704

Переименование городов и улиц не может быть чьей-то прихотью

Не стоит ли и церкви покаяться в делах столетней давности или бездеятельности?
Переименование городов и улиц не может быть чьей-то прихотью
Улица в Воронеже

100-летие гибели царской семьи – одного из самых коварных и кровавых преступлений советской власти на заре ее становления, к сожалению, всколыхнуло горячие умы тех, кто по определению должен призывать общество к покаянию и смирению, а также к прощению, ибо в смутные времена люди часто не ведали, что творили, побуждаемые к насилию фанатиками с такими же горячими головами.



Когда сегодня на Урале Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл взывает всех русских каяться за смерть царя, а руководитель синодального отдела внешних церковных связей Московской патриархии митрополит Илларион призывает к переименованию Свердловской области, у меня невольно появляются вопросы.

А где была церковь и ее иерархи сто лет назад - в минуту отречения Николая Второго от престола? Почему не поддержали словом, служением, призывами к мировой православной церкви, когда самодержца и его семью большевики боязливо перевозили с места на место в те роковые дни, недели, месяцы? Почему в годы революционной смуты церковь отделилась не только от государства, но и от народа, который бы прислушался к церкви и пошел за ней, а не за белыми или красными?

Мы помним и молимся о каждой невинно загубленной душе царской семьи. Кто-то, уверен, кается. Но не стоит ли и церкви покаяться в делах столетней давности или бездеятельности?



Приведу лишь один отрывок из работы доктора исторических наук М.И. Одинцова:

«О настроениях духовенства в начале марта 1917 года писал, к примеру, служащий Московской синодальной конторы Денисов: «Молодые монахи и либеральные «батюшки» неизвестно чему бессознательно радовались и ходили «гоголем», точно их рублем одарили. Пожилые монастырские «старцы» и маститые отцы протоиереи, поседевшие в консисторских интригах, вели себя уклончиво, сумрачно отмалчивались. Мелкая духовная челядь «дерзала»: пела под пьяную руку революционные песни, ходила на митинги, даже «выступала» на них перед жадно глазеющим на новинку столичным сбродом. А в церквах по-прежнему, по заведенной рутине, молились «о благочестивейшем, самодержавнейшем». Впрочем, здесь низшая братия была не виновата: она обращалась за разъяснениями и указаниями к церковным властям, но те как-то мялись и отнекивались либо отвечали: «живите как хотите». Они ссылались при этом, что нет еще «указа» от Святейшего Синода. Рутина царила вовсю, инициативе не было места». Наконец, 6 марта Синод опубликовал послание, в котором «принял к сведению и исполнению» акты об отречении от престола Николая и Михаила Романовых; отменил обязательное упоминание во время церковных служб имени императора и постановил «возносить моления о благоверном Временном правительстве».



Поэтому сейчас призыв и недоумение митрополита - «почему-то наши улицы, города, площади, области до сих пор носят имена тех террористов, которые пришли к власти при помощи немцев в 1917 году» - видятся не только запоздалыми, но и неуместными.

Общество за сто лет сменилось неоднократно. И слава Богу, в массе своей, несмотря на ненавистный церкви советский период, не растеряло патриотизма, любви и веры в родную страну и малую родину от самых крайних точек великой России с севера на юг и с востока на запад. И подтверждений тому – масса, от Великой Победы над фашизмом до волеизъявления народов русского Крыма!



Да, мне, как и многим, не нравится переизбыток советских названий наших улиц, сел и поселков, некоторых городов и областей. И напротив, мне не хватает в этом проявления глубокой истории, когда была бы оказана честь нашим царям, патриархам и митрополитам, графам и князьям, положившим жизнь во славу России, развития ее территорий, промышленности, науки, искусства.

И что теперь делать? Исправлять. Но с одним лишь условием «Не навреди!».



Давайте вернемся в Свердловскую область, которую митрополит предложил переименовать. Сейчас поводом послужило 100-летие террора в отношении царской семьи. Но это же советский путь – переименование к датам или событиям! В том же Екатеринбурге-Свердловске обком КПСС порой одним решением менял названия 40 и даже 60 улиц!

Но есть и иные примеры для подражания. Например, то, что нам явили уральцы в 1914 году, когда началась первая мировая война и возникло в обществе жгучее желание извести все немецкое.



Тогда возник вопрос о переименовании Екатеринбурга на фоне того, как подъем националистических настроений привел к переименованию столицы Российской империи Санкт-Петербурга в Петроград. Переименовать Екатеринбург предложил пермский губернатор, его поддержал главный начальник Уральских горных заводов.

Екатеринбургской городской думе были предложены следующие варианты нового названия: Екатериноград, Иседонск, Екатеринополь, Екатеринозаводск.

Однако после обсуждения Дума единогласно высказалась за сохранение существующего названия Екатеринбурга, «не дерзая посягнуть на название, данное императором Петром Великим».



Дерзнули большевики со всей своей пролетарской прямотой и ненавистью:  «С какой стати славному городу, столице рабочего Урала носить имя пьяной развратной бабы — жены Петра I», — писали они в газете «Уральский рабочий».



Но история и их поправила, точнее – исправила их ошибку. В 1991 году горсовет вернул городу имя Екатеринбург. Но… и в этом случае обошлись без демократических основ. То есть, как при царе и коммунистах, народ никто не спрашивал.



Впрочем, это был как раз тот случай, когда переименование просто витало в воздухе, а проводить референдум – зря тратить деньги.



А вот Свердловская область осталась, как остались и названия многих улиц в Екатеринбурге и в региональных муниципалитетах. А все потому, что со временем народ стал «взрослеть» и спокойнее подходить к этому вопросу. Что не может не радовать.



Например, в 2011 году националисты «переименовали» улицу начдива Азина: на домах появились наклейки с надписью «Улица Гвардии полковника Буданова».

В 2012 году работала специальная комиссия по переименованию улицы Карла Либкнехта, возвращения ей дореволюционного названия — Вознесенский проспект. А инициатором переименования выступил один из коммерческих вузов, сославшись на требования своих студентов.



Ну, и разумеется, православная общественность не раз поднимала вопрос о переименовании улиц, которые носят имена революционеров — Антона Валека, Клары Цеткин, Юлиуса Фучика и других.



Сотрясли воздух.



Конечно, как я уже говорил выше, некоторые советские топонимы, которые ничего не значат, надо бы сменить. Но иной ряд – непременно оставить.Так, народ в ходе опросов не позволил чиновникам от современной власти убрать имя Николая Толмачева с карты Екатеринбурга. И это принципиально важно, хотя, как показали те же опросы, мало кто знает, кто такой Толмачев. А жаль.



Он погиб в 1919 году, в бою: был ранен, решил не сдаваться и застрелился. И было ему всего 24 года. Похоронен на Марсовом поле в Санкт-Петербурге.

Кстати, к РСДРП он примкнул только в 1916 году. Создавал партячейки и газеты на Урале, участвовал в февральском и октябрьском восстании в Петрограде.

Но не этим он, конечно, должен запомниться потомкам, а тем, что по его инициативе были созданы курсы политработников, на основе которых был образован Красноармейский учительский институт, носивший некоторое время имя Толмачева, который в СССР и во всем мире знали, как Военно-политическую академию имени Ленина, а сегодня - Военный университет Министерства обороны Российской Федерации.

То есть Толмачев – выпускник Петербургского политехнического института, одним из первых в советском периоде российской истории понял, сколь высока роль идеологии и политической работы в обществе вообще и в армии в частности, и стал решать задачу подготовки  учителей для красноармейских школ грамотности, инструкторов-организаторов политической и просветительской работы, лекторов и библиотекарей. И его дело живет по сей день…



Разве он не достойный противник, например, справедливо восславленного в последнее время Александра Васильевича Колчака — тоже русского, как Толмачев, военного и политического деятеля, но вошедшего в  нашу историю как руководитель Белого движения, Верховного правителя России и Верховного Главнокомандующего Русской армией во время Гражданской войны?

А ведь в иное время они, наверное, могли бы быть соратниками…



Ну, и бесспорно, что Толмачев – принципиальный враг церкви, ведь он стоял у создания нового института воспитания мировоззрения человека. И неплохой институт получился, что подтвердила дальнейшая история страны и ее самая страшная страница – Великая Отечественная война.



Я к чему привожу такие частности о Толмачеве в столь принципиальном разговоре? Да к тому, что переименование не только городов и улиц, но и тупиков и проездов не может быть чьей-то прихотью. Это прерогатива экспертного сообщества и общества в целом.



В Екатеринбурге, например, и семь лет назад, и сегодня большинство опрошенных граждан негативно относятся к переименованию «советских» улиц.

О моратории на переименование речи не идёт. Но эксперты говорят, что есть основания полагать, чем больше будет попыток переименовать ту или иную улицу в обход желания большинства, тем сильнее общественное мнение будет сдвигаться и в сторону полного запрета переименований.



И еще. Наверное, на основе данного текста у кого-то может сложиться мнение, что я атеист, выступающий против всего церковного. Напротив, я верующий человек. Но – не верящий всякому слову, даже если оно исходит от церкви.

Александр Мосунов

Поделитесь с друзьями:

Комментарии

Profile picture for user Antonov
43

Надо декомунизацию провести- снести все памятники Ленину И деятелям,КПРФ запретить, а улицы переименовать. А в Севастополе ускоренными темпами открыть Парк Исхода.

Profile picture for user nemoronin
2796

Несколько замечаний: 1. не большевики арестовывали и не дали иммигрировать царской семье, хотя преступление убийства на членах этой партии. 2. Ю.Фучик не революционер, а журналист, он стал членом компартии Чехословакии только в 20-х в 1918 году ему было 15 лет и в России он не был. Ну, и вообще, переименование это не самое лучшее занятие и необходимо, как  мне кажется, только в самом крайнем случае.

Profile picture for user dlz77
2467

"..большинство опрошенных граждан негативно относятся к переименованию «советских» улиц...." - это верно. Хотя СССР осуждает значительная часть общества, некоторые люди той системы остаются близкими нам. Как С.М.Киров, С.Орджоникидзе, М.И.Калинин или А.Стаханов. В Москве лет шесть назад станции метро Курская "вернули" советский облик, вернув, кроме прочего, строки гимна времен Сталина на потолок: 

Нас вырастил Сталин — на верность народу

На труд и на подвиги нас вдохновил.

Славься, Отечество чаше свободное,

Счастья народов надежный оплот!

После некоторого обсуждения, большинство сошлось во мнении, что так стало лучше. 

Profile picture for user татьяна русева
319

В Севастополе тоже есть что переименовывать. Улицы Ленина, улицы Розы и Клары, улица Дм.ульянова. Театр им.Луначарского и пр.пр.пр.

Profile picture for user гейзер
3341

 Вспомним: " Евдоким Прохоров, мальчик из бакалейной лавки – 13 лет. Евдоким был шустрым, добрым, сообразительным мальчишкой со смешной челочкой. В этот день он был в смешных башмаках на три размера больше, которые он выпросил у приказчика, чтобы на мероприятии выглядеть солиднее. Одна пуля Евдокиму вошла в голову. На выходе – вылом височной кости. Другая – в животик: разрыв кишечника. Агония у него была долгой, часа 3. Маша Белова, девочка 16 лет. Коса. Скромница. Пора первой любви. При ней был обнаружен дневник с гербарием. Поразителен почерк. Изумительный почерк, которым написаны латинские названия растений. У Маши рассечение лица и головы шашкой. Щека и ухо отделены, висят на мягких тканях. Череп расколот. Обнажение структур головного мозга. Более того, мягкая револьверная пуля в горле, причем, под таким углом, что понятно, что стреляли уже в упавшего.

Есть Андрюша Курочкин. У него еще интереснее. Интересная очень рана, редкая: винтовочная пуля, вхождение через кончик носа, выхождение здесь затылочные части черепа. Андрюша получил пулю, шел еще шагов 15, упал на колени, обмяк и умер в такой позе. Уже мертвый словил еще одну пулю.

Есть Федя Мухин 15 лет, есть Ваня Бибичнн 16 лет. Есть слепенькая старушка Евдокия Васильевна, у которой шашкой отрублены пальцы и многочисленные пулевые и так далее. Они и еще огромное количество людей были расстреляны в центре Петербурга по приказу Николая Кровавого. Мирное, безоружное шествие с портретами того же Николая и различными иконками. Точное количество расстрелянных, порубленных казачьими шашками стариков, старушек и мужичков точно не установлено. Цифра называется от 130 до 5 тысяч. 

  Это были граждане Российской империи, это было безупречное мирное шествие. Кто-нибудь ответит за их смерти или это мусор? И прославляется тот сегодня, кто в этом кровавом идиотизме повинен, кто, безусловно, несет ответственность за всё, что происходит у него в империи как верховный главнокомандующий. Как единственный человек, который отвечает за все происходящее. Вполне естественное возмездие, настигшее его за эти и за прочие художества, почему-то называются подвигом и безвинным страданием. А кто-нибудь вообще может вразумительно наконец объяснить по этому поводу? Или вот России сегодня доставляет наслаждение плескаться в этом раскаленном концентрированном абсурде как в серной кислоте? Это опасно. Вообще, существуют ли какие-нибудь оправдания для расстрела тысяч невинных и наивных людей, которые глупо верили своей власти? И, насколько я знаю, таких оправданий нет. И вот обо всех этих людях забыто, как будто их никогда не было. Не было ни их жизней, ни их смертей, ни их агонии на грязном снегу Петербурга, ничего не было. Они не представляли никакой опасности…

И вот пусть все участники крестных ходов, попы, погромщики скажут: «Ну, тысяча человек – фигня». И  возникает вопрос: а сколько в России надо убить людей, чтобы стать преступником?" (с)