Банковские работники, экономисты и родственники влиятельных управленцев становятся ВИП-жертвами мошенников. Аферисты исключительно телефонными разговорами выуживают миллионы рублей у тех, кто должен знать азы работы финансовых учреждений и бдить при посторонних звонках.
ВИП-список
В числе попавших в «элитный» список людей, потерпевших от плутов, — дочь пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова. Елизавета, попавшаяся на телефонное мошенничество, назвала ПИН-коды к своим банковским картам жуликам, которые опустошили её счета.
В перечне «золотых» жертв — 62-летний начальник охраны первых лиц Альфа-Банка. Он после звонка «сотрудника ФСБ», предупредившего о «попытке взломать лицевой счёт» секьюрити, оформил на себя кредиты на сумму 3,7 миллиона рублей и, получив деньги, перечислил их на подставные счета мошенников.
А 20-летняя дочь бывшего вице-президента Газпромбанка, принявшая от липовых банковских сотрудников телефонное сообщение о разорении её счетов, перевела им 49 миллионов рублей, сообщил Mash.
Пройдохам удалось в телефонном режиме обмануть и 22-летнюю сотрудницу банка ВТБ. Они представились специалистами в сфере безопасности, в том числе из Центрального банка РФ. Рассказав ей легенду о розыске преступников из числа работников Центробанка, они сперва получили от девушки информацию о состоянии её счетов, а затем — под предлогом защиты денег — вынудили её перечислить 320 тысяч рублей, писала Baza.
Другая представительница ВТБ, помощница старшего вице-президента банка, после общения по телефону с позвонившими ей мошенниками, назвавшимися работниками ЦБ России, перевела им пять из шести миллионов рублей, взятых в кредит в своём же банке. Жуликам удалось «развести» её «сказкой» о других прохвостах, якобы оформивших на женщину кредит, и необходимости противостоять им зачислением денег на счёт Центробанка, рассказала также Baza.
Читайте также: Как западные санкции помогают мошенникам разорять россиян
Специально обученные мошенники
Успехи телефонных мошенников связаны с применением социальной инженерии — психологического манипулирования людьми для совершения ими действий или разглашения информации. В этом жулики стали доками, сильными профессионалами, считает Антон Афанасьев, руководитель общественной организации «Защита интересов граждан» (Севастополь).
Он полагает, что злоумышленников, имеющих сильную подготовку, наверняка обучают психологи.
«Я сам с ними общался. Они говорили, что из правоохранительных органов и из банков, в которых у меня счетов никогда не было, — рассказал Антон Афанасьев. — Я изучал их характер поведения — исключительно работа на психологии: на страхах, боязни и убеждении, что «это не больно», «не страшно», «мы сейчас всё решим и вам никуда бежать не надо».
На каждый случай мошенничества разработана «карта поведения», то есть мошенники работают не «на коленке», полагает Антон Афанасьев.
«У них наверняка есть схемы ведения разговора в какой бы то ни было конкретной ситуации, возникающей при общении, есть определённые алгоритмы каждого случая. Они смотрят по «ветке событий», как им правильнее, лучше вести разговор», — уточнил Афанасьев.
Сценарии «развода»
Мнения об использовании социальной инженерии придерживается и аудитор-эксперт Аудиторско-консультационной группы «Развитие бизнес-систем», кандидат экономических наук Ольга Разина. Она обратила внимание, что зачастую манипуляторами выступают бывшие сотрудники спецслужб, банков и коллекторских агентств.
Разина рассказала, что действия злоумышленников согласованные, поскольку они действуют по «скриптам» — формам обращения к жертвам по заранее согласованным сценариям.
«Сценарии «запугивания жертвы» направлены не только на неподготовленных граждан, но и сотрудников финансовых структур, которых манипулятор знает лично или посредством информации, полученной от третьих лиц. Поэтому даже финансово подкованные специалисты при получении информации о своём личном счете не могут сразу выявить угрозу мошеннических действий: манипулятор слишком хорошо знает жертву, использует возможный шантаж по разглашению конфиденциальной информации.
Более того, встречаются случаи, когда сотрудники кредитной организации входят в сговор с мошенниками и фактически предоставляют конфиденциальную информацию о состоянии счёта своих коллег. Мотивация тут — личная месть, возможность дополнительного заработка, повышение собственной социальной оценки», — рассказала аудитор-эксперт АКГ «Развитие бизнес-систем».
Читайте по теме: Как россиян кодируют от кредитной зависимости
Когнитивные ловушки
Основная причина, по которой даже компетентные люди попадаются на уловки мошенников, — использование последними «когнитивных ловушек», отметил Николай Журавлёв, руководитель консалтинговой компании «Эксперты бизнес-планирования» (Москва).
Он уточнил: под этим понимаются имеющиеся у человека шаблоны мышления, которые в обычных ситуациях помогают мозгу быстро сделать правильные выводы из полученной информации. Однако в ряде случаев они приводят к принятию ошибочных решений.
«Одна из «когнитивных ловушек» связана с тем, что если у вас есть какая-то позиция по тому или иному вопросу, то ваш мозг хорошо воспринимает всё, что подтверждает эту позицию, и отсеивает всё, что ей противоречит. Кстати, именно по этой причине никого нельзя переубедить логическими аргументами.
И если вы с первой минуты разговора поверили, что с вами разговаривает следователь или сотрудник безопасности Сбербанка, то дальше вы будете с готовностью воспринимать все аргументы, которые подтверждают, что это так, и игнорировать подозрительные аспекты в их поведении. После этого они начинают сообщать своим «мишеням» логически непротиворечивые факты. Однако поскольку отправная точка логики «звонок следователя» неверна, вывод, к которому они приходят «надо выполнять полученные инструкции», также ошибочен», — пояснил Журавлёв.
При этом совершенно не имеет значения, насколько квалифицированным в сфере финансов является человек, к которому обратились мошенники, если им удалось произвести первое впечатление. Вся последующая цепочка рассуждений жертвы происходит на основе убеждённости в том, что звонящий — тот, кем представился, подчеркнул глава «Экспертов бизнес-планирования».
Разные люди — разные подходы
Кандидат экономических наук Ольга Разина считает, что подходы злоумышленников к обычным гражданам и «спецклиентам» — разные. Поскольку, пояснила она, формы обращения к жертвам будут меняться, исходя из информации о жертвах.
«Обладая такой информацией, мошенники не будут задавать «глупых» вопросов специалистам из финансового сектора: для них подготовлены совершенно иные формы манипулирования.
Так называемый «психологический портрет» жертвы даёт возможность использовать различные варианты введения в заблуждение и запугивания — от разглашения конфиденциальной информации до личных угроз разрушения деловых и профессиональных связей», — уточнила Разина.
Читайте также: Ковид стал новым способом выманить деньги
Сколько украдено
Только в 2021 году Центральный банк РФ инициировал блокировку более 179 тысяч телефонных номеров, использовавшихся мошенниками для хищения денег у россиян.
В прошлом году были зафиксированы 83,9 тысячи хищений средств граждан на сумму 1 миллиард 971 миллион рублей. Обманщики в телефонных беседах убедили людей использовать банкоматы или терминалы для перечисления денег. Средняя «уведённая» плутами сумма — 23,5 тысячи рублей на один случай.
Сценарии звонков злоумышленников были прежними — якобы от «службы безопасности банка», «правоохранительных органов» и «Центрального банка», а также от автоинформаторов и роботизированных помощников, сообщила пресс-служба ЦБ РФ.
Алексей Лохвицкий
Обсуждение (2)
В моём случае бросают трубку очень быстро.Я представляюсь дежурным офицером ФСБ.А на этом фоне идёт звуковое уведомление, что разговор записывается...
Сразу начинаю требовать Ф.И.О., номер и серию паспорта, цель звонка, что имеет сообщить спецслужбе...
Затем уведомляю, что место звонящего определено и прошу не бросать трубку...
Один бойкий паренёк при мне стал заикаться...
Давно не звонят, видимо меня записали в свой спам...
Это даже отдельный вид развлечения. Заметьте, бесплатного развлечения)