911

Грешно открывать фантом Театра

Театр, о котором на всю страну протрубили средства массовой информации, начнет функционировать только через четыре года.
Грешно открывать фантом Театра

Свершилось! Севастопольский государственный театр оперы и балета торжественно открыт.

По словам министра культуры О. Б. Любимовой, «учреждение» возникло для того, чтобы «существенно обогатить культурную жизнь полуострова, сделать Крым точкой притяжения не только для туристов, но и для поклонников классического искусства». А губернатор Севастополя М. В. Развожаев в «уникальном явлении – зарождении театра» увидел аллюзию на древний херсонесский театр, где «больше 2500 лет назад уже играли спектакли».

Однако не спешите искать новый театр на карте города-героя и знакомиться с его репертуаром на официальном сайте.

Он существует только на бумаге, то есть, в официальных документах Министерства культуры Российской Федерации.

Впрочем, из приветственной речи Михаила Развожаева выяснилось, что федеральный «центр искусств», на который возложена «миссия – вернуть “столичность” культурному пространству Крыма и Севастополя, задав совершенно новый уровень развития» (слова из пресс-релиза), успел обзавестись и руководством, и труппой.

Вот только имена этих «счастливцев» почему-то засекречены. Известен лишь директор Сергей Полунин да его заместитель Андрей Уваров.   

Если 4 сентября «начало большой истории» (девиз, указанный в буклете) бесплатно созерцали городские чиновники разного калибра, депутаты, делегаты и яркие представители бодрой севастопольской общественности, то на следующий день – все остальные, кто купил билеты по цене от пяти тысяч до пятисот рублей. Причем, программа концерта «по пригласительным» состояла  из семи номеров, а «за деньги» – из семнадцати. 

Как оказалось, открыт был не только «Театр оперы и балета Севастополь» (так на логотипе), но и его первый сезон… на сцене Севастопольского академического драматического театра.То есть, новый театр начался с чужой вешалки, нарушив евангельскую заповедь: «Молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережется и то и другое».

А стартовал он с «Гала-концерта звезд мирового балета», афиша которого, по представлению Ольги Любимовой, «содержит целое созвездие имен видных деятелей отечественного и зарубежного хореографического искусства». Андрей Уваров отметил особую заботу организаторов о составе участников и программе, чтобы концерт стал «ярким событием на культурной карте всей России».

Как раз с составом «видных деятелей» случился конфуз.

Поначалу заявлены были семь артистов Большого театра и четыре – Мариинского, из них семеро – в статусе прима-балерины и премьера, четверо – первых солистов. Буквально за несколько дней до концерта, когда касса объявила аншлаг, вышла новая афиша с измененным составом исполнителей: одна прима-балерина – Светлана Захарова, два премьера, еще двое – контрактники Большого театра (бывшие премьеры), остальные – артисты или солисты балета, Мариинский театр прислал только Марию Ширинкину и Владимира Шклярова.

Неудобно получилось и с завышенным статусом приглашенного солиста Баварского государственного балета Сергея Полунина, которому в первом варианте афиши приписали положение премьера в Королевском балете Великобритании, утраченное им в 2012 году.

Но, оказывается, не «звездностью» единой здравствует артист. «Я считаю, что искусство неотделимо от жизни нашей страны, нас самих. Это национальная гордость, достопримечательность!» – заявил директор новоиспеченного театра в обращении к публике Гала-концерта. Так и хочется воскликнуть вслед за гайдаевским режиссером Якиным: «Боже, какой типаж! Замечательно, поразительно, гениально!»

Трудно сказать, кто разрабатывал пиар-кампанию этой «балетной феерии», но практически вся пресса, включая «Российскую газету», опубликовала следующую «болванку»:

«Поздравить город со столь знаковым событием и открыть новую страницу в его развитии в Севастополь приедут артисты Королевского балета (Лондон) и Баварского государственного балета, Большого и Мариинского театров. Премьерные гала-концерты “Звезды мирового балета” станут большим праздником для всего Крымского полуострова, так как объединят выдающихся танцовщиков современности».

Вот такая маленькая ложь и невинная манипуляция во имя Севастопольского театра оперы и балета, «призванного… расширить творческие контакты, обеспечить доступ зрителей к общемировым и национальным культурным ценностям, развить творческий потенциал подрастающего поколения».

Однако не мешало бы честно посмотреть в глаза судьбы такого сложнейшего учреждения культуры, как театр с оперной и балетной труппой, оркестром, громоздкой постановочной частью. Во имя чего он создается? Определена ли его художественная идея, без которой творческая форма мертва, а театральный зал – пустыня?

Или все уже так запущено в культуре, политике, общественной жизни, что карнавальная поэтика необратимо перевоплотилась в фарсовую антиэстетику? 

Тем не менее, руководствуясь Указом Президента В. В. Путина «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», а также благими намерениями заинтересованных лиц, на мысе Хрустальный должен возникнуть культурно-образовательный кластер, включающий Театр оперы и балета, Хореографическую академию, Высшую школу музыкального и театрального искусства. Для этого в центральной части города отведено 54 гектара земли.    

Значит, театр, о котором на всю страну протрубили средства массовой информации, начнет функционировать только через четыре года.

А как же быть с тем «учреждением», которое с помпой открылось на глазах почти двух тысяч севастопольцев? Ведь публика действительно наблюдала выступление столичных гастролеров под фонограмму, не всегда согласованную с физическими возможностями артистов: проникновенное – Нины Капцовой и Александра Волчкова; по-ученически чистенькое – Елизаветы Кокоревой и Артема Овчаренко; старательное, но без сценического обаяния – Антонины Чалкиной и Егора Геращенко.

Блеснул уверенной техникой и темпераментным талантом Игорь Пугачев. Увы, молодым солисткам не дались коварные 32 фуэте.

Практически один и тот же набор смелых па продемонстрировал Сергей Полунин в любовно-надрывных номерах на попсовые песни «Take me to church» Hozier и «Стану ли я счастливее» М. Фадеева. В качестве бонуса публика созерцала художественное оформление полуобнаженного торса танцовщика.  

Светлана Захарова сполна раскрыла свое редкостное дарование в двух хореографических миниатюрах: неувядаемом «Умирающем лебеде» и современном «Откровении» Мотоко Хираяма, на музыку Дж. Уильямса к кинофильму «Список Шиндлера». Балерина явила себя выдающимся мастером сцены – с неповторимым стилем и проникновенной, глубоко личной темой. 

Думаю, тот «культурный прорыв», который, по мнению М. В. Развожаева, 4 и 5 сентября начал Севастополь, вполне отражает тенденцию, доминирующую в современном искусстве – желание получать только удовольствие, не напрягаться, забыть о катарсисе и воспитании чувств.

Неважно, что происходит на сцене; важно, как это преподнесено. Произведения искусства вырождаются в бытовое явление, ординарный рыночный товар. Творцам предложено просто «отбыть номерок», без затей отнестись к «жизни в искусстве», еще совсем недавно овеянной святым и самозабвенным служением.

Театр только тогда обретает самобытность, когда способен рефлексировать свою эпоху.

В случае с Севастопольским театром оперы и балета наибольшее значение приобретает экспозиция его основания, сформированная уникальным контекстом месторазвития, что, согласно термину Г. В. Вернадского, есть «определенная географическая среда, которая налагает печать своих особенностей на человеческие общежития, развивающиеся в этой среде».

Севастополь – город с непредсказуемой судьбой и драматичной историей, поэтому его жители очень чувствительны к неправде и подтасовкам. Севастопольцы еще способны отзываться на звуки лиры, пробуждающей добрые чувства. А значит, грешно открывать фантом театра, ведь «незабываемые эмоции» могут иметь и отрицательный заряд.

Чем еще удивит зрителей дирекция нового театра? Сезон ведь должен продолжаться…    



Ольга Ковалик

Поделитесь с друзьями:

Комментарии

Profile picture for user Absolut
2532

Вершина балетного искусства - Шпагат Волочковой на сеновале...Увы, есть к чему стремиться.

Profile picture for user ulogin_vkontakte_382715940
229

Профанация как часть некоего постмодерна по сути давно уже обыденность

Profile picture for user Наталия Алексеевна Скалкина
7

Вы знаете, а мне и моей семье все очень и очень понравилось! Вот искренне! Мне очень и очень жаль, что прекрасное, очень запоминающееся начало первого сезона нового театра по какой-то нашей традиции оценивается по принципу "обязательно всё раскритиковать, влив даже не ложку дегтя в бочку мёда, а все измазав этим дегтем". Мы были на этом гала, обожаем балет и вообще классическое музыкальное искусство, ездим специально в другие города на ценные для нас мероприятия. И я могу сказать, что нужно просто быть в курсе, просто знать и понимать, что гала-концерты артистов из разных театров - это всегда риск организаторов, что они могут не все приехать/быть заменины на других. Это всегда и везде так. Всегда! Нет ни одного гала-концерта в том же Кремлевском дворце съездов в Москве, который делает и фонд Мариуса Лиепа и фонд Владимира Винокура, на которые мы специально ездим уже много лет, где не поменялся бы состав испонителей даже в день самого концерта!! Нужно ли было тогда поступать так, как поступают другие организаторы концертов - вообще не писать имен, а говорить только общие фразы-описания гала?! Не уверена... Мне хочется знать, кто приедет, да фраза, что состав артистов может измениться, присутствует. Да, нужно быть к этому готовым. Нужно нам всем, театралам, становится "профессиональным зрителем". да, нужно, разбираться не по верхам, а погружаться глубже, чтобы понять, что происходит, тем более, если позволять себе столько отрицательной оценки. В данном случае те звезды ПЕРВОЙ ВЕЛИЧИНЫ, которые заявлялись, приехали, не так ли? И Светлана Захарова, и Сергей Полунин, и Владимир Шкляров с супругой, замечательной балериной Марией Ширинкиной. Замены других были на равноценных исполнителей. От исполнения которых, я точно могу сказать, мы всей семьей, получили огромное удовольствие. Поэтому никаких вопросов к организатору, нашему новому театру, тем более с подковыркой, как написано выше, у меня и моей семьи, нет. И потом, раз в этом тексте есть претензия на оценку, то знаете ли вы, почему произошла замена. Вот я знаю, потому что это официально публиковалось, и это можно было прочитать и сослаться на это здесь, хотя бы для объективности.. И причина внешняя, а не проблема руководства нового тетра, которому мы только благодарны, что они устроили ТАКОЙ ПРАЗДНИК! Что, было бы лучше, если бы этих гала не было сейчас проведено?! На мой взгляд - нет. И - почему изложена полуправда? Раз есть ещё и претензия на изучение предмета, о котором написано, почему бы не написать честно про первый день события?!? Так трудно благодарить? Благодарить за то, что по инициативе именно этого театра в первый день гала 2/3 зала были приглашенные медицинские и соц. работники из Севастополя и Крыма!? Которым бесплатно были выданы приглашения! И руководство театра (кстати, и нашего города тоже) ни разу нигде об этом скромно не сказало! Никакого пиара на этой теме. Вообще. Не молодцы ли?! Вы не хотите вообще ничего позитивного сказать? А я хочу: у нас ходила знакомая, старшая мед. сестра из Симферополя, и такого восторга от праздника, который подарили, в частности, ей, я давно не слышала! И поэтому еще раз благодарю этот театр. И да - мы лично желаем действительно начать и продолжить большую историю этого театра у нас в Севастополе. Мы будем только "за". И всегда поддержим, планка задана, и, действительно, на высоком уровне!

Profile picture for user Наталия Алексеевна Скалкина
7

PS Зачем размещать фото к этой статье номера, которого не было на сцене в эти два вечера?... Раз уж ищите что-то на просторах интернета, то можно было бы и реальную фотографию "с места события" разместить. Публикаций полно.

Profile picture for user Elena-S
341

Я еще читала когда-то, что у нас есть "Севастопольский цирк". Сайт даже есть https://www.circus-sevastopol.ru/ А цирка нет в реальности.

to Наталия Алексеевна Скалкина:  Хорошо, что вам понравился концерт. Но почему концерт на чужой сцене называют открытием театра... Театр- это постоянная труппа, творческие руководители, костюмеры, бутафоры, но и здание, и кулисы, и кресла... 

Таким способом у нас можно все что угодно пооткрывать. Арендуй полку в супермаркете- назови открытием нового магазина, в Панораме выстави семейные реликвии времен Крымской войны -назови новым музеем, в кинотеатре Россия покажи свое кино, арендовав зал -назови новым кинотеатром.

И всем руководителям всего нового надо выделять ставки из бюджета.

Profile picture for user Наталия Алексеевна Скалкина
7

Наверное, Вам было бы очевиднее, что это было, если бы Вы прочитали, как на самом деле было написано на афише, в буклете и в новостях, что это было за открытие, а именно "Открытие первого сезона театра", а отнюдь никак не самого театра, как Вы пишите. Академия хореографии тоже у нас открылась и тоже - на арендованной площади. И что? Как это мешает ребятишкам заниматься, пока здание строится? Повторюсь, нам всем надо становится вдумчивыми, "профессиональными" зрителями и знать законы нашего государства - если гос. организация культуры приказом Правительства нашей страны и министерством культуры учреждено, оно должно (по закону!) начать функционировать. На своей ли территории, на чужой ли - не важно, но способы администрация театра обязана найти! В данном случае я только аплодирую руководству театра, которое устроило нам праздник - гастроли очень и очень достойных артистов. Была бы у них своя сцена, они также могли бы принять у себя этих артистов, провести эти гала-концерты. А здесь - на арендованной, и что плохого?! Мы, зрители, им также были бы благодарны за это, разве нет? Труппа, что оперы, что балета, что оркестр, все равно в одночасье никогда не наберется. Молодцы они, что сформировали программу, огранизовали приезд артистов и технического персонала (своего, что можно было прочитать в буклете!). Это же он - наш новый театр всё сделал! Кто у нас еще мог бы это совершить?! Часто ли к нам приезжают артисты балета такого уровня?! И никакими сайтами и профилями в соцсетях они не пиарятся, скромно себя держат, при этом начинают свою деятельность в нашем родном городе. А как здание построится, продолжат уже у себя нас радовать великим классическим искусствои оперы и балета. Мы только будем рады к ним ходить всей семьей и с нашими многочисленными друзьми-почитателями музыкального театра!!

Profile picture for user Кузнецова Татьяна
1

Мы были на концерте. Всей семьей, с мужем и дочками. Нам очень понравилось, чудесная атмосфера была, настоящий праздник!  Артистам устроили такие овации! Мы тоже изо всех сил хлопали, как и все в зале.  Артисты молодцы и организаторы, новый театр оперы и балета, тоже молодцы. Хотелось бы продолжения и побольше таких концертов, разных - и оперы и балета. И вообще не понимаю, зачем ругать все подряд.

Profile picture for user Antonioni
417

По открытию фейковых организаций Севастополь скоро пожалуй преплюнет ридну неньку Украину, где есть полиция Крыма, прокуратура Крыма и т.д. Полностью согласна с автором! 

Profile picture for user Aleks V
1

 

По открытию фейковых организаций Севастополь скоро пожалуй преплюнет ридну неньку Украину, где есть полиция Крыма, прокуратура Крыма и т.д. Полностью согласна с автором! 

 

Слушайте, не смешите,  раз не знаете и не понимаете ничего в работе театров, и вообще творческих коллективов! Это вам не полиция и не прокуратура. У меня сестра работает в знаменитом ансамбле имени Моисеева, да , того самого прославленном на весь мир коллективе, который ещё называют "балет Игоря Моисеева". Знаете ли вы, что ансамблю больше 80 лет и У НИХ НЕТ И НИКОГДА НЕ БЫЛО СОБСТВЕННОГО ЗДАНИЯ ТЕАТРА??! А все эти годы есть только репетициоанная база (в стенах зала Чайковского). И это - в Москве! И это - нормально и повсеместно, знаю из первых уст, а для функционирования театра не мешает ему быть супер знаменитым по всему миру!  Где тут фейковость?!?! Что за претензии реально всё время - люди сделали хорошие концерты,  по соц линии людей пригласили бесплатно!!, артистов из знаменитых театров привезли, чтобы нас порадовать, а всё вам не так, всё через критику: что все злые то такие?!

 

Profile picture for user AnnaFrstv
1

Правильно! Пускай лучше не будет ничего, чем новый оперный театр, построенный по современным технологиям. Жители Севастополя ведь легко могут смотаться на оперу или балет в Москву, Питер и Пермь. Это им как на трамвае проехать.) 



Уверена, что большинство жителей Севастополя видели балет по ТВ. Некоторые - в последний раз в 1991 году.)) Оперный спектакль - вообще единицы. К вам приехали действительно звезды мирового уровня, но опять оказалось не то...

Profile picture for user lorma
593

Впечатление,что это была разовая акция как оправдание творящегося беспредела на мысе Хрустальном.

Profile picture for user Татьяна777
1472

Андрей, Вы, конечно читали статью Ольги Ковалик " Грешно открывать фантом театра". 

Помните, как она заканчивается: 

Севастополь – город с непредсказуемой судьбой и драматичной историей, поэтому его жители очень чувствительны к неправде и подтасовкам. Севастопольцы еще способны отзываться на звуки лиры, пробуждающей добрые чувства. А значит, грешно открывать фантом театра, ведь «незабываемые эмоции» могут иметь и отрицательный заряд.

Чем еще удивит зрителей дирекция нового театра? Сезон ведь должен продолжаться…    



Ольга Ковалик

Отсчёт "творческих" сезонов открыт. В этом году уже второй. Уверена, что Севастопольский театр оперы и балета является единственным в мире, где за сезон проходит пара привозных гала концертов. Раньше такое называлось очковтирательство ( даже учитывая пандемию и связанные с ней ограничения). Ах, да, Вы же пока "приноравливаетесь". Впечатлила зарплата главного за 2019 год, на днях опубликованная на Форпосте "А вот доходы Сергея Полунина, ректора и директора пока не построенного Севастопольского государственного театра оперы и балета упали в 2020 году в 10 раз — с 62 миллионов в 2019 году до менее чем 7 — в 2020-м."

Просмотрела Ваше интервью. Приятная беседа почти ни о чём. Всем же понятно, что Вы не выскажете своего мнения об "архитектурных шедеврах" оперного театра и Хореографической академии. Первый - Нью Сидней ( чтобы и у нас не хуже), вторая - ужасающий пример какого-то неоконструктивизма 70-х годов. Больше всего хотелось из интервью узнать, что за эти два года сделано, что в "сухом остатке". Но услашала только о горящих глазах детей из Хореогафического училища, что из них ещё вырастут мастера и т.д. и т.д. в стиле всё лучшее - детям. А вот в другом интервью Вы даёте более искренние ответы :

— Выпускники балетных школ часто жалуются, что их после окончания обучения не берут ни в один театр. В чем здесь проблема?

— А почему их не взял ни один театр? Потому что они не соответствуют тем критериям, которые предъявляют театры. 

А почему они не соответствуют? Потому что они заведомо были взяты с позиции профнепригодности. 

А почему? Потому что школы вынуждены брать всех, поскольку туда не такой большой конкурс, как необходим. Мальчики вообще в тотальном дефиците — нужно же, чтобы кто-то девочек держал в дуэтах. В итоге школа берет почти всех, а вот театр брать всех не обязан. Вот и получается, что выпускники остаются не востребованы. "

Вот навскидку несколько вопросов к Вам.

 

Вы сейчас постоянно живёте в Севастополе или тоже наездам

Из всех составных оперного театра можно взять, к примеру, оркестр. Вы уже продумали, откуда кадры возьмёте. 

Есть путь, по которому в своё время Курентзис пошёл. В Пермь из Москвы и Питера регулярно приезжали на симфонические концерты музыканты весьма высокого уровня, в большинстве своём солисты, которые садились в оркестр.  Платили хорошо. Но это очень дорого и долго продолжаться не может. 

Есть другой путь, более правильный, работающий на перспективу и на культурное развитие своего города. Так поступили в Свердловской  филармонии. Много лет назад руководство поняло проблему кадрового голода и невозможность дать квартиры приглашённым иногородним музыкантам и создало свой молодёжный симфонический оркестр. Этакий симфонический инкубатор. 

Они также являются коллективом филармонии, получают зарплату, а потом уже держат конкурс в превосходный оркестр Дмитрия Лисса. 

Но Екатеринбурге есть и муз. училище, и Консерватория, есть основа, есть откуда кадры брать. А в Севастополе нет даже муз. училища. 

У Вас какие мысли? (Хотя есть и чисто крымский вариант, как поступили с Ялтинским оркестром. Там просто раздербанили местный оркестр, чтобы укрепить Симферопольский под прибывшего из Донецка дирижёра)

А помимо оркестра - хор, солисты, балет, осветители, гримёры, пошивочный цех, декорации... 

Честно говоря, с трудом верится  в репертуарный театр оперы и балеты в Севастополе. Это ещё, может быть, в Кёнигсберге смогут организовать репертуарный театр. Всё-таки сам Рихард Вагнер в городе работал...Разные культурные весовые категории...

Но, при всех высказанных сомнениях, желаю Вам, Андрей, успехов на новом поприще  и , как говорили у нас в Филармонии очередному новому директору : "В добрый путь!"