Россия и Саудовская Аравия намерены расширить сотрудничество в области нефти и газа и подчёркивают важность продолжения формата ОПЕК+ для стабилизации мировых энергетических рынков, говорится в совместном заявлении двух стран по итогам переговоров президента Владимира Путина и наследного принца Мухаммеда бен Сальмана Аль Сауда.
Поездка Путина на Ближний Восток, в первую очередь, сказалась на нефтяном рынке.
А там, периодически, наблюдалось существенное проседание цены. Впрочем, парадокса в этом нет. Нефтяной рынок в данный момент не может ощущать себя комфортно в условиях высокого уровня неопределённости. Пока что никаких новых факторов, которые бы работали в пользу повышения спроса не прогнозируется. Даже не вполне понятно, что именно может в дальнейшем формировать данный спрос.
В случае его формирования приходом холодного сезона в Америке как в одном из ключевых потребителей нефти такое повышение спроса возможно. Если же он будет формироваться ситуацией на Ближнем Востоке, то такое влияние будет оказываться не на повышение спроса, а на существенное понижение предложения. Разумеется, на цене это тоже скажется.
Вряд ли можно говорить о том, что внешнеполитические проблемы могут быть исчерпаны в ближайшее время. А вдобавок к этому нельзя забывать и о вероятных ракетных атаках по северу Израиля, которые может предпринять Хезболла. Эта перспектива вполне реальна, так что ожидания по мировой цене на нефть строятся с учётом высокой степени неопределённости.
К этому стоит добавить решение Москвы и Эр-Рияда по добровольному сокращению добычи нефти на 300 тысяч и 1 миллион баррелей соответственно. В итоге рынок выходит на ситуацию, в которой спрос на нефть очевидно будет выше, чем предложение. А если в нефтедобывающих регионах продолжатся геополитические конфликты всё той же интенсивности, то предложение и вовсе рухнет, окончательно отправив цены в высокий полёт.
Снижение цен на 10 процентов в общем-то вполне вписывается в банальную спекулятивную ценовую волну. Для отечественного бюджета критична цена в 65 долларов за баррель российского сорта нефти Urals. В данный момент она стоит в районе 70 долларов. Примерно 12 долларов составляет ценовой спред между ней и сортом Brent. Это нормально. Но всё, что может быть ниже 65 долларов за баррель сорта Urals, для отечественного бюджета будет иметь критическое значение. Но всё же подушка безопасности примерно в 7 долларов за баррель у бюджета РФ в данный момент есть.
Стоит отметить и рост углеводородных доходов российского бюджета, о чём недавно официально заявлялось. Данный рост позволяет частично компенсировать вероятные потери от углеводородных доходов в случае падения цены ниже 70 долларов за баррель по сорту Urals. Положение некритичное в перспективе ближайшего квартала, тем не менее в случае задержки цен на уровне 60 долларов за сорт Urals уже можно будет напрягаться.
Читайте по теме: Визит Путина на Ближний Восток: чего стоит опасаться Америке
Павел Кухмиров