На крымских виноградниках подходит к концу уборка урожая, а их владельцы подводят итоги и уже готовятся к следующему сезону. Какого качества оказался собранный в 2025 году виноград, рассказал ForPost кандидат сельскохозяйственных наук, главный агроном предприятия «Солнечная Долина» в городском округе Судак Георг Тер-Петросянц.
Собеседник с ходу признал, что этот сезон выдался «чрезвычайно стрессовым» для виноградарей.
«Начался год с того, что один из наших терруаров, расположенный в предгорной лесостепной зоне Крыма, в Кировском районе, накрыли возвратные заморозки. В итоге примерно пять гектаров винограда сорта Шардоне мы потеряли: кусты в целом выдержали, но урожая не дали», — констатировал агроном винодельни.
Кроме этого, в 2025 году, по его словам, на две недели позже наступила фенофаза цветения винограда. Это привело к тому, что ягоды стали созревать также с опозданием, а значит, — и задержалась уборка урожая. Если в 2024 году виноград для производства игристых вин собирали уже в начале августа, то в этом году — в конце лета.
«Смещение цветения повлияло на то, что затянулось сахаронакопление [в ягодах винограда]. Мы начали позже убирать урожай из-за того, что сахаронакопление было ещё недостаточно интенсивным. И таким оно остаётся по сей день: на некоторых сорта только сейчас едва-едва мы смогли достичь кондиции, которая позволит из них произвести сухое вино», — посетовал Георг Тер-Петросянц.
За заморозками, продолжил собеседник ForPost, последовал затяжной период засухи: с середины июня и практически до середины августа в Солнечной долине не было серьёзных осадков. Тем не менее большая часть сортов, особенно автохтонные, выдержали экстремальную жару, и агропредприятию удалось сохранить урожай в хорошем качестве. По словам агронома, не уйти в минус позволили молодые виноградники, которые как раз к этому сезону достигли расцвета сил и максимального потенциала.
Понимая нюансы климата юго-востока Крымского полуострова, Георг Тер-Петросянц с коллегами готовит основной терруар в Солнечной долине к следующему сезону. По его данным, на предприятии лишь на 100 гектарах из 394 виноградники поливают водой, на остальных ведётся богарное, неорошаемое, земледелие.
«Таким образом мы должны очень разумно подойти к тем осадкам, которые выпадают: вовремя их собрать и законсервировать в почве, чтобы они пошли на налив и формирование ягод в будущем. В этой связи на участках с высоким уклоном мы внедряем такую операцию, как центральное глубокое рыхление почвы в междурядье. Это позволяет дождевой воде впитываться в почву, а не уходить впустую. Также активно работаем с системой питания растений с использованием стимуляторов роста и антистрессантов (препараты, которые помогают растениям бороться с негативным воздействием окружающей среды — Прим.)», — перечислил меры агроном.
Кроме этого, он отметил важность корректировать программу уборки урожая и вовремя менять направление использования винограда, делая из него либо сухое, либо игристое, либо креплёное вино в зависимости от уровня сахаристости выращенного сырья.

Напомним, в начале уборочной кампании виноделы прогнозировали в беседе с ForPost падение объёмов, но рост качества будущего винограда.
Пелагея Попова