Несколько слов о милосердии и Коле из Нового Уренгоя
Помните, как герой известного фильма Глеб Жеглов произнес сакраментальную фразу: «Милосердие — поповское слово»? Мол, негоже нам, советским людям, проявлять какое-то там старорежимное милосердие. И вот выяснилось, что многие из нас до сих пор руководствуются в жизни этим жегловским принципом.
Согласно определению из философского словаря, милосердие — это сострадательное, доброжелательное отношение к другим людям. Отношение, а не действие, т.е. это то, что внутри нас, свойство души. Антонимами милосердию, согласно тому же словарю, являются жестокосердие, злонамеренность, враждебность. Поэтому милосердие нельзя употреблять избирательно: применять только к одним, и отказывать в нем другим. Оно или есть, или его нет вовсе; человек либо милосердный, либо жестокий и злой.
Войны и страдания, конечно же, ожесточают людей. Могут и совсем вычистить из души милосердие. Но тем не менее всё зависит от человека, от его нравственного выбора. Мой тесть, теперь уже покойный, как-то рассказал историю о том, как они, полуголодные пацаны, многие из которых остались без отцов, таскали из дома хлеб пленным немцам. Охранявшие немцев наши солдаты их отгоняли, говоря, что может быть именно вот эти гады, сидящие здесь, стреляли в ваших отцов. Пацаны это прекрасно понимали, но хлеб все равно приносили…
Но вот, спустя 70 лет мы видим иное. Сытые, знающие о войне только по рассказам и фильмам, сидящие в тепле на мягких диванах перед экранами своих ноутбуков российские граждане, топая ногами и задыхаясь от гнева, призывают чуть ли не линчевать 16-летнего парня за то, что он произнес сочувственные слова об умершем в советском плену немецком солдате.
Да, он допустил в своей речи крайне некорректную фразу о «невинно погибших». Скажу больше, посмотрев его интервью, я понял, что он произнес эти слова вполне осознанно и искренне не понимает, чем так они всех шокировали. Он оправдывается тем, что организаторы сократили его текст и, возможно, поэтому были смещены акценты; что самые важные слова он произнес в заключительной части своей речи о том, что война не должна повториться, и так далее. Наверняка, текст действительно сильно урезали и, может быть, что-то изменили, но Николай еще до выступления видел эту фразу, и она его никак не задела. Да и парень уже почти взрослый и за свои слова должен безусловно отвечать. Но об этом скажу подробнее ниже.
А прежде о том, что за мероприятие было в Бундестаге. И что там делали российские школьники?
Есть в Германии такая общественная организация — «Народный союз Германии по уходу за военными могилами», основанная еще в 1919 году. В том же году этот Союз предложил учредить День памяти павших в Первой мировой войне. С 1948 года этот день стал официально именоваться как Всенародный День скорби, причем по жертвам обеих мировых войн. В этот день в Бундестаге традиционно проводится торжественное траурное собрание с участием не только депутатов и членов правительства, но и иностранных дипломатов и других приглашенных лиц.
А в сибирском городе Новый Уренгой есть гимназия, которая с 2008 года плотно сотрудничает с гимназией им. Фридриха германского города Кассель. Российские дети, изучающие немецкий язык, периодически посещают Германию в рамках программ по обмену школьниками, а немецкие дети, соответственно, посещают Россию. Ничего необычного в таких обменах нет, этим занимаются у нас в стране многие школы, прежде всего специализированные языковые. Правда, справедливости ради, стоит отметить, что далеко не у всех российских школ есть такие щедрые спонсоры, как ООО «Уренгойгазпром» и немецкая компания «Винтерсхалл».
И вот, видимо, благодаря стараниям «газовых» спонсоров в этом году школьники обеих гимназий удостоились права выступить на ежегодном траурном мероприятии в Бундестаге, посвященном Всенародному Дню скорби. Ребята изучили материал, написали доклады, и отправили их организаторам в Германию. В результате были отобраны по три лучших с каждой стороны.
Выступление школьников официально было названо Deutsch-russische Erinnerung an Einzelschicksale ( букв. «Немецко-русское воспоминание об отдельных судьбах»). Каждый из ребят выбрал по одной судьбе. Немецкие дети взяли истории советских людей: пленного офицера Ивана Гусева и угнанной в Германию 17-летней Нади Трувановой. Наши ребята — истории немецких военнопленных.
Примечательно, что были выбраны истории молодых людей, которые умерли в плену не от ран или насилия, а от болезней (туберкулез и др.) либо в результате несчастного случая (отравления метиловым спиртом). То есть к выбору персонажей подошли очень аккуратно.
Посыл мероприятия очевиден: рассказав о жертвах войны — молодых людях, не хотевших воевать, жизнь которых оборвалась, сделать вывод: будь проклята война, миру-мир. То есть банальные общечеловеческие «сопли в сахаре», к которым в Европе все давно привыкли.
Поэтому, думаю, никому из присутствующих в зале Бундестага ни на секунду не показалось, что это выступление школьников может быть истолковано как некое «покаяние» россиян перед немцами и тем паче как попытка реабилитации нацизма.
Теперь вернемся к понятию милосердия и мальчику Коле.
Николай, произнеся слова о «невинных жертвах», проявил милосердие, это факт. Думаю, что он говорил искренне, и очень хорошо, что милосердие присуще этому парню. В этом он наверняка лучше и чище многих из тех, которые рвутся сейчас его растоптать.
Но Коля упустил (а, скорее, всего и не знал вовсе) одну важную вещь: милосердие допустимо только к человеку, а не к тем деяниям, которые этот человек совершает или совершил. По слову святых отцов Церкви, надо любить грешника и ненавидеть его грехи. Человек заслуживает милосердия и даже прощения (при условии покаяния), но вина за совершенные им преступления с него всё равно не снимается. Он остается виновным. Этот подход издревле применяется и в уголовном судопроизводстве. Да, вина бывает разной тяжести, бывают смягчающие вину обстоятельства, которые учитываются судом, но виновный все равно должен быть осужден. Его затем можно помиловать и освободить от наказания, однако, признать невиновным — ни в коем случае.
Очень важно, что вина всегда персонифицирована. Нельзя назначить виновным некое абстрактное зло – войну или «преступный режим». Отвечать за содеянное должен каждый отдельный человек, каждый – за свое. Именно этого, к сожалению, и не понимает Коля Десятниченко.
Вот 70 лет назад наши люди, приносившие еду пленным немцам, эту разницу между грехом и грешником хорошо чувствовали. И их милосердие было осмысленным. Они видели в объекте своей милости несчастного человека, заслуживавшего сострадания. Но прекрасно понимали, что он виновен в том, что он совершил, придя с оружием на нашу землю, и это его преступное деяние однозначно вызывает ненависть.
А у Коли эти понятия смешались до отождествления. И преступников, хоть и заслуживших за свои страдания милости, он назвал невинно пострадавшими.
В чем причина такой слепоты? В слабом знании истории?
Большинство из тех, кто сейчас призывает Колю «учить историю», справедливо говорят о низком качестве нашего школьного исторического образования. Да, преподавать историю надо лучше, но одного этого явно недостаточно.
Многие забывают, что образование состоит из двух неотъемлемых составляющих: обучения и воспитания. Так, кстати, и записано в российском законе об образовании. Улучшить качество обучения можно, но если при этом не воспитать из ученика достойного нравственного гражданина, никакой пользы обществу от знания им исторических дат не будет.
К тому же надо признать, что для нынешних школьников Великая Отечественная война становится примерно таким же отдаленным событием, каким для нас, учившихся в школе 30-40 лет назад, была Первая Мировая. Только картинки и сухие строчки из учебников. Знания о войне сейчас уже не подкрепляется рассказами очевидцев войны, дедушек и бабушек, регулярными встречами с ветеранами, которые имели огромное воспитательное значение. Сейчас этого нет, последние ветераны уходят. Увы, но это факт, от которого никуда не денешься.
И у Коли, кстати, никакого пробела в знании истории может вовсе и не быть. Говорят же, что он является победителем олимпиад и, возможно, прекрасно знает хронологию Второй мировой, может перечислить все значимые ее события и даты.
Очевидные пробелы у него не в знаниях, а в нравственном воспитании, правовом воспитании.
Кто за это несет ответственность? Безусловно, родители и школа.
И одного патриотического воспитания тоже мало. У Коли, как мне кажется, с этим полный порядок: он и со знаменем Победы сфотографировался, и майку с надписью «Россия» надел… Чем не патриот? А не хватает ему другого, более важного воспитания.
И прежде чем упрекать Колю, многим из нас необходимо начать с себя.
Потому как те, кто сейчас гневно клеймят Николая, его школу, органы власти за «покаяние перед фашистами», также явно страдают от дефицита нравственного воспитания. Они тоже отождествляют грех и грешника, но только с противоположным знаком. А это еще хуже.
И последнее. Тем, кто непременно желает соблюдения «паритета», следует обратиться к руководству Государственной Думы с инициативой провести в наш День памяти и скорби 22 июня мероприятие, аналогичное германскому. В здании ГосДумы, а еще лучше в Кремле. Только в Москве более десятка школ и гимназий с углубленным изучением немецкого языка, у каждой из которых существуют давние связи с немецкими школами. Если такое предложить — из желающих немецких школ выстроится очередь.
Олег Денисов, Русская Idea
Как же надоели эти "адвокаты дьявола", готовые любой мерзости найти логичное объяснение. Особенно порадовал аргумент "сытые, знающие о войне только по рассказам и фильмам, сидящие в тепле на мягких диванах..." - сам-то автор, наверняка, писал сие произведение, сидя в промерзшем окопе в перерыве между боями. Не буду много писать, чтобы пост не получился больше самой статьи, а приведу небольшую выдержку из статьи про выступление в Бундестаге действительно достойнейшего представителя России (не "мальчика по обмену"), 95-летнего ветерана Даниила Гранина.
Оба моих деда вовевали в ту войну. Оба получии тяжелые ранение. И оба каким - то чудом выжили. Их рассказы о войне, а точнее 1941 - 1942 гг, сильно отличались от художественных фильмов (старых и современных). один из них рассказывал о целых железнодорожных эшелонах (!) дезертиров c фронта. пусть историей занимаются историки. там есть еще материал для исследований.
Раны народной памяти зажили, шрамы остались. И ковырять их не надо ни коле, ни ему подобным - получил ответку.
Я поначалу тоже восприняла это выступление очень отрицательно на чисто эмоциональном уровне. Наше поколение получило много знания и фактов о ВОВ, к счастью , не испытав, самого страшного. Однако мой народ- победитель великодушно подвёл черту , не простил, но и не поклялся в вечной ненависти к побеждённым в борьбе лицом к лицу, а не в подлой современной информационной войне с применением лжи ,манипуляций, т.н. называемой мягкой силы, не щадящей ни параолимпийских спортсменов, отнимающей заслуженные медали у ?других, не гнушающейся никакими самыми подлыми средствами для достижения цели. Так вот, переварив всё увиденное и услышанное , думаю, что у школьника Коли просто не было никакого права выступать с такой речью в немецком Бундестаге. Это было достойно ветерана, такого как Гранин, или другого, победившего и отпустившего грехи побеждённым во имя будущей жизни. А Коле со товарищи надо учить историю не только по книжкам, но узнать факты из документов, из честных рассказов свидетелей. Хорошо, что есть обмен с немецкой молодёжью, вот пусть и обсуждают полученное и увиденное под руководством знающих учителей совместно, а не перед депутатами Бундестага.
С 90-х нас все время принуждают к покаянию и примирению и ответу "за все" - за разрушение царской России, за "голодоморы" и "оккупации" "братских " республик, за "коммунистическое иго" с бесплатной медициной, равенством, уважением трудового человека и прекрасным образованием, давшим толчок развитию страны до одного из самых развитых государств мира, за красный террор(как будто не было белого), Либералы у власти страшно боятся народной памяти и этой эпохи социализма! Им нужны покорные и тупые, поэтому замарывают страницы истории, замарывают грязью достижения СССР, Стыдливо прячут за фанерой Мавзолей и придумывают дурацкие праздники вроде Дня независимости или Единения(кого с кем) , отмечая дату 4оо-летней давности - изгнания поляков из Москвы. Стыдливо убрали названия"Великая Октябрьская Социалистическая революция, заменив на "Русскую" - какую?, их три было! Заменили Великую Отечественную войну 1941-45 на Вторую мировую, уже приравнивают Сталина с Гитлером, уже в открытую говорят о сословности и монархии. Наш паровоз умудрился повернуться вспять и катится в прошлое. Теперь государство с ОТСУТСТВИЕМ ИДЕОЛОГИИ выпестовывает поколения бесполых духовно - потребителей, у которых единственный кумир - деньги. Без памяти, без корней. Долго ли устоит такое государство? Стыдно, господа за вас! Но вам-то - что божья роса. Плевать народу в душу можно до определенного времени, когда терпение переполнится - тьма примеров. Поэтому и стараетесь вместе с церковью растить покорных терпил, уготовив нам роль быдла бесправного и покорного, и таких коль будет все больше и больше. Отмазываетесь - вас не так поняли, кураторы!Да нет, хорошо все всё поняли: это не первый зондаж общественного мнения: проглотят или не проглотят молча. Ваши партнеры западные очень довольны - все идет по плану: сами разрушим себя изнутри без всяких войн.
Мой отец был примерно такого же возраста. а может моложе этого коли (16-21?сколько там ему), когда стрелял из 45-пятки прямой наводкой раненый по танкам под Сталинградом, последний из всего расчета, а потом за ним как за зайцем гнался танк. Попал в плен и три дня без воды и перевязки под пеклом на солнце. Бежал, добрался до своих, воевал, дошел до Будапешта. Пришел с войны . восстанавливал Севастополь, умер в 53 года - сказались тяжелые ранения. И мне каяться перед "невинными туристами"-фашистами?! И оправдывать?! Как бабушка Коли, сказать, что мальчик правильно расставил приоритеты?! Бабушка - заслуженный учитель - историк... Скольким же эта бабушка вдолбила уже такие же "приоритеты"? Нельзя думать, что народ дурнее властей - отвечать придется. И тогда какие оправдания приведете. кроме "нас не так поняли"?
to nord (севастополь):
to Ирина Маттис:
Давно на почве европейской,
Где ложь так пышно разрослась,
Давно наукой фарисейской
Двойная правда создалась:
Для них – закон и равноправность,
Для нас – насилье и обман...
(Тютчев)
Не прощают нам, что русские, что живуча Россия.
Наши ТВ каналы - главный рычаг промывки мозгов молодёжи. Чудовищная айфонизация уже приводит к тому, что паспорта будут заменены чипами в гаджетах. Фейсбук рулит опутывая сетью миллионы пользователей. Переключая каналы можно встретить то Борового перехватившего русофобское знамя Новодворской, а на НТС вытащили фильм о маршале Жукове, где интервью берут у предателя Виктора Суворова, называя его просто "писателем"....Камо грядеши?
to Absolut (Севастополь): Если посмотреть, кто является учредителями и спонсорами наших главных ТВканалов, то становится очевидным, кто на самом деле власть в стране. Хотя это и так давно известно.
Мой дед наверное в гробу переворачивается от слов этого Коли.
[url=http://radikal.ru/video/LsWlxXFSG8a][img]http://poster.radikal.ru/1711/72/15963e810a4d.jpg[/img][/url]
Проблема не в Коле, не в том кокой он конкретно....., не в немце, который заглянул в плену ( по человечески его жалко).
Проблема в системе образования, культуры,
В готовности наших людей за их коврижки им задними лизать
В конце 80-90х уже долизались. Мало??
СССР продвигали от президента до стиляги .
Заграница нам не поможет. Уже проверили .