Севастополь

Чем жил Севастополь в конце XIX века

Познавательные заметки севастопольских журналистов прошлого.

Чем жил Севастополь в конце XIX века
Улица Большая Морская в Севастополе

В конце XIX века в Крыму появилась газета «Крымский вестник». Большинство заметок издания были посвящены Севастополю – важному стратегическому и военному центру Юга России. Самые старые номер газеты, которые хранятся в государственном архиве города-героя, датируются осенью 1889 года. В них описано, как и чем жил Севастополь 134 года назад. Удивительно, но многие ситуации и проблемы прошлого и сегодня не утратили свою актуальность.

Как и чем жил Севастополь в позапрошлом столетии, выяснял портал РИА Новости Крым.

Чтобы максимально упростить восприятие заметок "Крымского вестника", в цитатах, которые использованы в публикации, были заменены ѣ на е, i — на и, удалены ъ в конце слов, а также откорректирована пунктуация.

Аварии и контрабандисты

Сегодня большой интерес у севастопольских читателей вызывают новости о ДТП, всевозможных инцидентах и криминальная хроника. 130 лет тому все было аналогично. Правда, если в наше время чаще всего публикуют новости об авариях, то в конце XIX века в основном рассказывалось о происшествиях на воде.

Так, ряд публикаций «Крымского вестника» был посвящен столкновению парохода «Москва» с яликом крепостной артиллерии «Фейерверк». Происшествие произошло в акватории Севастополя в сентябре 1889 года. В результате погибли все матросы лодки. В газете журналисты, в частности, рассказали о том, как на берегу Южной бухты было обнаружено тело одного из погибших.

Михайловская батарея, Константиновская батарея, Севастополь

Михайловская и Константиновская батареи Севастополя

Другая публикация посвящена спасению моряков перевернувшегося баркаса.

«На прошлой неделе во время дувших в Севастополе сильных ветров на море, вблизи берега, едва не утонули два человека. Капитан Белозеров, жительствующий в Херсонесе, вышел в восемь часов утра на баркасе под парусом по направлению к Севастополю. На баркасе кроме капитана Белозерова находился еще служащий у него матрос. Выйдя из Карантинной бухты, капитан Белозеров вынул табачницу, чтобы сделать себе папиросу, а направление баркаса поручил матросу.

В это время баркас проходил мимо рифа, от которого рыбаки обыкновенно держатся в отдалении при сильном ветре и волнении на море. Вдруг сильным порывом ветра баркас опрокинуло и находившиеся в нем очутились в воде и начали тонуть. Несколько раз капитан Белозеров и находившийся с ним матрос погружались в воду, будучи одеты в теплое платье, но благодаря умению плавать, успели выбраться на берег, где были приняты прибежавшими на помощь погибающим людьми», — описывали подробности инцидента журналисты.

Практически в каждом номере газеты публиковались сообщения о «дерзких грабежах» и «ловких ворах». Например, в одном из номеров была такая заметка: «Севастопольские воры, очевидно, ничем не брезгают. В ночь с пятницы на субботу 4 ноября в районе первого участка в доме Чумакова на Большой морской улице имела место своеобразная кража домашней птицы. Дом Чумакова имеет сквозные ворота, выходящие на Большую Морскую и Малую Морскую улицы. Ночью, когда в доме все спали, воры забрались на крышу дома, посредством шланга спустились во двор дома и, проникнув в сарай, где содержались 18 индюков, отобрали 10 штук самых жирных и унесли их, оставив владельцу дома самых худых».

Нередко в прошлом правоохранители давали бой и отчаянным контрабандистам. «На прошлой неделе таможенный досмотрщик Фронченко и постовой городовой Бойченко заметили, что один из яликов, занимающийся перевозкой пассажиров, подойдя к прибывшему в наш порт английскому пароходу «Кавентина», выгрузил с него в свой ялик два каких-то ящика. Заподозрив яличника водворить контрабанду, таможенный досмотрщик Фронченко и городовой Бойченко направились к тому месту, куда, по их мнению, должен был пристать яличник с контрабандой. Но последний, заметив спешивших на берег чинов таможни и полиции, налег на весла и быстро подойдя к берегу, выскочил из ялика и скрылся, оставив ящики в ялике», — сообщала газета.

В ящиках с английского парохода оказалось иностранное вино, а яличник был задержан и «доставлен в таможню для взыскания с него за водворение контрабанды штрафа».

Севастополь, XIX век, фото

Екатерининская (Ленина) улица в Севастополе 

Рассказывали журналисты в конце XIX века и о беглых заключенных. «В четверг, 2 ноября, в пять часов полудни во время работ при возводимом доме Ветцеля на Екатерининской улице бежал из-под конвоя один из 12 работающих при постройке Ветцеля арестантов – Иван Нищенко», — говорилось в одной из публикаций «Крымского вестника».

Впрочем, не только борьбой с преступностью были заняты правоохранители в прошлом. Часто приходилось им заниматься и разгулявшейся домашней скотиной.

«21 октября во двор городской управы загнаны полицейскими служителями бродившие по городу и неизвестно кому принадлежащие три свиньи, из коих одна старая масти черной и две молодые масти серой, которые за неявкою владельцев оных 31 числа сего октября будут продаваться с аукциона», — писало издание.

Срочно в номер

И сегодня, и полтора века назад многие СМИ боролись со слухами и фейками. «Нам сообщают, что в ответ на посланную справочную телеграмму относительно судьбы парохода добровольного флота «Россия», о крушении которого в Севастополе так упорно циркулировал слух, получено успокоительное известие. Пароход «Россия» благополучно прибыл в Лондон, где ныне находился, а крушение потерпел, как говорят, один английский пароход, нагруженный хлебом», — уточняла газета информацию об инциденте.

Хотя нередко слухи оправдывались: «В пятницу, 13 октября, к вечеру в городе разнесся слух о катастрофе, имевшей место в Южной бухте. Действительно, слух оправдался. Оказалось, что в чугунно-литейном заводе Лященко, находящемся в Южной бухте, в районе 4 участка, произошел взрыв котла».

В газетную хронику в конце XIX веке попадали даже незначительные по современным меркам происшествия: «На прошлой неделе, как мы слышали, в доме Дурова на Нахимовском проспекте имел место следующий несчастный случай: один ломовой извозчик доставил во двор дома Дурова несколько ящиков с вином, и должен был внести их по внутренней лестнице на верхний этаж. Взвалив на плечи один из ящиков, он поднялся было по лестнице, как вдруг ступеньки лестницы обрушились под его ногами и он свалился вниз. Падение было настолько сильное, что изо рта у него сейчас же пошла кровь».

Черноморский флот

Значительная часть публикаций «Крымского вестника» была посвящена иностранным и всероссийским новостям. Кроме того, в издании регулярно публиковалась статистическая информация Таврической губернии, литературные произведения и всевозможные объявления. Под события в Таврической губернии выделялось в среднем две полосы, при этом большая часть публикация была посвящена Севастополю. Повышенное внимание к городу может объясняться тем, что редакция газеты располагалась в центре Севастополя, а также базированием Черноморского флота. Публикации о моряках-черноморцах можно встретить практически в каждом номере «Крымского вестника».

«На прошлой неделе прибывший в наш порт крейсер «Память Меркурия» доставил сюда из Николаева три минных катера, предназначенные для броненосных кораблей», — писала газета в одном из октябрьский номеров 1889 года.

Другой пример: «Во вторник, 10 октября, находившийся на севастопольском рейде минный крейсер «Капитан Сакен» вышел в половине одиннадцатого часа утра в море. На крейсере отправилась назначенная господином командиром севастопольского порта комиссия для испытания и приема механизмов крейсера».

Черноморский флот, линкор

Многие публикации содержали подробности, которые сейчас редко можно встретить в новостных сообщениях: «Во время завтрака адмиралом Макухиным был предложен первый тост за Государя Императора, принятый восторженно всеми участвовавшими на завтраке. Второй тост, на французском языке, предложил генерал Михайлов за английскую королеву и императрицу Индии. Затем адмирал Нарбут сказал прочувствованную речь, в которой, упомянув о заслугах наших блестящих адмиралов, предложил молчанием воздать память павшим героям обороны Севастополя, а также английских генералов Каткарта, Кардигана и французского генерала Бизо».

Срыв торгов и нерадивые подрядчики проблема нашего времени? Не совсем.

«Доводим до сведения господ торговцев, что в виду несостоявшихся торгов на поставку для 49 Брестского и 50 Белостокского пехотных полков мяса на период с 1 октября сего года по 1 октября будущего года, в канцелярию Брестского полка на Корабельной стороне на 2 октября в 11 часов дня вновь назначены устные торги… желающих участвовать в торгах приглашаются явиться в вышеозначенный день к указанному времени и в указанное место торгов лично или через поверенных», — информировало издание.

В то время также, как и сегодня, применялась практика информирования общественности об отдыхе важных чинов за пределами Родины: «Главный командир флота и портов Черного и Каспийского морей, вице-адмирал А.А. Пещуров, Всемилостивейшее уволенный в отпуск, выехал на этой неделе через Одессу за границу».

Понаехали тут

Читая газеты конца XIX века, можно убедиться, что в Севастополь на постоянное место жительства граждане с материка переезжали всегда, оказывая дополнительную нагрузку на сферу городского здравоохранения.

«На этой неделе провизор К.Г. Маркевич возбудил через городскую управу ходатайство о разрешении открыть в Севастополе еще одну аптеку. В прошении своем господин Маркевич указывает на то, что в Севастополе в настоящее время ощущается большое неудобство в своевременном доставлении лекарств больным, вследствие увеличивающегося с каждым годом наплыва приезжих, так и числа жителей. Между тем, несмотря на прогрессивный рост населения, в Севастополе, как и несколько лет тому назад, когда число жителей было намного меньше, существуют в центре города две нормальные аптеки и одна филиальная на Корабельной слободке», — говорилось в публикации «Крымского вестника».

Не только сегодня в Севастополе задумываются крупные инфраструктурные проекты, вроде строительства перехода через Севастопольскую бухту, прокладки монорельса. В XIX веке были не менее масштабные планы.

«Группа одесских капиталистов в непродолжительном времени намерена войти в местную думу с ходатайством о разрешении соорудить, а затем эксплуатировать в Севастополе линию конно-железных дорог… Линию конно-железной дороги предполагают провести по Нахимовскому проспекту, Екатерининской улице вплоть до вокзала, а оттуда по Большой Морской обратно на Нахимовский проспект, так что линия конно-железной дороги кольцом охватит главные улицы города. Если сооружение и эксплуатация конно-железной дороги в Севастополе осуществится, то предприниматели, как мы слышали, намерены устроить правильное сообщение Севастополя с Балаклавой по конно-железной дороге», — сообщали крымские журналисты в далеком 1889 году.

Осторожная критика

Сообщали журналисты читателям и о деятельности власти, при этом критиковали ее аккуратно.

«К сожалению, наши городские думы вообще и управы в частности не могут похвалиться особенно аккуратным ведением дел: некоторые из первых по несколько лет подряд не рассматривают отчетов городских управ о деятельности их в течение года, многие же управы не составляют смет о доходах и расходах своевременно, и потому городская касса функционирует по усмотрению членов управы», — писала газета.

Сегодня подобные «пробелы» в работе охарактеризовали бы как «коррупционная составляющая».

вокзал, Севастополь

Здание вокзала в Севастополе

Иногда крымские журналисты хвалили местных высокопоставленных чиновников. И даже не за конкретные дела, а только за благие намерения.

«Во вчерашнем заседании городской голова наш (Керчи) А.А. Красильников поделился с думой теми впечатлениями, соображениями и результатами, которые он вынес из поездки, предпринятой им в Симферополь, Севастополь и Одессу с целью ближайшего ознакомления с ведением хозяйства и организацией различных отраслей управления в упомянутых городах. Самый факт поездки, предпринятый новым городским головою с такой целью уже является примером совершенно отличающимся от тех, к которым вообще мы привыкли в нашем городском управлении. Один этот факт сам по себе свидетельствовал, что господин Красильников смотрит на свои обязанности и задачи в качестве городского головы несколько шире своих предшественников и умеет действовать в несколько ином масштабе», — писала газета.

Актуальным в конце XIX века был земельный вопрос. Тогда так же, как и сейчас, существовали самозахваты. О борьбе с теми, кто незаконно захватывал севастопольские участки, писали журналисты.

«Нашему общественному управлению в течение нескольких лет приходится вести борьбу с разными лицами, которые самовольно завладевают участками принадлежащей городу земли и застраивают их. Несмотря на то, что городской управой принимаются энергичные меры к изъятию этих участков земли из владения непризнанных владельцев, захватывающие землю ничуть не унывают. Единственное средство заставить этих любителей чужой собственности поумерить свои аппетиты – это прибегнуть к суду. Городская управа поручила своему поверенному господину Разумному предъявить судебным порядком требование об изъятии захваченных участков городской земли из владения трех лиц… Все эти лица, захватив принадлежащую городу землю, построили на ней домики», — говорится в одной из публикаций "Крымского вестника".

Глеб Вадатурский

4107
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
Еще нет голосов

Обсуждение (8)

Profile picture for user sapun
7893

Пожалуй, на фоне воров и всяческих проходимцев контрастом могли бы быть газетные публикации советского периода.

Profile picture for user Йоланда
3613

Красивые виды,никаких тебе "Диалогов"  и голубых унитазов с оперными консервными банками...

Profile picture for user Uta
3906

Как ни странно, словосочетание "Большая Морская улица" воспринимается более естественно, чем нынешнее " улица Большая Морская".

Profile picture for user Bip
4735

 

Это не мог быть 1889 год, трамвай в Севастополе появился почти 10 лет позже, в 1898 году.

Profile picture for user zhenyas
2093

Я помню когда из Севастополя выходил поезд, то играла музыка "Прощание словянки", сейчас уже такого нет...

Profile picture for user Токумен
1709

 

to Bip:  Совершенно верно! Как и фото кормы дредноута "Императрица Мария" (1916 г.) - никак не 80-е годы XIX века.

 

Profile picture for user Germilena
147

 

Я помню когда из Севастополя выходил поезд, то играла музыка "Прощание словянки", сейчас уже такого нет...

 Всё ещё включают. Ехала в Петербург недавно, было приятно услышать)

Profile picture for user al1234
256

 

 Это не мог быть 1889 год, трамвай в Севастополе появился почти 10 лет позже, в 1898 году.

 А где вы увидели трамвай, рельсы могли быть и от "конки".

Главное за день

Кому по карману элитная недвижимость в Севастополе

Стоимость домов со всеми удобствами исчисляется сотнями миллионов рублей.
20:02
5
1315

Участок у Карантинной бухты уверенно отходит военным

Региональное правительство во второй раз потерпело поражение в суде.
12:00
31
5018

Власти Севастополя проиграли суд о сносе незаконного торгового центра

Как и в деле с шалманом на Хрустальном, – из-за истечения срока исковой давности.
16:04
15
4642

Проблема погибающих сосен распространяется по всему Севастополю

На этот раз гибнущая сосновая аллея обнаружена у памятника в Хмельницком.
15:03
9
1442