Суровый морпех с романтической душой яхтенного капитана

admin

Наверное тяга к технике передалась Алексею на генном уровне еще от отца, Михаила Филипповича, участника Великой Отечественной войны. Он водил паровозы. Алексей, видя этих мощных железных исполинов, покорных воле отца, «заболел» техникой еще в юношеские годы. Может потому и стал, повзрослев, слесарем-ремонтником и получил первый опыт общения с техникой. А затем и выбрал военное училище такого профиля - Киевское высшее танковое инженерное училище.



Офицерскую службу начал заместителем командира танковой роты по технической части батальона плавающих танков в 55-й дивизии морской пехоты Тихоокеанского флота. А уже через два года был назначен помощником начальника бронетанковой службы дивизии. Семь лет до поступления в Военную академию бронетанковых войск был начальником бронетанковой службы полка морской пехоты. За это время участвовал во всех учениях Тихоокеанского флота. Так было и на Черноморском флоте, куда он прибыл майором после академии.



За 32 года военной службы морпех Алексей Кириченко участвовал в нескольких операциях, о которых вещали СМИ многих стран мира. Например, о крупнейшем учении Вооруженных сил Советского Союза «Осень-88», где были задействованы силы Одесского военного округа, Черноморского флота и других силовых объединений страны. За их ходом наблюдал Президент Советского Союза М. Горбачев. В живую такой армады боевых кораблей и судов, самолетов и вертолетов я никогда не видел в своей жизни. На военный полигон под Григорьевкой, где в годы Великой Отечественной войны также высаживался десант, прошла крупнейшая высадка десанта. Только на плав с десантных кораблей высадились 156 единиц бронетанковой техники! В одном из БТРов с борта БДК высаживался и автор этих строк. Техническую готовность высадки на плав бронетехники черноморских морпехов обеспечивал Алексей Кириченко. И в том, что учение прошло успешно для черноморцев и все БТРы сошли на плав, дошли до берега и вступили в бой, была заслуга и зампотеха бригады морской пехоты.

А взять переброску контингента войск ВДВ в Югославию через порты Греции пятью БДК Черноморского флота в 1999 году?! За ходом этой беспрецедентной операции внимательно наблюдали во многих странах. И российские военнослужащие, включая черноморцев, показали свои лучшие качества, умение решать сложные задачи в кратчайшие сроки, опережая военнослужащих других государств, включая элитные подразделения США. Свою лепту в проведение этой операции внес и полковник Кириченко, отвечавший за переброску техники.

Впрочем, в жизни Алексея Михайловича были и куда менее звучные и резонансные, но не менее ответственные операции, которые требовали и мужества, и особого мастерства. Это высадка в мозамбикском порту Мапуто, в Эфиопии на острова архипелага Дохлак, на остров Сокотра Республики Йемен, в порт Адена… Офицер на больших десантных кораблях избороздил Тихий, Индийский, Атлантический океаны, десятки морей этих регионов, и в общей сложности не единожды обогнул земной шар в ходе боевых служб, бывал в портах многих стран мира.

А сколько он сделал для морской пехоты Тихоокеанского и Черноморского флотов?! На его плечах, например, перевооружение целого полка морской пехоты с БТРов на БМП. Получил бронетехнику в Кургане, а доставил в пгт. Славянка Приморского края.

Особой страницей своей военной биографии Алексей Кириченко считает государственные испытания БМП-3, которые проходили на ЧФ в 1985 году с участием представителей ВМФ. Причем, их самая сложная часть – морская программа: вождение на плаву, десантирование, боевая стрельба с плава при волнении моря до трех баллов…

-По тем временам это была самая совершенная техника, - говорит А. Кириченко, - впрочем, она и сегодня остается непревзойденной по многим параметрам, хотя другие страны и пытались копировать совершенное детище советского ВПК. Это очень удачный проект боевой машины до сих пор не имеющий себе аналогов.

И недаром НАТОвцы через разные миссии и инспекторов-международников постарались сделать возможное, чтобы убрать с Черноморского флота эти совершенное оружие.

В ту пору майор, выпускник Военной академии бронетанковых войск Алексей Кириченко был заместителем командира отдельной бригады морской пехоты по вооружению. Именно на его плечи легли тяготы и ответственность испытаний новой бронетехники. Офицер и сам, когда требовалось садился за рычаги боевой машины, и инструктировал, обучал водителей и их командиров, обеспечивал необходимые условия государственных испытаний.

-Представляете, БМП-3 пускалась в плавание при трехбалльном шторме, а стрельбу машина вела при волнении моря до 2 баллов, - с восхищением рассказывает Алексей Кириченко.

…Его глаза загораются искорками, лучатся особым теплом и блеском, когда он вспоминает то непростое время. Чувствуется, что он говорит об очень близком ему и дорогом.

Государственные испытания выявляют максимальные возможности техники, предусматривают её использовакние на разных режимах, в разных условиях, часто на пределе возможного. А это всегда связано с риском для техники и личного состава. Вот почему во время госиспытаний возникают форсмажорные обстоятельства.

-Возникли они и у нас, - вспоминает А. Кириченко, - при испытании БМП-3 Ф, которые проходили на базе нашей бригады в течение нескольких лет. Испытания шли как на танкодроме, вододроме, танковой директрисе в бухте Казачьей, так и на полигонах, включая Опук. Был момент, когда при проведении стрельбы с плава произошло затопление боевой машины. Но черноморцы не растерялись. Мероприятия по эвакуации проводились силами команды обеспечения от флота. И, несмотря на значительное расстояние, спасательные силы и средства своевременно прибыли в указанный район Черного моря. В итоге не пострадали ни люди, ни по большому счету техника. Действовали морпехи в экстремальной ситуации, но сработали профессионально, проявив волю и мужество.

Алексея Кириченко за умелые и грамотные действия представили тогда к ордену. В итоге орден получил замполит, а Кириченко – медаль… «За трудовую доблесть».

К таким кадрово-наградным перекосам Алексею Михайловичу не привыкать. Если говорить о наградах, то на Кириченко в общей сложности было отправлено 13 (!) представлений к различным наградам. Своеобразный рекорд для береговых войск ЧФ. Впрочем, награда все же нашла офицера. И было это уже совсем за другие дела. В апреле 2000 года. В ту пору начальник отделения вооружения управления береговых войск ЧФ полковник Алексей Кириченко в соответствии с Указом Президента РФ был награжден орденом «За военные заслуги». Вручил его Алексею Михайловичу перед всем личным составом части морской пехоты командующий ЧФ адмирал Владимир Комоедов. Это была награда за вклад в успешную операцию по переброске бронетехники и личного состава в Югославию.

Ратный труд морских пехотинцев всегда связан с определенным риском. Задача командиров и начальников свести этот риск до минимума. Только опытным и ответственным командирам удается предвидеть, предусмотреть ситуацию, предотвратить возможные экстремы и форсмажоры. К числу таких и принадлежал Алексей Кириченко. Ему «технарю», зампотеху порой удавались совершенно невероятные вещи, выполнить которые, казалось, физически невозможно. Так было во время государственной приемки БМП-3 Ф, поступивших на вооружение частей морской пехоты в 1991 году. Кириченко был представителем заказчика от ВМФ в г. Кургане.

Был и такой уникальный случай. Предстояло совершить переход по маршруту Севастополь-Бургас-Новороссийск. Как оказалось, заявленная базовая модель командно-штабной машины (КШМ) не соответствовала предъявленной марке машины к погрузке. КШМ имели увеличенные габариты и БДК по техническим характеристикам не мог принять всю технику. А о втором рейсе в Бургас не могло быть и речи. И вот такой «негабарит» зампотех Алексей Кириченко сумели впихнуть в БДК вместе с его командиром, сделав корабль «безразмерным» и преодолев законы физики. Это казалось чудом. Но это была реальность, граничащая с волшебством.

-Пригодился опыт погрузки боевых машин вместе с танкистом начальником штаба бригады подполковником Олегом Белеванцевым на десантные корабли после полевых выходов бригады, - говорит А. Кириченко, - поставленная боевая задача была выполнена.

Как знать, не будь в ту пору там зампотеха Алексея Кириченко, может и не смогли бы сделать то, что сделали.

Особую страницу в его военной биографии занимают миротворческие операции у кавказских берегов, эвакуация вооружения и техники с военных баз, расположенных в Грузии. Об этом можно было бы написать целую книгу. Но в «послужном списке» офицера они значатся короткими сухими строчками.

Эвакуация вооружения и техники с военных баз в Грузии.

Порт Батуми - мыс Малый Утриш, Краснодарский край.

Передислокация подразделений морской пехоты на БМП из главной базы ЧФ в Новороссийскую ВМБ: Севастополь - Темрюк.

Вывод боевой техники разведывательной роты Каспийск –Новороссийск.

Передислокация танкового батальона Отдельной бригады морской пехоты ЧФ: Севастополь- полигон Раевская НВМБ - Горячий ключ. Краснодарский край…

Это ведь на бумаге все коротко и просто. В жизни всё куда сложнее. Это погрузка на десантные корабли, переход морем, выгрузка и марш в район сосредоточения, действия на полигоне Раевская. А затем погрузка на ЖД транспорт, путь под перестук колес, прибытие на станцию назначения, выгрузка бронетехники, перевозка танков на большегрузных прицепах к месту дислокации. А танков более полусотни, БМП – под два десятка, мостоукладчики МТУ на базе танков Т-55, куча автомобилей и прицепов... И за сохранность и целостность каждой единицы техники зампотех отвечает головой. И это при том, что в его распоряжении всего три штатных механика-водителя танков. Вот где за рычагами боевых машин офицеры танкисты от лейтенанта до полковника, включая главного спеца - зампотеха.



-Топливо при этом летнее,- вспоминает Кириченко, - а по ночам до минус 20.

Вот такую школу на выживание и профессионализм приходилось проходить зампотеху и младшим командирам, для которых он был «отец родной».

-Есть у морпехов загадка, - улыбается Алексей Кириченко: «Грязный, в пыли, позже всех в отпуск едет?». Отгадка – зампотех бригады МП…

И все же, несмотря на все перепетии и трудности морпеховской службы Алексей Михайлович вспоминает её с огромным удовольствием и словами благодарности в адрес своих учителей и наставников. Хотя последние два десятка лет сам был прекрасным наставником многих молодых офицеров. В его активе три успешно сданные инспекции, когда строгий экзамен принимала Главная инспекция МО СССР. Военные знают, какие это серьезные испытания.

Если собрать воедино все время дальних и не очень морских и океанских походов на боевых кораблях, командировок по железной дороге (одна из них была из Житомира во Владивосток, друга из Кургана в поселок Славянка, их общая продолжительность 62 суток), то они сольются в годы. Это годы пребывания без семьи. Это годы, когда все домашнее хозяйство, воспитание сына Михаила и дочери Оли ложились на плечи его любимой жены Тамары Анатольевны, с которой они душа в душу прожили вот уже 31 год. И Алексей Михайлович бесконечно благодарен супруге - потомственному учителю за воспитание детей, которые подарили родителям внука Игоря (ему уже почти 5 лет) и недавно рожденную внучку Полину.

Полковник Кириченко достойно завершил многотрудную военную службу. Но не расстался с флотом и после увольнения в запас. Он по прежнему бывает в родной бригаде морской пехоты. Не только по праздникам, но заходит и в будни. Ему всегда рады. Бухта Казачья стала для него и местом постоянного жительства, и местом созидания, приложения сил. Его, можно сказать, второго призвания.

Еще будучи на службе, офицер по-настоящему «заболел» парусным спортом. Яхта «Ольга», названная в честь дочери (и Оля, и Михаил – отменные яхтсмены) не раз становилась призером и победителем многих соревнований в Севастополе и Крыму. Правда, на службе не было возможности всерьез заниматься яхтингом. Он в полной мере реализовал её, возможность, после увольнения в запас, создав яхт-клуб «Казачья бухта».



Неофициальной датой создания яхт-клуба принято считать 1986 год, когда команда офицеров получила крейсерскую яхту «Коралл», принадлежащую яхт-клубу «Юг». В дальнейшем, усилием офицеров бригады морской пехоты В.Закорко, Ю.Журавлева, A.Кириченко, B.Корнеева, В.Рожманова, была создана материальная база клуба позволяющая проводить регулярные занятия парусным спортом.



-В 1991 году командующий ЧФ адмирал Михаил Хронопуло утвердил решение собрания офицеров морской пехоты о создании яхт-клуба «Казачья бухта», - вспоминает Алексей Кириченко, - а Санкт-Петербургской фирмой «ОСТ-БАЛТИК» на основании произведённого анализа, дано положительное заключение о возможности строительства яхтенной марины в бухте Казачья. Московской археологической экспедицией начата работа по оценке возможности производства строительных работ по месту базирования клуба. В 1992 году утвержден генеральный план застройки поселка Казачья бухта с прорисовкой яхтенной марины на восточном берегу бухты. На общем собрании членов клуба 15 февраля 1992 года принят Устав общественного объединения «яхт-клуб Казачья бухта», зарегистрированный горсоветом.



Для дальнейшего развития клуба, решением командующего ЧФ адмирала Игоря Касатонова от 14 апреля 1992 года, выделен земельный участок и причал № 119 на западном берегу бухты Казачьей. В 1994 году командующий ЧФ адмирал Эдуард Балтин посетил яхт-клуб и вышел в море на крейсерской яхте «Отрада». А в 1995 году на крейсерской яхте «Ольга» яхтенный капитан, в прошлом подводник капитан 2 ранга запаса Виталий Сафонов за 15 суток совершил переход по маршруту «Севастополь - Синоп -Стамбул - Варна - Севастополь».



Приказом командующего ЧФ адмирала Виктора Кравченко от 15 июня 1996 года яхт-клуб «Казачья бухта» был определен филиалом 57 яхт-клуба Черноморского флота.



С 1997 спортсмены яхт-клуба принимают активное участие в создании ассоциации яхт класса «Конрад-25». Клуб проводит парусные регаты, детские клубные соревнования и ежегодные традиционные соревнования на День защиты детей и на закрытии парусного сезона. В яхт-клубе, которым все эти годы руководит Алексей Кириченко, работают детская, крейсерская и парусно-гребная секции. Спортивная база позволяет проводить занятия по подготовке спортсменов в классах спортивных швертботов: «Оптимист», «Кадет», «Луч», «Луч-мини», «Фин», «420», «470», «Летучий голландец», парусно-гребных шлюпках, «Ял-2», «Ял-6».



Яхт-клуб приобретает всё большую и большую популярность. В 2003 году его посещает председатель Севастопольской ГГА Леонид Жунько и командующий ЧФ вице-адмирал Владимир Масорин. А в следующем году

году - Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ на Украине Виктор Черномырдин. Как известно, Севастополь является центром парусного спорта и Крыма и всей Украины. И во многом именно моряки-черноморцы многие десятилетия задавали тон в таком серьезном и увлекательном деле, как яхтинг. И потому не случайно, с учетом созданного яхт-клуба «Казачья бухта» на отчетно-выборном собрании Парусной федерации Севастополя яхтсмены города и двух флотов избрали в 2006 году на пост президента ПФС полковника запаса Алексея Кириченко, известного подвижника парусного спорта. И он оправдал оказанное ему доверие. Он очень многое сделал для развития яхтенного спорта в городе и Крыму. Именно он, став президентом ПФС возродил самые значимые, масштабные и престижные когда-то яхтенные соревнования – «Кубок Крыма». Они проходят с участием флотских яхтсменов, а их победителей награждают не только первые лица города, но и флотское командование.



Именно в яхт-клубе «Казачья бухта» проходит закрытие парусного сезона соревнованиями на призы президента Ассоциации «Конрад-25» и Алексей Михайлович на правах гостеприимного хозяина принимает многочисленных яхтсменов, организует соревнования, участвует в награждении победителей.



Мне не единожды доводилось выходить с Алексеем Михайловичем в море на яхтах, включая и его «Ольгу» и скажу: трудно найти большего романтика и подвижника парусного спорта, чем он. Кириченко приобщил к этому виду спорта не только всю семью, но и многие десятки, если не сотни мальчишек и девчонок, в том числе детей военнослужащих ЧФ, морских пехотинцев, которые под его началом прошли азы управления парусом, познали упругость черноморской волны и радость первых побед. И в день 60-летия, которое Алексей Михайлович отметил 10 марта в его адрес поступила масса звонков, телеграмм, SMSок из Севастополя, городов Крыма, Украины, России с самыми добрыми пожеланиями. Друзья и близкие пришли кто домой, кто в яхт-клуб, без которого сегодня не мыслит себя суровый морпех с романтической душой яхтенного капитана. Они пожелали отважному морпеху и яхтенному капитану крепких парусов, попутного ветра, новых дальних морских походов и успехов в деле развития парусного спорта в Севастополе.

Владимир ПАСЯКИН.

Фото автора и из архива юбиляра

 

За Союз
15634
За Союз

Владимиру ПАСЯКИНУСуровый морпех с романтической душой яхтенного капитана Хороший репортаж. Только в названии слово "суровый" вызывает улыбку. Сразу вспоминаются "челябинские мужики", которые настолько суровые, что водку закусывают гранёным стаканом...
А вообще, на днях по НТН показали хороший фильм про Севастополь, про моряков (под названием "Морпехи"). Я не люблю сериалы, но этот 8-серийный фильм с удовольствием посмотрел...

dusjadja
222
dusjadja

Превосходная статья! Вот бы так о наших городских руководителях отзывались!

Черное море
11253
Черное море

to dusjadja (Мирный) Превосходная статья! Вот бы так о наших городских руководителях отзывались!

Так это же надо заслужить своими делами. А вот с этим... проблемы

dusjadja
222
dusjadja

Да уж яйцубы, кукрыницыны, засратовы... Кто еще у нас на службе?