Если говорить о профессии, какими были Ваши детские мечты?
Я ребенок 80-х, игрушек тогда было мало, и мы с удовольствием делали их себе сами. Я конструировал машинки, военную технику и солдатиков из бумаги, а еще у меня был замечательный металлический конструктор, тогда у многих такие были. Сейчас очень сложно себе представить современного ребенка, который раскрашивает машинку, сделанную из тетрадного листа. Конечно,hand-made в моде, но тогда у нас другого выхода не было. Не слепишь себе танк – нечем будет играть. А так как желание победить всех в игрушечном бою велико, то танки нужно лепить технически продуманными и крепкими. Именно в тот момент,думаю, у меня зародилась страсть к инженерным наукам. Я хоть и учился в Севастопольской школе с углубленным изучением английского, тянуло меня к математике, физике, черчению. И к концу обучения я выбиралмежду программированием и инженерией.
Легко догадаться, что инженерия победила. А как выбирали, где учиться?
Многие мои одноклассники разъехались кто куда — в Киев, Москву, Харьков. А я решил остаться в любимом городе. Мне показалось, могу достичь чего-то и в Севастополе, и для этого необязательно уезжать. Пришел к нам в университет. Тогда, в 1997 году, он назывался Севастопольским государственным техническим университетом. Я прекрасно знаю, что такое слушать лекции в помещении, где 16 градусов тепла, или без света учиться. Очень хорошо помню себя в таких условиях, когда все мысли о горячем чае, а не о физике. Сказать, что уже на первом курсе я понимал, кем буду в итоге, не могу. Меня вела судьба. На студенческой скамье я встретил свою будущую жену. Закончил магистратуру.
Был у вас в жизни «указательный камень» на распутье?
А вот на распутье я оказалсяпосле того, как получил диплом о высшем образовании. После окончания вуза я поступил в очную аспирантуру и решил поискать подработку по объявлениям в газете. Около года проработал не по специальности, меня, что называется, пошатало по карьерным волнам. И в какой-то момент я понял: необходимо выбирать одно направление для собственного развития, иначе не хватит на все ни времени, ни сил. Ведьпока ты молод, кажется, что времени у тебя вагон! Можно смело идти в любую сторону, если не устроит – выбрать другую и весь мир у твоих ног. И вот ты так походил, и вдруг тебе уже не восемнадцать. И приходит понимание, что времени не так-то и много. И тогда я решил сконцентрироваться на диссертации и успешно защитил ее в 29 лет.
Почему выбрали преподавание?
Мне всегда было интересно учить, передавать свои знания другим, и я пошел к нам на кафедру преподавателем. И поначалу мало чем отличался от студентов: и на дискотеку сходить, и в университетских капустниках поучаствовать – это было прямо мое. Не скажу, что сейчас я сильно изменился, но должность обязывает быть серьезней. А тогда мог и пару свою пропустить – проспать, если честно. И как-то на второй год своего преподавания я проснулся в раздумьях, идти ли на первую пару. И вроде мне не хочется, но перед глазами прямо картинка: студенты мои стоят под дверями аудитории, проснулись, пришли, пересилили себя, а я нет, в кровати лежу. Вот тогда и проснулась моя преподавательская совесть. Больше пары я не прогуливали старался не опаздывать.
Я прошел весь путь от аспиранта к руководителю института, и я очень рад, что именно так получилось, ведь когда ты ассистент – преподаешь почти все дисциплины на кафедре, очень детально в каждой теме разбираешься. Этот опыт помогает мне до сих пор, в том числе - не выглядеть глупо перед студентами, ведь они бываюточень любознательными.
Каким должен быть преподаватель?
Преподаватель должен быть примером. И в нашем институте такие есть. Преподаватель,на мой взгляд, должен быть достаточно прост в общении. Чтобы передавать не только знания, но и опыт жизни, он должен уметь быть «своим» для молодежи.
До какой степени? На студенческом форуме нашла отзыв о вас: «Васька классный мужик». Как вы определяете дистанцию между собой и студентом?
Здесь есть один принцип: я дифференцирую студентов по возрасту. На первом-втором курсе, частично на третьем, я стараюсь быть максимально твердым и отношусь к студентам «по-деловому». Это молодой, неокрепший ум, который пришел учиться, но еще не понимает, что детство закончилось и нужно нести ответственность за свои поступки. А когда передо мной студент четвертого курса и выше, я предпочитаю общаться на равных. Потому что понимаю: это уже взрослыелюди с собственными жизненными целями.
Какими студентами вы особенно гордитесь?
Студенты бывают разные. Есть такие ребята, которые и учились, и закончили на отлично, и хорошую работу себе по специальности без проблем нашли, но есть и другие. Те, кто свободупочувствовал от родителей, от рамок, или просто «без царя в голове». И вот на парах такого редко увидишь, сессию с последней попытки сдает, в общежитии бедокурит – собираемся отчислять. Но перед этим мы беседуем, объясняем, берем на личный контроль. И человек меняется, берется за ум, сдает хвосты, а на дипломном проектировании получает отличную оценку. Вот такими, студентами я очень горжусь, потому что чувствую - не напрасно работали.
Вы молодой директор института, и по возрасту, и по времени руководства – около трех месяцев. Как выстраиваете отношения в коллективе?
Преподаватели в своей среде – это семья. Даже сейчас, когда у меня уже в статусе директора возникают какие-то вопросы, я всегда могу обратиться к старшему поколению института за советом, и знаю, что его дадут. Я горд коллективом института, у нас сильная научная школа, сильные профессора, которые не раз доказывали свою компетентность в самых высоких кругах, наши преподаватели выигрывают профессиональные конкурсы, гранты, постоянно повышают квалификацию. Но есть жизнь и вне аудиторий. Например, у нас институтская футбольная сборная, я в ней играю с 2004 года. А капитан нашей команды, Антон Георгиевич Карлов, вот уже 30 лет выходит на поле с выпускниками. Мы играем дружеские матчи со студентами, потом все вместе празднуем победу. Я всегда жду Новый Год, потому, что мы его всегда по-семейному отмечаем. Ну и летом, в конце учебного года стараемся выезжать с преподавателями на природу: и отдыхать, и рабочие вопросы чуть-чуть обсудить, неформально. Это сейчас teambuilding называется.
Сегодня – День Политехнического института СевГУ. Расскажите о своих ближайших и более перспективных планах с позиции его руководителя.
- Мне важно чтобы люди, которые работают и учатся в институте, чувствовали себя комфортно. Хочу достичь тепла в отношениях преподавателей и студентов, взаимного уважения, стремления к главному. У преподавателя – научить, у студента - научиться.
В дальнейшей перспективе мне бы хотелось вернуть престиж звания «инженер». Ведь нет сейчас в мире сферы, где инженеры не нужны. От транспорта, медицины до нано-технологических исследований и конструирования роботов.Сейчас даже морковку на терке никто не трет, это делает машина, а ее ведь нужно не только создать, но и обслужить, усовершенствовать, тем самым облегчить условия труда людям. И так везде.
Одна из моих главных задач как руководителя института - организовать плотное взаимодействие с крупными промышленными предприятиями, которых, к сожалению, на территории Крыма и Севастополя не так много. Поэтому сейчас наша задача – выйти на континент, направлять туда наших студентов на практику, готовить так, чтобы они были там востребованы. Хотим привлекать абитуриентов из всех уголков России и зарубежья, чтобыдля них обучение вСевГУбыло удивительным периодом жизни, в результате которого они получили отличное образование.
Вы может назвать себя амбициозным человеком?
Да, конечно. Без цели в жизни ничего невозможно добиться. Над этим надо много работать, а по достижении одной цели необходимо устанавливать новую, еще более трудную. Надеюсь, вместе с трудовым коллективом и нашими замечательными студентами мы сможем вывести Политехнический институт вместе со всем Севастопольским государственным университетом на новый уровень.
Обсуждение (7)
Очень приятно читать,что наш севастополец занял такую должность и правильно расставляет акценты.Ему хочется пожелать удачи и продвижения по карьерной лестнице.А еще хочется пожелать терпения и мудрости в условиях,когда сверху спущено распоряжение не отчислять никого ,даже двоечников ради количества студентов(возможно это слухи,но в городе об этом многие говорят).
Точно, прямо как бальзам на душу что севастополец. Удачи ему.
to Дед Йог Клмн (Севастополь):1000%
==Одна из моих главных задач - организовать плотное взаимодействие с крупными промышленными предприятиями, которых, к сожалению, на территории Крыма и Севастополя не так много. Поэтому сейчас наша задача – выйти на континент, направлять туда наших студентов на практику, готовить так, чтобы они были там востребованы. Хотим привлекать абитуриентов из всех уголков России...==
- реальный взгляд на реальное состояние дел в городе. Так держать!
Наконец то обошлись без материковых "Варягов" . Успехов и удачи Вам Василий Игоревич!!!
Ребята, вы что?!!! Все, ВСЕ институты СевГУ возглавляют местные!
to echo (Севастополь): И это радует! Надеюсь не будут относиться к людям как Кошкин. Им тут жить.