Родоначальница отечественной авиации. Каче - 100 лет

История поселка Качи началась с ноября 1910, когда первая в России школа военных летчиков начала свой путь. По истечению двух лет недалеко от реки на хуторе Александро-Михайловском был основан поселок. Авиационная школа имела в своем распоряжении мастерские, ангары, сотню самолетов, огромный полевой аэродром. Вплоть до 1941 года летная школа обучала летчиков. В 41-ом её эвакуировали из Севастополя в город Красный Кут Саратовской области. После войны летная школа в Качу не вернулась. Её перевели в Сталинград, ныне Волгоград, где она в ранге военного училища продолжала готовить летчиков вплоть до 1997 года, сохраняя название «Качинская». Потом училище расформировали, а учебный отряд перевели в город Армавир Краснодарской области. В период с ноября 1910 года по октябрь 1998 года Качинское авиационное училище подготовило Родине 16 574 лётчика. Многие из них известны всей стране. Среди выпускников за годы существования училища 342 качинца удостоены звания Героя Советского Союза, 17 летчиков стали Героями Российской Федерации, 119 - заслуженными военными лётчиками и лётчиками-испытателями. Гордость Качинской авиашкола и 12 Маршалов авиации. Они составляют половину летчиков, которые были удостоены этого высокого звания за весь ХХ век. А также выпускники, 200 из которых окончили Качинскую авиашколу и получили звание генерала.
«Получили крылья» в качинской авиационной школе известные космонавты В. Ф. Быковский, В. А. Шаталов, В.Г. Корзун, А.Н. Березовой, В.М. Афанасьев. Качинское авиаучилище было расформировано 1 ноября 1998 г, однако поселок Кача до сих пор чтит и помнит своих Героев. Подтверждением тому – празднование 100-летнего юбилея.
В Каче около Дома офицеров установлены бюсты героев летчиков выпускников школы. В аллее славы расположен фрагмент памятника погибшим над морем в бою летчикам. Качинский гарнизон сегодня возглавляет полковник Анатолий Степанов.
Гордость Севастополя — Качинское училище летчиков — была создана 21 ноября 1910 года, как Севастопольская офицерская школа авиации и стала первой в России военной летной школой, - рассказывает Анатолий Евгеньевич, - «отцом» училища, да и авиации России в целом, стал брат императора Великий князь Александр Михайлович. Николай II благословил на ратную службу первый выпуск. Это 24 летчика авиашколы, а впоследствии сам участвовал в освящении авиагородка на речке Кача. Летом 1912 года Севастопольская школа освоила участок долины р. Качи близ деревни Мамашай (ныне с. Орловка). Курсанты стали называть свою школу «Качинской». В разное время училище окончили главный Маршал авиации К.А. Вершинин, трижды Герой Советского Союза А.И. Покрышкин, дважды Герои Советского Союза Амет Хан Султан, А.И. Колдунов, Б.Ф. Сафонов, В.И. Раков, прославленная летчица, Герой Советского Союза П.Д. Осипенко, космонавты Г.Т. Береговой, В.Ф. Быковский, В. А. Шаталов.
Первый в России опыт постановки самолетов на лыжи был произведен в Крыму, в Севастопольской авиационной школе, в декабре 1910 года. При первой попытке летчик Пиотровский попытался взлететь с заснеженной взлетной полосы на «Блерио», поставленном на лыжи. Полет не удался из-за слабости двигателя в 25 л. с. При второй попытке пилот Кедрин на «Соммере» смог взлететь, но сильный боковой ветер затруднил посадку. Левая лыжа самолета при посадке сломалась, пилот получил серьезные ранения.
Первый опыт боевого взаимодействия авиации с флотом был произведен в Севастополе 16 апреля 1911 года. Во время маневров Черноморской эскадры над кораблями, вышедшими на рейд, отрабатывали программу взаимодействия с флотом три аэроплана. Аэроплан, пилотируемый Макеевым, вылетев на рейд, сделал круг над кораблями и, имитируя разведку обстановки, повернул назад. Затем аэропланы, пилотируемые Ефимовым (на высоте 1500 м) и Макеевым (на высоте 600 м), имитировали охрану эскадры с воздуха; аэроплан, пилотируемый лейтенантом Дыбовским, выполнял функции связного. Несмотря на усложнение полета в связи с резким усилением ветра, программа полета была успешно выполнена.
О многих интересных страницах из истории авиации и Качи рассказал в недалеком прошлом командующий ВВС Черноморского флота, заслуженный военный летчик РФ, заслуженный военный специалист СССР генерал-лейтенант запаса Валерий Николаевич Юрин (кстати, его сын полковник Юрий Юрин служил на Каче, был командиром авиаэскадрилии, а затем командиром Качинской авиабазы). В том же 1911 году, но в июле, в Качинской военной летной школе был разработан документ под названием «Краткие руководящие данные для начальников войск; летчиков и посредников, участвующих в маневрах 1911 г. при пользовании самолетами». Это первая в мире инструкция по применению авиации в боевых условиях. А еще впервые в мире «штопор» как фигура высшего пилотажа был совершен Константином Константиновичем Арцеуловым, которым гордятся черноморские авиаторы. Это произошло в Севастополе 24 сентября 1916 года. В мае Арцеулову было поручено создать при Севастопольской авиашколе истребительное отделение. Для учебных полетов использовались самолеты модели «Ньюпор». При этом «штопор» являлся одной из самых серьезных опасностей для авиаторов. Механизм противодействия этому разрушительному явлению был понятен К.К. Арцеулову, и для проверки своих теоретических выводов пилот на «Ньюпоре-21» преднамеренно вошел в «штопор» и вышел из него в горизонтальный полет. Причем, повторил это трижды (!) в течение дня.
Рекорд дальности и продолжительности полета также поставили качинцы. Перелет Севастополь — Москва 20 июля 1927 года совершил летчик-испытатель Юлиан Иванович Пионтковский на самолете АИР-1. Он установил сразу два мировых рекорда: дальности и продолжительности полета для легких самолетов. В беспосадочном перелете Севастополь — Москва Ю.И. Пионтковский покрыл расстояние 1420 км, продержавшись в воздухе 15 час. 30 мин.
Отличились качинцы и в годы Великой Отечественной. Так, первый воздушный таран на Черноморском флоте совершил 25 июля 1941 г. летчик 32-го истребительного полка лейтенант Евграф Михайлович Рыжов на самолете МИГ-3. Это было на воздушных подступах к Севастополю. Он сбил «Хейнкель-111». При этом сам остался жив. В последующих воздушных схватках Е. М. Рыжов сбил еще 14 вражеских самолетов. Указом от 23 октября 1942 г. пилоту присвоено звание Героя Советского Союза. А самый сложный в мире авиационный маневр совершил в июне 1942 года над Севастополем гвардии капитан М.В. Авдеев. Окруженный несколькими вражескими истребителями, он «свалил свой самолет ниже севастопольских крыш и повел его в каких-то метрах над искореженным асфальтом». Пилот пролетел по нескольким улицам города (Большая Морская, Ленина и др.), развернулся за Приморским бульваром, обогнул Константиновский равелин и таким образом ушел от немецких истребителей.
К лету 1942 г. М.В. Авдеев совершил более 300 боевых вылетов, сбил 9 самолетов противника. Указом от 14 июня 1942 г. удостоен звания Героя Советского Союза. Это лишь немногие из страниц летописи качинцев. Они немало сделали и в послевоенный период. Так, первый в мире испытательный сброс с самолета в море катера с командой на борту проведен 12 апреля 1976 года в ходе испытаний поисково-спасательного комплекса Ан-12 ПС. Это сделали воспитанники Качинского транспортного авиационного полка. Тогда впервые в мире с самолета в море был сброшен катер «Ерш» весом 5,6 тонны с командой на борту. Комплекс предназначался для спасения космонавтов в случае приводнения их в акватории Мирового океана.
Кстати сказать, именно моряки-черноморцы тренируют космонавтов и до сих пор. О чем мне не раз доводилось писать.
Но вернемся, однако, к юбилею. 100-летний юбилей поселка Кача стал праздником, который собрал и командование Черноморского флота, и власти города-героя Севастополя, и многочисленных гостей, среди которых были такие качинцы, как летчик-космонавт Российской Федерации, почетный гражданин Севастополя полковник Антон Шкаплеров, летчик-космонавт Российской Федерации, Герой России Валерий Токарев…Им было что вспомнить, о чем поговорить. Сначала в Севастополе, а затем в Каче зарождалась русская военная авиация. 21 ноября 1910-го года стал днем открытия первой офицерской школы авиации. В этот день на Руси отмечается престольный праздник архангела Михаила, который стал небесным покровителем лётной школы. Тогда она размещалась в Севастополе, на Куликовом поле. А в 1912 году учебное заведение на долгие десятилетия перебазировалась в Качу. С того самого времени и началась история поселка. Ныне поселковый совет возглавляет Василий Онищук.
Сейчас в поселке проживает больше пяти тысяч человек. Здесь располагается база морской авиации Черноморского флота. Авиашколы тут давно нет. Тем не менее, и в авиагарнизоне, и в посёлке традиции первой в России летной военной школы свято чтут. Выступая на митинге, командующий Черноморским флотом контр-адмирал Александр Федотенков отметил: "Кача должна оставаться летной колыбелью. И мы сделаем все, чтобы сохранить эти традиции: традиции мужества, преданности своей профессии, традиции колыбели летной школы.
Антон Шкаплерова с Качинским гарнизоном связывает 25-летняя дружба. 25 лет назад он юношей отбирался в Севастопольский аэроклуб. Именно сюда он приехал для прохождения медицинской комиссии. Здесь ему дали путевку в небо, в космос. И будучи на орбите он часто всматривался в очертания родной ему земли - Балаклавы, Качи, Севастополя. После окончания школы он окончил Качинское высшее авиационное училище, поэтому по праву считает себя качинцем.
В самом поселке первый севастопольский космонавт не был уже несколько лет. По его словам, здесь многое изменилось. Нет КПП, которое было раньше на въезде в городок. Вместе с тем, поселок вырос, появились новые красивые дома. Здесь много молодежи. Он выразил уверенность в том, что авиагарнизон и далее будет жить и отвечать своему предназначению.
Праздновать столетие в поселке начали с самого утра. Совершили вдоль центральной улицы от старого храма к новому крестный ход и праздничный молебен по случаю юбилея. На главной площади поселка работала ярмарка.
Здесь же, на центральной площади, заложили капсулу в основание нового административного здания поселка.
Председатель Качинского поселкового совета Василий Онищук отметил, что
поселок газифицирован, отремонтированы ветхие крыши домов, подремонтировали дороги, ЗАГС подготовили. Но и сделать еще предстоит многое.
Председатель Севастопольской городской госадминистрации Владимир Яцуба, передав поздравления от Николая Азарова и президента Украины Виктора Януковича сообщил, что руководство города не остановится на достигнутом, продолжит благоустройство поселка.
Юбилей поселка и авиагарнизона завершился концертом и массовыми гуляниями.
К этому добавлю, что к 100-летию Качинского училища летчиков торжества прошли и в городе-герое Волгограде. Севастополь и Волгоград. Эти два города-героя хочет официально породнить Президент Международного мотоклуба Александр Залдастанов (Хирург), который провел несколько байк-шоу в Севастополе, а теперь будет проводить байк-шоу в Волгограде в честь 70-летия Сталинградской битвы. Но в нем будет участвовать мото-группа байкеров из Севастополя. Идею побратимства городов он обговаривал с первыми лицами Волгограда и Севастополя и уже заручился пониманием и согласием на сей счет председателя СГГА Владимира Яцубы. 100-летие Качи – одна из связующих нитей эти два великих города. Так, в небе над Волгоградом летчики-виртуозы показали чудеса пилотажа. Грандиозное воздушное шоу в исполнении всемирно известных пилотажных групп ВВС России впервые увидели тысячи волгоградцев.
Летчики-виртуозы групп "Русские витязи", «Стрижи» и «Соколы России» посвятили свое выступление в небе над Волгой 100-летию российской авиации и 421-й годовщине Волгограда.
В программу демонстративных полетов пилотажных групп «Стрижи» и «Русские Витязи», которая была показана в День города, входлит пилотаж группы самолетов из пяти СУ-27 и четырех МиГ-29, групповой пилотаж в боевом порядке «Ромб» и одиночный пилотаж на самолетах МиГ-29 и СУ-27.
«Для всех нас большая честь показать волгоградцам, что мы умеем,» - сказал накануне журналистам полковник Юрий Сушков, - А для меня особенно, поскольку в этом городе я окончил Качинское военное училище летчиков. Приятно, что наше выступление увидят выпускники «Качи», которая тоже отмечает 100 лет. Будьте уверены - мы не подведем, покажем настоящий класс!»
Сообщаю, что празднование 100-летия аэродрома в авиагарнизоне ЧФ РФ Кача состоится 8-9 декабря.
Подготовил Владимир ПАСЯКИН.
Фото автора и Александра Григорьева.
Полковник запаса Юрий Бондарев (на снимке) шесть лет был командиром авиаполка в Каче, затем был исполняющим должность начальника морской авиации Черноморского флота.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
- 1 просмотр
Пора развивать авиацию. Модернизировать. Переходить на более дешевые и экономичные беспилотники...
to сева (севастополь)
Откуда столько желчи? Что, здоровье подкачало?
to Дедушка АУ (Севастополь) to сева (севастополь) Откуда столько желчи? Что, здоровье подкачало?
Нет, это просто Сева разработал собственную модель беспилотника и везде и всячески её пиарит в надежде на госпремию Украины

to Дедушка АУ (Севастополь)
Пора развивать авиацию. Модернизировать. Переходить на более дешевые и экономичные беспилотники...
Тут он прав
to Черное море (Севастополь) Сева разработал собственную модель беспилотника и везде и всячески её пиарит в надежде на госпремию Украины
Спасибо за понимание. Премией поделюсь!
to сева (севастополь) to Черное море (Севастополь) Сева разработал собственную модель беспилотника и везде и всячески её пиарит в надежде на госпремию Украины Спасибо за понимание. Премией поделюсь!
Вот это по-партийному
Кача - мужского рода?!
to Екатерина (Севастополь) Кача - мужского рода?!
С чего это вдруг?
to Черное море (Севастополь) to Екатерина (Севастополь) Кача - мужского рода?! С чего это вдруг? Заголовок прочитала.
to Екатерина (Севастополь)
Молодцом, Екатерина. Вот это - внимательный читатель!!!


to Черное море (Севастополь)
Я думала, Вы будете меня в буквоедстве упрекать. Спасибо, что не обиделись!
Качу очень люблю. Смотрела телерепортажи о празднике. У меня сложилось очень хорошее впечатление о председателе Качинского поселкового совета Василии Онищуке.
Всех с прекрасным юбилеем!!!
to Екатерина (Севастополь) to Черное море (Севастополь) Я думала, Вы будете меня в буквоедстве упрекать. Спасибо, что не обиделись! Качу очень люблю. Смотрела телерепортажи о празднике. У меня сложилось очень хорошее впечатление о председателе Качинского поселкового совета Василии Онищуке. Всех с прекрасным юбилеем!!!
Катенька, ну что Вы! Вы - умница. единственная, кто сообщил об ошибке. Мы Вас обожаем. С вашего разрешения, легкий поцелуй в щечку!!!
to Екатерина (Севастополь)
Признаюсь Вам честно, терпеть не могу ошибки. Русский язык так поганят сейчас. Происходит наложение на него украинского и получается какой-то суржик.
to Черное море (Севастополь) to Екатерина (Севастополь) Русский язык так поганят сейчас. Происходит наложение на него украинского и получается какой-то суржик. Да, это такая беда.
.
.
to Екатерина (Севастополь) Признаюсь Вам честно, терпеть не могу ошибки.Я тоже. Но то была, конечно же, описка
Мы Вас обожаем. А, если не секрет, "мы" - это кто? А то вот Джим меня на днях убить грозился
А Вы эти снимки от 04.11.2011., наверное, так и не видели?
to Екатерина (Севастополь)
А Вы эти снимки от 04.11.2011., наверное, так и не видели?
Ну, конечно, не видел. Сразу вспомнил. Спасибо, Вам, фотомастер.
to Черное море (Севастополь)
Я Вам их уже как-то отправляла, но Вы, видимо, тогда на эту страничку больше не заглянули. Ведь это же Вы на снимках?
to Екатерина (Севастополь) to Черное море (Севастополь) Я Вам их уже как-то отправляла, но Вы, видимо, тогда на эту страничку больше не заглянули. Ведь это же Вы на снимках?
Я помню, как Вы мне показали точку съемки и объект для съемки - "золотое" дерево.
to Черное море (Севастополь)
Спасибо

куда деньги выделенные каче дели.
to -vlad- (Sevastopol) куда деньги выделенные каче дели.
"Отмыли" и "закопали"
to Екатерина (Севастополь) to Черное море (Севастополь) Спасибо
Вам спасибо за прекрасные фото!
to Черное море (Севастополь)
Здоровья и дальнейших успехов!
to Екатерина (Севастополь) to Черное море (Севастополь) Здоровья и дальнейших успехов!
Спасибо, пришла календарная зима, а глядя на Ваши прекрасные снимки, блещет золото и багрянец севастопольской осени!
to Екатерина (Севастополь)
По всему видно, Вы очень любите наш неповторимый и славный город! Как, впрочем, и я.


to Черное море (Севастополь) to Екатерина (Севастополь) По всему видно, Вы очень любите наш неповторимый и славный город! Как, впрочем, и я. Его всё труднее любить. Ведь город - это не только архитектура, природа, но ещё и люди. А как их полюбить, например, вот за это?
to Екатерина (Севастополь) to Черное море (Севастополь) to Екатерина (Севастополь) По всему видно, Вы очень любите наш неповторимый и славный город! Как, впрочем, и я. Его всё труднее любить. Ведь город - это не только архитектура, природа, но ещё и люди. А как их полюбить, например, вот за это?
Если бы только это?! Сколько свалок устроили во дворах и рядом с проезжей частью, не говоря о потаенных местах. Все это, конечно, коробит. И все же Севастополь любим. И не только севастопольцами.
to Черное море (Севастополь)
Это так!
Ну вот и пришло время праздновать!!!
С 7 по 9 декабря на Черноморском флоте пройдут мероприятия, посвященные 100-летию аэродрома Кача, который наряду с основанной здесь первой в России авиационной школой стал местом зарождения отечественной морской авиации. Об этом сообщил начальник отдела информационного обеспечения Черноморского флота капитан 1 ранга Вячеслав Трухачёв.
Основные мероприятия, посвященные юбилею, состоятся 8 декабря и начнутся с торжественного построения личного состава и вноса Боевого знамени авиабазы Черноморского флота. Для участников праздника будет устроен показ авиационной техники, состоящей на вооружении морской авиации, авиамоделисты продемонстрируют фигуры высшего пилотажа и воздушный бой на моделях различных типов самолетов. Затем планируется открытие мемориальной доски начальнику штаба ВВС ЧФ в период с 1981 по 1984 годы заслуженному военному летчику СССР генерал-лейтенанту авиации Петру Гончарову, который проживал в гарнизоне, открытие после реконструкции Аллеи героев морской авиации Черноморского флота, торжественное собрание, праздничный концерт и угощение жителей и гостей праздника кашей и чаем, приготовленными в полевых кухнях. Завершатся юбилейные торжества праздничным фейерверком.
На праздник приглашены делегации регионов Российской Федерации, осуществляющих шефство над подразделениями морской авиации Черноморского флота.
В настоящее время Кача является одним из двух аэродромов, используемых Черноморским флотом на территории Украины. На нем базируются самолеты и вертолеты противолодочной и транспортной авиации.
"...История поселка Качи началась с ноября 1910, когда первая в России школа военных летчиков начала свой путь. По истечению двух лет недалеко от реки на хуторе Александро-Михайловском был основан поселок..."
Полный бред!
(при всём уважении к автору...)
Ибо
1 - даже в переписи 1915-го года, ни о каком посёлке рядом с военным объектом военного министерства России "Императорская Офицерская Школа Военных Лётчиков" (далее - ИОШВЛ) - ВООБЩЕ НЕ упоминалось!
И только в переписи 1926-го - появляется село Александро-Михайловское, явно, получившееся от расширения одноимённого хутора, большей частью - гражданскими лицами: переселявшимися из Зарайска для обеспечения жизнедеятельности СВОЕЙ авиа-Школы, которых нельзя было расселять в её военном городке..
Само же название Кача, появилось лишб в... 1938-ом году: одновременно с изменением статуса этого села на - посёлок городского типа.
2 - "...Вплоть до 1941 года летная школа обучала летчиков..." - НЕТ, НЕТ и ещё раз - НЕТ! Поскольку ИОШВЛ была уничтожена 16 11 1920 её же личным составом перед уходом в эмиграцию.
А уже 17 11 1920 на оставленном ею аэродроме была создана абсолютно новая Военная авиационная Школа РККА: с костяком из 4-х отказавшихся эмигрировать - инструкторов ИОШВЛ: их приняли в РККА - НО!... - уже 04 12 1920 трёх из них арестовали. И, едва начашееся обучение красных военлётов для КРФ РККА - кануло в Лету. А из "обломков" этой ВАШ - 05 12 1920 была сформирована Тренировочная Школа авиации Южного фронта РККА. Однако, поскольку новые военлёты всё-таки были нужны - в марте 1921-го на аэродром, теперь уже ТША ЮФ РККА высаживается одно Отделение Зарайской Лётной Школы №1: со СВОИМИ самолётами, инструкторами, авиатехниками и даже мастерскими. Которое, поглотив материальную часть ТША ЮФ РККА - стало по СВОИМ методикам обучать ПОЛУ-грамотных посланцев рабочих и крестьян новой России. Соотвественно,: НЕ ИМЕЯ НИКАКОГО отношения к учебным программам для обучения БЛЕСТЯЩЕ образованных офицеров Флота и Армии той России, от которой они так лихо отказались. А уже 20 03 1922 под хутор Александро-Михайловский прибыла ВСЯ Зарайская Лётная Школа №1. Которая, вернув себе СВОЁ же отделение - и стала пра-родительницей, практически всей СОВЕТСКОЙ авиации!... - т.к. именно ЕЁ выпускники направлялись инструкторами во вновь создаваемые авиа-Школы предвоенного СССР.
И в 1941-ом году (получив в 1938-ом всего лишь Почётное имя "Качинская"...) вся эта де-юре ЗАРАЙСКАЯ лётная Школа №1 - эвакуируется в Красный Кут... ну, и далее - по тексту.
С Уважением
Зав. авиа-Сектором Севастопольского городского отделения РГО - Василий Ятленко