Севастопольский городской суд завершил рассмотрение уголовного дела в отношении генерального директора компании «Асгард» Игоря Анацкого. Информация об итогах процесса, а также ряде неизвестных до этого обстоятельств отражена в решении апелляционной инстанции, с которым ознакомился корреспондент ForPost.
Напомним: официальные обвинения руководителю фирмы, занимающейся возведением нескольких крупных объектов на территории Севастополя, были предъявлены ещё летом позапрошлого года.
По изначальной версии следствия, глава подрядной организации мошенническим путём похитил более 250 млн рублей, выделенных авансом на реконструкцию Спортивного комплекса им. 200-летия Севастополя и строительство крытого катка в районе улицы Генерала Мельника.
Однако уже при рассмотрении дела Ленинский районный суд Севастополя пришёл к выводу, что авансовые средства были не похищены, а использованы подсудимым на других строительных объектах компании, после чего возращены на банковские счета.
С учётом собранных доказательств действия обвиняемого переквалифицировали с мошенничества, совершённого лицом с использованием своего служебного положения, в особо крупном размере (наказывается лишением свободы до 10 лет) на подделку официального документа, предоставляющего права (наказывается максимум 2 годами тюрьмы).
Вердикт районного суда, по которому Игорь Анацкий был признан виновным в подделке официального документа, получил полгода ограничения свободы и сразу же освобождён от наказания в связи с истечением сроков давности, несколько удивил горожан и вскоре был обжалован прокуратурой.
Представители надзорного ведомства заявили о том, что приговор первой инстанции должен быть отменён, а гендиректор «Асгарда» — осуждён по изначальной статье о мошенничестве (ч. 4 ст. 159 УК РФ) с лишением свободы в исправительной колонии общего режима на 6 лет и штрафом в 500 тысяч рублей.
Чрезвычайная ситуация
По сути, с момента инкриминируемого преступления и поступления дела в суд апелляционной инстанции прошло несколько лет, однако в истории с движением государственных денег по-прежнему оставалось много пробелов.
Официальные источники до недавнего времени на давали ответа: как средства, предназначенные для государственных строек, были использованы на других объектах, о каких именно объектах идёт речь и что в действительности совершил обвиняемый?
Из показаний самого Анацкого, приведённых в суде и в той или иной части подтверждённых словами свидетелей, следует, что «в начале 2020 года к нему обратился директор департамента капитального строительства Г. и сообщил, что ввиду тяжёлой ситуации по распространению COVID-19 перед руководством г. Севастополя поставлена срочная задача по строительству двух инфекционных модулей».
Проблема, как следует из показаний одного из свидетелей (обозначен в решении как «представитель правительства Севастополя» «С»), заключалась в том, что бюджетом на это не было предусмотрено средств — город мог расплатиться с подрядчиком уже после сдачи инфекционных модулей, но не выделить аванс на их строительство.
На этом фоне Анацкий, который знал о деньгах, хранящихся на казначейском счёте для реконструкции стадиона «СОК 200», дал указание бухгалтеру. Тот должен был подготовить проекты закупки арматуры для стадиона стоимостью 235,5 млн рублей и передать эти документы для оплаты с казначейского счёта. Когда деньги были получены контролируемым поставщиком, бухгалтер от его имени подготовил новые письма, в которых говорилось о невозможности поставки материалов, а также о предложении вернуть назад деньги.
«Были подготовлены обращения о возврате средств на счёт АО „Альфа-банк”, на которые закупалось необходимое оборудование и <которыми оплачивались> работы для инфекционных модулей», — уточняется в судебном определении.
Ещё один диалог с господином «Г», по словам обвиняемого, случился в августе-сентябре 2020 года.
«Г. вновь обратился к нему по поводу строительства инфекционных модулей и сообщил о необходимости возведения модуля на 34 бокса. Оплата по этому контракту также предполагалась после окончания строительства, а поэтому ему было предложено использовать денежные средства из аванса за Ледовый дворец», — уточняется в документе.
Деньги, предназначенные для строительства спортивного объекта, были получены по той же схеме: бухгалтер подготовил документы на закупку оборудования с казначейского счёта Ледового дворца, а затем — письма о невозможности его поставки с предложением возврата оплаты (суммой в 51 млн рублей). В дальнейшем эти деньги, как отметил Анацкий, были потрачены как на строительство модуля, так и на Ледовый дворец.
Последний подобный эпизод произошёл уже в декабре 2020 года — по просьбе «Г» в Севастополе по государственному контракту были построены склады общей стоимостью 28 млн рублей. Деньги на них тоже были взяты с казначейского счёта, а после возвращения — использованы на объектах «СОК 200» и «Ледовый дворец».
Позиция правительства
По словам привлечённого к процессу свидетеля из правительства Севастополя, указанные государственные контракты заключались «в 2020 году в условиях чрезвычайной ситуации, в связи с распространением COVID-19». Сами модули и склады были сданы без нареканий и «какого-либо ущерба действиями Анацкого правительству не причинено».
Представители департамента капитального строительства тоже сообщили суду, что «в период острой фазы пандемии правительством было принято решение поручить ООО в короткие сроки строительство „ковидных” модулей, которые были построены в течение 40 суток с необходимым оборудованием и обеспечением».
Работы, по их словам, велись «без авансирования, под гарантию департамента, в связи с чем подрядчиком были использованы денежные средства за счёт других контрактов, не приостанавливая строительство основных объектов».
Приговор
По итогам рассмотрения дела Севастопольский городской суд пришёл к выводу, что цели и действия Анацкого не были мошенническими.
«Стороной обвинения не предоставлено доказательств хищения чужого имущества, то есть безвозмездного изъятия и обращения денежных средств в свою пользу или иных лиц». Более того — «после заключения контрактов на строительство модулей и склада затраченные суммы возвращены на основные счета, какого-либо ущерба бюджету города Севастополя действиями Анацкого И.О. не причинено».
Тем не менее судебная коллегия переквалифицировала действия подсудимого с подделки официального документа (ч.1 ст. 327 УК РФ) на использование заведомо подложного документа (ч. 5 ст. 327 УК РФ).
С учётом отсутствия отягчающих обстоятельств и наличия ряда смягчающих — активное способствование раскрытию и расследованию, признание вины, раскаянье и благотворительная деятельность подсудимого — генеральному директору компании «Асгард» было назначено 220 часов обязательных работ, от исполнения которых Анацкого освободили в связи с истечением сроков давности.
Решение Севастопольского городского суда было принято 14 марта и может быть обжаловано сторонами в кассационной инстанции в течение ближайших 6 месяцев.
Андрей Гринев
Фото: Пресс-служба правительства Севастополя
Обсуждение (4)
В Москве такой фокус с напёрстками не прошёл бы. Исполнитель должен за свой счёт выполнить работы, а оплата потом.
Вот это "чуть" вообще ничего не значит. А жаль.
Если речь о мойке полов, то да, а так вы пишете бред не имеющий ни какого отношения к реальности. Ни кто в Москве за свои деньги ничего не строит. Это застройщик должен быть миллиардером.
Ты хоть статью почитай, прежде чем комментировать. Или ты сложнее картинок с комиксов не усваиваешь информацию?