Севастополь известен как главная база Черноморского флота, Мекка патриотического туризма, духовно-культурный центр всей России. Впрочем, не только. Севастополь — это ещё и ареал обитания огромных мощных карьерных самосвалов.
С представителями семейства БелАЗ журналисты ForPost познакомились в Псилерахском карьере Балаклавского рудоуправления, откуда эти богатыри вывозят к обогатительным фабрикам переработанный известняк.
45-тонные «малыши»
Большие карьерные самосвалы грузоподъёмностью до 45 тонн прописались в окрестностях Балаклавы ещё в 70-х годах прошлого века. До этого горную массу возили ЯАЗы и ЗИСы с показателями в 4–6 раз меньше.
Сегодня переработанный известняк из карьера вывозят так называемые стандартные самосвалы и монстроподобные БелАЗы-7547. Всего в распоряжении Балаклавского рудоуправления восемь таких амбалов.
09.24 «Уже 8 лет работаю. Начинал слесарем, чтобы достичь — на БелАЗ перейти. Надо было полгода слесарем отработать, чтобы сесть на него. Чтобы понимал, куда сел, где, что, если поломалось, что крутить, на что обращать внимание», — рассказал ForPost водитель БелАЗа Дмитрий Черных.
Основные нюансы работы на таком гиганте заключаются в понимании его размеров.
«Если не будешь знать габариты, можно не войти ни в один поворот. Машина специфическая – подъезжать — всё широко. С правой стороны слабый обзор. То, что сигнал заднего хода есть, — ты же не видишь, посередине идёт человек или нет, поэтому весь в напряжении смотришь, особенно по вечерам, когда только фары светят», – подчеркнул собеседник ForPost.
Отдельная сложность — научиться управлять БелАЗом в Севастополе можно только в карьере. Специальных тренировочных площадок для таких машин нет.
«Только тут учишься, практикуешься. У нас нигде нет таких машин, чтобы практиковаться, — только в рудоуправлении и, говорят, есть в Ялте ещё карьер», — добавил Дмитрий Черных.
Рабочая смена на БелАЗе – 12 часов. Конечно, специфика управления гигантом сказывается и на доходах. У водителей БелАЗов более высокие оклады, чем у водителей рядовых автомобилей.
Высота самосвала 4,4 метра, длина — более 8 метров, максимальная ширина — более 4,5 метра. Вес машины — 33,1 тонны, грузоподъёмность – 45 тонн. Радиус поворота — 10,2 метра, максимальная скорость – 50 километров в час.
Сердце машины — огромный мощный мотор.
«На БелАЗе стоит мотор 12-цилиндровый. Моторы великолепные, едут, тянут, никаких грехов. Коробка пятиступка — полуавтомат. Ты включаешь сам механическую передачу, машина автоматически переключает пониженную и повышенную. Мотор ЯМЗ 12-цилиндровый, мощность 500 лошадиных сил», – подчеркнул водитель БелАЗа.
Самосвал действительно едет плавно и мягко, в чем лично убедилась съемочная группа ForPost. Естественно, кушает этот «малыш» немало.
«Топливо – соляра. Употребляет – смотря с какого горизонта будешь спускаться. Если с самого нулевого, за ходку (примерно 3–5 километров) уходит 10–11 литров. В смену делается около 20–25 ходок», – сказал собеседник ForPost.
Техобслуживание карьерного "зубра"
Поскольку самосвалы производятся в Белоруссии, санкции коллективного Запада никак не сказались на работоспособности машин.
Высокие нагрузки сказываются прежде всего на подвеске – шарнирных подшипниках и гидро-(пневмо)цилиндрах. Они выходят из строя довольно часто.
«Изнашивается — выходят из строя ШСЛ – шарики такие, кованые, как шаровые на машинах, только здесь они шрусами называются. Бывает, за день вылетает. Хотя, бывает, и годами ходят. Подвески часто выходят из строя: вы видите, иногда при загрузке самосвал сильно наклоняется, боком стоит», — пояснил Дмитрий Черных.
Действительно, иногда под весом камней БелАЗ может сильно накрениться в одну сторону. Это может привести даже к опрокидыванию гиганта.
«Если начинаются перегрузы, вы видели, как наклоняются БелАЗы, может произойти переворот. Дороги у нас тоже не очень ровные. Если перегруз — страшновато, машина сильно наклоняется во все стороны», — добавил водитель.
В таких случаях многое зависит от водителя.
«Когда подъезжаешь, начинаешь грузить, видишь, что она уже валится, — ты отъезжаешь и говоришь мастеру: делай подсыпку, чтобы БелАЗ стоял ровно», — пояснил собеседник ForPost.
Конечно, бывают случаи, когда карьерные самосвалы заваливаются на бок. В таком случае на помощь упавшему гиганту приходят менее габаритные, но довольно сильные стальные коллеги.
«Поднимают специальными „Хундаями” — гидравлическими экскаваторами. И тягач. Гидравликой взяли — и аккуратно ставят на колёса. Но это случается очень редко», — подчеркнул Дмитрий Черных.
Замена колеса БелАЗа, размер которого превышает рост среднего человека, также целая «войсковая операция».
«Колесо меняется при помощи специального погрузчика. Раньше мы болты крутили вручную, сейчас пневмопистолетами. Перебортовкой у нас занимается специальный шиномонтажник Коля. Для этого он использует специальный стенд», – сказал водитель.
В Севастополе еще много интересного. Следите за публикациями ForPost.
Андрей Киреев
Фото автора
Обсуждение (3)
В студию товарища, в студию.
В 70-х отец возил на карьер, посмотреть на это чудо-монстров. Впечатления до сих пор. Какая страна была).
Карьеры были в собственности государства , промышленность страны стала частной , итог все знаю.
Вот и учить всех водителей там как надо ездить.