Россия

ВИП-жертвы мошенников: элитный список от банковских начальников до дочери Пескова

Об использовании жуликами различных приёмов рассказали эксперты, опрошенные ForPost.

Банковские работники, экономисты и родственники влиятельных управленцев становятся ВИП-жертвами мошенников. Аферисты исключительно телефонными разговорами выуживают миллионы рублей у тех, кто должен знать азы работы финансовых учреждений и бдить при посторонних звонках.

ВИП-список

В числе попавших в «элитный» список людей, потерпевших от плутов, — дочь пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова. Елизавета, попавшаяся на телефонное мошенничество, назвала ПИН-коды к своим банковским картам жуликам, которые опустошили её счета.

В перечне «золотых» жертв — 62-летний начальник охраны первых лиц Альфа-Банка. Он после звонка «сотрудника ФСБ», предупредившего о «попытке взломать лицевой счёт» секьюрити, оформил на себя кредиты на сумму 3,7 миллиона рублей и, получив деньги, перечислил их на подставные счета мошенников.

А 20-летняя дочь бывшего вице-президента Газпромбанка, принявшая от липовых банковских сотрудников телефонное сообщение о разорении её счетов, перевела им 49 миллионов рублей, сообщил Mash.

Пройдохам удалось в телефонном режиме обмануть и 22-летнюю сотрудницу банка ВТБ. Они представились специалистами в сфере безопасности, в том числе из Центрального банка РФ. Рассказав ей легенду о розыске преступников из числа работников Центробанка, они сперва получили от девушки информацию о состоянии её счетов, а затем — под предлогом защиты денег — вынудили её перечислить 320 тысяч рублей, писала Baza.

Другая представительница ВТБ, помощница старшего вице-президента банка, после общения по телефону с позвонившими ей мошенниками, назвавшимися работниками ЦБ России, перевела им пять из шести миллионов рублей, взятых в кредит в своём же банке. Жуликам удалось «развести» её «сказкой» о других прохвостах, якобы оформивших на женщину кредит, и необходимости противостоять им зачислением денег на счёт Центробанка, рассказала также Baza.

Читайте также: Как западные санкции помогают мошенникам разорять россиян 

Специально обученные мошенники

Успехи телефонных мошенников связаны с применением социальной инженерии — психологического манипулирования людьми для совершения ими действий или разглашения информации. В этом жулики стали доками, сильными профессионалами, считает Антон Афанасьев, руководитель общественной организации «Защита интересов граждан» (Севастополь).

Он полагает, что злоумышленников, имеющих сильную подготовку, наверняка обучают психологи.

«Я сам с ними общался. Они говорили, что из правоохранительных органов и из банков, в которых у меня счетов никогда не было,рассказал Антон Афанасьев.Я изучал их характер поведенияисключительно работа на психологии: на страхах, боязни и убеждении, что «это не больно», «не страшно», «мы сейчас всё решим и вам никуда бежать не надо».

На каждый случай мошенничества разработана «карта поведения», то есть мошенники работают не «на коленке», полагает Антон Афанасьев.

«У них наверняка есть схемы ведения разговора в какой бы то ни было конкретной ситуации, возникающей при общении, есть определённые алгоритмы каждого случая. Они смотрят по «ветке событий», как им правильнее, лучше вести разговор»,уточнил Афанасьев.

Сценарии «развода»

Мнения об использовании социальной инженерии придерживается и аудитор-эксперт Аудиторско-консультационной группы «Развитие бизнес-систем», кандидат экономических наук Ольга Разина. Она обратила внимание, что зачастую манипуляторами выступают бывшие сотрудники спецслужб, банков и коллекторских агентств.

Разина рассказала, что действия злоумышленников согласованные, поскольку они действуют по «скриптам» — формам обращения к жертвам по заранее согласованным сценариям.

«Сценарии «запугивания жертвы» направлены не только на неподготовленных граждан, но и сотрудников финансовых структур, которых манипулятор знает лично или посредством информации, полученной от третьих лиц. Поэтому даже финансово подкованные специалисты при получении информации о своём личном счете не могут сразу выявить угрозу мошеннических действий: манипулятор слишком хорошо знает жертву, использует возможный шантаж по разглашению конфиденциальной информации.

Более того, встречаются случаи, когда сотрудники кредитной организации входят в сговор с мошенниками и фактически предоставляют конфиденциальную информацию о состоянии счёта своих коллег. Мотивация тутличная месть, возможность дополнительного заработка, повышение собственной социальной оценки»,рассказала аудитор-эксперт АКГ «Развитие бизнес-систем».

Читайте по теме: Как россиян кодируют от кредитной зависимости 

Когнитивные ловушки

Основная причина, по которой даже компетентные люди попадаются на уловки мошенников, — использование последними «когнитивных ловушек», отметил Николай Журавлёв, руководитель консалтинговой компании «Эксперты бизнес-планирования» (Москва).

Он уточнил: под этим понимаются имеющиеся у человека шаблоны мышления, которые в обычных ситуациях помогают мозгу быстро сделать правильные выводы из полученной информации. Однако в ряде случаев они приводят к принятию ошибочных решений.

«Одна из «когнитивных ловушек» связана с тем, что если у вас есть какая-то позиция по тому или иному вопросу, то ваш мозг хорошо воспринимает всё, что подтверждает эту позицию, и отсеивает всё, что ей противоречит. Кстати, именно по этой причине никого нельзя переубедить логическими аргументами.

И если вы с первой минуты разговора поверили, что с вами разговаривает следователь или сотрудник безопасности Сбербанка, то дальше вы будете с готовностью воспринимать все аргументы, которые подтверждают, что это так, и игнорировать подозрительные аспекты в их поведении. После этого они начинают сообщать своим «мишеням» логически непротиворечивые факты. Однако поскольку отправная точка логики «звонок следователя» неверна, вывод, к которому они приходят «надо выполнять полученные инструкции», также ошибочен»,пояснил Журавлёв.

При этом совершенно не имеет значения, насколько квалифицированным в сфере финансов является человек, к которому обратились мошенники, если им удалось произвести первое впечатление. Вся последующая цепочка рассуждений жертвы происходит на основе убеждённости в том, что звонящий — тот, кем представился, подчеркнул глава «Экспертов бизнес-планирования».

Разные людиразные подходы

Кандидат экономических наук Ольга Разина считает, что подходы злоумышленников к обычным гражданам и «спецклиентам» — разные. Поскольку, пояснила она, формы обращения к жертвам будут меняться, исходя из информации о жертвах.

«Обладая такой информацией, мошенники не будут задавать «глупых» вопросов специалистам из финансового сектора: для них подготовлены совершенно иные формы манипулирования.

Так называемый «психологический портрет» жертвы даёт возможность использовать различные варианты введения в заблуждение и запугивания от разглашения конфиденциальной информации до личных угроз разрушения деловых и профессиональных связей»,уточнила Разина.

Читайте также: Ковид стал новым способом выманить деньги 

Сколько украдено

Только в 2021 году Центральный банк РФ инициировал блокировку более 179 тысяч телефонных номеров, использовавшихся мошенниками для хищения денег у россиян.

В прошлом году были зафиксированы 83,9 тысячи хищений средств граждан на сумму 1 миллиард 971 миллион рублей. Обманщики в телефонных беседах убедили людей использовать банкоматы или терминалы для перечисления денег. Средняя «уведённая» плутами сумма — 23,5 тысячи рублей на один случай.

Сценарии звонков злоумышленников были прежними — якобы от «службы безопасности банка», «правоохранительных органов» и «Центрального банка», а также от автоинформаторов и роботизированных помощников, сообщила пресс-служба ЦБ РФ.

Алексей Лохвицкий

1223
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
0
Еще нет голосов

Обсуждение (2)

Profile picture for user Банщик
24870
Банщик

есть схемы ведения разговора в какой бы то ни было конкретной ситуации, возникающей при общении, есть определённые алгоритмы каждого случая

В моём случае бросают трубку очень быстро.Я представляюсь дежурным офицером ФСБ.А на этом фоне идёт звуковое уведомление, что разговор записывается...smile

Сразу начинаю требовать Ф.И.О., номер и серию паспорта, цель звонка, что имеет сообщить спецслужбе...ok

Затем уведомляю, что место звонящего определено и прошу не бросать трубку...haha

Один бойкий паренёк при мне стал заикаться...sorry

Давно не звонят,  видимо меня записали в свой спам...hysterical

Profile picture for user Multik1985
947
Multik1985

Это даже отдельный вид развлечения. Заметьте, бесплатного развлечения)

есть схемы ведения разговора в какой бы то ни было конкретной ситуации, возникающей при общении, есть определённые алгоритмы каждого случаяВ моём случае бросают трубку очень быстро.Я представляюсь дежурным офицером ФСБ.А на этом фоне идёт звуковое уведомление, что разговор записывается...Сразу начинаю требовать Ф.И.О., номер и серию паспорта, цель звонка, что имеет сообщить спецслужбе...Затем уведомляю, что место звонящего определено и прошу не бросать трубку...Один бойкий паренёк при мне стал заикаться...Давно не звонят,  видимо меня записали в свой спам...

 

Главное за день

Крымчане обеспечены жильём хуже жителей других регионов России

В неблагоустроенных квартирах и домах живёт треть населения.
18:20
1
469

1000 дней СВО: мир остановился в шаге от ядерной войны?

Генералы и политики по-разному ответили на вопрос: «Что нас ждёт впереди?».
16:28
1
2407

На пожаре в Севастополе спасли больше двух десятков человек, включая ребёнка

Специалисты МЧС продолжают тушение пожара и оказывают помощь эвакуированным.
08:43
7
6590

Поучительная севастопольская история про чужую землю, жажду наживы и нотариальные услуги

ForPost продолжает рассказывать о схеме по отчуждению земли уязвимых граждан.
20:00
17
4360