Вчера президент России Владимир Путин выступил с посланием Федеральному собранию. Среди прочего (экономические достижения, социальная сфера) он поднял тему ядерного вооружения и ядерных испытаний.
Россия приостановила свое участие в Договоре о стратегических наступательных вооружениях.
Кроме того, президент поручил Минобороны и Росатому обеспечить готовность к ядерным испытаниям. Правда, упомянул, что «первыми мы это делать не будем».
Впервые за всю свою жизнь я слушала речь политика завороженно, даже в некотором состоянии ступора. И думала одну-единственную мысль: «Этого не может быть».
Скажи мне кто лет 10 назад, что президент будет в телевизионном выступлении всерьез говорить о возможности применения ядерного оружия!
Вспомнилась цитата из известного романа:
«…Еще более побледнев, он вытаращил глаза и в смятении подумал: «Этого не может быть!..»
Но это, увы, было…»
А еще вспомнились разом все произведения братьев Стругацких и других великих фантастов 20 века.
Очень многие сюжеты самых популярных книг строятся на том, что человечество по глупости своей однажды уничтожает само себя, причем если мы говорим про 20 век – именно ядерное оружие и описывают авторы.
Когда ты читаешь подобные романы в 13-15 лет – попросту не воспринимаешь всерьез. Думаешь – «ну на самом деле такого не может быть, взрослые просто не допустят».
А потом ты вырастаешь и внезапно осознаешь – никаких взрослых попросту не существует.
Вот ты сам взрослый, вокруг тебя – точно такие же, и произойти может все, что угодно!
Задумываешься и понимаешь - человечество на протяжении всей своей истории поступает, мягко говоря, опрометчиво – и по отношению к планете, и по отношению к себе самому.
Давно ли люди на вполне законных основаниях жгли себе подобных на площадях? По общеисторическим меркам – совсем недавно.
Да, происходит процесс некоторой гуманизации, но движется он медленно, а непоправимые поступки совершаются однажды и навсегда. В каждой стране мира тюрьмы, например, заполнены теми, кто, действуя в минутном порыве, навсегда сломал жизнь себе и еще кому-то.
Это общечеловеческий паттерн – под действием эмоций принять решение себе во вред. И паттерн этот легко имплицируется на группы людей и даже страны.
Нет, я не считаю, что сегодня есть опасность ядерной войны, не та политическая ситуация, бывали и пострашнее.
Но благодаря последним событиям я осознала, что она существует в принципе. Что самый страшный сценарий, детская «страшилка» - не фантастика, а один из вариантов развития событий.
Существует большое количество околонаучных и антинаучных теорий, что наша цивилизация – далеко не первая. И предыдущие уничтожили себя сами.
Глядя на происходящее, я подобные теории не то, что начинаю воспринимать всерьез, но, во всяком случае, меньше над ними смеяться.
В этом тексте я сознательно не говорю о политике.
Я – за свою страну и искренне считаю, что конфликт развязали и продолжают развязывать оппоненты.
Но все мы, и американцы, и украинцы, и русские – люди. И все в подобных обстоятельствах рискуем одинаково, вот о чем, кажется, все стороны стали забывать в полемическом угаре.
А надо бы задумываться почаще. Всем.
Мария Дегтерева
Обсуждение (4)
Блажен, кто посетил сей мир
В его минуты роковые! ...
Всё к этому идёт
Если в тексте встретить вместо, тоже не нашего, но ранее хорошо освоенного и привычного "шаблона" - "паттерн", который к тому же еще и "имплицируется", то невольно начинают "дедуцироваться" предположения о том, что в соответствии с господствующей в стране стратегией "импортозамещения", в рамках компании "борьбы за чистоту русского языка", мы имеем, т-сказать, пример этого явления. А вообще то дело конечно серьезное, т.к. и с той стороны тоже " за свою страну и искренне считают, что конфликт развязали и продолжают развязывать оппоненты ". А вот то, что "вырастая понимаешь, что взрослых нет", это затянувшееся подростковое заблуждение, когда при опасности хочется "спрятаться в домике", или что бы "мама пришла и защитила", а надо принимать ответственность и решать самому. У нас народ впал в это состояние еще много лет назад и ждет, что кто то придет и разрулит... По этому поводу есть хорошее стихотворение Андрея Шигина:
А наши не придут... Такое время ныне –
Не тот сегодня год, война совсем не та.
Никто не слышит глас, взывающий в пустыне.
Да и пустыни нет - сплошная пустота.
И в этой пустоте дорога будет долгой –
Закончились давно короткие пути.
Не вспыхнет Сталинград, и есть земля за Волгой...
Но наши не придут. Откуда им прийти?
Не выведет никто "За Родину!" на бомбах,
Никто не прохрипит: "Даёшь стране угля!"
Гуляют сквозняки в одесских катакомбах,
Зашторен мавзолей под стенами Кремля.
Не встанет политрук, не ткнёт наганом в небо,
Труба не позовёт на подвиг и на труд.
Коль отдали себя комфорту на потребу,
Пора уже понять, что наши не придут!
Так выпьем за дедов по чарке русской водки
И снова в интернет – оттачивать умы,
Развешивать флажки, терзать друг другу глотки.
А наши не придут… Все наши – это мы.
Заряженное ружье рано ли, поздно ли, но выстрелит. Главное тут, чтобы оно не перешло в глобальный конфликт. Стратегами янки по нам бить не будут, ибо им есть что терять. Мы по ним тоже. А маломощные заряды - вполне реальны. США вон по Японии вдарили? А по теперешним временам, это заряды типовой т.н. "тактической" мощности, пусть и ее верха. Есть и совсем маломощные, в районе килотонны. Этого вполне достаточно, чтобы остановить наступление дивизии, ударив по месту сосредоточения техники, и при этом не переборщив с гражданской инфраструктурой (200 метров от эпицентра - нет ничего, 500-700 - критические повреждения всего и вся, а полтора-два км - только синяки да шишки).
С другой стороны, многие тут привыкшие к терминам ядерного века, вроде боеголовки на сто килотонн или там две мегатонны над одной килотонной смеются, типа "мало". Ну если так, то это двадцать пятидесятитонных вагонов с тротилом, которые рванули одновременно. Т.е. небольшой эшелон. Так вроде бы уже и не очень мало кажется?