Севастополь

Стало известно имя ещё одного защитника Севастополя, поднятого поисковиками

Стало известно имя ещё одного защитника Севастополя, поднятого поисковиками

3 августа этого года среди севастопольских поисковых отрядов, поднимающих в лесах и степях останки бойцов Великой Отечественной, пронеслось радостное известие. Группа, работающая на втором кордоне лесничества Мекензиевых гор, сделала какую-то невероятную находку. Через несколько дней уже все поисковики знали: найдено одиночное захоронение, где рядом с бойцом лежит бутылка с посланием, в котором даже через стекло читаются важные сведения о человеке. Найденные реликвии были немедленно переданы опытному эксперту-криминалисту, прочитавшему уже не один солдатский медальон.

Объединение поисковых отрядов «Долг» считает второй кордон Мекензиевского лесничества (Севастополь) огромным кладбищем. Здесь во время обороны Севастополя шли ожесточённые бои. Зачастую погибших в спешке хоронили в воронках и траншеях, ставшими могилами для сотен советских бойцов. Боец, найденный поисковиками 3-го августа этого года – редкое исключение.

АЛЕКСАНДР ЗАПОРОЖКО, командир поискового отряда «Память» Севастопольского объединения поисковых отрядов «Долг»: «Впервые увидели, что так похоронили. Даже как-то трепетно, потому что кроме медальона у него была ещё и бутылка, явно из-под водки того времени, явно его помянули и вложили записку туда»

 Обнаружил бойца молодой поисковик Сергей Крюков. По его мнению, на втором кордоне, в санитарных захоронениях лежат ещё сотни бойцов. Слишком большие потери несла там Красная армия.

СЕРГЕЙ КРЮКОВ, поисковик отряда «Викинг» Севастопольского объединения поисковых отрядов «Долг»: «- Это редкий случай. Просто, может быть, друзья так решили, чтобы для будущих потомков как-то сохранить память. Может, надеялись, что кто-то когда-то найдёт эту бутылку. Для того и записка была написана.

- Многих ещё надеетесь поднять?

- Я думаю, что ещё лет на 100 хватит»

Запечатанную бутылку вскрывать не стали. Попытались только что-то прочесть через мутное стекло. Затем, как обычно, всё найденное при бойце поисковики передали для исследования опытному эксперту-криминалисту. Тальгат Сардинов не единожды держал в руках «смертники», сквозь лупу вглядывался в полуистлевшие буквы. С его помощью были установлены фамилии шестерых бойцов, найденных на 35-й батарее и захороненных ныне в основании часовни Архистратига Михаила. Эксперт вскрыл бутылку и обнаружил конверт с запиской.

ТАЛЬГАТ САРДИНОВ, эксперт-криминалист: «Почерк, которым исполнена эта записка, или письмо, или послание – очень каллиграфичный, чёткий. Написано: «Здесь покоится прах тела Петрова Бориса Ивановича, погибшего за общее дело по защите города Севастополя, при исполнении боевого задания командования. Погиб от пуль. Попадание в голову»

 От конденсата в бутылке и конверт, и письмо, естественно частично разрушились. Но всё главное бумага сохранила. Теперь можно будет найти родственников защитника Севастополя.

ТАЛЬГАТ САРДИНОВ, эксперт-криминалист: «Здесь ещё остался адрес. Город Баку, Кишлы, улица Джурупова, №3, Дом 8. Мать – Власо…(дальше текст разрушен) Клавдия Яковлевна. 22 апреля 1942 года. Начальник разведки, лейтенант А. Бушманов»

АЛЕКСАНДР ЗАПОРОЖКО, командир поискового отряда «Память» Севастопольского объединения поисковых отрядов «Долг»: «То, что мы смогли прочесть через стекло – в точности подтвердилось в ОБД, в объединённой базе данных. Это моряк. 3-й полк морской пехоты. Разведчик. Фамилия Петров. Борис Иванович, 1922 года рождения»

 В последнее время эксперт Тальгат Сардинов получил от поисковиков несколько смертных медальонов. Некоторые – совсем редкие, железные, о существовании которых раньше поисковики не знали. Остальные – стандартные эбонитовые. Самое сложное в работе эксперта – извлечь бумагу из медальона. Если боец, вопреки суевериям, заполнил листочек медальона – специалист сможет узнать имя его владельца.

ТАЛЬГАТ САРДИНОВ, эксперт-криминалист: «Здесь чётко написано. Адрес семьи определяется. Это кто… Это Могила Григорий. Отчество написано плохо. Были и такие, и такие… У меня даже есть жетон с полосой. Как мне потом поисковики пояснили, с зелёной полосой – это были пограничники, а с красной полосой были НКВД. Но здесь тоже – ни намёков. Жетон пустой, даже никаких штрихов нет»

 К Севастопольским поисковикам и эксперту обращаются за помощью из других регионов. Недавно прислали железный и эбонитовый медальоны.

ТАЛЬГАТ САРДИНОВ, эксперт-криминалист: «Это эбонитовый. А вот это – металлический, он был разрушен и я уже не надеялся, что что-то извлеку. Но – почистил, извлёк и здесь оказался жетон. В эбонитовом был жетон на имя Ниязова, а в металлическом жетоне фамилию очень слабо видно, но видно адрес семьи»

 Поиск родственников разведчика Бориса Петрова начат. Всего с середины июля по сегодняшний день на втором кордоне Мекензиевского лесничества поисковики подняли останки семьдесят одного бойца. Помогали отряды из Саратова и Москвы. Поиск продолжается.

НТС

3795
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
Еще нет голосов
Теги:

Обсуждение (12)

Profile picture for user пентагон
6462

Мы в долгу не только перед героями войны , но и перед поисковиками отряда"Долг".
Большое Вам всем спасибо за правое дело.

Profile picture for user zanoza
726

"Книга памяти", страница 706:

Бушманов Александр Николаевич, 1902 г. р. Сталинская область, г. Дзержинск. Призван Дзержинским "РВК. Лейтенант. Пропал без вести в боях при обороне Севастополя в июле 1942 г.
http://www.memory-book.com.ua/people/book/3?page=706
Возможно, где-то рядом останки и этого лейтенанта...
Вечная память.

Profile picture for user @ндрей59
640

ВЕЧНАЯ СЛАВА!ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ!

Profile picture for user Магда
215

to zanoza (Севастополь)

Эх, и Бушманов тоже, значит... Да ещё и пбв, следовательно место захоронения (если оно было) неизвестно. А я надеялась, что хоть на родственников этого А. Бушманова можно выйти, ведь фамилия не слишком распространённая. А он, оказывается, тоже сгинул. Если июль 1942-го - это уже, думаю, мыс Херсонес и 35-я батарея. Вечная память.

Profile picture for user zanoza
726

to Магда (Севастополь)

В "Книге памяти" есть еще один Бушманов, но он записан как воентехник. Тоже пропал без вести в боях за Севастополь.

Profile picture for user Тихон-2014
240

Воинам вечная память и поклон за их подвиги! А ребятам из поискового отряда «Память» и их родителям уважение и благодарность за ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ и воспитание настоящих людей!!!

Profile picture for user Магда
215

ИМХО: нужно поднимать из всех санитарных захоронений весь народ. Ибо, сами знаете - земля у нас под кооперативы раздаётся быстро. Потом вообще никого не отыщем. Спасибо, что дали "Долгу" работать, в конце-концов. Вот и пошли находки. В "санитарках", ребята говорят, просто быстро сложены штабелями тела, "поленницей" (ряд вдоль, на них ряд поперёк и так далее). Народ оттуда забирать надо и хоронить на Мемориале на Дергачах, потому что землю под ЖСТИЗы поотдают - и всё.

Profile picture for user Сатурн
2018

К сожалению книга памяти не всегда точна. Например мой отец числится пропавшим без вести под Ржевом, хотя был там тяжело ранен и воевал дальше Вязьма, Смоленск, Лида, Кенигсберг.

Profile picture for user Магда
215

to Сатурн К сожалению книга памяти не всегда точна. Например мой отец числится пропавшим без вести под Ржевом, хотя был там тяжело ранен и воевал дальше Вязьма, Смоленск, Лида, Кенигсберг.

Ну, тут нужно уже смотреть по ОБД. Это хорошо умеют Лена Варенова и Нина Мальцева. Есть профи-поисковики "в поле", а эти - профи в ИНФОРМАЦИОННОМ поле. Найдут. При сообщении им полностью начальной имеющейся инфы.

Profile picture for user Александр Царицын
8303

Нужное дело делают.

Profile picture for user zagava
6720

Памяти наших отцов и старших
братьев, памяти вечно молодых
солдат и офицеров Советской
Армии, павших на фронтах
Великой Отечественной войны.

1

Вечная слава героям!
Вечная слава!
Вечная слава!
Вечная слава героям!
Слава героям!
Слава!!

...Но зачем она им,
эта слава,—
мертвым?
Для чего она им,
эта слава,—
павшим?
Все живое —
спасшим.
Себя —
не спасшим.
Для чего она им,
эта слава,—
мертвым?..
Если молнии
в тучах заплещутся жарко,
и огромное небо
от грома
оглохнет,
если крикнут
все люди
земного шара,—
ни один из погибших
даже не вздрогнет.
Знаю:
солнце
в пустые глазницы
не брызнет!
Знаю:
песня
тяжелых могил
не откроет!
Но от имени
сердца,
от имени
жизни,
повторяю!
Вечная
Слава
Героям!..
И бессмертные гимны,
прощальные гимны
над бессонной планетой
плывут
величаво...
Пусть
не все герои,—
те,
кто погибли,—
павшим
вечная слава!
Вечная
слава!!

Вспомним всех поименно,
горем
вспомним
своим...
Это нужно —
не мертвым!
Это надо —
живым!
Вспомним
гордо и прямо
погибших в борьбе...

Есть
великое право:
забывать
о себе!
Есть
высокое право:
пожелать
и посметь!..

Стала
вечною славой
мгновенная
смерть!

2

Разве погибнуть
ты нам завещала,
Родина?
Жизнь
обещала,
любовь
обещала,
Родина.

Разве для смерти
рождаются дети,
Родина?
Разве хотела ты
нашей
смерти,
Родина?

Пламя
ударило в небо!—
ты помнишь,
Родина?
Тихо сказала:
«Вставайте
на помощь...»
Родина.
Славы
никто у тебя не выпрашивал,
Родина.
Просто был выбор у каждого:
я
или
Родина.

Самое лучшее
и дорогое —
Родина.
Горе твое —
это наше
горе,
Родина.

Правда твоя —
это наша
правда,
Родина.
Слава твоя —
это наша
слава,
Родина!

3

Плескалось
багровое знамя,
горели
багровые звезды,
слепая пурга
накрывала
багровый от крови
закат,
и слышалась
поступь
дивизий,
великая поступь
дивизий,
железная поступь
дивизий,
точная
поступь
солдат!
Навстречу раскатам
ревущего грома
мы в бой поднимались
светло и сурово.
На наших знаменах
начертано
слово:
Победа!
Победа!!
Во имя Отчизны —
победа!
Во имя живущих —
победа!
Во имя грядущих —
победа!
Войну
мы должны сокрушить.
И не было гордости
выше,
и не было доблести
выше —
ведь кроме
желания выжить
есть еще
мужество
жить!
Навстречу раскатам
ревущего грома
мы в бой поднимались
светло и сурово.
На наших знаменах
начертано слово
Победа!
Победа!!

4

Черный камень,
черный камень,
что ж молчишь ты,
черный камень?

Разве ты
хотел такого?
Разве ты
мечтал когда-то
стать надгробьем
для могилы
Неизвестного
солдата?
Черный камень.
Что ж молчишь ты,
черный камень?..

Мы в горах
тебя
искали.
Скалы
тяжкие
дробили.
Поезда в ночах
трубили.
Мастера в ночах
не спали,
чтобы
умными руками
чтобы
собственною
кровью
превратить
обычный камень
в молчаливое
надгробье...

Разве камни
виноваты
в том,
что где-то
под землею
слишком долго
спят солдаты?
Безымянные
солдаты.
Неизвестные
солдаты...

А над ними
травы сохнут,
А над ними
звезды меркнут.
А над ними
кружит
беркут
и качается
подсолнух.
И стоят над ними
сосны.
И пора приходит
снегу.
И оранжевое солнце
разливается
по небу.
Время
движется над ними...

Но когда-то,
но когда-то
кто-то в мире
помнил
имя
Неизвестного
солдата!
Ведь еще
до самой смерти
он имел друзей
немало.
Ведь еще
живет на свете
очень старенькая
мама.
А еще была
невеста.
Где она теперь —
невеста?..
Умирал солдат —
известным.
Умер —
Неизвестным.

5

Ой, зачем ты,
солнце красное,
все уходишь —
не прощаешься?
Ой, зачем
с войны безрадостной,
сын,
не возвращаешься?
Из беды
тебя я выручу,
прилечу
орлицей быстрою...
Отзовись,
моя кровиночка!
Маленький.
Единственный...

Белый свет
не мил.
Изболелась я.
Возвратись,
моя надежда!
Зернышко мое,
Зорюшка моя.
Горюшко мое,—
где ж ты?
Не могу найти дороженьки,
чтоб заплакать
над могилою...
Не хочу я
ничегошеньки —
только сына
милого.
За лесами моя ластынька!
За горами —
за громадами...
Если выплаканы
глазыньки —
сердцем
плачут матери.
Белый свет
не мил.
Изболелась я.
Возвратись,
моя надежда!
Зернышко мое,
Зорюшка моя.
Горюшко мое,—
где ж ты?

6

Когда ты, грядущее?
Скоро ли?
В ответ на какую
боль?..

Ты видишь:
самые гордые
вышли на встречу
с тобой.
Грозишь
частоколами надолб.
Пугаешь
угластыми кручами...
Но мы
поднимем себя
по канатам,
из собственных нервов
скрученных!
Вырастем.
Стерпим любые смешки.
И станем
больше
богов!..
И будут дети
лепить снежки
из кучевых
облаков.

7

Это песня
о солнечном свете,
это песня
о солнце в груди.
Это песня о юной планете,
у которой
все впереди!
Именем солнца,
именем Родины
клятву даем.
Именем жизни
клянемся
павшим героям:
то, что отцы не допели,—
мы
допоем!
То, что отцы не построили,—
мы
построим!

Устремленные к солнцу побеги,
вам
до синих высот вырастать.
Мы —
рожденные песней победы —
начинаем
жить и мечтать!
Именем солнца,
именем Родины
клятву даем.
Именем жизни
клянемся
павшим героям:
то, что отцы не допели,—
мы
допоем!
То, что отцы не построили,—
мы
построим!

Торопитесь,
веселые весны!
Мы погибшим на смену
пришли.
Не гордитесь,
далекие звезды,—
ожидайте
гостей
с Земли!
Именем солнца,
именем Родины
клятву даем.
Именем жизни
клянемся
павшим героям:
то, что отцы не допели,—
мы
допоем!
То, что отцы не построили,—
мы
построим!

8

Слушайте!
Это мы
говорим.
Мертвые.
Мы.
Слушайте!
Это мы
говорим.
Оттуда.
Из тьмы.
Слушайте!
Распахните глаза.
Слушайте до конца.
Это мы
говорим,
мертвые.
Стучимся
в ваши
сердца...

Не пугайтесь!
Однажды
мы вас потревожим во сне.
Над полями
свои голоса пронесем в тишине.
Мы забыли,
как пахнут цветы.
Как шумят тополя.
Мы и землю
забыли.
Какой она стала,
земля?
Как там птицы?
Поют на земле
без нас?
Как черешни?
Цветут на земле
без нас?
Как светлеет
река?
И летят облака
над нами?
Без нас.

Мы забыли траву.
Мы забыли деревья давно.
Нам
шагать по земле
не дано.
Никогда не дано!
Никого не разбудит
оркестра
печальная
медь...
Только самое страшное,—
даже страшнее,
чем смерть:
знать,
что птицы
поют на земле
без нас!
Что черешни
цветут на земле
без нас!
Что светлеет
река.
И летят облака
над нами.
Без нас.

Продолжается жизнь.
И опять
начинается день.
Продолжается жизнь.
Приближается
время дождей.
Нарастающий ветер
колышет
большие хлеба.
Это —
ваша судьба.
Это —
общая наша
судьба...
Так же птицы
поют на земле
без нас.
И черешни
цветут на земле
без нас.
И светлеет
река.
И летят облака
над нами.
Без нас...

9

Я
не смогу.
Я
не умру...

Если
умру —
стану
травой.
Стану
листвой.
Дымом костра.
Вешней землей.
Ранней звездой.

Стану волной,
пенной
волной!
Сердце
свое
вдаль
унесу.
Стану
росой,
первой грозой,
смехом
детей,
эхом
в лесу...
Будут в степях
травы
шуметь.
Будет стучать
в берег
волна...

Только б
допеть!
Только б
успеть!
Только б
испить
чашу
до дна!
Только б
в ночи
пела
труба!

Только б
в полях
зрели
хлеба!..
Дай мне
ясной жизни,
судьба!
Дай мне
гордой смерти,
судьба!

10

Помните!
Через века,
через года,—
помните!
О тех,
кто уже не придет
никогда,—
помните!

Не плачьте!
В горле
сдержите стоны,
горькие стоны.
Памяти
павших
будьте
достойны!
Вечно
достойны!

Хлебом и песней,
Мечтой и стихами,
жизнью
просторной,
каждой секундой,
каждым дыханьем
будьте
достойны!

Люди!
Покуда сердца
стучатся,—
помните!
Какою
ценой
завоевано счастье,—
пожалуйста,
помните!

Песню свою
отправляя в полет,—
помните!
О тех,
кто уже никогда
не споет,—
помните!

Детям своим
расскажите о них,
чтоб
запомнили!
Детям
детей
расскажите о них,
чтобы тоже
запомнили!
Во все времена
бессмертной
Земли
помните!
К мерцающим звездам
ведя корабли,—
о погибших
помните!

Встречайте
трепетную весну,
люди Земли.
Убейте
войну,
прокляните
войну,
люди Земли!

Мечту пронесите
через года
и жизнью
наполните!..
Но о тех,
кто уже не придет
никогда,—
заклинаю,—
помните!

Роберт Рождественский
1962

...Не знаю,как других, но меня эти стихи пробирают до слез...
А поисковикам огромное уважение и низкий поклон за все, что они делают. Вопреки всему, по зову сердца...

Главное за день

На стройке ЖК в центре Севастополя погиб человек

Трагедия произошла на площадке ООО «КБРСГ».
20:00
18
4397

Музей ЧФ: место силы севастопольского духа

Среди двух тысяч экспонатов музея немало предметов мирового значения.
20:02
5
1079

Почему жильцы аварийного дома в Севастополе не выезжают даже под угрозой его сноса

Контракт на демонтаж здания на Херсонской, 5 подписали в начале июля.
20:00
24
4425

Почему уроженца Ирландии увековечили на берегу Сиваша в Крыму

Памятник поставлен при Украине российским патриотами Крыма.
19:20
0
2390

Что в Севастополе думают о грядущей налоговой реформе

Жить по новым правилам страна начнёт с 1 января 2025 года.
19:04
21
3204