В Севастополе состоялась премьера оратории по поэме Александра Твардовского «Василий Тёркин» для баритона, сопрано, хора, чтеца и оркестра, написанная советским композитором Ростиславом Бойко в 1964 году. Замысел превосходный. Но скажем честно, так уж воспитан севастопольский зритель: ожидания от этой постановки не оправдались.
Конечно, ломать лёд в Арктике, пробивать путь по заснеженной тайге, быть первопроходцем в том, чтобы на севастопольской земле поставить оперное произведение — ораторию, всегда тяжело. И за эту попытку, за актуализацию темы «Василия Тёркина» и творчества Твардовского, за первое в истории исполнение всех 11 частей оратории и за изнурительный труд десятков творческих людей я бесконечно благодарен команде, решившейся на эксперимент.
Однако ораторию «Василий Тёркин» нельзя считать в чистом виде новаторским культурным продуктом для города-героя. Благодаря нашему театру оперы и балета севастопольская публика в новейшей истории города уже успела получить «укол» первоклассной оперной музыкой и научилась, пусть и небезупречно, отличать «горячее» от «сладкого».
«Василий Тёркин» на севастопольской сцене — это, с одной стороны, беспроигрышная история, а с другой — запредельно ответственная. Получилось ли?
Д.Д. Шостакович писал, что музыкальное воплощение образа легендарного Василия Тёркина — сложная и ответственная задача для композитора. Этот герой очень прочно вошёл в нашу жизнь, и каждый представляет его себе по-своему, отмечал Дмитрий Дмитриевич.
«Передать своеобразный дух поэта Александра Твардовского и богатый внутренний мир его героя, не впадая при этом в иллюстративность, можно лишь глубоко проникнув в поэтический строй произведения, постигнув те жизненные истоки, которыми вдохновлялся замечательный поэт. Ростиславу Бойко удалось найти свой ключ решения этой трудной темы. В своей музыке, отмеченной широкой напевностью, ритмической и жанровой характерностью, он опирается на народно-песенный фундамент», — говорил Шостакович об этой оратории.
А Арам Хачатурян, у которого Ростислав Бойко учился на композиторском отделении Московской консерватории, вспоминал, что Бойко «удивительно чутко сумел отразить в оратории „Василий Тёркин” интонации русской народной песни». Именно национальная определённость, с радостью отмечал Хачатурян, «всегда ценна в творчестве любого композитора».
Действительно, эта оратория в исполнении симфонического оркестра наполнена трогающими душу мотивами русской народной музыки. В части № 9 народность дополнительно усиливается балалайкой и гармонью, которые не часто звучат в симфонических концертах. В части № 6 «Гнев народный» запах русского поля, необъятный простор горизонта, могучесть наших рек и шум лесов как-то особенно откликнулись в исполнении оркестра. А в песне «После боя» на мгновения послышались мотивы знаменитым «Половецких плясок» из оперы Бородина «Князь Игорь».
Правда, в частях № 2, 7 и 11 оркестр, которым дирижировал Владимир Ким, был настолько громогласен, что своей мощью глушил партии хора и певцов — сопрано и баритона. Публика их просто не слышала из-за отсутствия баланса «настройки громкости». Это во-первых.
Во-вторых, петь партии, читая текст «по бумажке», — это, с одной стороны, несерьёзно, а с другой — усиливает ощущение, что исполнители плохо знают свои партии и что репетиций для отработки постановки было маловато.
В-третьих, опера не исполняется пением в микрофон, а оратория — это, по сути, маленькая опера без сценического действия. Оперные певцы могут использовать микрофон — или для записи концертов, или на открытых больших пространствах, на стадионах. Оперные голоса настолько красивы, что микрофоны их портят, забирают неповторимость и уникальность. Почему «Василия Тёркина» решили петь в микрофоны — большая загадка.
В-четвертых, если композитор Р. Бойко написал ораторию для баритона, сопрано, хора, чтеца и оркестра, то все они должны быть. Партию чтеца отдали прекраснейшему и глубокому актёру академического драматического театра им. Луначарского Анатолию Бобру. Севастопольцы его очень любят и всякий раз отдают дань уважения его искромётным и всегда заметным ролям. Анатолий Бобёр как чтец «Василия Тёркина» был хорош. Да, эта оратория написана для чтеца, поэтому вполне нормально, что драматический актёр вплетается в оперную канву.
Но, позвольте, зачем было ставить Анатолия Николаевича в такую деликатную ситуацию, что ему пришлось петь оперную партию баритона? Это неудобство, в котором пребывал Анатолий Бобёр, очень считывалось. Раз написал Бойко — баритон, значит, для исполнения оратории нужен настоящий оперный баритон. Сомневаюсь, что осведомлённый худрук проекта Владимир Ким этого не понимал.
На фоне такого пейзажа дивное сопрано Марии Мандзий было тем спасением, которое держало ораторию в рамках оперного канона. Сравнивать голоса Бобра и Мандзий (экс-солистка Одесского театра музыкальной комедии и Киевского национального театра оперетты) нет никакого смысла, но публика была увлечена ровно этим занятием из-за резкого контраста. Мария запомнилась песней «О любви» в части № 3 и прекрасным исполнением лиричной «Песни девушки» в части № 10. Это, пожалуй, лучший фрагмент оратории.
Притягательность и близость самой поэтической темы «Василия Тёркина» была одним из открытий вечера. Пока у постановщиков оратории не получилось достичь высоты литературного произведения Твардовского, но это не значит, что в будущем звёзды не сойдутся.
Сергей Абрамов
Фото Дмитрий Ларин
Проект «Песня о солдате» реализуется АНО «ЧАС ПИК» при грантовой поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Обсуждение (9)
Короче, я так понимаю получилась ерунда?
типа
to zitramon:
Правильно понимете. Это я как очевидец пишу.
Многое можно было бы понять и простить - но не попытку сознательно впрячь в телегу коня и трепетную лань. Их дуэт - это испанский стыд. Не удалось увидеть замысел, который бы это оправдал.
если баритона не было, а заказ на оперу был, то ..."если партия скажет-надо! комсомол ответит - есть!" А что было делать, прикажете?
У Бобра получилось плохо? Не верю. Просто кто-то не понял.
to Портфино:
Читал он прекрасно, пел - как умел, он же не оперный певец. Почему согласился на такую роль? Наверное, творческая душа требует большего самовыражения, чем у него сейчас в Луначарском.
В смете проекта, видимо, не учли гонорар приглашённого солиста. ( или не нашли желающих ?)
Ну, не перегибайте так уж... Можно подумать, тут все сплошь вчера из лесу вышли, что недостроенный театр сразу всех "окультурил"...
Было желание посетить постановку оперы «Василий Тёркин», слышала её только частями, но когда вникла в подробности, как поставили это произведение, отказалась. Вызвало большое недоумение, как можно было при ясно расписанных ролях, самим автором, при абсолютно очевидном контексте логики автора произведения, позволить себе такую самодеятельность. Да кому пришла в голову эта идея экономить на том, чтобы не показать в этой постановке всех заявленных героев произведения, а совмещать в одном, пусть даже и талантливом артисте, две партии, действительно унижая артиста тем, показывая его в невыгодном свете, когда он, не являясь оперным певцом, вынужден в угоду сопранному решению исполнить оперную партию, к которой у него нет ни таланта, ни образования. Если уж вы заявляете, что это не драматический спектакль, а, извините, постановка оперы к тому же всероссийская, а то и мировая премьера, то будьте любезны, соблюдайте планку. Иначе что это такое? Какой-то уровень бесплатной любительской постановки. А у вас грант, вообще-то на неё выигран!
Forpost активно анонсировал в Севастопольскую - и вообще Всероссийскую - премьеру оратории "Василий Тёркин". Захотелось пойти, надеялась погордиться за наших артистов, музыкантов…. Такое знаковое произведение, по которому мы все в школе учились и хорошо его помним. Но - получилось, как получилось. К сожалению. Не понравилось совсем. Я очень сильно не люблю поверхностное отношение к оперному искусству, плохое исполнение классических произведений. Лучше бы не ставили, а то просто тяп-ляп получилось. Постановщик либо совершенно не разбирается в том, что такое оперные постановки, либо почему-то экономит на профессиональных певцах, которых да, можно быть почти инет в Севастополе, но есть в неисчислимом количестве по всей нашей необъятной стране! И их вообще-то можно было пригласить. Из тех, кто был на сцене не понравился никто, простите за прямоту! А можно ведь было бы воспользоваться хорошим, умным примером - нашим Севастопольским театром оперы и балета. У них почти два года подряд проходили "Оперные вечера", как же они мне нравились!!!! Какого прекрасного уровня они привозили всех певцов! Очень интересные голоса, правильно подобранные под каждую программу вечера! Ведь можно же было их найти, все организовать, если постараться! Давайте тогда поймём, что, кроме критики строящегося театра, можно у них чему-то учиться и брать пример с их постановщиков и организаторов концертов! А «Василия Теркина» те, кто ставил, пусть переделают на достойный высокого оперного искусства уровень! И не позорятся больше.