Грешно открывать фантом Театра
Свершилось! Севастопольский государственный театр оперы и балета торжественно открыт.
По словам министра культуры О. Б. Любимовой, «учреждение» возникло для того, чтобы «существенно обогатить культурную жизнь полуострова, сделать Крым точкой притяжения не только для туристов, но и для поклонников классического искусства». А губернатор Севастополя М. В. Развожаев в «уникальном явлении – зарождении театра» увидел аллюзию на древний херсонесский театр, где «больше 2500 лет назад уже играли спектакли».
Однако не спешите искать новый театр на карте города-героя и знакомиться с его репертуаром на официальном сайте.
Он существует только на бумаге, то есть, в официальных документах Министерства культуры Российской Федерации.
Впрочем, из приветственной речи Михаила Развожаева выяснилось, что федеральный «центр искусств», на который возложена «миссия – вернуть “столичность” культурному пространству Крыма и Севастополя, задав совершенно новый уровень развития» (слова из пресс-релиза), успел обзавестись и руководством, и труппой.
Вот только имена этих «счастливцев» почему-то засекречены. Известен лишь директор Сергей Полунин да его заместитель Андрей Уваров.
Если 4 сентября «начало большой истории» (девиз, указанный в буклете) бесплатно созерцали городские чиновники разного калибра, депутаты, делегаты и яркие представители бодрой севастопольской общественности, то на следующий день – все остальные, кто купил билеты по цене от пяти тысяч до пятисот рублей. Причем, программа концерта «по пригласительным» состояла из семи номеров, а «за деньги» – из семнадцати.
Как оказалось, открыт был не только «Театр оперы и балета Севастополь» (так на логотипе), но и его первый сезон… на сцене Севастопольского академического драматического театра.То есть, новый театр начался с чужой вешалки, нарушив евангельскую заповедь: «Молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережется и то и другое».
А стартовал он с «Гала-концерта звезд мирового балета», афиша которого, по представлению Ольги Любимовой, «содержит целое созвездие имен видных деятелей отечественного и зарубежного хореографического искусства». Андрей Уваров отметил особую заботу организаторов о составе участников и программе, чтобы концерт стал «ярким событием на культурной карте всей России».
Как раз с составом «видных деятелей» случился конфуз.
Поначалу заявлены были семь артистов Большого театра и четыре – Мариинского, из них семеро – в статусе прима-балерины и премьера, четверо – первых солистов. Буквально за несколько дней до концерта, когда касса объявила аншлаг, вышла новая афиша с измененным составом исполнителей: одна прима-балерина – Светлана Захарова, два премьера, еще двое – контрактники Большого театра (бывшие премьеры), остальные – артисты или солисты балета, Мариинский театр прислал только Марию Ширинкину и Владимира Шклярова.
Неудобно получилось и с завышенным статусом приглашенного солиста Баварского государственного балета Сергея Полунина, которому в первом варианте афиши приписали положение премьера в Королевском балете Великобритании, утраченное им в 2012 году.
Но, оказывается, не «звездностью» единой здравствует артист. «Я считаю, что искусство неотделимо от жизни нашей страны, нас самих. Это национальная гордость, достопримечательность!» – заявил директор новоиспеченного театра в обращении к публике Гала-концерта. Так и хочется воскликнуть вслед за гайдаевским режиссером Якиным: «Боже, какой типаж! Замечательно, поразительно, гениально!»
Трудно сказать, кто разрабатывал пиар-кампанию этой «балетной феерии», но практически вся пресса, включая «Российскую газету», опубликовала следующую «болванку»:
«Поздравить город со столь знаковым событием и открыть новую страницу в его развитии в Севастополь приедут артисты Королевского балета (Лондон) и Баварского государственного балета, Большого и Мариинского театров. Премьерные гала-концерты “Звезды мирового балета” станут большим праздником для всего Крымского полуострова, так как объединят выдающихся танцовщиков современности».
Вот такая маленькая ложь и невинная манипуляция во имя Севастопольского театра оперы и балета, «призванного… расширить творческие контакты, обеспечить доступ зрителей к общемировым и национальным культурным ценностям, развить творческий потенциал подрастающего поколения».
Однако не мешало бы честно посмотреть в глаза судьбы такого сложнейшего учреждения культуры, как театр с оперной и балетной труппой, оркестром, громоздкой постановочной частью. Во имя чего он создается? Определена ли его художественная идея, без которой творческая форма мертва, а театральный зал – пустыня?
Или все уже так запущено в культуре, политике, общественной жизни, что карнавальная поэтика необратимо перевоплотилась в фарсовую антиэстетику?
Тем не менее, руководствуясь Указом Президента В. В. Путина «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», а также благими намерениями заинтересованных лиц, на мысе Хрустальный должен возникнуть культурно-образовательный кластер, включающий Театр оперы и балета, Хореографическую академию, Высшую школу музыкального и театрального искусства. Для этого в центральной части города отведено 54 гектара земли.
Значит, театр, о котором на всю страну протрубили средства массовой информации, начнет функционировать только через четыре года.
А как же быть с тем «учреждением», которое с помпой открылось на глазах почти двух тысяч севастопольцев? Ведь публика действительно наблюдала выступление столичных гастролеров под фонограмму, не всегда согласованную с физическими возможностями артистов: проникновенное – Нины Капцовой и Александра Волчкова; по-ученически чистенькое – Елизаветы Кокоревой и Артема Овчаренко; старательное, но без сценического обаяния – Антонины Чалкиной и Егора Геращенко.
Блеснул уверенной техникой и темпераментным талантом Игорь Пугачев. Увы, молодым солисткам не дались коварные 32 фуэте.
Практически один и тот же набор смелых па продемонстрировал Сергей Полунин в любовно-надрывных номерах на попсовые песни «Take me to church» Hozier и «Стану ли я счастливее» М. Фадеева. В качестве бонуса публика созерцала художественное оформление полуобнаженного торса танцовщика.
Светлана Захарова сполна раскрыла свое редкостное дарование в двух хореографических миниатюрах: неувядаемом «Умирающем лебеде» и современном «Откровении» Мотоко Хираяма, на музыку Дж. Уильямса к кинофильму «Список Шиндлера». Балерина явила себя выдающимся мастером сцены – с неповторимым стилем и проникновенной, глубоко личной темой.
Думаю, тот «культурный прорыв», который, по мнению М. В. Развожаева, 4 и 5 сентября начал Севастополь, вполне отражает тенденцию, доминирующую в современном искусстве – желание получать только удовольствие, не напрягаться, забыть о катарсисе и воспитании чувств.
Неважно, что происходит на сцене; важно, как это преподнесено. Произведения искусства вырождаются в бытовое явление, ординарный рыночный товар. Творцам предложено просто «отбыть номерок», без затей отнестись к «жизни в искусстве», еще совсем недавно овеянной святым и самозабвенным служением.
Театр только тогда обретает самобытность, когда способен рефлексировать свою эпоху.
В случае с Севастопольским театром оперы и балета наибольшее значение приобретает экспозиция его основания, сформированная уникальным контекстом месторазвития, что, согласно термину Г. В. Вернадского, есть «определенная географическая среда, которая налагает печать своих особенностей на человеческие общежития, развивающиеся в этой среде».
Севастополь – город с непредсказуемой судьбой и драматичной историей, поэтому его жители очень чувствительны к неправде и подтасовкам. Севастопольцы еще способны отзываться на звуки лиры, пробуждающей добрые чувства. А значит, грешно открывать фантом театра, ведь «незабываемые эмоции» могут иметь и отрицательный заряд.
Чем еще удивит зрителей дирекция нового театра? Сезон ведь должен продолжаться…
Ольга Ковалик
Вершина балетного искусства - Шпагат Волочковой на сеновале...Увы, есть к чему стремиться.
Профанация как часть некоего постмодерна по сути давно уже обыденность
Вы знаете, а мне и моей семье все очень и очень понравилось! Вот искренне! Мне очень и очень жаль, что прекрасное, очень запоминающееся начало первого сезона нового театра по какой-то нашей традиции оценивается по принципу "обязательно всё раскритиковать, влив даже не ложку дегтя в бочку мёда, а все измазав этим дегтем". Мы были на этом гала, обожаем балет и вообще классическое музыкальное искусство, ездим специально в другие города на ценные для нас мероприятия. И я могу сказать, что нужно просто быть в курсе, просто знать и понимать, что гала-концерты артистов из разных театров - это всегда риск организаторов, что они могут не все приехать/быть заменины на других. Это всегда и везде так. Всегда! Нет ни одного гала-концерта в том же Кремлевском дворце съездов в Москве, который делает и фонд Мариуса Лиепа и фонд Владимира Винокура, на которые мы специально ездим уже много лет, где не поменялся бы состав испонителей даже в день самого концерта!! Нужно ли было тогда поступать так, как поступают другие организаторы концертов - вообще не писать имен, а говорить только общие фразы-описания гала?! Не уверена... Мне хочется знать, кто приедет, да фраза, что состав артистов может измениться, присутствует. Да, нужно быть к этому готовым. Нужно нам всем, театралам, становится "профессиональным зрителем". да, нужно, разбираться не по верхам, а погружаться глубже, чтобы понять, что происходит, тем более, если позволять себе столько отрицательной оценки. В данном случае те звезды ПЕРВОЙ ВЕЛИЧИНЫ, которые заявлялись, приехали, не так ли? И Светлана Захарова, и Сергей Полунин, и Владимир Шкляров с супругой, замечательной балериной Марией Ширинкиной. Замены других были на равноценных исполнителей. От исполнения которых, я точно могу сказать, мы всей семьей, получили огромное удовольствие. Поэтому никаких вопросов к организатору, нашему новому театру, тем более с подковыркой, как написано выше, у меня и моей семьи, нет. И потом, раз в этом тексте есть претензия на оценку, то знаете ли вы, почему произошла замена. Вот я знаю, потому что это официально публиковалось, и это можно было прочитать и сослаться на это здесь, хотя бы для объективности.. И причина внешняя, а не проблема руководства нового тетра, которому мы только благодарны, что они устроили ТАКОЙ ПРАЗДНИК! Что, было бы лучше, если бы этих гала не было сейчас проведено?! На мой взгляд - нет. И - почему изложена полуправда? Раз есть ещё и претензия на изучение предмета, о котором написано, почему бы не написать честно про первый день события?!? Так трудно благодарить? Благодарить за то, что по инициативе именно этого театра в первый день гала 2/3 зала были приглашенные медицинские и соц. работники из Севастополя и Крыма!? Которым бесплатно были выданы приглашения! И руководство театра (кстати, и нашего города тоже) ни разу нигде об этом скромно не сказало! Никакого пиара на этой теме. Вообще. Не молодцы ли?! Вы не хотите вообще ничего позитивного сказать? А я хочу: у нас ходила знакомая, старшая мед. сестра из Симферополя, и такого восторга от праздника, который подарили, в частности, ей, я давно не слышала! И поэтому еще раз благодарю этот театр. И да - мы лично желаем действительно начать и продолжить большую историю этого театра у нас в Севастополе. Мы будем только "за". И всегда поддержим, планка задана, и, действительно, на высоком уровне!
PS Зачем размещать фото к этой статье номера, которого не было на сцене в эти два вечера?... Раз уж ищите что-то на просторах интернета, то можно было бы и реальную фотографию "с места события" разместить. Публикаций полно.
Я еще читала когда-то, что у нас есть "Севастопольский цирк". Сайт даже есть https://www.circus-sevastopol.ru/ А цирка нет в реальности.
to Наталия Алексеевна Скалкина: Хорошо, что вам понравился концерт. Но почему концерт на чужой сцене называют открытием театра... Театр- это постоянная труппа, творческие руководители, костюмеры, бутафоры, но и здание, и кулисы, и кресла...
Таким способом у нас можно все что угодно пооткрывать. Арендуй полку в супермаркете- назови открытием нового магазина, в Панораме выстави семейные реликвии времен Крымской войны -назови новым музеем, в кинотеатре Россия покажи свое кино, арендовав зал -назови новым кинотеатром.
И всем руководителям всего нового надо выделять ставки из бюджета.
Наверное, Вам было бы очевиднее, что это было, если бы Вы прочитали, как на самом деле было написано на афише, в буклете и в новостях, что это было за открытие, а именно "Открытие первого сезона театра", а отнюдь никак не самого театра, как Вы пишите. Академия хореографии тоже у нас открылась и тоже - на арендованной площади. И что? Как это мешает ребятишкам заниматься, пока здание строится? Повторюсь, нам всем надо становится вдумчивыми, "профессиональными" зрителями и знать законы нашего государства - если гос. организация культуры приказом Правительства нашей страны и министерством культуры учреждено, оно должно (по закону!) начать функционировать. На своей ли территории, на чужой ли - не важно, но способы администрация театра обязана найти! В данном случае я только аплодирую руководству театра, которое устроило нам праздник - гастроли очень и очень достойных артистов. Была бы у них своя сцена, они также могли бы принять у себя этих артистов, провести эти гала-концерты. А здесь - на арендованной, и что плохого?! Мы, зрители, им также были бы благодарны за это, разве нет? Труппа, что оперы, что балета, что оркестр, все равно в одночасье никогда не наберется. Молодцы они, что сформировали программу, огранизовали приезд артистов и технического персонала (своего, что можно было прочитать в буклете!). Это же он - наш новый театр всё сделал! Кто у нас еще мог бы это совершить?! Часто ли к нам приезжают артисты балета такого уровня?! И никакими сайтами и профилями в соцсетях они не пиарятся, скромно себя держат, при этом начинают свою деятельность в нашем родном городе. А как здание построится, продолжат уже у себя нас радовать великим классическим искусствои оперы и балета. Мы только будем рады к ним ходить всей семьей и с нашими многочисленными друзьми-почитателями музыкального театра!!
Правильная статья.
Мы были на концерте. Всей семьей, с мужем и дочками. Нам очень понравилось, чудесная атмосфера была, настоящий праздник! Артистам устроили такие овации! Мы тоже изо всех сил хлопали, как и все в зале. Артисты молодцы и организаторы, новый театр оперы и балета, тоже молодцы. Хотелось бы продолжения и побольше таких концертов, разных - и оперы и балета. И вообще не понимаю, зачем ругать все подряд.
По открытию фейковых организаций Севастополь скоро пожалуй преплюнет ридну неньку Украину, где есть полиция Крыма, прокуратура Крыма и т.д. Полностью согласна с автором!
Правильно! Пускай лучше не будет ничего, чем новый оперный театр, построенный по современным технологиям. Жители Севастополя ведь легко могут смотаться на оперу или балет в Москву, Питер и Пермь. Это им как на трамвае проехать.)
Уверена, что большинство жителей Севастополя видели балет по ТВ. Некоторые - в последний раз в 1991 году.)) Оперный спектакль - вообще единицы. К вам приехали действительно звезды мирового уровня, но опять оказалось не то...
Впечатление,что это была разовая акция как оправдание творящегося беспредела на мысе Хрустальном.
Андрей, Вы, конечно читали статью Ольги Ковалик " Грешно открывать фантом театра".
Помните, как она заканчивается:
Севастополь – город с непредсказуемой судьбой и драматичной историей, поэтому его жители очень чувствительны к неправде и подтасовкам. Севастопольцы еще способны отзываться на звуки лиры, пробуждающей добрые чувства. А значит, грешно открывать фантом театра, ведь «незабываемые эмоции» могут иметь и отрицательный заряд.
Чем еще удивит зрителей дирекция нового театра? Сезон ведь должен продолжаться…
Ольга Ковалик
Отсчёт "творческих" сезонов открыт. В этом году уже второй. Уверена, что Севастопольский театр оперы и балета является единственным в мире, где за сезон проходит пара привозных гала концертов. Раньше такое называлось очковтирательство ( даже учитывая пандемию и связанные с ней ограничения). Ах, да, Вы же пока "приноравливаетесь". Впечатлила зарплата главного за 2019 год, на днях опубликованная на Форпосте "А вот доходы Сергея Полунина, ректора и директора пока не построенного Севастопольского государственного театра оперы и балета упали в 2020 году в 10 раз — с 62 миллионов в 2019 году до менее чем 7 — в 2020-м."
Просмотрела Ваше интервью. Приятная беседа почти ни о чём. Всем же понятно, что Вы не выскажете своего мнения об "архитектурных шедеврах" оперного театра и Хореографической академии. Первый - Нью Сидней ( чтобы и у нас не хуже), вторая - ужасающий пример какого-то неоконструктивизма 70-х годов. Больше всего хотелось из интервью узнать, что за эти два года сделано, что в "сухом остатке". Но услашала только о горящих глазах детей из Хореогафического училища, что из них ещё вырастут мастера и т.д. и т.д. в стиле всё лучшее - детям. А вот в другом интервью Вы даёте более искренние ответы :
— Выпускники балетных школ часто жалуются, что их после окончания обучения не берут ни в один театр. В чем здесь проблема?
— А почему их не взял ни один театр? Потому что они не соответствуют тем критериям, которые предъявляют театры.
А почему они не соответствуют? Потому что они заведомо были взяты с позиции профнепригодности.
А почему? Потому что школы вынуждены брать всех, поскольку туда не такой большой конкурс, как необходим. Мальчики вообще в тотальном дефиците — нужно же, чтобы кто-то девочек держал в дуэтах. В итоге школа берет почти всех, а вот театр брать всех не обязан. Вот и получается, что выпускники остаются не востребованы. "
Вот навскидку несколько вопросов к Вам.
Вы сейчас постоянно живёте в Севастополе или тоже наездам
Из всех составных оперного театра можно взять, к примеру, оркестр. Вы уже продумали, откуда кадры возьмёте.
Есть путь, по которому в своё время Курентзис пошёл. В Пермь из Москвы и Питера регулярно приезжали на симфонические концерты музыканты весьма высокого уровня, в большинстве своём солисты, которые садились в оркестр. Платили хорошо. Но это очень дорого и долго продолжаться не может.
Есть другой путь, более правильный, работающий на перспективу и на культурное развитие своего города. Так поступили в Свердловской филармонии. Много лет назад руководство поняло проблему кадрового голода и невозможность дать квартиры приглашённым иногородним музыкантам и создало свой молодёжный симфонический оркестр. Этакий симфонический инкубатор.
Они также являются коллективом филармонии, получают зарплату, а потом уже держат конкурс в превосходный оркестр Дмитрия Лисса.
Но Екатеринбурге есть и муз. училище, и Консерватория, есть основа, есть откуда кадры брать. А в Севастополе нет даже муз. училища.
У Вас какие мысли? (Хотя есть и чисто крымский вариант, как поступили с Ялтинским оркестром. Там просто раздербанили местный оркестр, чтобы укрепить Симферопольский под прибывшего из Донецка дирижёра)
А помимо оркестра - хор, солисты, балет, осветители, гримёры, пошивочный цех, декорации...
Честно говоря, с трудом верится в репертуарный театр оперы и балеты в Севастополе. Это ещё, может быть, в Кёнигсберге смогут организовать репертуарный театр. Всё-таки сам Рихард Вагнер в городе работал...Разные культурные весовые категории...
Но, при всех высказанных сомнениях, желаю Вам, Андрей, успехов на новом поприще и , как говорили у нас в Филармонии очередному новому директору : "В добрый путь!"
ошибка - наездами