Изогнутые рельефом линии улиц, посеревший камень немолодых зданий и вложенные в них великие замыслы – это та часть истории Севастополя, с которой мы соприкасаемся ближе и чаще всего. Принимаем их как нечто незыблемое, не задумываясь – а мог бы город быть другим? И почему он создан именно таким?
Если же вы однажды уже задавались этими вопросами, возможно, некоторые ответы вы найдете в подборке из материалов ForPost, через призму градостроения рассказывающих об истории Севастополя.
«Как и кем формировался вид и дух Севастополя» – репортаж из Музея военных строителей с рассказом о градостроении Севастополя с самого его начала. Конечно, главными тогда были фортификационные сооружения.
«Решением жилищного вопроса первые севастопольцы занимались самостоятельно. Матросы активно осваивали территорию нынешнего центра, благо в то время свободной земли в Севастополе было предостаточно.
Строительство жилья началось на нашем Центральном городском холме, который в то время называют „хребтом беззакония”. Там строятся землянки, мазанки, там живут моряки, рабочий люд, безработные. В тёмное время суток туда даже офицеры не заходили. И только после того, как губернатором города становится Михаил Петрович Лазарев, этот „хребет беззакония” сносится и по проекту инженера Джона Уптона застраивается по новой».
«Почему дом-коммуна в Севастополе был успешнее прочих советских коммун» – рассказ о Жилкомбинате № 1, занявшем квартал между площадью Ушакова, Большой Морской, улицами Адмирала Октябрьского и Очаковцев.
Сто лет назад он стал первым и, пожалуй, самым ярким примером обобществлённого быта в новой, послереволюционной эпохе Севастополя.
«Ушли в прошлое печи и обязательные в севастопольских дворах дровяные сараи – в жилкомбинате было централизованное пароводяное отопление от своей котельной.
К огромной столовой с тремя входами, вестибюлем и помещением для верхней одежды примыкали читальный зал, библиотека и красный уголок.
Были бесплатные ясли на 60 детей от полугода до 4 лет, с отдельными входами и террасой для сна на свежем воздухе в самой тихой части жилого комплекса.
Для каждой группы комнат (от 8 до 23) были оборудованы мужские и женские уборные, примусные помещения, помещения для верхней одежды, комнаты дежурных и общие комнаты. Вопросы гигиены решались в 32 душевых кабинах и в бане вместимостью 25 человек. Были общие прачечные – ручные и механическая».
«В сегодняшнем Севастополе всё сложнее разглядеть первоначальный замысел архитекторов» – но с историком архитектуры Еленой Овсянниковой сделать это будет гораздо проще. Она развенчивает миф о том, что ценна только довоенная или дореволюционная архитектура.
«Севастополь строился продуманными архитектурными комплексами, складывающимися в единое полотно. Особенностью этого полотна была воздушность – оно ткалось так, чтобы раскинувшийся у моря город дышал, видя море и небо в промежутках между домами.
Вся застройка нечетной стороны проспекта Нахимова была сделана прерывисто, с просветами между верхними этажами – чтобы люди сверху и с проспекта могли видеть море. Это было принципиальным моментом. Та же концепция отражена и на Центральном холме – застройка позволяла увидеть с него бухту, Корабельную сторону и так далее.
Увы, сегодня этот важный градостроительный момент просто вычеркнут из списка приоритетных».
«Штаб Черноморского флота: как строилось и мыслилось его здание в Севастополе» – этот материал был создан после ракетного удара Украины 22 сентября 2023 года, в результате которого было повреждено возведенное в 50-х годах здание.
«Артюхов сохранил в генплане этот бархатистый объём – торжественную идею – в колоннаде портика штаба флота – на вершине городского холма. Чем не повтор знаменитого храма Парфенон на горе Акрополь в Афинах… Ни в каком другом городе это невозможно повторить! А люди принимают это как должное!» – писал о здании штаба флота участник послевоенного восстановления Севастополя, заслуженный архитектор УССР Адольф Шеффер.
«Для меня нет сомнений, что здание штаба ЧФ в Севастополе снова будет восстановлено. Иначе истории города-героя не бывало», – пишет автор материала Сергей Абрамов.
Саша Ахтемко
Обсуждение (6)
Елена Борисовна, спасибо. Очень жаль, что Вы не являетесь главным архитектором города Севастополя. "Главный архитектор" у нас другой. Для него парк на берегу Казачьей бухты - строительная площадка, а исторический центр города - точка прибыли.
Хорошая подборка, но до полноты картины, как до неба.
На фото 1 -красивый вид, море, солнце, но вид не канонический. Ищем фото с баркентиной,на этом уже
шалман какой то стан.
Фото 3 -комбинат - если тоже окн-снесите две пристройки .одна на фото, другая со стороны пл.Ушакова.
на фото 4 - на первом этаже был магазин Коралл, сейчас фасад вроде по приличней
Да и к слову, если поискать фото с подобным видом на м.Хрустальный,то сейчас все заполнено пардон,унитазами голубыми
Народ,сходите по ссылке
https://sevastopol.su/news/arkhitektor-nazval-stroitelstvo-otelya-v-centre-sevastopolya-somnitelnym-predlozheniem
поддержите просмотром и комментом. Там про готель 5 зирок
вот вид еще более кононический (до баркентины)на Артбухту и Приморский. Где то в начале 70х? кометы(СПК) во всю уже с нового причала СМТП летали в Ялту и Евпаторию. С этого причала умудрялись ловить травях на краболовки.
В дополнение к подборке для тех, кому интересен город, по которому он ходит.
Интернет заполонен фотографиями современного вида Артбухты , пляжа и м.Хрустальный
А как это выглядело раньше (таки канонически)
А вот процесс осмысленной деятельности. Плавкран Витязь, построен на СМЗ в работе
Фото из интернета