Севастополь

Уроки истории. Не зная прошлого, невозможно осмыслить и понять настоящее, заглянуть в будущее

Не зная прошлого, невозможно осмыслить и понять настоящее, заглянуть в будущее. Идеологическое воспитание молодежи во многом зависит от системы образования. Учебники по истории за годы независимости Украины переписывались несколько раз. Пересмотру подвергся не только советский период, но и вся история Украины с древнейших времен. Если взять в руки комплект наиболее распространенных школьных учебников по истории Украины, можно воссоздать образ России, который должен сформироваться у выпускника средней школы. У составителей украинских учебников, с согласия Министерства образования, получился образ врага, нещадно эксплуатировавшего Украину на протяжении веков.

Упрекать севастопольских школьников в том, что они недостаточно знают о героической обороне родного города, не честно. В учебниках об этом не написано, говорят учащиеся школ Севастополя, а уроки по севастополеведению сокращаются.

 «Севастополеведение мы проходили в 5-6 классе. Но я не помню, потому что был один урок в неделю»

 О Великой Отечественной войне ребята узнают, в основном, на уроках мужества накануне дня Победы и от своих родителей, которые получили аттестаты еще в советских школах. В современных украинских учебниках термин Великая Отечественная война – отсутствует. Есть - Вторая мировая.

 ТАТЬЯНА ЩЕРБАКОВА, исполнительный директор Севастопольского информационного центра развития туризма:«Если мы спрашиваем у наших подростков о Великой Отечественной войне, некоторые называют дату 1939 год. В учебнике отсутствует понятие Отечество, защита Родины, героизм советских людей, которым раньше в учебниках, литературе уделялось огромное внимание. То есть мы не только учили, но и воспитывали. Сейчас, к сожалению, Обороне Севастополя равно, как и обороне Одессы уделено ровно по одной строчке. То есть упоминается…»

 Действительно, ровно одна строчка: «в начале июля 1942 года после 250-дневной обороны город захватили немецкие войска». Все.

 В учебнике по новейшей истории Украины за 11 класс о мощнейшем партизанском движении в годы Великой Отечественной войны написано пол странички. Но целый параграф посвящен деятельности ОУН-УПА . С подробностями и портретами ее деятелей. Однако, освещеныдалеко не все «подвиги» «борцов за независимость».

 ТАТЬЯНА ЩЕРБАКОВА, исполнительный директор Севастопольского информационного центра развития туризма:«Допустим, так называемая Волынская резня 43 года не упоминается вообще в учебнике. То есть эта сторона скромно замалчивается»

 Авторы учебника пишут: сравнива размах ОУНовского и советского подпольев на Украине, немецкое командование вынуждено было признать, цитата: «Кроме группы ОУН Бандеры на Украине не существует ни одной организации сопротивления, которая была бы способна представлять серьезную угрозу». Авторы учебника не называют, и вряд ли смогут назвать хотя бы один город, который якобы был освобожден УПА, верой и правдой служившей нацистам.

 Татьяна Щербакова показывает методическое пособие по подготовке к внешнему независимому оцениванию по истории Украины. Говорит, издание шокирует нормальных людей: вопросами, вариантами ответов и иллюстрациями к ним.

Образ России в современных украинских учебниках по Всемирной истории, по сути, никак не связан с определенной формой российской государственности. Речь чаще идет о безжалостной державе. Не нравятся авторам учебников русские, которые, как они утверждают, не давали разгуляться украинской свободе с древнейших времен. Современным школьникам учебники по истории рассказывают, что борьба за независимость Украины – смысл существования всех поколений украинцев. Россия – нещадно эксплуатирует Украину на протяжении веков, душит ее культуру и язык. В учебнике ребята знакомятся с терминами «москали» и «москофильство».

«В украинском учебнике Россия подается как страна, которая подавляла Украину, но по сравнению с Австрийской империей, у нее было большее привилегий. А в российском учебнике по Всемирной истории написано просто: все страны одинаковые. Там нет никакого гнета со стороны России»

 Историю Украины в учебниках трактуют как европейскую. Об этом пишут много и подробно в учебниках по Всемирной истории. Девятиклассники изучают историю и культуру США и государств Европы.

 «По всемирной истории мы сейчас изучаем про США. В учебниках пишут о том, как развивались Соединенные штаты в начале 19 века».

 (1 гимназия)

«Мы проходим конец 19 века: отмену крепостного права и реформы…»

 «Модернизация Российской империи, объединение Германии. То, что происходит в Англии, Германии, Италии, все реформы, которые там проходят»

 Ученики 9 класса средней школы № 3 говорят, что учебники по истории Украины, написанные на украинском языке, они практически не открывают по двум причинам. Первая – изложенное в них –сомнительно. Вторая - потому что имеют право учиться на родном языке – русском.

 На самом деле это не очень удобно. Потому что многие не очень хорошо знают украинский язык. Нам трудно учить новые понятия, новые термины на не родном нам языке»

 «Там перевирается все. Наши учителя пытаются дать нам более точную информацию»

 «Мой брат учится в Московском государственном университете на факультете истории… Он помогает мне найти источники, с которых я могу взять более правдивую информацию»

 «Некоторые параграфы построены неверно, так как идет одна информация, а документы, которые даются в этом же учебнике перевирают эту информацию. И учителя нам стараются давать более точно и поэтому мы очень редко открываем учебники по истории на уроках»

 «Учебники на украинском языке, конечно, составляют сложность в понимании терминов, но в принципе, когда учителя дают более достоверную информацию, переводят на родной язык, становится, в принципе, понятно»

 Учителя подтверждают: они действительно изучают историю по другим, более достоверным источникам. На уроках используют дополнительную литературу.

 ОЛЬГА ЛОСЕВА, учитель истории и правоведения специализированной средней школы № 3 с углубленным изучением английского языка:«Благодаря историческим исследованиям, основанным на документах, а не на вымыслах некоторых политиков, мы пытаемся строить свою работу»

 Изучать историю родного города-героя Севастополя можно и нужно на уроках по «Севастополеведению». Но, к сожалению, в этом году количество часов сокращено из-за введения в школах второго иностранного языка и третьего урока физкультуры.

 ОЛЬГА ЛОСЕВА, учитель истории и правоведения специализированной средней школы № 3 с углубленным изучением английского языка:  «Поэтому приходится учителю самому дополнительно выбирать моменты, где-то что-то короче изложить, для того, чтобы рассказать детям, что же происходило здесь, в родном городе и водить на экскурсии, показывая наши многочисленные и прекрасные музеи, которые дают очень яркое представление о том, что происходило в Севастополе в годы Великой Отечественной войны, в годы оккупации, как народ сражался, сражался по собственной инициативе, а не по приказу партии или каких-то органов…»

 «Если бы у тебя была возможность, ты переписал бы учебники по истории? – Естественно. – Каким образом? – Взял бы и переписал. Руками»

 «Я хочу русский учебник».

 «Русскую школу, не нужен нам украинский»


3100
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
Еще нет голосов
Теги:

Обсуждение (32)

Profile picture for user zagava
6720
zagava

изучать можно и по другим учебникам. А вот сдавать ВНО приходится по тому, что пишет Киев... А не сдавать ВНО тоже нельзя.

Profile picture for user dimitro
6381
dimitro

Такой резонансный материал а просмотров почти нет :(

Profile picture for user Достали
401
Достали

Ужас. В топку.

Profile picture for user тася
368
тася

Нет слов, просто страшно!!!

Profile picture for user Alexander Zaharov
12
Alexander Zaharov

Рекомендую к ознакомлению:

http://poznavatelnoe.tv/dugin_construct_history

Profile picture for user Балаклавский
110
Балаклавский

Уроки истории таковы,что сегодня самосвалы вывозят русскую литературу с библиотек севастопольских школ. Молчат учителя, ученики, родители...
Вот оно предательство родного языка, родной истории.

Profile picture for user SilverStoun
468
SilverStoun

to Балаклавский (Сюмболон-Чембало-Палакион) Молчат учителя, ученики, родители...
Учителя, между прочим, тайком преподают по старым учебникам. а вот то, что комиссия Министерства образования Украины лезет в портфели к детям и проверяет, какие учебники носят дети - вот это Ж...П.А

Profile picture for user Алексей Баскаков
786
Алексей Баскаков

Материал выглядит поверхностным, заказным, пристрастным. Во-первых, не упомянуты названия и авторы ни одного учебника, а речь идет об украинских учебниках в целом.
Во-вторых, почему-то мнение об учебниках истории высказывает "исполнительный директор Севастопольского информационного центра развития туризма". При всем уважении к авторитету этой организации, у нас в Севастополе полно именно ученых-историков, к мнению которых стоит прислушаться.
И, наконец, ситуация с преподаванием школьного курса истории еще страшнее, чем описана в материале. Существует перечень учебников, рекомендованных министерством образования и науки Украины. Этот перечень периодически меняется, но мне пришлось вести уроки истории Украины по учебнику для 10-го класса (авторы Реент и Малый), уровень академический (!), на украинском языке. Этот учебник заканчивался 1921 годом, то есть введением НЭПа. Между тем, учебная программа 10-го класса заканчивалась 1939 годом.
То есть, из истории Украины "выпали" 18 лет: сталинская индустриализация, коллективизация, Голодомор, первые пятилетки, строительство ДнепроГЭСа, трудовые подвиги и репрессии периода "культа личности". Вот это простор для фантазии учителя!

Profile picture for user Достали
401
Достали

to Алексей Баскаков (Севастополь)

Где было ваше мнение раньше? И к чему оно сейчас, когда можно просто открыть учебник. А лучше такие учебники не открывать. Респект учителю истории 3 школы, которая позволяет детям не читать эту чушь.

Profile picture for user Балаклавский
110
Балаклавский

to SilverStoun (Севастополь) Учителя, между прочим, тайком преподают по старым учебникам.

А почему Учителя должны преподавать ТАЙКОМ??!!!

Почему мы должны этот маразм (коим является уничтожение русской литературы) объяснять нашим детям?

Profile picture for user madagarova
5961
madagarova

Явно заказной материал. Детям выдают 2-3 учебника истории. Некоторые из них еще советского периода. Есть возможность читать, сравнивать, учиться анализировать. В городе прекрасная сеть библиотек и книжных магазинов, несколько уникальных музеев, сотрудники которых всегда помогут заинтересованным детям. Услышав, как мой ребенок читает на инъязе, сотрудники Морской библиотеки по собственной инициативе принесли ему из хранилища книги до 1900 года издания (те, кто бывает в этой библиотеке поймут, что это значит) Благодаря всему этому и домашней библиотеке мой ребенок стал шестикратным победителем Черкашинского конкурса, а Музей героической обороны и освобождения Севастополя просит передать работы в фонды музея.
И еще - не отдавайте своих детей на откуп только школе. В первую очередь - это ВАШИ дети.

Profile picture for user zozula
549
zozula

Не знаю, насколько материал заказной, но описанная ситуация почти не отличается от того, что было на самом деле на моих уроках истории десять лет назад. Мы тоже не открывали учебники по истории Украины, или просто формально прочитывали, но основную информацию нам давала учительница устно, под запись. Потому что то, что было и есть в учебниках по истории Украины - предвзятая чушь! Мы это понимали уже в школе.

Profile picture for user Алексей Баскаков
786
Алексей Баскаков

to Достали (Москва)

Я своего мнения никогда не скрывал. Вы просто "не в теме". Только ничье мнение для украинских чиновников от образования никакого значения не имеет. А учителя и в самом деле используют различные учебники и учебные пособия, помимо рекомендованных министерством. Благо, что в Севастополе недостатка в них нет.
А вот жизнь учит школьников совершенно иному:

Короткая память

17 мая 2009 года, в лесу историко-мемориального заповедника "Быковнянские могилы" под Киевом проходил митинг Памяти жертв политических репрессий.
В своем выступлении Президент Украины Виктор Ющенко призвал очистить страну от памятников времен коммунизма. Он заявил, что "Украина должна наконец окончательно очиститься от символов режима, который уничтожил миллионы невинных людей" .
За два предыдущих года по стране уничтожили 400 памятников коммунистической эпохе, которые были поставлены «организаторам политических репрессий и голодомора».

Начинается все так обыденно-просто -
«Разногласия» нам предлагают забыть:
Что нацисты творят на местах Холокоста,
Что татарских надгробий десяток разбит…

Появляются зубы из Бабьего Яра,
Продают на базарах всех войн ордена.
В День Победы во Львове по улицам старым
Марширует… дивизия «ГаличинА»!

Ах, как хочется видеть в единых колоннах
Оплевавшим историю нашей страны,
И подонков Бандеры, таившихся в «схронах»,
И солдат, что прошли по дорогам войны…

Никогда не имевшим ни чести, ни славы,
Недоумкам, клянущим Советский Союз,
Облетевшие лавры Великой державы
В Украине сегодняшней спать не дают.

Profile picture for user Tatiana Shch.
283
Tatiana Shch.

to Алексей Баскаков (Севастополь) почему-то мнение об учебниках истории высказывает "исполнительный директор Севастопольского информационного центра развития туризма"
Потому, что исполнительный директор СИЦРТ имеет 15-летний педагогический стаж по данному предмету.
у нас в Севастополе полно именно ученых-историков, к мнению которых стоит прислушаться. К сожалению, профессиональные ученые-историки редко имеют опыт работы в школе. В данном случае это - основной аргумент.
И, наконец, ситуация с преподаванием школьного курса истории еще страшнее, чем описана в материале. А вот с этим полностью согласна.

Profile picture for user Tatiana Shch.
283
Tatiana Shch.

to madagarova (Севастополь) Детям выдают 2-3 учебника истории. Некоторые из них еще советского периода. Есть возможность читать, сравнивать, учиться анализировать Есть. Но не у аждого ребенка, даже из хорошей семьи, есть желание или время читать по 2-3 учебника(учитывая общую нагрузку). И носить 2-3 учебника - тоже проблематично. Многие учителя стараются давать анализ документов, форматировать планирование в рамках прогаммы. Все, что сейчас делается по воспитанию патриотизма - по большей части - личная инициатива и титанический труд самих педагогов. За счет личного времени, личных средств, личных нервов. ОГРОМНАЯ БЛАГОДАРНОСТЬ ВАМ, КОЛЛЕГИ! В то числе - и за то, что на митинге на Нахимова в защиту города было огромное количество подростков и молодых людей.

Profile picture for user Comandor.
758
Comandor.

Естественно, поддерживаю материал, изложенный в статье.
Но все эти стоны и сожаления произносятся из тёплых кабинетов, которые стонущие не намерены покинуть.
Уже пол-года в каземате 11-й береговой батареи (ул. Адм. Владимирского) действует интерактивная экспозиция класса подземной школы образца 1941-42 гг.
Организаторы экспозиции многократно через СМИ и по телефону обращались к завучам и преподавателям школ города приводить учеников и в аутентичных условиях тех героических лет проводить Уроки мужества или "Севастополеведения". За указанное время в классе побывали ученики шк. 43, 12, 25, которые приехали по инициативе своих учителей-энтузиастов.
Заец И.М., Алтабаева Е.Б. отделались общими фразами, а упомянутая в статье Татьяна Щербакова сказала, что её это не интересует.
Как тут не согласиться, что "Все, что сейчас делается по воспитанию патриотизма - по большей части - личная инициатива и титанический труд самих педагогов. За счет личного времени, личных средств, личных нервов. ".

Profile picture for user За Союз
15634
За Союз

Эта ситуация началась практически сразу после объявления незалежности и не только в школах. В ВУЗах заменили полит историю на историю Украины, и понеслось. Выход из этой ситуации таков. Перво на перво родители с малых лед должны говорить детям: ПОМНИ ИМЯ СВОЁ! Мы - Русские! Поэтому история украинствующих русофобов - это чужая история. Их борьба за незалежность - борьба иуды за право быть космополитом...

Profile picture for user Tatiana Shch.
283
Tatiana Shch.

to Comandor. (Sevastopol) а упомянутая в статье Татьяна Щербакова сказала, что её это не интересует.
Прошу перезвонить 93-09-35 и уточнить, когда такое было.

Profile picture for user madagarova
5961
madagarova

to Comandor. (Sevastopol)

Вот уж на Алтабаеву собак вешать не надо. Весь город должен благодарить ее за замечательные книги о Севастополе, его истории, людях, прославивших город.

Profile picture for user zagava
6720
zagava

to За Союз (Крым)

Перво на перво родители с малых лед должны говорить детям: ПОМНИ ИМЯ СВОЁ! Мы - Русские! Поэтому история украинствующих русофобов - это чужая история. Их борьба за незалежность - борьба иуды за право быть космополитом
А что делать тем, кому надо сдавать ВНО для поступления в ВУЗ? Ведь там вопросы без слез читать нельзя, не то, что все это заучивать.

Profile picture for user SilverStoun
468
SilverStoun

to zagava (Инкерман) А что делать тем, кому надо сдавать ВНО для поступления в ВУЗ? Ведь там вопросы без слез читать нельзя, не то, что все это заучивать.
А тем, кому сдавать, репетитор(или учитель) говорит:"Запомни, мы не учим историю, мы готовимся сдавать ВНО. Это - две большие разницы" Кстати, умненькие детки делают после этого очень правильные выводы относительно украинской истории и украинского государства в целом.

Profile picture for user vovapt
1172
vovapt

Видимо учебники по истории Украины будут опять переписывать под углом последних событий.

Profile picture for user zagava
6720
zagava

to SilverStoun (Севастополь)

А тем, кому сдавать, репетитор(или учитель) говорит:"Запомни, мы не учим историю, мы готовимся сдавать ВНО. Это - две большие разницы"
Ну, и кому надо это раздвоение личности ?

Profile picture for user zagava
6720
zagava

Глава комиссии Мосгордумы по образованию и молодежной политике Виктор Кругляков предложил исключить математику из числа обязательных для сдачи предметов на едином государственном экзамене (ЕГЭ), передает «Интерфакс».
В настоящее время 11-классники должны сдавать два обязательных предмета на ЕГЭ — русский язык и математику. В начале ноября 2013 года глава комитета Госдумы по делам национальностей Гаджимет Сафаралиев предложил включить в список обязательных предметов историю, чтобы улучшить патриотическое воспитание школьников.
http://news.rambler.ru/23425361/

Profile picture for user SilverStoun
468
SilverStoun

to zagava (Инкерман) Ну, и кому надо это раздвоение личности ?
Детям - точно не нужно. Ничего хорошего в этом нет.Но я говорю не о том как в идеале, а о том, как в реальности.

Profile picture for user Comandor.
758
Comandor.

to Comandor. (Sevastopol) а упомянутая в статье Татьяна Щербакова сказала, что её это не интересует. Прошу перезвонить 93-09-35 и уточнить, когда такое было. to Comandor.
Именно тогда, когда я заезжал к Вам в офис. Трижды я предлагал БЕСКОРЫСТНО использовать возможности 11-й батареи, и трижды Вы сказали, что Вашу организацию это не интересует. Возможно, Вы имели ввиду только организацию, а не себя лично. В таком случае, прошу прощения.

Profile picture for user Comandor.
758
Comandor.

to Comandor. (Sevastopol) Вот уж на Алтабаеву собак вешать не надо. Весь город должен благодарить ее за замечательные книги о Севастополе, его истории, людях, прославивших город.
Книги Екатерины Борисовны у меня стоят на полке на видном месте. Есть даже с дарственной надписью. Так что, Алтабаева мной уважаема. Но я разве о неуважении говорил?

Profile picture for user Алексей Баскаков
786
Алексей Баскаков

to Tatiana Shch. (Севастополь)

Сочувствую Вам, 15 лет преподавания Истории Украины = "10 лет без права переписки". Все всё понимают, все видят, что история стала продажной девкой, которую переписывали по заказу каждого правителя, но сделать никто ничего не может...
Эти "историки" даже у Чарльза Дарвина нашли украинские корни. Наверное, если бы им дали, они бы и переписали теорию эволюции:

О происхождении украинцев

В основе дарвинизма главный прЫнцип:
На суше, в море, в воздухе – везде...
Сначала появились украинцы,
Вот только жаль, что не было людей!

Profile picture for user Андрей Юров
407
Андрей Юров

Приветствую, Алексей!
Еще раз спасибо за меткие строки:
Никогда не имевшим ни чести, ни славы,
Недоумкам, клянущим Советский Союз,
Облетевшие лавры Великой державы
В Украине сегодняшней спать не дают.

Уважаю Сервантеса, но бороться с ветряными мельницами киевских издательств - не под силу никому! Только федерализм и свои учебники в Крыму и Севастополе! Нет - завтра Фарион научит наших внуков, кто - главный харой в этой стране!

Profile picture for user Андрей Юров
407
Андрей Юров

Sorry! хАрой = херой. Кстати, кто сомневается, что пани Фарион не займёт в новом правительстве должность министра по линии: наука - образование? Прошу высказываться!

Profile picture for user Алексей Баскаков
786
Алексей Баскаков

to Андрей Юров (Севастополь)

Profile picture for user Tatiana Shch.
283
Tatiana Shch.

to Comandor. (Sevastopol)

Еще раз прошу перезвонить по указанному телефону.

Главное за день

Голосуйте за главное событие Севастополя в 2024 году

Итоговый опрос от ForPost на платформе телеграм.
10:39
2
1698

Как в СевГУ заплатили миллионы за научные монографии с проукраинскими нарративами?

Продолжение резонансного расследования «Миллионы на плагиат» о гуманитарной науке СевГУ.
20:00
37
7967

Мазут разломавшихся в Черном море танкеров добрался до Керчи

В Керчи введен режим ЧС муниципального характера.
20:39
5
2733