Напомним, что, если водитель совершил такую аварию, ему грозит уголовная статья. Причем если медосвидетельствование показало, что водитель был во время аварии нетрезв, ему грозит более серьезное наказание: плюс два года к сроку, который он мог бы получить, если бы был трезв. При этом в случае смерти пострадавшего для нетрезвого водителя наказание будет начинаться с 2 лет заключения.
Однако довольно часто водители, совершив такую аварию, скрываются с места происшествия. Позже их находит полиция. Или они сами приходят в полицию с повинной. Но доказать, трезв был водитель или нет во время совершения аварии, уже невозможно.
Поводом для внесения таких поправок послужило решение Конституционного суда. В КС обратился Ивановский областной суд, который не мог самостоятельно решить коллизию. Некий Сергей Журавлев совершил аварию, в которой погибли два человека, и скрылся с места происшествия. Но почти через год сам обратился в полицию с повинной в содеянном.
Из материалов дела следовало, что водитель был нетрезв. Его неадекватное поведение было зафиксировано камерами, а также показаниями свидетелей. Подтверждалось оно и чеками на алкоголь, пробитыми в местном ночном клубе, где он гулял с компанией. Но все это лишь косвенные признаки. Тем не менее на основании этих косвенных признаков суд первой инстанции признал его виновным в совершении аварии в нетрезвом виде и назначил 8 лет заключения в колонии.
Однако апелляция засомневалась в возможности вменения ему в вину отягчающих признаков в виде употребления алкоголя, раз медосвидетельствования не было. И обратился за разъяснениями в КС.
В Конституционном суде согласились с тем, что нельзя водителя привлечь к повышенной ответственности на основании косвенных признаков. Однако обратили внимание, что это пробел в законодательстве, который надо устранить. Потому что сбежавшие с места ДТП водители оказываются в более выгодном положении, нежели добропорядочные автовладельцы, оставшиеся ждать инспекторов.
МВД довольно быстро разработало поправки в законодательство для устранения такой несправедливости. Документ предусматривает изменение первого абзаца частей 2, 4 и 6 статьи 264 УК РФ, которая прописывает наказание для водителей, совершивших ДТП с погибшими или с получившими тяжкие повреждения. После слов «в состоянии опьянения» статью предлагается дополнить словами «или скрывшимся с места совершения ДТП».
Таким образом, водителям, сбежавшим с места аварии, в которой ее участникам был причинен тяжкий вред здоровью, будет грозить наказание в виде принудительных работ на срок до 3 лет либо лишение свободы на срок до 4 лет. Водителям, покинувшим место ДТП, в котором погиб человек, будет грозить лишение свободы на срок от 2 до 7 лет. А за смерть двух или более лиц будет предусмотрено от 4 до 9 лет колонии.
Также вносятся изменения в часть 2 статьи 12.27 Кодекса об административных правонарушениях. Эта статья предусматривает ответственность за оставление места ДТП. Но если депутаты примут поправки, то она будет распространяться только на случаи, в которых пострадали машины, а люди получили максимум средний вред здоровью. Сделано это для того, чтобы нормы законодательства не вступали в спор между собой. Без этой поправки в КоАП получится, что за оставление места ДТП, после принятия поправок в УК, водителю может грозить как административная, так и уголовная ответственность.
Надо сказать, многие не понимают, что исключение из КоАП наказания за оставление места аварии, в которой погибли люди, вовсе не отменяет лишение прав. В Уголовном кодексе такая мера наказания, как лишение водительского удостоверения, не предусмотрена. Но предусмотрена возможность наложения ограничения на какую-либо деятельность. Поэтому судья может наложить и такое ограничение, как управление транспортным средством. То есть по отбытии наказания водитель не сможет садиться за руль в течение того срока, который укажет судья.
Еще раз поясним, что уголовная ответственность в отношении скрывшегося с места аварии будет применяться только в том случае, если в результате ДТП пострадавший получил тяжкую травму или погиб. Во всех остальных случаях будет применяться статья 12.27 КоАП. То есть если человек случайно задел чей-то бампер во дворе дома на парковке, не заметил этого и уехал, ему Уголовный кодекс не грозит. Бывает, что тяжелая фура на трассе слегка задела легковушку. Водитель фуры мог этого не заметить и не услышать. Но его за это не привлекут к уголовной ответственности.
Но представим другую ситуацию. Водитель сбил пешехода. Тот сказал, что повреждений не получил и претензий не имеет. Водитель не стал вызывать ГИБДД и уехал, а пешеходу стало плохо или он скончался. Вот тут для водителя и кроется страшная неприятность. Если врачи установят, что травму, а то и смерть спровоцировала авария, то в отношении водителя после вступления в силу этих поправок будет заведено уголовное дело. Так что в таких ситуациях всегда вызывайте автоинспектора.