В России с 25 февраля начался экспериментальный период по введению маркировки для автомобильных запчастей. Он продлится до 28 февраля 2026 года с последующим введением маркировки уже в обязательном порядке. Это следует из информации, размещенной на сайте системы «Честный знак».
Как значится в сообщении на сайте системы, маркировке подлежат:
- автомобильные стекла, включая ветровые;
- автомобильные фильтры;
- свечи зажигания.
При этом на сайте «Честного знака» размещено приглашение для производителей этой продукции поучаствовать в эксперименте.
О программе
О программе обязательной маркировки товаров ForPost рассказал юрист Егор Фёдоров:
«Программа "Честный знак" была запущена в 2019 году. Её главная идея заключается в борьбе с контрафактом и любого рода подделками товаров. На сегодня обязательной маркировке подлежат почти 30 номенклатурных групп товаров. Среди них, например, молочная продукция, табачные изделия, морепродукты, БАДы, алкоголь и бутилированная вода. Широко представлены тут и непродовольственные товары: средства реабилитации, медизделия, медицинские и ветеринарные препараты, велосипеды и многое другое. С 1 марта обязательная маркировка появилась для бакалеи, моторных масел, парфюма и бытовой химии. С полным перечнем товарных групп, подлежащий обязательной маркировке сегодня, можно ознакомится на сайте сервиса "Честный знак"».
Он обратил внимание, что в первую очередь маркировка была введена для тех товаров, которые не только часто подделываются, но и могут нанести серьёзный вред здоровью, если окажутся некачественными или просроченными.
Например, ранее Национальный союз защиты прав потребителей сообщил, что в 65% парфюмерии на российском рынке обнаруживаются опасные для здоровья вещества.
Проверка и контроль
По словам юриста Фёдорова, сам потребитель может проверить такой товар на подделку или просрочку прямо в магазине.
«Для этого достаточно иметь установленное на смартфоне приложение "Честного знака", с помощью которого сканируется соответствующий код на товаре. А на кассе такой товар невозможно продать, если он поддельный или просроченный, программное обеспечение просто не дает этого сделать», — пояснил юрист.
Поэтапное введение обязательной маркировки как раз и объясняется необходимостью применения специальных программ и кодов.
«Сделать это одномоментно для всей номенклатуры товаров, которая запланирована для маркировки, попросту невозможно. Поэтому введение обязательной маркировки разбито на этапы, которые начинаются с пилотных проектов. Сейчас дошла очередь до "пилота" по достаточно узкому кругу автозапчастей», — пояснил юрист.
Станет дороже?
По мнению юриста Егора Фёдорова, введение маркировки для автозапчастей вряд ли приведёт к их удорожанию.
«Отмечу, что маркировка вряд ли отразится на стоимости оригиналов запчастей. По меньшей мере такой вывод можно сделать на основании уже применяющихся требований к другим группам товаров. Но точно можно сказать, что подделок на рынке станет меньше. Другое дело, что после завершения эксперимента и введения обязательной маркировки на рынке станет меньше реплик, которые часто используют владельцы авто для удешевления их обслуживания. Тем более, что за продажу или изготовление товаров, подлежащих обязательной маркировке, предусмотрены штрафы, из-за которых продавать подделки может стать невыгодно даже на "чёрном рынке"».
На сегодняшний день производство товара без маркировки штрафуют:
- ИП и руководителей компаний на 5-10 тыс. рублей,
- малые предприятия – на 25-50 тыс. рублей,
- средние и крупные компании – на 50-100 тыс. рублей.
Продажа немаркированного товара влечёт штраф:
- для ИП и руководителей предприятий в размере от 5-10 тыс. рублей,
- для малых предприятий – 25-150 тыс. рублей,
- для средних и крупных компаний – 50-300 тыс. рублей.
При этом весь товар с нарушением требования о маркировке подлежит изъятию.
Читайте также о том, сколько яда может содержаться в булитированной воде и зачем кипятить родниковую.
Андрей Мединский
Обсуждение (3)
Однозначно подорожают,нет сомнений....чтобы не происходило ,у нас все дорожает.
Конечно. Разве могут быть сомнения? А в списке Форбс появится новая строчка (
(В России начали маркировать запчасти для авто. Подорожают ли они?)
тут такое дело что в реальности на земле эта программа доставляет много неудобств как производителям так и продавцам, удорожает выпуск и реализацию продукции.
чтобы вы понимали на каждую детальку крепить крепить куар код и сканировать его при отгрузке поставщику, потом это же самое должен делать продавец, вот представьте себе целую фуру автомобильных свечей, сколько понадобиться времени чтобы каждый куар код отсканировать сначала на складе отправителя и потом продавцам, а если куар код не читается, а если сканер интернет не ловит в этот момент, приходится за всё это платить дополнительно , плюс Роспотребнадзор если что не так штраф пришлёт.
Её главная идея заключается в борьбе с контрафактом и любого рода подделками товаров.
сбор налогов, вот главная задача, наверно это хорошо, только вопрос куда в итоге эти налоги спускают.