Севастополь

Укрытый в крымских горах монастырь начал восстановление после пожара

Работы идут в том числе и благодаря севастопольским жителям.

В Кизилташском монастыре над судакской Краснокаменкой нет ни туристов, ни паломников — первые чаще всего проходят мимо, а вторые редки.

Молятся и спасаются в этих красноватых горах уже вторую тысячу лет, монастырю же — всего 170, да ещё минус 70 недавнего безбожия. Но даже за короткий период с момента возрождения это место стало известно и чудесами, и испытаниями, которые всегда в избытке выпадали на пути христианских подвижников.

На пожарище

Одним из таких испытаний стал пожар, в ноябре 2020-го уничтоживший здание с монашескими кельями. К счастью, уцелели и люди, и сам храм.

Братия, как в казарме, обустроилась на двухъярусных кроватях в одном из подсобных помещений — и живёт так четвёртый год. Аскетизм в монастырской жизни — дело обычное, но вот без необходимого для монаха уединения — сложно.

Проблема не только в финансах, с которыми у уединённого монастыря скромно. Дело в том, что проехать на машине сюда можно только через воинскую часть, а разрешения на это до последнего времени не было. Всё, что нужно для жизни, монахи носили по тропе «вручную» — но со стройкой так не получится.

Севастополец Игорь узнал о монастыре в начале года — и взялся помочь в восстановлении братского корпуса. Приблизительно тогда же удалось договориться с военными о проезде хотя бы стройтехники.

— Сначала мы думали остатки сгоревшего одноэтажного здания разобрать и построить новое. Даже бытовку с узбеками привезли, но потом план изменился. Знакомая отца Марка (настоятеля монастыря. — ForPost) нашла в Феодосии Сергея, он в основном для военных строит. Сергей человек православный и согласился помочь. Позвал инженера, а тот сделал заключение, что дом можно восстановить — только осушить, сделать гидроизоляцию и так далее. И мы решили идти этим путём, только ещё второй этаж надстроить. На первом какие-то нужные хозяйственные помещения будут, а кельи — выше. Проект моя жена Аня делает.

Насобирали денег по сусекам — и свои, и монастыря. У Сергея освободился прораб, несколько строителей — и где-то с мая мы начали. Через две-три недели я приехал поработать и посмотреть, как дело идёт. Вижу — ребята православные, никто не пьёт, работают — и я перестал переживать, что долгострой может быть, — рассказывает Игорь.

За это время укрепили фундамент, защитили его от воды, разобрали крышу и начали возводить стены второго этажа. 

Конечно, хочется поскорее к крыше перейти, но в такой зной работать под открытым небом непросто, и сейчас рабочие занимаются отделкой часовни при зимнем храме и трапезной.

— Когда планируете достроить? — спрашиваю я отца Марка и ещё до окончания вопроса понимаю, какой будет ответ.

— Как Бог даст. Мы по воле Божьей живём. Трудимся, молимся, а уже Господь определяет время и место, где и как нам жить.

Былое

До революции монастырь выглядел иначе — это был целый городок, построенный главным образом в подвижничестве игумена Порфирия.

Игумен Порфирий был убит и сожжён в 1866 году, история его жизни и смерти достоверно известна благодаря множеству официальных документов. С жестокостью и бескомпромиссностью фактов из них складывается картина, отражение которой — и наш сегодняшний день. Но это уже другая история.

Кизилташский монастырь. Литография 19 века

С приходом большевиков монастырь был сначала разграблен, затем закрыт. В послевоенные годы он был снесён до основания по приказу Лаврентия Берии — были у него на это место другие, стратегические планы.

— Работы здесь много — вон сколько фундаментов разрушенных храмов. Сколько древних святынь, которые кто-то когда-то, может, ещё будет восстанавливать — после нас, — говорит отец Марк.

Сегодня здесь два небольших храма: зимний — Всех Киево-Печерских святых и летний — св. прп. Серафима Саровского. Всё остальное сложно назвать даже руинами.

Вот тут когда-то давно были кельи монахов.

Это — остатки фундамента храма Успения Пресвятой Богородицы. 

Раз в году, в праздник Успения, здесь проводится служба под открытым небом.

Знак к возрождению монастыря в 1994 году люди увидели в чуде спасённой девочки, которую белка через много дней блужданий по лесу вывела к этому месту. Сегодня изображения белок по обеим сторонам Серафима Саровского украшают вход в деревянный летний храм. Опустившие головы медведь и волк — словно опасности, отступающие от человека при обращении в Богу.

Паломники

Кроме монахов и рабочих, здесь почти никого — полчаса по горной тропинке сегодня становятся для многих людей преградой, преодолевать которую совсем не хочется.

— Сейчас люди не особо хотят по горам ходить, им бы прямо к воротам подъехать. Их даже не прельщает, что эта тропинка особо освящена — это афонская тропа. Дело в том, что наш монастырь когда-то был афонским скитом. И были духоносные отцы, они освятили эту тропинку. Вот как Канавка Божией матери в Дивеево — освящена, благословлена, и кто идёт по этой тропинке с молитвой, сподобляется особого утешения. И здесь тоже — по молитвам святителя Стефана Сурожского и многих-многих подвижников, которые здесь подвизались, и жизнь свою положили.

Если кто-то из приходящих предлагает помощь — братия не отказывается.

— Вот вчера пришёл человек. Говорит, я хочу помочь вам чем-то. И стал там внизу копать траншею. Женщина пришла — помогла траву вырывать. Главное, что люди делают это искренне, от всей души. А Господь видит и всё принимает. Знает, кто что может сделать, кто чем может помочь.

Приходят и пожить — чаще всего с болью, которую больше некуда нести.

— Иногда с такими раненными, разорванными душами приходят — вы не представляете. Это особый промысел Божий, чтобы именно сюда за утешением идти. Тут же каждый сантиметр вымолен, намолен и благословлён Богом. И люди потом идут в мир другими. Когда благодать в сердце — на всё по-другому смотришь. Конечно, страшновато идти в мир после монастыря, и благодать легко растерять — но забыть её нельзя.

О любви

Монах оставляет мир не потому что ненавидит его, а потому что любит, говорит отец Марк.

— Мы любим мир, но именно ради этой любви мы уходим в монастырь, чтобы жить и трудиться здесь. Ради близких, ради чистоты нашей веры.

Любви, доверия, бескорыстия нашему миру крайне не хватает, говорит отец Марк, а безмерный прагматизм толкает людей ставить условия и самому Господу.

— Недоверие — оно сейчас во всём. Одни ищут только корыстных, выгодных отношений. Другие озлобились на весь мир, потому что не находят истины. Некоторые приходят и говорят: вот если Бог мне поможет, я сделаю то-то и то-то. Говорю: ой, неправильно ты говоришь. Если ты Богу условия ставишь — будет ли эта жертва от души? Он и так дал тебе всё — жизнь, здоровье, средства какие-то… А ведь в один момент этого может не стать. Скажет Господь: ну не умеешь ты этим пользоваться, не знаешь, как — оно тебе не надо. А ты помоги ближнему просто так, из любви, ведь сегодня есть эта возможность — а завтра нет. Скажешь потом: «Ах, как жаль! Была же такая возможность». А её уже нет.

Не для публичности монастыри существуют, говорит отец Марк, особенно — этот: уединенный, спрятавшийся среди гор над селом, в которое ходит один-единственный рейс из Феодосии.

— Поверьте мне, если человеку нужно будет, если Богу угодно будет — Бог приведёт его сюда. А просто смотреть как некую достопримечательность — может быть, это и не нужно… Должен быть какой-то уголочек, где только монашеская жизнь — ничем не развлекаема, никем не отвлекаема. Чтобы люди знали: есть точечка микроскопическая на карте, где молятся за всех — и знаемых, и незнаемых.

Светлана Косинова
Фото автора



 

3111
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
4
В среднем: 4 (4 голосов)

Обсуждение (19)

Profile picture for user Мелита
1543
Мелита

Спасибо за рассказ. Очень интересно изложили, не знала о таком монастыре,  Братия молится за нас тихо, без помпезной показухи.  Среди красоты гор наших, леса крымского,.... Спасибо.

 

Profile picture for user seva zelay
2847
seva zelay

В наше время монашество не имеет ни какого смысла. Остался только термин! Уйдя от мира и поселившись в пустыне, мир толпами валит в места монашеского уединения. Были времена исеев и первых христианских столетий трудов и спасений в пещерах, горах и расщелинах, а теперь под монастырём понимают монастырский туризм, что приносит "звонкую монету" - бизнес!

Profile picture for user Какжетак
352
Какжетак

seva zelay,

Господь выгнал всех торгашей из Храма. Но они видимо вернулись((((

Profile picture for user seva zelay
2847
seva zelay

Какжетак,

Мало того, это один из департаментов на "государевой службе", а совсем не Бога, имеющий официально крышуемый государством корпоративный бизнес.

Profile picture for user seva zelay
2847
seva zelay

seva zelay,

Как только налоговая заставит проводить все финансовые операции через кассовый аппарат - то весь этот "бизнес" развалится в одночасье и снова станут в пустых церквях кино крутить...

Profile picture for user севастопольский строитель
17
севастопольски…

Форпост, глас народа, про дальние уезды пишешь, а про наш богоспасаемый молчишь. И наши святые отцы не хуже судакских в лесах стройки ведут. На днях  на восточном обрыве хребта в паре километров за Оборонным стройку целого городка видали с крестами в лесу с двухэтажный дом высотой. Узнай что за чудо...

Profile picture for user seva zelay
2847
seva zelay

севастопольски…,

Уже писали - самозахват! "Пустынька" как в сказке появилась во времена Овсянникова и по его словам, вместо документов.

Profile picture for user Какжетак
352
Какжетак

seva zelay,

Видать они теперь там его грехи замаливают. А чьи грехи будет замаливать с размахом выстроенный НХ? Ох. уж лучше бы такую же онко больницу построил. Тогда уж точно было бы от души и зачлось бы ему на том свете. На эти деньги стольким нуждающимся можно было бы помочь. Ведь по телевизору и до сих пор собирают деньги всем миром больным детям. И на СВО собирают. По копейкам. Кто сколько сможет. А тут музей не ко времени вырос....

Profile picture for user against everibody
3770
against everibody

Опиум для народа-говорил один великий персонаж.

Profile picture for user BoratS
375
BoratS

against everibody,

Вы просто не понимаете о чем говорите

Profile picture for user Верещагин
13375
Верещагин

Там бы восстановить то, что именовалось Феодосия 13. Кстати именно это курировал Берия и да после войны ему там разрушать было нечего, монастырь загнулся еще задолго до войны.

Profile picture for user Расенов
748
Расенов

Верещагин,

До начала 90- х сверхсекретное  место хранения ядерного вооружения ЧФ, часть вывезли.. Штреки - пещеры залили многометровыми пробками из бетона ... Есть в интернете воспоминания  там служивших офицеров.

Profile picture for user BoratS
375
BoratS

Верещагин,

еще и спецбоеприпасы тут хранить предлагаете - нет уж, спасибо, таких рисков нам тут не надо

Profile picture for user Верещагин
13375
Верещагин

BoratS,

Вам тут или там ? А что вам надо, что бы после того как скончался договор об РСМД наши боеголовки продолжали храниться за Уралом, так "риска меньше"?

Profile picture for user sapun
8381
sapun

Власть свои грехи замаливает...

Profile picture for user BoratS
375
BoratS

sapun,

причем тут власть? омг

Profile picture for user Токумен
1766
Токумен

В тех местах при СССР был секретный ядерный объект.  Хранилище спецбоеприпасов. В толще горы Кызылташ.

Profile picture for user Олег Игоревич
328
Олег Игоревич

Главное в нашем деле - это бытовка с узбеками. Но зона барбекю получилась замечательная.

Главное за день

Крымчане обеспечены жильём хуже жителей других регионов России

В неблагоустроенных квартирах и домах живёт треть населения.
18:20
1
469

1000 дней СВО: мир остановился в шаге от ядерной войны?

Генералы и политики по-разному ответили на вопрос: «Что нас ждёт впереди?».
16:28
1
2437

На пожаре в Севастополе спасли больше двух десятков человек, включая ребёнка

Специалисты МЧС продолжают тушение пожара и оказывают помощь эвакуированным.
08:43
7
6596

Поучительная севастопольская история про чужую землю, жажду наживы и нотариальные услуги

ForPost продолжает рассказывать о схеме по отчуждению земли уязвимых граждан.
20:00
17
4378