошлое, теперь все больше духовные скрепные ценности, нематериальные в цене.
Вот к примеру нет керченской селедки материально, запишим её в не материальные ценности.
Обставим процесс засолки мелкими деталями и запишим. Будем представлять как вкусно и нематериально, а еще круче представлять виртуально, как в песне "конь ячок под шашлычок".
А вот судя по географии расползания нефтепродуктов тяжелых, в следущем сезоне, пока еще вполне материальная хамса имеет не нулевые шансы перейти в разряд нематериальной, чистой и виртуальной
d dd,
Отрицать материальное все же не стоит, из-за снижения материальной доступности перелетов и роста материальной стоимости забугорного отдыха, отдых в Крыму остается , если так можно выразиться, "доступным" для еще материально состоятельной части граждан, как бы местные отельеры и рестораторы не старались с этим бороться.
И опять одни татары, кырмчаки.. а как же Балаклавская барабулька, бычок?